1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Category:

Тегеран-43: разочарование вместо удовольствия







На фото: обложка DVD кинофильма «Тегеран-43».


Если окинуть взглядом советскую экономику в исторической ретроспективе, то можно заметить одну любопытную тенденцию. Если у руководства СССР – самого высшего (Политбюро ЦК КПСС), или руководителей тех или иных структурных подразделений, было желание сделать нечто такое, эдакое в стиле «не хуже, чем у проклятых капиталистов», то для этого находились ресурсы, возможности ну и вот это вот всё. Однако очень часто оказывалось, что на выходе получался продукт не то чтобы плохой, а такой, на четвёрочку, а то и троечку. При этом, если у проклятых капиталистов аналогичные изделия создавались как бы между прочим, без особого шума и пыли, как некий рядовые шаги развития, то в СССР это подавалось с небывалой помпой, как какое-то недосягаемое достижение. Да и создавалось это так, словно штурмом брали Берлин – типа, с большим напряжением и ожесточением. Это был, так сказать, вводный и достаточно отвлечённый тезис. А проиллюстрирую я его на примере создания советского фильма «Тегеран-43».



Кинофильм «Тегеран-43» на советские экраны вышел в 1980 году. Не будет преувеличением сказать, что советский зритель ждал премьеры. А как иначе? Ведь заранее было известно, что это будет какой-то просто неимоверный по размаху и занятым в фильме актёрам супер-пупер фильм, по сути – советский блокбастер. К тому же и не совсем советский. В съёмках фильма участвовали также представители Франции и Швейцарии.

Сюжет фильма был стопроцентно выигрышным и захватывающим. Всё закручивалась вокруг попытки агентов спецслужб Третьего Рейха осуществить убийство лидеров антигитлеровской коалиции – Черчилля, Рузвельта и Сталина, прибывших 28 ноября 1943 года в Тегеран для проведения первой конференции союзников в формате «большая тройка». Советской разведке, естественно, становится известно о коварных планах агентов Вальтера Шелленберга и они срывают покушение. Но фильм на этом не заканчивается. Действие переносится уже «в наши дни», то есть «в наши» для зрителей 1980 года. Оказывается, те, кто готовил покушение, не погибли, не успокоились и продолжают мутить воду уже в Париже, поскольку один из выживших агентов имеет некую компрометирующую киноплёнку, которую у него надо отобрать. В общем, сюжет обещал.

Ну и актёры, конечно, тоже. С советской стороны в фильме снялся признанный красавчик и любимчик женщин Игорь Костолевский, который сыграл советского разведчика. Его пассию, французскую переводчицу, с которой он познакомился в Тегеране, сыграла Наталья Белохвостикова. Между нами говоря, мне Белохвостикова никогда не нравилась. Но то что она играть умеет – этого у неё не отнять. Немецких заговорщиков сыграли Армен Джигарханян и Альберт Филозов. Кроме того в фильме снялись известные зарубежные актёры: Жорж Жере, которого советский зритель хорошо знал по роли Жана Вольжана из телесериала «Отверженные», Курд Юргенс и ряд других. А как вишенка на торте был приглашён сам Ален Делон.


На фото: Ален Делон в фильме «Смерть негодяя» (1977)

Любовь советского зрителя 70-х годов к Алену Делону трудно переоценить. Наверное это был самый популярный в СССР зарубежный актёр. Не случайно он даже попал в известную песню. Кто ещё из иностранных актёров удостоился того, чтобы отечественные рок-музыканты со сцены озвучивали его питейные пристрастия? Соперничать с Делоном за симпатии у советского зрителя мог, наверное, только Жан-Поль Бельмондо – ещё один признанный кумир советских кинозрителей. Одного имени Алена Делона на киноафише было достаточно, чтобы советские зрители ломились в кассы, дабы купить билет на этот фильм. А тут сам Ален Делон приглашён в советский фильм. Чудеса! Да ещё часть натурных съёмок проходила в настоящем Париже, а не в декорациях Мосфильма.

Фильм «Тегеран-43» был снят творческим дуэтом режиссёров: Александр Алов и Владимир Наумов. У них за плечами на момент съёмок были такие эпичные исторические кинополотна, как «Бег» (1970), снятый по роману Михаила Булгакова и «Легенда о Тиле» (1976), снятый по роману Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Оба фильма, особенно «Бег», стали, как говорится, явлением в советском киноискусстве.


На фото: неподражаемый дуэт Евгения Евстигнеева (Парамон Корзухин) и Михаила Ульянова (генерал Чернота) в фильме «Бег» (1970)

Словом, всё говорило за то, что фильм «Тегеран-43» станет просто легендарным фильмом. Дрожи, Голливуд! И кассовые сборы это предположение даже как будто подтвердили. В СССР фильм в первый год посмотрели 47,5 млн зрителей и он стал лидером кинопроката.

И однако в итоге получилось как в поговорке: размах на рубль, удар на копейку.

Фильм «Тегеран-43» – это безусловно профессионально сделанная работа. Конечно по мелочам там есть к чему придраться. Но имеется ли хотя бы один исторический фильм, к которому нельзя придраться по каким-то деталям? Да и не главное это в фильме. Сюжет у «Тегеран-43» закручен, актёры играли отлично, режиссёры – профессионалы своего дела с большим опытом постановки масштабных исторических картин. А фильм в итоге, что называется – не цепляет. Не цепляет – и всё. Не цепляет тем, чем должен цеплять – историей о попытке покушения на Черчилля, Рузвельта и Сталина. Если и есть в «Тегеране-43» какие-то моменты, которые заставляют зрителя сопереживать героям, так это история несчастной любви советского разведчика Бородина (Игорь Костолевский) и французской переводчицы Мари Луни (Наталия Белохвостикова). Эта побочная боковая линия трогает за живое граждан и гражданок. Но зачем тогда огород городить про покушение на лидеров «большой тройки»?


Кадр из фильма «Тегеран-43» (1980)

Собственно, если взять само это покушение, вернее его подготовку, то снято оно как-то несколько странно. По ходу дела зритель начинает невольно сопереживать Денису Пю (Жорж Жере), который должен был застрелить Черчилля, Рузвельта и Сталина. Но так быть вроде бы не должно. Во всяком случае – не в советском фильме. Советский зритель должен радоваться, когда у агента-киллера ничего не получается. А в момент просмотра невольно возникает чувство разочарования – эх, не получилось, разоблачили.


Жорж Жере в сцене разоблачения (фильм «Тегеран-43»)

Перенесение действия в 1980 год тоже нельзя назвать особенно удачным. Зритель ещё не насладился детективной историей с попыткой покушения на лидеров «большой тройки», а ему уже предлагают погрузиться в новую детективную историю: охота за киноплёнкой, которая была отснята в 1943 году в Тегеране. Получается, что в одном фильме объединили три сюжетных линии, каждая из которых могла лечь в основу самостоятельного кинофильма: 1) мелодрама про отношения советского разведчика и французской переводчицы; 2) попытка покушения на лидеров «большой тройки» и 3) охота террористов «в наше время» за некоей плёнкой о событиях 1943 года, которая компрометирует их лидеров. И все три сюжета мешают друг другу, а не усиливают динамику фильма. В итоге зритель подсознательно пытается понять: а о чём, собственно, этот фильм: о несчастной любви, о покушении на лидеров союзников или о террористических группировках Западной Европы?

Выбор актёров тоже нельзя назвать удачным. Жорж Жере, сыгравший главного агента, на долю которого выпало убить Черчилля, Рузвельта и Сталина, обладает сильной харизмой. Такой же примерно харизмой обладает Армен Джигарханян (например, его Горбатый в «Месте встречи», который и страшен и симпатичен одновременно). За свою актёрскую жизнь Жере сыграл немало отрицательных персонажей. И все они у него получались странно обаятельными (можно вспомнить, например, его Теодора Мюзара из фильма 1979 года «Кто есть кто»). Поэтому когда киллер в исполнении Жере готовит покушение, зритель невольно ему сопереживает.


Всеволод Санаев и Игорь Касталевский в фильме «Тегеран-43».

На главную роль был выбран Игорь Костолевский. В том же 1980 году Костолевский снялся в советско-венгерском фильме «Отпуск за свой счёт», в котором был главной звездой и главным красавчиком. Но в одном фильме с Аленом Делоном? Советского зрителя заманивают на фильм, в котором снялся Ален Делон, а весь фильм ему предлагают смотреть на Игоря Костолевского, да ещё который во второй части фильма искусственно состарен.

Вот это приглашение Алена Делона – пожалуй, самая большая неудача создателей фильма «Тегеран-43». Положим, если бы Алена Делона пригласили участвовать в фильме про отчётно-перевыборную конференцию городской партийной организации города Козлодемьянска, то советский зритель всё равно на такой фильм валом бы валил. Магия имени Ален Делон. Но пригласить Алена Делона в советский блокбастер, в котором он сыграет коротенькую эпизодическую роль, да ещё будет по глупому убит? Серьёзно? Да это полнейший провал – полное несоответствие ожиданиям зрителя.


Аллен Делон в фильме «Тегеран-43»

Вообще, пригласить Алена Делона – европейскую кинозвезду первой величины в 1980 году – на маленькую эпизодическую роль – это такое нищебродство, что дальше некуда. Ален Делон в фильме «Тегеран-43» должен был бы играть роль советского разведчика Андрея Бородина. В крайнем случае – главного террориста, который готовит покушение. Но уж никак не мелкую проходную роль инспектора парижской полиции. Ален Делон мог быть приглашён в фильм на эпизодическую роль только в том случае, если все остальные роли в этом фильме исполняли бы мировые звезды первой величины. Но таких звёзд в фильме «Тегеран-43» нет вообще. Единственная звезда в этом фильме – Ален Делон. И он играет несколько мелких эпизодов, которые мог сыграть кто угодно. Дальше ехать некуда.

Ну нет у вас денег на то, чтобы пригласить Алена Делона на главную положительную или главную отрицательную роль – вообще не приглашайте, не позорьтесь. Но нет, пригасили. Это примерно как загул Карандышева из «Жестокого романа», который, не имея денег купить хорошего вина на свадьбу (или от жадности), купил какое-то дешёвое пойло. Так и советские кинодеятели, не имея возможности оплатить Алену Делону большую роль, купили его имя на несколько минут кинотайминга «Тегерана-43». Эдакий дешёвый шик загулявшего провинциального купчишки. И всё для того, чтобы иметь возможность сказать: «В этом фильме даже Ален Делон снялся». Да, снялся. Но лучше бы не снимался.

В общем, фильм «Тегеран-43» – это яркий пример огромного зазора между зрительскими ожиданиями и зрительскими реакциями. Фильм посмотрели десятки миллионов зрителей. А вот многие ли из них захотели его пересмотреть?

Нет, «Тегеран-43» – не плохой фильм. Он просто – обычный. В Голливуде таких фильмов штампуют десятками каждый год. А в СССР его сняли, видимо с большим напряжением сил и средств (в том числе финансовых), и даже наскребли валютные копейки, чтобы пригласить Алена Делона на небольшую роль. А результат – так себе. Как говорится, «третий сорт – не брак».


На фото: участники фильма «Тегеран-43» на премьере фильм (слева направо): Александр Алов (режиссёр), Наталья Белохвостикова, Альберт Филозов (на заднем плане), Клод Жад, Игорь Костолевский, Армен Джигарханян.










Tags: Киноведение, Кинокритика, Кинолекторий, Совдепия, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych december 5, 2015 18:30 140
Buy for 100 tokens
Фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». В прошлом шутливом посте про наименование немецких танков («пантера» и «тигр»), вдруг возникла небольшая дискуссия на тему того, что мол у Фридриха Ницше и у создателей советских мультфильмов на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 151 comments