1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Categories:

Как функционер гитлеровской Германии стал первым обладателем «Оскара» за фильм о любви к России







На фото: Первый обладатель «Оскара» Эмиль Яннингс сразу после вручения награды, вернувшись в Германию (1929 год).


Удивительно, но факт. Первый в истории киноискусства номинант премии «Оскар»за лучшую мужскую роль Эмиль Яннингс был не только кинозвездой, но и крупным функционером кино Третьего Рейха. Рейхсминистр пропаганды Рейха Йозеф Геббельс называл его «Государственным актёром» (Staatsschauspieler). За что же Яннингс получил первого в истории киноакадемии «Оскара» и как позднее вошёл в число бонз национал-социалистской Германии?




На фото: Эмиль Яннингс идёт рядом (по левую руку) с рейхсминистром пропаганды Германии Йрзефом Геббельсом (1938 год).

Теодор Фридрих Эмиль Яннингс родился 23 июля 1884 года в Швейцарии в семье американского бизнесмена германского происхождения. Затем семья перебралась в Германию. В довольно раннем возрасте Яннингс бросил обучение в гимназии (в Гёрлице, Германия) и нанялся на корабль юнгой. В 1900 году поступил в театр Гёрлица. С 1916 года Эмиль Яннингс увлёкся кино, начав сниматься в любовных мелодрамах и криминальных детективах.


На фото: Эмиль Яннингс в фильме «Глаза мумии Ма» (1918).

В 1922 году Яннингс снялся в фильме «Пётр Великий» («Peter der Große») русского режиссёра-авангарлиста Дмитрия Буховецкого, эмигрировавшего в 1919 году из России в Германию.


На фото: русский режиссёр Дмитрий Буховецкий.

До этого Яннингс снимался у Буховецкого в его картинах «Дантон» (1921) и «Отелло» (1922) в лавных ролях. Критика высоко оценила особенно фильм «Дантон», назвав его новаторским в плане массовых сцен. А игру Яннингса назвали выше всяких похвал.

Фильм «Пётр Великий» вышел на экраны в феврале 1923 года. В ленте была масштабно показана Полтавская битва. Правда, увы, это известно только из рецензий того времени. Сам фильм, судя по всему, не сохранился. Во всяком случае, мне нигде не удалось найти никаких его следов, кроме афиши. Даже на сайте IMDb, где, кажется, можно найти всё что угодно, нет ни единого кадра этого фильма.


На фото: американская афиша фильма Дмитрия Буховецкого «Пётр Великий».

По отзывам критиков, Эмиль Яннингс создал образ Петра героический и человечный, «но не великий». Если судить по плакатам этого фильма, похоже советский режиссёр Владимир Петров и советский актёр Николай Симонов видели Яннингса в роли Петра и когда создавали образ русского царя в своём фильме 1937 года «Пётр Первый», руководствовались образом Петра, который создали Буховецкий и Яннингс.


На фото: плакат советского кинофильма «Пётр Первый» (1937 год).

Яннингс быстро стал кинозвездой и очень востребованным артистом. Часто его приглашали в масштабные кинопостановки на исторические темы. Например, в том же 1922 году Яннингс снялся в эпичной киноленте «Жена фараона», в котором сыграл фараона Аменеса. В 1926 году Яннингс уехал в Голливуд.


На фото: Эмиль Яннингс в фильме «Жена фараона» (1922 год).

В 1928 году Яннингс снялся в главной роли в фильме «Патриот», который снял его друг Эрнст Любич, у которого он снимался в «Жене фараона». Фильм «Патриот» рассказывал о судьбе русского императора Павла I, которого, собственно, и играл Яннингс. Нечего и говорить, что на Павла Яннингс не был похож даже минимально.


На фото: Эмиль Яннингс в роли Павла I в фильме «Патриот» (1928 год).

В том же 1928 году Яннингс снялся ещё в одном фильме про русскую историю, благодаря которому навечно вошёл в историю мирового кино. Прикосновение к русской истории и личное знакомство с Дмитрием Буховецким помогло Эмилю Яннингсу в создании того образа, за который он и получил первого в истории кино «Оскара».

В 1928 году в США члены созданной за год до этого «Академии кинематографических искусств и наук» активно обсуждали необходимость создания премии за высшие достижения в области киноискусства. Названия «Оскар» для этой премии тогда ещё не было – оно появилось лишь шесть лет спустя. А премию решили назвать просто и непритязательно: «Награда за заслуги» (Merit Awards).

Вручение первой награды состоялось 15 февраля 1929 года. Накануне, как сказывают, киноакадемики всю ночь долго спорили.


На фото: Джанет Гейнор получает первую статуэтку (будущего «Оскара») в 1929 года в номинации «Лучшая женская роль» за роль в фильмах «Седьмое небо» и «Уличный ангел».

Всего в первой церемонии награждения было семь номинаций: Лучший фильм, лучшая режиссура и т.д. и конечно же – лучшая мужская роль. В этой номинации приз был вручён Эмилю Яннингсу за главную роль в фильме «Последний приказ» («The Last Command»), снятый в 1928 году американским режиссёром австрийского происхождения Йозефом фон Штернбергом.


На фото: американская афиша фильма «Последний приказ» с Эмилем Яннингсом в главной роли (1928 год).

Немой фильм «Последний приказ» был снят на довольно необычную для Голливуда тему – русская революция 1917 года. Возможно он был снят под впечатлением от фильма «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, вышедшего на экраны в 1927 году. Так сказать, чтобы уравновесить большевистскую точку зрения на революцию.

Эмиль Яннингс сыграл в «Последнем приказе» роль Великого князя, Сергея Александровича. Но не того Сергея Александровича, который в 1905 году погиб от бомбы террориста Каляева, а некий собирательный образ русского Великого князя и генерала. Сергей Александрович в фильме, будучи командующим на фронте в 1917 году, накануне революции арестовывает двух революционеров: Льва Андреева, который оказывается режиссёром из Киева и его спутницу, актрису Наталью Доброву. Андреева генерал отправляет в тюрьму, из которой тот позднее бежит. А Наталью Доброву генерал оставляет при штабе. На одной из офицерских попоек Доброва хочет застрелить генерала, но у неё не хватает духу. А потом вдруг обнаруживает в нём не деспота и тирана, а человека честного, самоотверженно любящего Россию. Доброву, например, потрясает, что генерал отказывается на потеху Николаю II, который приезжает на фронт, начать неподготовленное наступление. «Я не буду отправлять солдат на смерть ради забавы царя» – говорит генерал. В итоге Наталья Доброва влюбляется в него. Но затем они попадают в самую гущу революционной вакханалии.


Кадр из фильма «Последний приказ».

Поезд, в котором на фронт едут генерал, его штаб и актриса Доброва на одной из станций захватывают революционные массы. Всех офицеров расстреливают, а генерала заставляют исполнять роль кочегара. Наталья Доброва издевается над генералом. Собственно, именно она подала идею сделать его кочегаром. Но оказывается, это чтобы его спасти. Озверевшей толпе так понравилась идея, что кочегаром на паровозе будет генерал, что они его решают не убивать. Затем, когда революционные массы упиваются в поезде в усмерть, Доброва спасает генерала, а сама гибнет в железнодорожной катастрофе, которую, возможно, сама и подстроила.

Проходит время. Бывший революционер, режиссёр Лев Андреев приезжает в Голливуд, чтобы снять там фильм на тему русской революции. Отбирая статистов для фильма он с удивлением видит среди множества фотографий карточку бывшего Великого князи Сергея Александровича, влачащего жалкое существование и за гроши подрабатывающего в массовке на съёмках. Андреев решает ему отомстить за унижение в 1917 году (генерал во время ареста ударил его по лицу хлыстом) и распоряжается пригласить Сергея Александровича на съёмки, нарядив генералом. Но он видит перед собой человека сломленного, с трясущейся от былых переживаний головой, почти сумасшедшего. В финальном эпизоде Андреев ставит «генералу» задачу – в окопах солдаты отказываются идти в атаку и генерал должен избить хлыстом одного из солдат-отказников. Но оказавшись в бутафорских окопах, Сергей Александрович вспоминает войну и революцию и на самом деле воображает, что идёт война и солдаты отказываются воевать. Он хватает знамя и кричит: «Вы слушаете предателей! Мы должны победить во имя России! Приказ – вперёд, к победе! Да здравствует Россия!»


Кадр из фильма «Последний приказ».

И лишившись сил падает на землю. «А ведь он был великим актёром!» – восклицает помощник режиссёра. Из последних сил генерал спрашивает: «Мы победили?» и умирает. Поражённый силой патриотизма генерала режиссёр Андреев отвечает: «Да, Ваше Императорское Высочество. Вы победили!» Затем укрывает его труп знаменем с двуглавым орлом и произносит: «Он был больше, чем великий актёр. Он был великим человеком»

Фильм более чем неожиданный для Голливуда. Во всяком случае, сегодня фильм с таким сюжетом и с таким, извиняюсь за выражение, месседжем, сложно представить снятым на фабрике грёз. И вот за эту роль русского генерала, который беззаветно любит Россию, киноакадемики наградили Эмиля Яннингса золотой статуэткой – первой в истории этой награды. Фильм, кстати, и сегодня смотрится довольно неплохо.

Но эра немого кино заканчивалась. А у Яннингса был немецкий акцент, что сильно снижало его шансы на успех в американском звуковом кино. И он вернулся в Германию, где его ждал восторженный приём.

В том же 1929 году Яннингс в Германии познакомился с Сергеем Эйзенштейном, который тогда путешествовал по западным странам с целью набраться опыта в кинопроизводстве. Так что в некотором смысле повторилась сюжетная линия фильма «Последний приказ».


На фото (слева направо): Йозеф фон Штернберг, Эмиль Яннингс, Йозеф Банкрофт и Сергей Эйзенштейн в Бабельсберге, Берлин, 1929 год.

В 1930 году Яннингс снова снялся у Йозефа фон Штернберга в фильме «Голубой ангел». В этом фильме зажглась звезда Марлен Дитрих.


На фото: американский плакат фильма «Голубой ангел» с Эмилем Яннингсом и Марлен Дитрих в главной роли.

30 января 1933 года президент Пауль фон Гинденбург назначил рейхсканцлером Германии Адольфа Гитлера. Сразу после этого из Германии уехали многие деятели искусства, включая режиссёра Йозефа фон Штернберга. Но Эмиль Яннингс остался. Новая власть его буквально боготворила.


На фото: Йозеф Геббельс восторженно жмёт руку Эмилю Яннингсу в берлинской Кролль-Опера (здание Кролль-Опера, кстати, было разрушено бомбардировкой союзников 26 апреля 1943 год; руины снесены в 1951 году).

В период национал-социалистского режима Эмиль Яннингс много снимался в пропагандистских фильмах, которые заказывало ведомство Геббельса. Это были фильмы, в основном прославляющие великих немецких исторических деятелей. В частности, он снялся в эпическом полотне «Старый и молодой король» (1935) в роли короля Пруссии Фридриха Вильгельма I, отца Фридриха Великого, который всегда вдохновлял Гитлера.


На фото: Эмиль Яннингс в фильме «Старый и молодой король» (1935).

Кстати, Леонид Броневой в роли герцога в фильме «Тот самый Мюнгазуен» (1980, реж. Марк Захаров) весьма напоминает Эмиля Яннингса в фильме «Старый и молодой король». Может быть Захаров и Броневой изучали этот фильм?


На фото: Леонид Броневой в фильме «Тот самый Мюнгазуен».

В 1941 году Эмиль Яннингс снялся в эпичном немецком антианглийском фильме «Дядюшка Крюгер». Фильм посвящён Англо-бурской войне. Президент Трансваальской республики Пауль Крюгер пытается добиться от англичан признания своей республики, но тщетно. В итоге Крюгер поднимает буров на борьбу с англичанами. Интересно, что во время войны этот фильм был запрещён в станах антигитлеровской коалиции из-за его яркой антианглийской направленности. Однако в 1948 году в числе ряда других трофейных фильмов «Дядюшку Крюгера» показали в СССР. Правда для советского кинопроката ему дали другое, более интригующее название – «Трансвааль в огне». Что логично, ибо уже началась Холодная война и Англия стала противником СССР.


На фото: Йозеф Геббельс и Эмиль Яннингс во дворце УФА на премьере фильма «Император», Берлин, 1937 год.

Кроме участия в кинопроизводстве в качестве киноактёра, Эмиль Яннингс получил от властей и должность крупного функционера в кинопроизводстве. Яннингса назначили в наблюдательный совет в немецкую кинофирму «Тобис». А с 1938 года Яннингс стал председателем совета этой одной из крупнейших (второй после УФА) кинофирм в ведомстве Геббельса. Интересный факт: когда в 1936 году Чарли Чаплин выпустил свою комедию «Новые времена», Йозеф Геббельс инициировал возбуждение против Чаплина дела по обвинению в плагиате. Якобы в фильме «Новые времена» были использованы некоторые сцены из снятого в 1932 году на фирме «Тобис» фильма «Свободу – нам». В иске, впрочем, было отказано.

После разгрома Третьего Рейха многие функционеры, сотрудничавшие с режимом, были подвергнуты т.н. «денацификации». Не избег этой участи и Эмиль Яннингс – уж очень близок он был к Йозефу Геббельсу. Но всё для Яннингса закончилось благополучно. В 1947 году он перебрался в Австрию. А ещё три года спустя, в январе 1950 года, умер на собственной вилле.

Так закончился жизненный путь первого в истории Американской киноакадемии лауреата премии «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль», который прошёл путь от актёра до крупного функционера в пропагандистском ведомстве самого Геббельса.








Tags: История кино, Киноведение, Кинолекторий, Оскар, Третий Рейх
Subscribe
promo germanych июнь 27, 2009 14:27 426
Buy for 100 tokens
Посмотрел на подборку фотографий советских игрушек, почитал слюнявые комментарии к этой подборке и понял для себя вот что. Разница между совком и нормальным человеком заключается в наличии чувства стиля, чувства прекрасного, так сказать. У совков понимание красоты отсутствует практически…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →