Нет, ну даже если, что называется, брать «на слух». Взять тех же армян (ближайших соседей грузин) – у них, как ни крути, в активе такие имена, как художник Айвазовский, композитор Хачатурян, конструктор Микоян, маршал Баграмян; а так же: Легран, Шарль Азнавур и Шер, наконец. Это «на слух». При ближайшем рассмотрении, можно найти немало армян в науке (Амбарцумян) и т.п. А что в «грузинском активе»? Режиссёр Данелия. Фильмы вполне симпатичные, «лирические комедии». Ну хорошо, есть. А что ещё? Актёр Кикабидзе – ну это на любителя. К тому же его «бьют» куда как более популярные Джигарханян и Мкртчян. Ну ладно, хорошо, у грузин очень красивый многоголосый народный хор и женские танцы. Красиво (хотя, опять же, на любителя). По поводу какого-то особого философского склада ума у грузинских крестьян выдумали русские интеллигенты, которые напрочь не хотели общаться со своим народом – у простого русского человека философского восприятия мира ничуть не менее (если не более), просто он обычно стесняется раскрывать душу малознакомым людям.
Ладно, возвращаемся к грузинам. Ещё на слуху Шота Руставели – но кто его читал? Есть некоторое количество имён, которые «взошли» в 90-х, но уж высокой духовностью от них не прёт. Разные там Церетели и Павлиашвили – это явно не то, за что наша интеллигенция так любит грузин. Ещё есть Басилашвили (который является грузином разве что по фамилии) и Софико Чаурели – в самом деле яркая актриса, но разве у других народов нет ярких актрис? Ещё – очаровательная в молодости Ия Нинидзе. Нет, ну то есть конечно известные грузинские имена, но их не так уж и много, чтобы вздыхать о «высокодуховном народе». Может быть виной всему Булат Окуджава, от которого «пёрлись» шестидесятники? Кстати, про грузинских учёных я вообще ничего не слыхал.
Особняком стоят три имени: князь Багратион, менталитет и поведенческие стереотипы которого нашей интеллигенции должны скорее претить, чем импонировать. Ну и суперзвёзды: Сталин (Джугашвили) и Берия, которые для нашей интеллигенции являются символами всего самого ужасного, что только может случиться в жизни, а вовсе не высокой духовности (хотя, говоря о духовности, Сталин сочинял вполне неплохие стихи – не Пушкин, конечно, но всё-таки). Кстати, сам Сталин над грузинами подтрунивал и в целом не очень лестно о них отзывался.
Словом, любовь русской интеллигенции к грузинскому народу носит какой-то оттенок иррациональности и где корни этой любви – понять совершенно невозможно. Но любопытно.
Journal information