Biya

Техника выживания для случайно попавшего в СССР





На фото: Москва, Площадь 50-летия Октября, начало 1980-х.


Чисто игра разума. На фоне многочисленных фантазий про попаданцев, которые из нашего настоящего как-то переметнулись в СССР и как там дают советы чуть ли не членам Политбюро и вообще разруливают всю геополитику. Причём читают такое и о таком мечтают как правило граждане, которые не смогли бы даже ребёнка убедить сделать что-то, что ребёнку делать не хочется. Но в своих фантазиях они вершат судьбами миллионов – им бы лишь попасть в СССР, тогда уж они себя покажут. А я вот подумал: ну а почему бы не пофантазировать, что идёт такой обычный парень из нашего времени, скажем, по Новому Арбату в Москве современной, спотыкается, поднимается на ноги – глядь, а всё вокруг преобразилось. И видит он, что уже не на Новом Арбате в 2020 году, а на проспекте Калинина в… ну, допустим, 1980 году – сорок лет назад. Как быть? Как выживать? Что делать? Куда пойти, куда податься? Для облегчения задачи предположим, что дело происходит в начале сентября, а не в декабре.

Collapse )




promo germanych февраль 23, 2011 20:03 54
Buy for 50 tokens
Вот иной раз спрашивают: «Какой ваш любимый фильм?» Задумаешься тут. Вообще странно иметь какой-то один любимый фильм, любимую книгу, любимую пищу или, скажем, любимый цвет. Это похоже на детские анкеты в тетрадях, когда в на каждой странице задавался какой-нибудь вопрос (про любимый…
Biya

Отсечённые руки, ноги и головы или О чем рассказали голландские полотна





Корнелиус ван Далем. «Легенда о пекарне Экло» (фрагмент).


Это банально, быть может, но мне нравится голландская живопись. Не только периода XV–XVII в.в., т.е. «золотого периода», но и за пределами этого интервала – как в ту, так и в другую стороны. Нравятся мне, понимаешь, голландские полотна своими бытовыми деталями и прочими интересными финтифлюшками. По сути, многие из этих картин – жанровые фоторепортажи, созданные техникой масляной живописи задолго до появления фотографии. Очень много деталей, вызывающих интерес, заставляющий предпринимать поиски, чтобы лучше понять изображённое. Но не буду ходить вокруг да около. Возьму да и рассмотрю поближе некоторые полотна голландских живописцев.

Collapse )




Biya

Детям про СССР






Благодаря интернету некоторое время тому назад я сделал для себя открытие. Не то чтобы эпохальное, но для любого людоведа и душелюба, по любому, полезное. Оказывается, мозг человека не развивается всё время его жизни. Мозг в какой-то момент останавливается в своём развитии. Причём у разных людей это происходит в разном биологическом возрасте. У кого-то мозг развивается почти до глубокой старости – таких людей называют мудрецами. У кого-то мозг замирает в преклонном возрасте. А есть и такие люди, у которых мозг в своём развитии останавливается лет в 12-14 максимум. И таких, как я выяснил благодаря интернету – очень много. Как их узнать? Достаточно просто. Видите заглавную картинку к этому посту? Вернее не картинку, а набор сентенций, в ней представленных (довольно криво, кстати)? Вот такое искренне мог написать только человек с мозгом 12-лентеного ребёнка. И даже не важно, что этот текст – косноязычный пересказ каких-то стишков. Изначальные стишки – тоже весьма посредственны. Я про другое. Я про детский мозг, который иной раз обнаруживаешь у взрослого человека. Вроде бы детский дешёвый максимализм начального уровня осуждать не принято. Но ведь это написал не ребёнок. И почему-то всегда раздражает, когда взрослый человек ведёт себя как малое дитя. Не в смысле–дурачится – иной раз подурачиться это богоугодное дело. А вот когда взрослый человек начинает изрыгать из себя бгагоглупости космического уровня с претензией на философию жизни маленького ребёнка, вчера открывшего для себя набор истин из отрывного календаря за 1977 год. Когда дитя, зачерпнувшее полный край нравственных ориентиров в свежем номере «Мурзилки», пытается стыдить взрослых людей, которые ему кажутся прожженными аморальными циниками – за то, что позабывали наставления Мурзилки – это комично. Вроде можно посмеяться и пройти мимо. Но, с другой стороны, кич – а ведь такого рода наборы благоглупостей, маскирующихся под гражданскую позицию высокой пробы это и есть самый стопроцентный кич – надо изничтожать. Иначе мы все захлебнёмся в патоке дешёвого пафоса людей с недоразвитым мозгом – очень сильно недоразвитым, добавлю я. Итак, разберу по пунктам каждый пассаж этого опуса, который попался мне на просторах интернета.

Collapse )




UPD

Специально для тех, у кого с памятью плохо или для кого «факты неизвестны» дам ссылку на важный ресурс.

Бессмертный барак

В самом деле, почему тех, кто погиб или был ранен на войне, помнить надо, а тех, кто погиб или гнил в сталинских концлагерей надо забыть. Люди, создавшие Бессмертный барак, не дают забывать. На сайте уже присутствуют дела 1,9 млн. человек.
Biya

Советский Союз глазами зарубежных гостей





Обложка их одна из страниц журнала National Geographic (№12 за 1959 год).


Была в брежневское время такая телеперадача. Так и называлась: «Советский Союз глазами зарубежных гостей». Советским людям поехать самим поглазеть на заграницу, особенно капиталистическую, было крайне затруднительно. В качестве компенсации им предлагали посмотреть на свою страну глазами жителей заграницы. Неравный обмен, конечно, но такова была советская селяви. В прошлом посте, посвящённому визуализации 1959 года в телесериала «Перевал Дятлова», я упомянул про визит летом 1959 года в СССР тогдашнего вице-президента США в администрации Эйзенхауэра Ричарда Никсона. Свои впечатления Никсон позднее изложил, правда не в советской телепередаче, а в американском журнале National Geographic (№12 за 1959 год). Статья была богата иллюстрирована фотографиями (фотограф Энтони Стюарт). Сегодня решил привести эти фотографии. Ибо на мой взгляд в самом деле любопытно, каким же увидел Советский Союз товарищ Ричард Никсон.

Collapse )


Biya

«Перевал Дятлова» оком перфекциониста





Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).


Многосерийный художественный фильм (как сказал бы диктор советского ТВ) или мини-сериал, как уныло говорят сейчас – «Перевал Дятлова» – мне понравился. То есть очень и очень. Вот уже неделя, как его посмотрел, а послевкусие не отпускает. Создателям – искреннее браво. Единственное что несколько удивило – это распределение между плёночными и цифровыми сериями. Казалось бы, что если серии, в которых показывается сама группа, стилизованы под фильмы 60-х, то именно эти фрагменты надо снимать на плёнку. Но на плёнку почему-то сняты цветные серии, где помимо прочего есть немало очень красиво сделанных компьютерных эффектов, которые прямо просятся в цифровое качество. А цифра в ч/б немного смазывает стилизацию. Но это, конечно, мелочи. Художнику, как говорится, виднее. А их, художников, у фильма было целых три: Илья Куликов, Василий Внуков и Александр Сысоев. И они показали, какой хороший фильм можно сделать, если твоё дело тебе доставляет удовольствие. И конечно огромный респект (извиняюсь за выражение) актёрам фильма, особенно ребятам и девушкам, которые на пять с плюсом сыграли группу Дятлова. Вот вам – молодые, неизвестные актёры, которые выложились на все сто. Последняя серия – это уже нечто из разряда Plus Ultra (как сказал бы товарищ Бэкон). Финальный кадр (он взят заглавным для данного поста) потрясает и удержаться помогает только вспомненная к месту фраза из другого фильма – «мужчины не плачут – мужчины огорчаются». Словом, фильм – блеск. И, наверное, я ещё отдельно напишу про драматургическую и мифологическую составляющую этого фильма. Сейчас же хочу заострить внимание почтеннейшей публики на том, мимо чего пройти я никак не мог. Поскольку фильм, как ни крути, про СССР, мой внутренний перфекционист местами включался на всю катушку. Вот об это пойдёт речь ниже.

Collapse )


Biya

Гастрономические пристрастия моего детства



На фото: полдник в пионерлагере «Берёзка» (Домодедовский район).


Этот гастрономический пост навеян вот этим постом zina_korzina. Ну что тут сказать? В детстве ребёнку обычно кажется наиболее вкусным то, что для него наиболее недоступно. Такая линейная зависимость – чем недоступнее, тем вкуснее. Отсюда и эти современные стоны «тех, кто пережил» о «самом вкусном мороженом и самых вкусных пирожных». Можно подумать, они их каждый день уплетали по кило. Раз в неделю в воскресенье родители выдавали мелочь на кино и мороженое или пирожное с газировкой в буфете. Таков был деликатесный паёк большинства советских детей брежневской поры. А у иных даже этого не было. Не от хороший жизни стайки хулиганов сшибали гривенники у мелюзги. Ибо даже хулиган иногда хочет скушать мороженое или пирожное, пока не дорос для приобщения к дегустациям портвейна «Кавказ». При таких раскладах вкус мороженого и пирожного, безусловно, будет казаться чем-то сверхъестественным. Повзрослев, человек недалёкого ума путает реальные вкусовые качества продута со своими ощущениями от употребления этого продукта. Отсюда и легенды про невиданный вкус советских лакомств.

Collapse )






benito

День 9 ноября – красно-бело-чёрный день календаря







Любопытно, что на 10 лет попытки захвата НСДАП власти в Мюнхене (т.н. «Мюнхенский путч» 9 ноября 1923 года) , в Германии выпустили блок марок не с оригинальным изображением, а просто взяли какие-то старые марки и надпечатали чёрным «1923–1933».

Collapse )





Biya

Объясняю, почему принц Чарльз ходит 40 лет в одном пальто







На фото: принц Чарльз сорок лет рассекает в одном и том же пальто (фото из журнала amarok_man)


Углядел забавный пост про то, как принц Чарльз сорок лет ходит в одном пальто. На представленных фотографиях принц и в самом деле возрастом меняется, а верхняя формы одежды остаётся неизменной. Удивительная бережливость члена королевской фамилии. Читатели в комментариях делают свои предположения, почему и как. Но все они не правы. А теперь я вам расскажу, как дело было.
Collapse )





Biya

Как могла выглядеть сцена катастрофы в фильме А.Митты «Экипаж»





Кадр из фильма «Экипаж» (СССР, Мосфильм, реж.А.Митта, 1979 год)


Снять фильм, я полагаю, не немного легче, чем запустить ракету в космос. По крайней мере, фильм-катастрофу, в котором обязательно должны быть эффектные напряжённые сцены. У меня не ахти какой опыт съёмок в кино, но кое-где я всё же принимал участие или наблюдал. И мой вывод такой – как ни планируй кино, всё равно что-то когда-то пойдёт сикась-накось. Энтропию победить тем труднее, чем большее число творческих людей собираются вместе, чтобы организовать действие. Думаю, разные накладки случались всегда и всюду, в том числе и на съёмочных площадках Голливуда. Однако снять фильм-катастрофу в СССР – это был вообще подвиг за гранью. Ибо к обычной непредсказуемости съёмок добавлялась вся мощь Совка, который превращал и так непростое событие в некий трудно проходимый квест. В своём учебнике «Кино между адом и раем» Александр Митта приоткрыл завесу над тем, как снимались сцены катастрофы в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж». Читая его описание начинаешь лучше понимать, почему многие советские кинорежиссёры получали инфаркты, а кое-кто – как, например, режиссёр фильма «Через тернии к звездам» Ричард Викторов – умерли раньше времени от сердечного приступа. Но лучше я дам слово самому Александру Митте. Ниже привожу небольшой фрагмент из его книги, в котором он описывает съёмки спецэффектов фильма «Экипаж» (иллюстрации к этому рассказу также сделал сам Александр Митта).

Collapse )