1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Categories:

Фантастический театр








Всё меньше времени, чтобы писать для ЖЖ. Потому что я привык к крупным литературным формам. Роман, повесть, на худой конец пост в ЖЖ на 30 тыс. знаков. А это всё отнимает уйму времени. А его сейчас на такие общественно полезные мероприятия совсем чуть-чуть. Однако забрасывать ЖЖ не хочется. Поэтому придумал для себя новую форму – миниатюру. Просто мысли мимоходом по какому-либо поводу. Например, по поводу случайно увиденной фотографии. Мне это видится примерно вот так.




(кликабельно)

Фотография называется «Гулянья на Девичьем поле». Москва, Начало XX века.

Совершенно фантастическое название у театра. И ещё фотография привлекает зверской рожей мужчины справа. Словно он идёт за кем-то, кто уже вышел из кадра, но которого он обязательно должен догнать. После чего он доведёт этого человека до ближайшего укромного уголка (в Хамовниках той поры таких наверняка было много) и там прирежет.

И конечно девочка. Некрасивая девочка с чем-то вроде начинающейся базедовой болезни. Судя по всему – из благополучной семьи.

Скоро её ждёт 1917 год и товарищи – примерно такие, как персонажи справа – придут в квартиру к её родителям для восстановления социальной справедливости.

И это придаёт кадру некое дополнительное трагическое звучание.







Tags: История в фото, Мимоходом, Мысли вслух, Россия
Subscribe
promo germanych декабрь 5, 2015 18:30 140
Buy for 100 tokens
Фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». В прошлом шутливом посте про наименование немецких танков («пантера» и «тигр»), вдруг возникла небольшая дискуссия на тему того, что мол у Фридриха Ницше и у создателей советских мультфильмов на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments
Дорогой Германыч, ты уж, пожалуйста, не забрасывай ЖЖ. Такая всегда радость увидеть твой пост.

А рожа нормальная. Просто такие принято было тогда носить, чтобы перед пацанами на раёне было не стыдно. Блатная субкультура даже до революции была.
Да понятно, что этот типаж и до революции существовал. Но сразу после революции он стал превалирующим.

rezoner

3 months ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей Московского региона в LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Что могли ставить в "фантастическом театре"? "Аэлиту " какую-нибуть?
Её ещё не написали.

germanych

3 months ago

abmtm001

3 months ago

Я бы дополнил твою миниатюру мелкими деталями - пальто на жлобе застегнуто на другую сторону, чем принято у мужчин сейчас - тогда более наплевательски относились - особенно в деревнях и маленьких городках - к половому различию в одежде. И картуз у жлоба с лакированным козырьком и явно новый. Но рыло жлобское, это да.
Может пальто снял с кого-то в тёмном переулке?

vladimir_boroda

3 months ago

gvothdew

3 months ago

vladimir_boroda

3 months ago

gvothdew

3 months ago

reinyhalle

2 months ago

Дались вам эти выражения лиц.
впечатления поверхностные.
Обратите внимание, что фотограф сделал снимок, когда солнце светит в глаза что девочке, что "неприятному" типу справа.
В детстве, когда меня фотографировал отец, он тоже старался поставить меня как раз так, что бы солнце освещало лицо, и било по глазам. Я сопротивлялся, но подчинялся, и корчил рожи. Ну а отец на меня повыщал голос: " Не щурься! Ну хотя бы полминуты! Рот нормально выправи !".
Неясно, отчего вышло предположение, что девочка из благополучной семьи. Благополучной - то есть сколько нибудь состоятельной. Но у нее достаточно обычная городская одежда, причем не для состоятельного сегмента. Да и место такое, где состоятельные люди вряд ли бы отпустили гулять детей - тут торг и развлечения для небогатой публики.

sergir

September 5 2019, 13:17:50 UTC 3 months ago Edited:  September 5 2019, 13:21:01 UTC

"Неясно, отчего вышло предположение, что девочка из благополучной семьи. Благополучной - то есть сколько нибудь состоятельной"

По-моему, такое предположение вполне естественно. На девочке довольно хорошее аккуратное пальто - явно качественное и в хорошем состоянии. Сравните, например, ее пальто с бесформенными драными ... (даже не знаю как назвать), одеждами двух мужиков (или мужика и подростка), которые стоят слева. На руках перчатки, тоже целые, не рваные, причем явно подобраны в тон пальто, насколько можно судить по ч/б фотографии. Она вообще единственная на фото, у кого есть (по крайней мере заметны) перчатки. На голове шапочка (кстати, довольно элегантная), а не платок, юбка чистая, не мятая, не изношенная - не видно ни пятен, ни дырок. Причем юбка светлая и с декором, в то время как у остальных людей на фото просто однотонные темные бесформенные одежды. Кстати, немаловажно, по-моему, и то, что юбка короткая. Обратите внимание - слева от девочки на заднем плане женщина - у нее юбка до земли. Так что девочка, скорее всего, действительно из приличной, достаточно обеспеченной семьи.
А вот то, что она не больная, а просто щурится от солнца - это скорее всего так.

germanych

3 months ago

monetam

3 months ago

germanych

3 months ago

germanych

3 months ago

abmtm001

3 months ago

harmfulgrumpy

3 months ago

harmfulgrumpy

3 months ago

germanych

3 months ago

monetam

3 months ago

Кстати, парень на первом плане похож     на советского полководца Жукова в молодости

Может быть. Но выражение лица уж больно нехорошее.
Этот "Фантастический театр" - балаганы, действовавшие во время гуляний на Девичьем Поле Москвы. Больше фото выставлялось на сайте oldmos, но его грохнули.
Сама история только этой местности интересная.
"Территория Девичьего поля тянулась длинной полосой от Новодевичьего монастыря до современного Садового кольца. Его границами условно можно считать Погодинскую улицу на западе и Малую Пироговскую на востоке. Почти по оси бывшего поля проходит Большая Пироговская улица. До 1924 года улицы Большая и Малая Пироговские носили названия Большая и Малая Царицынские по находившемуся здесь двору царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I.

Девичье поле оставалось именно полем очень долгое время и фактически стало интенсивно застраиваться только во второй половине XIX века. До этого времени же его использовали для выпаса скота и заготовки сена. В XVII веке на Девичьем поле были разбиты сады и специальные аптекарские огороды, на которых выращивались лекарственные травы. Ведал этими огородами Аптекарский приказ, один из самых старых московских приказов, заведовавший кроме этого еще аптеками и лекарствами и наблюдавший за деятельностью докторов и лекарей. В конце XVIII века на территории Девичьего поля и его окрестностей начинают появляться загородные дворы знати – князей М.А. Черкасского и В.В. Голицына, боярина Д.Н. Головина.

Девичье поле было широко известно проводившимися на нем народными гуляниями и празднествами. Первые подобные массовые мероприятия на Девичьем поле были связаны с торжественными крестными ходами, происходившими в день празднования иконы Смоленской Богоматери - 28 июля (в честь этой святыни и воздвигнут Новодевичий монастырь), а впоследствии и с другими церковными праздниками. Позднее на Девичье поле было переведено так называемое Подновинское гуляние, обычно проводившееся возле стен Новинского монастыря. Новинский монастырь был реорганизован, а традиционное гуляние продолжало свое существование сначала на его прежнем месте, а затем, когда было принято решение устроить там Новинский бульвар, - на Красной площади, на Болоте и возле Новодевичьего, на Девичьем поле.

Картина художника Константина Юона "Гуляние на Девичьем поле", у него было несколько эскизов гуляний.

"Пинетти, гастролировавший по России, устраивал амфитеатр и показывал там свои чудесные превращения, а другой фокусник, француз Жени Латур, поражал публику тем, что входил в раскаленную печь и преспокойно садился в ней обедать. В 1765 году на Девичьем поле на средства казны был воздвигнут деревянный театр, в котором на протяжении нескольких лет в праздничные дни давались бесплатные представления для народа. На содержание театральных комедиантов, музыкантов и поддержание самого театра из средств города выделялось ежегодно 300 рублей. В театре устраивались «комедияльные увеселительные» интермедии и курьезные «шпрынгмейстерские» и «штукмейстерские» действия..."
в 1826 году, 16 сентября, в честь коронации Николая I на Девичьем поле было устроено самое большое гулянье за всю историю Девичьего поля. Для высоких гостей – императорской семьи и придворных – была построена ротонда, окруженная несколькими галереями, изящно украшенными, а для простого люда установили столы со всевозможными угощениями: фруктами, выпечкой, медом, пивом, жареными бараниной и птицей, ветчинными окороками и даже бараньими головами с золотыми рогами на блюдах с красной каймой, около столов соорудили два больших и 16 малых фонтанов, из которых должны были бить струи белого и красного вина. Перед празднеством заранее распространялись афиши, где излагался распорядок праздника: по первому сигналу народ должен был подойти к скамьям, по второму расположиться за столами, а по третьему приступить к трапезе. Широко анонсированный праздник собрал тысячи алчущих дарового угощения людей, которые, как только прозвучал сигнал о начале его, огромной толпой, пренебрегая распорядком, кинулись к столам и фонтанам. По воспоминаниям одного из современников, присутствовавших на этом пире, всего в несколько минут были сметены под чистую все угощения, скамьи, столы и даже галереи были разломаны. Уже через четверть часа от начала праздника, к удивлению людей, плохо знакомых с национальным русским характером, на месте украшенной торжественной площади осталось только голое, истоптанное поле с волнующейся на нем толпой оголтелых народных масс. Этот праздник надолго прекратил подобные мероприятия на Девичьем поле. После этого поле обычно использовалось лишь для воинских смотров и солдатских учений. Только с 1864 года традиция народных гуляний была возобновлена с переводом сюда Подновинского гулянья. Ежегодно здесь стали проводить гуляния на Пасху и Масленицу.

«Смена профессии» у Девичьего поля произошла в конце XIX века и связана она была с медицинским факультетом Императорского Московского университета. В то время более трети всех студентов университета обучалось именно на его медицинском факультете, медикам стало тесно не только на основной территории университета, но и в здании университетской клиники на Рождественке, поэтому Московская Дума в 1884 году передала Московскому университету в полную собственность пустующие земли на Девичьем поле для размещения на них новых зданий университетских клиник и институтов. Размер выделенного под нужды университета участка составлял 40 квадратных саженей земли, то есть около 18 гектаров. Кстати пришлись и подаренные одной из купчих-благотворительниц - В.А. Морозовой - 6 гектаров земли, удачно оказавшиеся здесь же поблизости. На этих территориях и началось строительство уникального Клинического городка – центра милосердия и духовности...


Народные празднества некоторое время еще уживались с медицинским бытом, но шум и пыль веселья, отнюдь не способствовавшие улучшению самочувствия больных, однажды все же вынудили врачей просить о прекращении практики народных гуляний вблизи Клинического городка, и в 1911 году гулянья были перенесены на Пресню, а площадь, скверы и бульвары, ранее для них отводившиеся, в 1912-1913 годах были превращены в единый парк..."





Народное гулянье на Девичьем поле на Масленице. 1913. А. Рыбников.


РИА Новости - Балаган на Девичьем поле в Москве. Репродукция дореволюционной открытки

Есть даже поздняя запись - Московская кинохроника, посвященная народным гуляниям на Девичьем поле в 1918 году.
Да, это известная история.
Нормально.
Гут.