1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Categories:

«Перевал Дятлова» оком перфекциониста





Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).


Многосерийный художественный фильм (как сказал бы диктор советского ТВ) или мини-сериал, как уныло говорят сейчас – «Перевал Дятлова» – мне понравился. То есть очень и очень. Вот уже неделя, как его посмотрел, а послевкусие не отпускает. Создателям – искреннее браво. Единственное что несколько удивило – это распределение между плёночными и цифровыми сериями. Казалось бы, что если серии, в которых показывается сама группа, стилизованы под фильмы 60-х, то именно эти фрагменты надо снимать на плёнку. Но на плёнку почему-то сняты цветные серии, где помимо прочего есть немало очень красиво сделанных компьютерных эффектов, которые прямо просятся в цифровое качество. А цифра в ч/б немного смазывает стилизацию. Но это, конечно, мелочи. Художнику, как говорится, виднее. А их, художников, у фильма было целых три: Илья Куликов, Василий Внуков и Александр Сысоев. И они показали, какой хороший фильм можно сделать, если твоё дело тебе доставляет удовольствие. И конечно огромный респект (извиняюсь за выражение) актёрам фильма, особенно ребятам и девушкам, которые на пять с плюсом сыграли группу Дятлова. Вот вам – молодые, неизвестные актёры, которые выложились на все сто. Последняя серия – это уже нечто из разряда Plus Ultra (как сказал бы товарищ Бэкон). Финальный кадр (он взят заглавным для данного поста) потрясает и удержаться помогает только вспомненная к месту фраза из другого фильма – «мужчины не плачут – мужчины огорчаются». Словом, фильм – блеск. И, наверное, я ещё отдельно напишу про драматургическую и мифологическую составляющую этого фильма. Сейчас же хочу заострить внимание почтеннейшей публики на том, мимо чего пройти я никак не мог. Поскольку фильм, как ни крути, про СССР, мой внутренний перфекционист местами включался на всю катушку. Вот об это пойдёт речь ниже.



Начну сразу без экивоков.


Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).

Знаете, когда при мне человека в погонах генерал-майора называют генерал-лейтенантом – я немного морщусь. Всё-таки это не чашка, которая в одном кадре стоит на столе, а при пересъёмках кадра оказывается на этажерке, что с радостью потом замечают искатели ляпов. Но генерал-майор – он и в КГБ СССР генерал-майор. Тут, видимо, несогласованность автора-сценария и художника по костюмам, который в званиях не разбирался.

Начальником Второго Главка КГБ СССР в 1959 году (когда разворачивается действие обоих частей фильма), был Олег Михайлович Грибанов. Вот так он выглядел незадолго до смерти:


На фото: Руководитель Второго Главка КГБ СССР в 1959 году Олег Михайлович Грибанов (фото из журнала stroganov).

Серегй Шакуров в его роли – вернее в роли генерала КГБ Рудакова – похож. Так вот, Грибанов в самом деле в финале карьеры был генерал-лейтенантом. Но таковым он стал только в 1961 году. А в 1959 году Грибанов был генерал-майором. И погоны у Щакурова-Рудакова показаны верно. Но майор КГБ Олег Дмитриевич Костин – которого отлично сыграл Пётр Федоров – почему-то называет его генерал-лейтенантом.

Кстати, Олег Грибанов, после того, как был уволен из КГБ – за побег в Женеве одного из его подчинённых, Юрия Носенко – в качестве соавтора написал цикл романов про Резидента и его ошибки, и ряд других книг. Так что человек он был по любому интересный. Впрочем, непосредственно к фильму это отношения не имеет.

Ещё одна мелкая деталь попутно.


Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).

По наградам на кителе Шакурова ничего говорить не буду. Скажу только, что они не соответствуют наградам Грибанова. Но всё же в фильме показан не настоящий Грибанов, а выдуманный генерал Рудаков, у которого вполне могли быть другие награды. Скажу о другом.

Ну товарищи, не могло быть такого окна у начальника советской контрразведки. Я даже не про систему защиты от шпионажа при помощи банального телескопа. Это ладно, теоретически такого в 1959 году могло и не быть. Но глухие занавеси на окне такого начальника – вещь просто необходимая. Вот, к примеру, кабинет Андропова. Всё глухо закрыто. Как, полагаю, было и при Андропове.



Всё глухо и в полусумраке. И хотя, теоретически, к окну можно подойти, отдёрнув занавески, но не будет человек такого уровня так себя вести. Это же нарушение секретности. У открытого окна его может сфотографировать враг. Это же начальник контрразведки, который исходит из презумпции наличия шпионов всюду и вероятнее всего – буквально рядом.

Это один момент. А как покрашено окно? Это какое-то окно директора сельского клуба, а не начальника Второго Главка КГБ СССР.

И потом, что там за деревья за окном? Вокруг знаменитого здания на Лубянке, где и помещался кабинет начальника Второго Главка КГБ СССР, никаких деревьев отродясь не было. Вернее может отродясь они там конечно и были много-много лет тому назад. Но только не в рассматриваемый период. Да вы чего? В этой пышной кроне запросто засядет какой-нибудь црушник в суперфотоаппаратом и всё сфотографирует на столе у такого большого секретного начальника, который к тому же имеет обыкновение раскрывать окно своё кабинета настежь – фотографируй что хошь.

Ну и сразу про окружающее пространство вокруг главного здания КГБ СССР на площади Дзержинского, в котором, к слову, на момент событий фильма, в самом главном кабинете – с 25 декабря 1958 года (то есть буквально накануне) – сидел Александр Николаевич Шелепин. Но это к слову – исторического фона ради.

Смотрим следующий кадр.


Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).

С помощью компьютерной графики создатели фильма воспроизвели саму площадь Дзержинсокго, как она выглядела в 1959 году и такую важную для этой площади деталь, как памятник топикстартеру названия площади – самому Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому, который в дополнительном представлении не нуждается. Вот такого рода детали делают фильм ещё более красивым. Но ради красоты иной раз приходится идти на исторический подлог.

По ходу фильма кадр этот отсылает нас к концу февраля 1959 года, когда герой фильма майор Костин (Пётр Фёдоров) прибывает в Москву к начальству, чтобы доложить о своих первых впечатлениях о расследовании гибели группы Дятлова. Памятник Евгения Вучетича был установлен 20 декабря 1958 года. То есть менее чем за неделю до того, как КГБ СССР возглавил Шелепин и за месяц с небольшим до гибели группы Дятлова. Но это опять же – просто исторический фон. Самое главное не в этом, а в том, что авторы фильма повернули памятник на 90 градусов красоты ради.

Чтобы было понятнее. Машина, из которой сделан кадр, стоит на площади Дзержинского возле главного здания КГБ СССР. Слева от памятника хорошо виден первый вход в метро на станцию «Дзержинская» (ныне «Лубянка»), построенный ещё в 30-х – здание с двумя арками. Вот это здание как раз примерно в 1959 году.


На фото: Вход на станцию метро «Дзержинская» и здание Центрального Детского Мира, Москва, ориентировочно 1959 год.

На этой же фотографии видно и здание Центрального Детского Мира, который также в 1959 году был ещё полным новоделом (его только-только построили). Вот отдельно здание Детского мира в 1959 году.


На фото: здание Центрального Детского Мира, Москва, 1959 год.

На кадре из фильма здание Детского мира расположено справа – его частично загораживает жёлтая «Победа». Стало быть, за камерой расположено главное здание КГБ СССР (к слову, КГБ занимал конечно не одно это здание). Для тех, кто плохо знает Москву, я схематично изобразил расположение основных объектов кадра на плане бывшей площади Дзержинского.



Стрелками показал направление, куда смотрела камера и туда, куда смотрел памятник Дзержинского в фильме. Из плана видно, что Дзержинский стоит под углом примерно 90 градусов к камере и смотрит в сторону Политехнического музея (или, на плане, в сторону Соловецкого камня, которого в 1959 году, разумеется, ещё не было).

Понятно, почему создатели фильма именно так разместили памятник. Потому что надо было, чтобы в кадр памятник попал в красивом ракурсе. Но на самом деле памятник Дзержинскому стоял иначе. И здравая логика символизма требовала, да и правила архитектуры настаивали, что главное здание, связанное с памятником, должно располагаться у памятника за спиной. Главное здание Дзержинского – это, разумеется, здание КГБ. И именно так был поставлен памятник – спиной к зданию КГБ и лицом в сторону (ближайшее здание) входа в метро, а если смотреть более перспективно – то лицом в сторону Кремля. У чекистов даже анекдот на тему именно такого расположения памятника был: мол, Дзержинский как бы говорил: «Что у меня за спиной я хорошо знаю и не беспокоюсь, а вот что там в Кремле – надо зорко смотреть».

Вот как стоял памятник Дзержинскому на самом деле.


На фото: здание КГБ СССР и памятник Ф.Э.Дзержинскому. 1 мая 1959 года.

Вон граждане, проходящие мимо, с интересом смотрят Феликса. Всё логично – ведь памятник этот в мае 1959 года был ещё новостью, поскольку установлен всего несколько месяцев ранее и многие его ещё не видели.

Как и сказано в анекдоте – за спиной у Дзержинского КГБ, а смотрит он на Кремль (зоркий очень, ибо Кремль отсюда не близко). Кстати, здание КГБ в 1959-м ещё имеет тот вид, который оно приобрело во время перестройки 1944-47 г.г. А нынешний вид задние КГБ/ФСБ приобрело уже после перестройки 1983 года. Но это снова – исторический фон.

В общем, такая вот деталь. Но и понятно, что если бы создатели фильма в кадре поставили памятник именно так, как он стоял на самом деле, то памятник оказался бы к камере задом, что было бы «не вери вэлл». Поэтому, хотя историческая правда тут искажена, но от меня создателям компьютерной сцены всё равно пятёрка – ибо всё сделано красоты кадра ради. И кадр в самом деле получился эффектным. Но идём далее.

Следующим номером нашей программы будет автомобиль ГАЗ-21 «Волга».


Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).

В фильме «Перевал Дятлова» этот автомобиль фигурирует довольно часто, порой даже в очень большом количестве. И тут я тоже вижу нарушение исторической достоверности. К тому, что чаще всего в кадре мелькает «Волга» 1962 года выпуска, а действие фильма разворачивается в 1959-м – придираться не буду. Это, на самом деле, мелочи. Но буду придираться к тому, что «Волга» мелькает так часто.

Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» начал выпускаться в СССР массово с 1957 года (хотя первые образцы появились ещё в 1956-м). Но надо понимать, что когда в СССР заявляли про «налажен массовый выпуск продукции», то это не следует понимать так, что этой продукцией в первый же год насытился весь внутренний рынок. Ничуть не бывало. Первые партии «массового выпуска» были небольшими и по советским неписанным правилам сперва начинали насыщаться Москва и Ленинград. А внутри Москвы – сперва партийные и государственные органы, потом центральные магазины (ГУМ, ЦУМ), а потом по нисходящей.

В случае с новыми марками автомобилей – а ГАЗ-21, был, так сказать, суперновой маркой, призванной заменить ГАЗ-М-20 «Победа» – распределение шло следующим образом. Сперва новые автомобили поступали в гаражи ЦК КПСС и государственных органов СССР, затем в гаражи МГК КПСС и органов власти РСФСР, потом, по мере выпуска с завода, автомобили отправлялись в столицы союзных государств и в Ленинград, где внутри этих городов также происходило примерно такое же распределение. Далее, после насыщения новыми марками всех этих важных структур, новые автомобили шли в областные центры – в первую очередь для аппарата обкомов КПСС, параллельно начиналась постепенная замена старых машин новыми марками в таксопарках Москвы.

Процесс этот был, естественно в условиях СССР, очень не быстрым. Скажем, в фильме 1964 года «Зелёный огонёк» показано, как герою, пришедшему работать водителем в московский таксопарк, выдают старый «Москвич». Это последний день «Москвича», но факт, что ещё в начале 60-х в московских таксопарках далеко не все автомобили были новыми ГАЗ-21.


Кадр из фильма «Зелёный огонёк» (1964 год). В первый день работы герой идёт мимо строя новеньких «Волг» ГАЗ-21, предвкушая, что ему дадут одну из них. Но его ждёт старый Москвич-400 (перелицованный Opel Kadett 30-х годов выпуска).

То есть самой первой в СССР в плане новых марок автомобилей переобувалась Москва. Но и она не очень быстро. Требовалось несколько лет, чтобы жители столицы визуально замечали насыщение городских дорог новыми марками автомобилей. Что уж говорить про остальные города страны, даже областные.

Но вот в 1959 году герой в Свердловске подвозит до дома врача на новенькой «Волге» ГАЗ-21. По фильму это, разумеется, автомобиль управления КГБ по Свердловской области. Но то, что он мог быть там в 1959 году вызывает сомнение. Большую часть времени, к слову, по области героя развозят на куда более реалистичном для Свердловска 1959 года автомобиле ЗИМ (ГАЗ-12).


Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).

Впрочем, тоже не факт, что майора КГБ, пусть и из Москвы, в 1959 году катали бы в ЗИМе. «Победа» кажется более достоверной и практичной.

Но уж чего точно не могло быть, так это автомобиля ГАЗ-21 «Волга» в горотделе КГБ в Нижнем Тагиле. То есть когда-нибудь он туда конечно добрался бы. Но уж никак не в 1959 году.

Да и улицы Москвы в 1959 году автомобиля ГАЗ-21 «Волга» почти не видели. А авторы фильма именно этим автомобилем населили московские улицы. Вот, например, кадр из фильма.


Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год). Вид на Ленинградский и Ярославский вокзалы со стороны ж/д пути от станции «Каланчёвская».

Легковушки – сплошь ГАЗ-21. Или вот ещё – стоянка такси возле Казанского вокзала.


Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год). Остановка такси возле Казанского вокзала.

Снова одни «Волги». Да причём ещё разных цветов. Нет, художникам, которые это сделали – моё искреннее почтение. Очень красиво всё и компьютерная графика (где она присутствует) не лезет в глаза – авторы удержались от того, чтобы совать её в нос зрителю в стиле: «смотрите долго-долго, как мы теперь умеем обрабатывать изображение». Нет, правда, можно подумать, что кадр был снят в 60-х. Вот ни за что глаз не цепляется. Кроме года. В 1959 году такого быть не могло.

А вот реальный Ленинградский вокзал 1959 года.


На фото: Ленинградский вокзал, Москва, 1959 год.

Как видим, почти сплошь «Победы» и «Москвичи» и всего две новенькие «Волги» ГАЗ-21. Вот они, крупнее (женщина в светлом плаще их частично перекрывает):


На фото: вход на станцию метро «Комсомольская», Москва, 1959 год.

А вот кадр из фильма «Первое свидание» (1960 год).


Кадр из фильма «Первое свидание» (1960 год). Комсомольская площадь, возле Ярославского вокзала.

И снова обилие «Побед».

А вот пресловутая площадь Дзержинского возле здания КГБ.


На фото: Москва, площадь Дзержинского, 1959 год.

И снова из легковушек в основном «Победы», «Москвич», «ЗИМ». Хотя одна «Волга» имеется и тут.

Или вот.


На фото: Москва, улица Горького, 1959 год.

Улица Горького возле здания МГК КПСС (ныне – мэрия). Снова «Победы» и «Москвичи» и только одна «Волга» (почти по центру кадра). «Волга», кстати, первого выпуска, что логично для 1959 года.

Итак, как мы видим, королевой улиц «Москвы» в 1959 году была всё ещё легковая машина «Победа». А «Волги» ГАЗ-21 хотя уже и появились, но их на улицах ещё совсем мало. А в фильме «Перевал Дятлова» их уже большинство. Но, повторю, ничуть не ставлю это в вину создателям – получилось очень красиво. И вообще понятно, что создатели фильма находились под очарованием таких советских фильмов, как «Я шагаю по Москве», «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе» или тот же «Зелёный огонёк». Но это всё фильмы 60-х годов, когда «Волга» ГАЗ-21 уже почти полностью вытеснила с московских улиц «Победу».


Кадр из колоризованной версии фильма «Три тополя на Плющихе» (СССР, 1967 год). Москва 60-х – почти сплошь одни «Волги» ГАЗ-21.

Я почему так много времени уделил этому моменту? Потому что для меня «Волга» ГАЗ-21 неразрывно связана с моим ранним детством. Наш сосед по арбатской коммуналке дядя Витя был таксистом и иногда катал меня. Больше всего мне нравилось смотреть на спидометр в характерной голубой прозрачной полусфере. Что-то было в этом почти фантастическое. Так что для меня все эти уличные московские сцены фильма «Перевал Дятлова» сильно накладываются на детские воспоминания, ибо, повторю, у авторов получилась Москва не 1959 года, а где-то середины 60-х. За что им ещё один респект (извиняюсь за выражение).

Ну а Свердловск? О, смотрите! Сразу обнаружил «Волгу».


На фото: Свердловск, автомобиль «Волга» ГАЗ-21 на перекрёстке улиц Луначарского и Народной Воли. 1959-1961 г.

Но в подписи к фото указан интервал 1959–1961 г.г. Так что не факт, что это 1959-й. Но вот фотография более оживлённой улицы Свердловска. И снова – «Победа» и «Москвичи».


На фото: Свердловск, улица имени Малышева, 1959-1962 г.г.

Вот тоже неплохая фотография Свердловска 1959 года.


На фото: Свердловск, «Городок чекистов» (гостиница «Спорт»). Вперёд к победе коммунизма. Начало 60-х.

Данное фото интересно ещё тем, что именно в этом здании мог останавливаться герой фильма «Перевал Дятлова» майор Костин в 1959 году, когда был в Свердловске в служебной командировке. Это здание, входящее в жилой комплекс НКВД/КГБ, который начал строиться ещё в конце 1920-х под названием «Жилкомбинат НКВД». В 1958 году здание с фото было передано из ведения КГБ в Горисполком, но ещё несколько лет там продолжали проживать семьи сотрудников госбезопасности вплоть до полного расселения комплекса. В 1962 году в здании была организована гостиница «Спорт». Так что если судить по вывеске на здании – «СПОРТ» – это уже даже не 1959-й, а, как минимум, 1962 год. «Волг» на улице снова не видно.

А вообще, PASTVU – увлекательная вещь. Начинаешь искать что-то одно, и погружаешься совсем в другие истории. Вот, например, нашёл интересную фотографию:



Это тоже Свердловск и тоже 1959 год. По какому же поводу такое столпотворение? Оказывается, свердловчане собрались на площади 1905 года, чтобы поглазеть на вице-президента США Ричарда Никсона, который с 29 по 31 июля 1959 года в составе американской делегации находился в столице Урала.

И ещё не могу не поделиться одной найденной фотографией Свердловска 1959 года.


На фото: Свердловск, пляж на Исети, 1959 год.

Просто, как говорится, атмосферная фотография. Это фото из статьи Ричарда Никсона «Россия, которую я увидел», написанной по результатам его визита и опубликованной в №12 журнала «National Geographic» за 1959 год.

Вот фрагмент страницы этого номера с этой фотографией:



«Неужели это Сибирь?» – удивляется Никсон. Спасибо ему за то, что для нас на память осталась фотографиях отдыхающих на пляжу свердловчан, а не только официальные советские кадры трудящихся на заводах и фабриках.

А вот ещё фотография из той же статьи.



Свердловск, аппараты газированной воды. Любопытно, к слову, что в подписи к фото Никсон говорит, что 30 копеек – это примерно 3 цента. Это так, по поводу курса валют в 1959 году.

Ну ладно, что-то я совсем уже сбился в сторону от фильма. Поскольку с объёмом поста уже перебор, отмечу ещё пару деталей, уже помельче и закругляюсь. Вот посмотрим на этот кадр.


Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).

По сюжету, это Москва, герой встречает героиню на вокзале. Что у него в руках? Газета «Правда». Но едрёна-матрёна – почему цветная? Строго говоря, не полноцветная, а двухцветная (чёрный и красный). Но это нонсенс. Для СССР, тем более в 1959 году, выпуск цветной (пусть и не полноцветной) газеты многомиллионным тиражом было неразрешимой задачей. Не было в СССР таких типографских мощностей. Так что все советские газеты выходили исключительно в один цвет – чёрный (т.е. были чёрно-белыми). И вот эта «Правда» с красным флагом сразу «режет глаза». А 1 мая 1959 года газета «Правда» выглядела вот так:



Даже в плане лозунгов. В фильме у героя в газете мёртвые лозунги «Мир – труд – май», тогда как в реальной газете человечеству обещают светлое будущее виде коммунизма. И никаких там мир–труд–маев.

Ну ладно, на этом, пожалуй, закончу. По мелочам там можно ещё кое-что найти. Но это в самом деле совсем уж мелочи. А в целом создатели проделали отличную работу по созданию виртуальной реальности СССР 1959 года. А кадры старой Москвы, созданной в студии – просто очаровывают. Очаровывают своей достоверностью.

Вот, например, Садовое кольцо в Москве 1959 года.


Кадр из телесериала «Перевал Дятлова» (Россия, 2020 год).

Кажется, что это лишь слегка отретушированные кадры современной Москвы. И однако это полная компьютерная реконструкция пространства. Это то место, где спустя десять лет появится проспект Калинина. Вот как это пространство (правда с нижней точки) выглядит сегодня.


Скрин из Яндекс.Карт. Москва, Новый Арбат и здание МИД РФ. 2020 год.

А это только ближний план. А там и заднее пространство совершенно иное.

В общем и целом визуальная картинка фильма получилась хотя местами исторически и недостоверной, но очень красивой. Что вообще для отечественных фильмов – редкость. А тут видна работа, проделанная с большой любовью и к истории, и к своему делу. А то, что 1959 год местами похож уже на 60-е, то это понятно – в 60-е Москва была уже более нарядной, чем в 50-е. И хотя пространство получилось обновлённым, но всё равно исторически достоверным. Та же Комсомольская площадь («Три вокзала») хотя и не выглядит, как в 1959-м, зато выглядит как в 60-е на все сто. Ну и т.д.

Но всё это в конечном итоге не имело бы значения, если бы не интересный сюжет, хорошая режиссура и отличная игра актёров. В общем, кто не смотрел – рекомендую посмотреть. На меня, повторю, фильм произвёл хорошее впечатление. И поэтому я отдельно ещё напишу про драматургию и общую разработку версий гибели группы, включая фантастические и мистические.



Tags: Киноведение, Кинокритика, Кинолекторий, СССР
Subscribe

promo germanych январь 12, 2019 21:35 54
Buy for 50 tokens
Бартелеми д’Эйк, фрагмент триптиха «Благовещение», левая и правая створки, 1443-45 г.г. Основным фактором, мешающим правильно воспринимать Средневековье, является аберрация хронистов. Которая порождена следующим обстоятельством. На сегодня в мире выработана весьма…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 539 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →