1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Category:

Писать ли бессмертный роман?

Иной раз в комментариях к каким-нибудь постам в блогах (особенно если посты «с продолжением») можно прочесть: «Вы отлично пишете, не думаете издать книгу?». Иной автор даже начинает жеманничать, мол да, может издам. Издаст он…

Ладно, расскажу, что значит издать книгу.

Итак, само понятие «издать» предполагает, что вы являетесь не частным лицом, а владельцем или, на худой конец, главным редактором издательства. Потому что, согласно закона, только издательство, имеющее соответствующую лицензию, может издавать книги. Получить лицензии не сложно. В принципе, любой человек может зарегистрировать издательство, т.е. получить легальную возможность издавать книги. Однако, само собой, получить лицензию – это почти ничего. Лицензия сама по себе ничего не значит. Этот документ лишь даёт возможность заключать договора с двумя важнейшими партнёрами издателя – типографиями и книжными магазинами.

С типографией всё просто – типография, при наличии лицензии и денег, напечатает вам всё, что угодно. Да, именно так – типография не несёт ответственности за содержание книги (если, конечно, она печатает реально оформленный тираж легальному издателю). Так что при наличии лицензии и денег книгу напечатать можно. Сколько стоит отпечатать один тираж книги? Ну всё зависит от объёма, качества, тиража. В принципе, расходы на типографию очень грубо составляют что-то около 15-20% от той цены, по которой книга продаётся в магазине. Это несколько грубое допущение, но примерную стоимость типографских услуг даёт.

Ну, допустим, тираж отпечатан. Что дальше? 3-5 тысяч тиража (а именно таким сегодня бывает первый тираж новых авторов) – это довольно изрядная стопка пачек, которую надо куда-то пристроить. А куда? Ясное дело – в книжные магазины. В принципе, с этим тоже проблем не будет, поскольку сегодня книжные магазины делают прибыль на количествах наименований и поэтому заинтересованы в расширении ассортимента. Но это в теории. На практике же книжные магазины очень придирчиво подходят к книгам. Нет, они осуществляют не идеологический контроль, а сугубо экономический. Каждое место на каждой полке книжного магазина имеет свою «стоимость». То есть менеджеры знают, что например вторая полка третьего шкафа должна приносить в месяц столько-то денег. Поэтому если стоящие на ней книги не продаются так хорошо, чтобы приносить эту плановую прибыль, то они безжалостно выкидываются и заменяются другими.

Кстати, в советское время показателем качества книги было то, что её не было на прилавке: человек слышал, что в магазине таком-то «выбросили» нужную книгу, мчался туда – ан, книги-то уже и нет – раскупили. В современных книжных ситуация ровно обратная. Если вы периодически заходите в книжный магазин и видите, что какая-то книга всё стоит и стоит на полках – это означает, что книга очень хорошо продаётся и магазин её докупает и докупает у издателя. А вот если вы увидели какую-то книгу на полке, а через неделю её уже нет – значит книга продавалась очень плохо и её сняли с продаж, чтобы освободить место для книги, которая будет продаваться лучше и приносить «плановую прибыль». Всё очень просто – экономическая цензура.

Так вот, если вы напечатали тираж, то в принципе каждый книжный магазин, до которого вы сможете добраться, готов будет взять 5-10 экземпляров на пробу, а сеть из 10-20 магазинов, возьмёт 50-100. Если книга «пойдёт», то есть будет продаваться, то у вас эти магазины будут эту книгу докупать до тех пор, пока покупатели будут её брать. В случае очень хорошей книги, издатель может выпустить дополнительный тираж, а потом ещё и ещё. То есть если книжные магазины книгу активно берут, то это праздник на улице издателя. Мне известен только один случай, когда издатель не стал печатать доп.тираж книги, которая разлетелась за несколько месяцев – в 2007 г. издательство «Плацъ» выпустило тиражом 3 тыс. экз. переводную книгу Аннемарии Штилер «Повесть об Адольфе Гитлере», которая была раскуплена за несколько месяцев (отличный результат). Но из-за политической подоплёки не решилось делать допечатки.

А сколько вообще распродаётся тираж книги? Считается, что если весь тираж распродан где-то за год, то это хороший результат. Стало быть, весь этот год надо тираж где-то хранить. Вот и судите. Вы тратите, например, 300 тыс. рублей на тираж, потом тратите ещё какие-то деньги, чтобы его хранить, а через год (в лучшем случае) возвращаете эти 300 тысяч, плюс ещё тысяч 100 в качестве прибыли. Бизнес, прямо скажем, не самый прибыльный. Вот и выходит, что для того, чтобы издательство приносило неплохой доход, оно должно запускать каждый месяц десятки (если не сотни) наименований книг. А это уже совсем другие деньги. Вот что такое издательство в первом приближении (я, разумеется, не затронул массу других деталей издательского бизнеса).

Надеюсь, теперь понятно, что издать книгу с бухты барахты – если только у вас нет спонсора – вам не светит. Что же делать? Делать остаётся только следующее – написать рукопись и смиренно предлагать её издателям. При этом надо чётко представлять, что на издателя не действуют телеги в стиле: «моим родным/друзьям/френдам ЖЖ книга понравилась». Издатель слышит об этом от каждого автора. А его интересует: продаст ли он вашу книгу хотя бы за год или нет. Его интересует – достаточно ли в стране живёт людей, которых заинтересует ваша книга. И именно с этих позиций он будет рассматривать рукопись. И что бы вы сами не думали о своей рукописи, издатель гораздо более компетентен, чем вы. Вы принесли ему сырец, из которого он должен сделать товар, затратив на изготовление товара свои кровные денежки. А свои денежки издатель считать умеет, ибо они ему не легко достаются. Другое дело, если вы вместе с рукописью принесёте ему сумму, которая покроет все издательские расходы. В этом случае тоже проблем с изданием не будет.

Кстати, об авторских гонорарах. Сколько светит автору бессмертного бестселлера, если он таки издаст книгу? Скажу честно – не много. Типовым является договор, согласно которому автор получает от 5 до 10 процентов цены изданной книги. Причём. Это не цена книжного магазина, а цена издателя (то есть в 2-3 раза ниже, чем в книжном магазине). При этом, если в советское время авторские выплачивались сразу, как только сдавалась рукопись (или когда в типографию шла вёрстка), то сейчас, если вы не маститый писатель, авторские вы будете получать по мере продажи книги, то есть, примерно в течении года.

Таким образом, если вашу рукопись взяли в работу, то подготовка к печати и печать займёт 3-5 месяцев. После этого книга поступит в продажу. С этого момента в течении примерно года (если книга будет продаваться достаточно хорошо), будет продаваться тираж, а вы будете получать гонорары. Допустим, вы подписали договор на 10% авторских, при тираже 5 тыс. и оптовой цене издательства 60 руб. за экз. Таким образом, вы можете претендовать на 5-6 рублей с каждого проданного экземпляра (5-6, поскольку у многих издателей есть оптовые скидки для постоянных клиентов), то есть в лучшем случае – 30 тысяч рублей в течении года. Много это или мало – судите сами.

PS: понятно, что это всё написано про начинающих авторов «без имени». С маститыми авторами издательства работают иначе. Но вам пока хотя бы одну книгу выпустить надо, прежде чем стать маститым автором. Кстати, если произойдёт чудо и ваша книга будет продана за несколько месяцев, то можете не сомневаться, издатель предложит вам написать вторую книгу и предложит более интересные условия.

Продолжение: http://germanych.livejournal.com/69075.html
Tags: Полезные советы
Subscribe

  • Кое-что о пассажирских самолётах и иголках

    Дискуссии о том, были ли на самом деле 11 сентября 2001 года теракты в Нью-Йорке или же это всё ловкая мистификация американских спецслужб, время…

  • Необычные реальные истории

    На фото: Американский физиолог Джона Уотсона (John B. Watson) исследует хватательный рефлекс новорожденного. Источник фото: www.snob.ru В LJ…

  • Неосуществлённые проекты

    В 2004 год для одного проекта подготовил аналитическую записку по поводу перспективы развития рынка мобильных игр. Проект был излишне амбициозным и…

promo germanych февраль 23, 2011 20:03 54
Buy for 50 tokens
Вот иной раз спрашивают: «Какой ваш любимый фильм?» Задумаешься тут. Вообще странно иметь какой-то один любимый фильм, любимую книгу, любимую пищу или, скажем, любимый цвет. Это похоже на детские анкеты в тетрадях, когда в на каждой странице задавался какой-нибудь вопрос (про любимый…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Кое-что о пассажирских самолётах и иголках

    Дискуссии о том, были ли на самом деле 11 сентября 2001 года теракты в Нью-Йорке или же это всё ловкая мистификация американских спецслужб, время…

  • Необычные реальные истории

    На фото: Американский физиолог Джона Уотсона (John B. Watson) исследует хватательный рефлекс новорожденного. Источник фото: www.snob.ru В LJ…

  • Неосуществлённые проекты

    В 2004 год для одного проекта подготовил аналитическую записку по поводу перспективы развития рынка мобильных игр. Проект был излишне амбициозным и…