Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Biya

С новым 1981 годом!





На фото: члены Политбюро ЦК КПСС в декабре 1980 года вышли на крылечко здания Совета Министров СССР, чтобы сделать групповое фото. На крайнем левом фланге (если смотреть с их стороны), стоит новоявленный член – М.С.Горбачёв, который вступил в эту славную когорту чуть более месяца назад. Пока что он крайний подползающий. Но всего через несколько лет…


Поздравляю всех читателей моего журнала с новым 1981 годом! Ну да, вы скажете, что я опечатался и поздравлять надо с 2021 годом. Но, во-первых, на днях я опубликовал текст про некоторого молодого человека, который попал из 2020 года не в 2021-й, а в 1980-й год. Следовательно, он будет встречать именно 1981 год. А во-вторых...

Collapse )




promo germanych july 16, 2013 23:34 672
Buy for 50 tokens
Источник фото: alushtalive.com Известная сентенция гласит «На Чёрном море хоть раз в жизни наверное отдыхал каждый советский человек». Эту фразу в фильме «Москва слезам не верит» нравоучительно произносит главная героиня Екатерина Тихомирова. Меня всегда эта фраза…
Biya

Техника выживания для случайно попавшего в СССР





На фото: Москва, Площадь 50-летия Октября, начало 1980-х.


Чисто игра разума. На фоне многочисленных фантазий про попаданцев, которые из нашего настоящего как-то переметнулись в СССР и как там дают советы чуть ли не членам Политбюро и вообще разруливают всю геополитику. Причём читают такое и о таком мечтают как правило граждане, которые не смогли бы даже ребёнка убедить сделать что-то, что ребёнку делать не хочется. Но в своих фантазиях они вершат судьбами миллионов – им бы лишь попасть в СССР, тогда уж они себя покажут. А я вот подумал: ну а почему бы не пофантазировать, что идёт такой обычный парень из нашего времени, скажем, по Новому Арбату в Москве современной, спотыкается, поднимается на ноги – глядь, а всё вокруг преобразилось. И видит он, что уже не на Новом Арбате в 2020 году, а на проспекте Калинина в… ну, допустим, 1980 году – сорок лет назад. Как быть? Как выживать? Что делать? Куда пойти, куда податься? Для облегчения задачи предположим, что дело происходит в начале сентября, а не в декабре.

Collapse )




Biya

Отсечённые руки, ноги и головы или О чем рассказали голландские полотна





Корнелиус ван Далем. «Легенда о пекарне Экло» (фрагмент).


Это банально, быть может, но мне нравится голландская живопись. Не только периода XV–XVII в.в., т.е. «золотого периода», но и за пределами этого интервала – как в ту, так и в другую стороны. Нравятся мне, понимаешь, голландские полотна своими бытовыми деталями и прочими интересными финтифлюшками. По сути, многие из этих картин – жанровые фоторепортажи, созданные техникой масляной живописи задолго до появления фотографии. Очень много деталей, вызывающих интерес, заставляющий предпринимать поиски, чтобы лучше понять изображённое. Но не буду ходить вокруг да около. Возьму да и рассмотрю поближе некоторые полотна голландских живописцев.

Collapse )




Biya

Детям про СССР






Благодаря интернету некоторое время тому назад я сделал для себя открытие. Не то чтобы эпохальное, но для любого людоведа и душелюба, по любому, полезное. Оказывается, мозг человека не развивается всё время его жизни. Мозг в какой-то момент останавливается в своём развитии. Причём у разных людей это происходит в разном биологическом возрасте. У кого-то мозг развивается почти до глубокой старости – таких людей называют мудрецами. У кого-то мозг замирает в преклонном возрасте. А есть и такие люди, у которых мозг в своём развитии останавливается лет в 12-14 максимум. И таких, как я выяснил благодаря интернету – очень много. Как их узнать? Достаточно просто. Видите заглавную картинку к этому посту? Вернее не картинку, а набор сентенций, в ней представленных (довольно криво, кстати)? Вот такое искренне мог написать только человек с мозгом 12-лентеного ребёнка. И даже не важно, что этот текст – косноязычный пересказ каких-то стишков. Изначальные стишки – тоже весьма посредственны. Я про другое. Я про детский мозг, который иной раз обнаруживаешь у взрослого человека. Вроде бы детский дешёвый максимализм начального уровня осуждать не принято. Но ведь это написал не ребёнок. И почему-то всегда раздражает, когда взрослый человек ведёт себя как малое дитя. Не в смысле–дурачится – иной раз подурачиться это богоугодное дело. А вот когда взрослый человек начинает изрыгать из себя бгагоглупости космического уровня с претензией на философию жизни маленького ребёнка, вчера открывшего для себя набор истин из отрывного календаря за 1977 год. Когда дитя, зачерпнувшее полный край нравственных ориентиров в свежем номере «Мурзилки», пытается стыдить взрослых людей, которые ему кажутся прожженными аморальными циниками – за то, что позабывали наставления Мурзилки – это комично. Вроде можно посмеяться и пройти мимо. Но, с другой стороны, кич – а ведь такого рода наборы благоглупостей, маскирующихся под гражданскую позицию высокой пробы это и есть самый стопроцентный кич – надо изничтожать. Иначе мы все захлебнёмся в патоке дешёвого пафоса людей с недоразвитым мозгом – очень сильно недоразвитым, добавлю я. Итак, разберу по пунктам каждый пассаж этого опуса, который попался мне на просторах интернета.

Collapse )




UPD

Специально для тех, у кого с памятью плохо или для кого «факты неизвестны» дам ссылку на важный ресурс.

Бессмертный барак

В самом деле, почему тех, кто погиб или был ранен на войне, помнить надо, а тех, кто погиб или гнил в сталинских концлагерей надо забыть. Люди, создавшие Бессмертный барак, не дают забывать. На сайте уже присутствуют дела 1,9 млн. человек.
Biya

Советский Союз глазами зарубежных гостей





Обложка их одна из страниц журнала National Geographic (№12 за 1959 год).


Была в брежневское время такая телеперадача. Так и называлась: «Советский Союз глазами зарубежных гостей». Советским людям поехать самим поглазеть на заграницу, особенно капиталистическую, было крайне затруднительно. В качестве компенсации им предлагали посмотреть на свою страну глазами жителей заграницы. Неравный обмен, конечно, но такова была советская селяви. В прошлом посте, посвящённому визуализации 1959 года в телесериала «Перевал Дятлова», я упомянул про визит летом 1959 года в СССР тогдашнего вице-президента США в администрации Эйзенхауэра Ричарда Никсона. Свои впечатления Никсон позднее изложил, правда не в советской телепередаче, а в американском журнале National Geographic (№12 за 1959 год). Статья была богата иллюстрирована фотографиями (фотограф Энтони Стюарт). Сегодня решил привести эти фотографии. Ибо на мой взгляд в самом деле любопытно, каким же увидел Советский Союз товарищ Ричард Никсон.

Collapse )


Biya

«Перевал Дятлова» оком перфекциониста





Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).


Многосерийный художественный фильм (как сказал бы диктор советского ТВ) или мини-сериал, как уныло говорят сейчас – «Перевал Дятлова» – мне понравился. То есть очень и очень. Вот уже неделя, как его посмотрел, а послевкусие не отпускает. Создателям – искреннее браво. Единственное что несколько удивило – это распределение между плёночными и цифровыми сериями. Казалось бы, что если серии, в которых показывается сама группа, стилизованы под фильмы 60-х, то именно эти фрагменты надо снимать на плёнку. Но на плёнку почему-то сняты цветные серии, где помимо прочего есть немало очень красиво сделанных компьютерных эффектов, которые прямо просятся в цифровое качество. А цифра в ч/б немного смазывает стилизацию. Но это, конечно, мелочи. Художнику, как говорится, виднее. А их, художников, у фильма было целых три: Илья Куликов, Василий Внуков и Александр Сысоев. И они показали, какой хороший фильм можно сделать, если твоё дело тебе доставляет удовольствие. И конечно огромный респект (извиняюсь за выражение) актёрам фильма, особенно ребятам и девушкам, которые на пять с плюсом сыграли группу Дятлова. Вот вам – молодые, неизвестные актёры, которые выложились на все сто. Последняя серия – это уже нечто из разряда Plus Ultra (как сказал бы товарищ Бэкон). Финальный кадр (он взят заглавным для данного поста) потрясает и удержаться помогает только вспомненная к месту фраза из другого фильма – «мужчины не плачут – мужчины огорчаются». Словом, фильм – блеск. И, наверное, я ещё отдельно напишу про драматургическую и мифологическую составляющую этого фильма. Сейчас же хочу заострить внимание почтеннейшей публики на том, мимо чего пройти я никак не мог. Поскольку фильм, как ни крути, про СССР, мой внутренний перфекционист местами включался на всю катушку. Вот об это пойдёт речь ниже.

Collapse )


benito

День 9 ноября – красно-бело-чёрный день календаря







Любопытно, что на 10 лет попытки захвата НСДАП власти в Мюнхене (т.н. «Мюнхенский путч» 9 ноября 1923 года) , в Германии выпустили блок марок не с оригинальным изображением, а просто взяли какие-то старые марки и надпечатали чёрным «1923–1933».

Collapse )





Biya

Объясняю, почему принц Чарльз ходит 40 лет в одном пальто







На фото: принц Чарльз сорок лет рассекает в одном и том же пальто (фото из журнала amarok_man)


Углядел забавный пост про то, как принц Чарльз сорок лет ходит в одном пальто. На представленных фотографиях принц и в самом деле возрастом меняется, а верхняя формы одежды остаётся неизменной. Удивительная бережливость члена королевской фамилии. Читатели в комментариях делают свои предположения, почему и как. Но все они не правы. А теперь я вам расскажу, как дело было.
Collapse )





Biya

Мальчик со шпагой против Совка





Иллюстрации к повести В.Крапивина «Мальчик со шпагой» в журнале «Пионер» (№6, июнь 1974 года).


Написав пост памяти Владислава Крапивина, я внезапно для самого себя испытал непреодолимое желание наконец прочитать его программную повесть «Мальчик со шпагой». В детстве минула меня чаша сия, хотя история Серёжи Каховского (главного героя повести) печаталась даже в журнале «Пионер» (который, как известно, всем ребятам пример). Ну не читал я в детстве историю клуба «Эспада». Так я и «Мёртвые души» только в зрелом возрасте прочитал полностью (получив, между нами говоря, искреннее удовольствие, что лишний раз свидетельствует о том, что заставлять современных школьников читать книги, писанные для взрослых жителей XIX века – варварство). Словом, почему бы не прочитать сегодня и детскую повесть, взглянув на неё глазами взрослого человека. Читал конечно не запоем, но отмечу, что язык у Крапивина оказался весьма качественным и, несмотря на некоторые, естественные для детской повести наивнизмы, в целом перипетии судьбы главного героя – Серёжи Каховского, держали моё внимание вельми крепко. Не знаю какое впечатление произвела бы на меня повесть Крапивина, прочитай я её в 1973 или 1974 году – когда она была впервые опубликована, т.е. когда мне самому было примерно столько же лет, сколько главному герою (повесть публиковалась в «Пионере» частями в 1973, 1974 и в 1975-м годах). Но сегодня, с вершины своего опыта, я бы кратко охарактеризовал её так: повесть о мальчике, который входит во взрослую жизнь и начинает ощущать усиливающееся давление Совка на всё, что он считает дорогим и важным для себя. Собственно, именно это является главным в этой повести Крапивина. Ниже я берусь доказать этот тезис. Будем считать, что это нечто вроде школьного сочинения по прочитанной книжке. Правда заранее предупреждаю врагов многих букв – сочинение моё получилось очень большим, так что лучше не испытывайте свои нервы понапрасну. Для всех прочих – милости прощу под кат.

Collapse )




Biya

1 сентября умер Командор





На фото: Владислав Крапивин, русский детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог.


Командор – так называли Владислава Крапивина его воспитанники. И 1 сентября 2020 года он умер. Когда я узнал об этом, стало грустно. Есть конечно что-то символическое, что этот до мозга костей друг детей, умер именно 1 сентября. Попробую сформулировать моё к нему отношение – не как к писателю, а как к необычному явлению в советской истории 70-х.

Collapse )





UPD: Барабанщики с чёрными барабанами проводили своего Командора. Он словно именно для этой минуты выбрал цвет барабанов. Круто.



https://www.facebook.com/100002011671617/videos/pcb.3313865875357102/3313847555358934

UPD2: Оказывается, в книжке «Всадники со станции Роса» у мерзкого начальника лагеря была фамилия — Совков. Нет, каково?! Ай-да, Крапивин!