1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Category:

Тегеран-43: разочарование вместо удовольствия







На фото: обложка DVD кинофильма «Тегеран-43».


Если окинуть взглядом советскую экономику в исторической ретроспективе, то можно заметить одну любопытную тенденцию. Если у руководства СССР – самого высшего (Политбюро ЦК КПСС), или руководителей тех или иных структурных подразделений, было желание сделать нечто такое, эдакое в стиле «не хуже, чем у проклятых капиталистов», то для этого находились ресурсы, возможности ну и вот это вот всё. Однако очень часто оказывалось, что на выходе получался продукт не то чтобы плохой, а такой, на четвёрочку, а то и троечку. При этом, если у проклятых капиталистов аналогичные изделия создавались как бы между прочим, без особого шума и пыли, как некий рядовые шаги развития, то в СССР это подавалось с небывалой помпой, как какое-то недосягаемое достижение. Да и создавалось это так, словно штурмом брали Берлин – типа, с большим напряжением и ожесточением. Это был, так сказать, вводный и достаточно отвлечённый тезис. А проиллюстрирую я его на примере создания советского фильма «Тегеран-43».



Кинофильм «Тегеран-43» на советские экраны вышел в 1980 году. Не будет преувеличением сказать, что советский зритель ждал премьеры. А как иначе? Ведь заранее было известно, что это будет какой-то просто неимоверный по размаху и занятым в фильме актёрам супер-пупер фильм, по сути – советский блокбастер. К тому же и не совсем советский. В съёмках фильма участвовали также представители Франции и Швейцарии.

Сюжет фильма был стопроцентно выигрышным и захватывающим. Всё закручивалась вокруг попытки агентов спецслужб Третьего Рейха осуществить убийство лидеров антигитлеровской коалиции – Черчилля, Рузвельта и Сталина, прибывших 28 ноября 1943 года в Тегеран для проведения первой конференции союзников в формате «большая тройка». Советской разведке, естественно, становится известно о коварных планах агентов Вальтера Шелленберга и они срывают покушение. Но фильм на этом не заканчивается. Действие переносится уже «в наши дни», то есть «в наши» для зрителей 1980 года. Оказывается, те, кто готовил покушение, не погибли, не успокоились и продолжают мутить воду уже в Париже, поскольку один из выживших агентов имеет некую компрометирующую киноплёнку, которую у него надо отобрать. В общем, сюжет обещал.

Ну и актёры, конечно, тоже. С советской стороны в фильме снялся признанный красавчик и любимчик женщин Игорь Костолевский, который сыграл советского разведчика. Его пассию, французскую переводчицу, с которой он познакомился в Тегеране, сыграла Наталья Белохвостикова. Между нами говоря, мне Белохвостикова никогда не нравилась. Но то что она играть умеет – этого у неё не отнять. Немецких заговорщиков сыграли Армен Джигарханян и Альберт Филозов. Кроме того в фильме снялись известные зарубежные актёры: Жорж Жере, которого советский зритель хорошо знал по роли Жана Вольжана из телесериала «Отверженные», Курд Юргенс и ряд других. А как вишенка на торте был приглашён сам Ален Делон.


На фото: Ален Делон в фильме «Смерть негодяя» (1977)

Любовь советского зрителя 70-х годов к Алену Делону трудно переоценить. Наверное это был самый популярный в СССР зарубежный актёр. Не случайно он даже попал в известную песню. Кто ещё из иностранных актёров удостоился того, чтобы отечественные рок-музыканты со сцены озвучивали его питейные пристрастия? Соперничать с Делоном за симпатии у советского зрителя мог, наверное, только Жан-Поль Бельмондо – ещё один признанный кумир советских кинозрителей. Одного имени Алена Делона на киноафише было достаточно, чтобы советские зрители ломились в кассы, дабы купить билет на этот фильм. А тут сам Ален Делон приглашён в советский фильм. Чудеса! Да ещё часть натурных съёмок проходила в настоящем Париже, а не в декорациях Мосфильма.

Фильм «Тегеран-43» был снят творческим дуэтом режиссёров: Александр Алов и Владимир Наумов. У них за плечами на момент съёмок были такие эпичные исторические кинополотна, как «Бег» (1970), снятый по роману Михаила Булгакова и «Легенда о Тиле» (1976), снятый по роману Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Оба фильма, особенно «Бег», стали, как говорится, явлением в советском киноискусстве.


На фото: неподражаемый дуэт Евгения Евстигнеева (Парамон Корзухин) и Михаила Ульянова (генерал Чернота) в фильме «Бег» (1970)

Словом, всё говорило за то, что фильм «Тегеран-43» станет просто легендарным фильмом. Дрожи, Голливуд! И кассовые сборы это предположение даже как будто подтвердили. В СССР фильм в первый год посмотрели 47,5 млн зрителей и он стал лидером кинопроката.

И однако в итоге получилось как в поговорке: размах на рубль, удар на копейку.

Фильм «Тегеран-43» – это безусловно профессионально сделанная работа. Конечно по мелочам там есть к чему придраться. Но имеется ли хотя бы один исторический фильм, к которому нельзя придраться по каким-то деталям? Да и не главное это в фильме. Сюжет у «Тегеран-43» закручен, актёры играли отлично, режиссёры – профессионалы своего дела с большим опытом постановки масштабных исторических картин. А фильм в итоге, что называется – не цепляет. Не цепляет – и всё. Не цепляет тем, чем должен цеплять – историей о попытке покушения на Черчилля, Рузвельта и Сталина. Если и есть в «Тегеране-43» какие-то моменты, которые заставляют зрителя сопереживать героям, так это история несчастной любви советского разведчика Бородина (Игорь Костолевский) и французской переводчицы Мари Луни (Наталия Белохвостикова). Эта побочная боковая линия трогает за живое граждан и гражданок. Но зачем тогда огород городить про покушение на лидеров «большой тройки»?


Кадр из фильма «Тегеран-43» (1980)

Собственно, если взять само это покушение, вернее его подготовку, то снято оно как-то несколько странно. По ходу дела зритель начинает невольно сопереживать Денису Пю (Жорж Жере), который должен был застрелить Черчилля, Рузвельта и Сталина. Но так быть вроде бы не должно. Во всяком случае – не в советском фильме. Советский зритель должен радоваться, когда у агента-киллера ничего не получается. А в момент просмотра невольно возникает чувство разочарования – эх, не получилось, разоблачили.


Жорж Жере в сцене разоблачения (фильм «Тегеран-43»)

Перенесение действия в 1980 год тоже нельзя назвать особенно удачным. Зритель ещё не насладился детективной историей с попыткой покушения на лидеров «большой тройки», а ему уже предлагают погрузиться в новую детективную историю: охота за киноплёнкой, которая была отснята в 1943 году в Тегеране. Получается, что в одном фильме объединили три сюжетных линии, каждая из которых могла лечь в основу самостоятельного кинофильма: 1) мелодрама про отношения советского разведчика и французской переводчицы; 2) попытка покушения на лидеров «большой тройки» и 3) охота террористов «в наше время» за некоей плёнкой о событиях 1943 года, которая компрометирует их лидеров. И все три сюжета мешают друг другу, а не усиливают динамику фильма. В итоге зритель подсознательно пытается понять: а о чём, собственно, этот фильм: о несчастной любви, о покушении на лидеров союзников или о террористических группировках Западной Европы?

Выбор актёров тоже нельзя назвать удачным. Жорж Жере, сыгравший главного агента, на долю которого выпало убить Черчилля, Рузвельта и Сталина, обладает сильной харизмой. Такой же примерно харизмой обладает Армен Джигарханян (например, его Горбатый в «Месте встречи», который и страшен и симпатичен одновременно). За свою актёрскую жизнь Жере сыграл немало отрицательных персонажей. И все они у него получались странно обаятельными (можно вспомнить, например, его Теодора Мюзара из фильма 1979 года «Кто есть кто»). Поэтому когда киллер в исполнении Жере готовит покушение, зритель невольно ему сопереживает.


Всеволод Санаев и Игорь Касталевский в фильме «Тегеран-43».

На главную роль был выбран Игорь Костолевский. В том же 1980 году Костолевский снялся в советско-венгерском фильме «Отпуск за свой счёт», в котором был главной звездой и главным красавчиком. Но в одном фильме с Аленом Делоном? Советского зрителя заманивают на фильм, в котором снялся Ален Делон, а весь фильм ему предлагают смотреть на Игоря Костолевского, да ещё который во второй части фильма искусственно состарен.

Вот это приглашение Алена Делона – пожалуй, самая большая неудача создателей фильма «Тегеран-43». Положим, если бы Алена Делона пригласили участвовать в фильме про отчётно-перевыборную конференцию городской партийной организации города Козлодемьянска, то советский зритель всё равно на такой фильм валом бы валил. Магия имени Ален Делон. Но пригласить Алена Делона в советский блокбастер, в котором он сыграет коротенькую эпизодическую роль, да ещё будет по глупому убит? Серьёзно? Да это полнейший провал – полное несоответствие ожиданиям зрителя.


Аллен Делон в фильме «Тегеран-43»

Вообще, пригласить Алена Делона – европейскую кинозвезду первой величины в 1980 году – на маленькую эпизодическую роль – это такое нищебродство, что дальше некуда. Ален Делон в фильме «Тегеран-43» должен был бы играть роль советского разведчика Андрея Бородина. В крайнем случае – главного террориста, который готовит покушение. Но уж никак не мелкую проходную роль инспектора парижской полиции. Ален Делон мог быть приглашён в фильм на эпизодическую роль только в том случае, если все остальные роли в этом фильме исполняли бы мировые звезды первой величины. Но таких звёзд в фильме «Тегеран-43» нет вообще. Единственная звезда в этом фильме – Ален Делон. И он играет несколько мелких эпизодов, которые мог сыграть кто угодно. Дальше ехать некуда.

Ну нет у вас денег на то, чтобы пригласить Алена Делона на главную положительную или главную отрицательную роль – вообще не приглашайте, не позорьтесь. Но нет, пригасили. Это примерно как загул Карандышева из «Жестокого романа», который, не имея денег купить хорошего вина на свадьбу (или от жадности), купил какое-то дешёвое пойло. Так и советские кинодеятели, не имея возможности оплатить Алену Делону большую роль, купили его имя на несколько минут кинотайминга «Тегерана-43». Эдакий дешёвый шик загулявшего провинциального купчишки. И всё для того, чтобы иметь возможность сказать: «В этом фильме даже Ален Делон снялся». Да, снялся. Но лучше бы не снимался.

В общем, фильм «Тегеран-43» – это яркий пример огромного зазора между зрительскими ожиданиями и зрительскими реакциями. Фильм посмотрели десятки миллионов зрителей. А вот многие ли из них захотели его пересмотреть?

Нет, «Тегеран-43» – не плохой фильм. Он просто – обычный. В Голливуде таких фильмов штампуют десятками каждый год. А в СССР его сняли, видимо с большим напряжением сил и средств (в том числе финансовых), и даже наскребли валютные копейки, чтобы пригласить Алена Делона на небольшую роль. А результат – так себе. Как говорится, «третий сорт – не брак».


На фото: участники фильма «Тегеран-43» на премьере фильм (слева направо): Александр Алов (режиссёр), Наталья Белохвостикова, Альберт Филозов (на заднем плане), Клод Жад, Игорь Костолевский, Армен Джигарханян.










Tags: Киноведение, Кинокритика, Кинолекторий, Совдепия, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych june 27, 2009 14:27 424
Buy for 100 tokens
Посмотрел на подборку фотографий советских игрушек, почитал слюнявые комментарии к этой подборке и понял для себя вот что. Разница между совком и нормальным человеком заключается в наличии чувства стиля, чувства прекрасного, так сказать. У совков понимание красоты отсутствует практически…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 150 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Для этого фильма ещё Матьё с Азнавуром песню исполняли — тоже не последние певцы Франции.
Вот песня, надо отметить, получилась качественной.

leokand

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

не видел, не могу судить.
Этот тот случай, когда не видел и ничего не потерял.
Центральной сценой фильма мне всегда казалась кинохроника, сопровождаемая песней Азнавура.
Это никак не может быть центральной сценой. Но показательно, что именно она из всего фильма запомнилась больше всего.

skv323

2 months ago

Я фильм смотрел давно, и в кинотеатре, когда он только вышел в свет, и по ТВ, когда в середине 80х его показывали, и в конце 80х снова в кинотеатре, типа, повторный показ. первое впечатление было: фильм хороший. Вот, не "ах!", а - хороший. Такой добротный в смысле игры актеров, сюжета (ну, нам, пацанам, детективная часть - точнее, как замечено - два сюжета,- были интересны), съемок и т.п. Вот, что-то вроде такого муляжа вулкана, как в кабинете географии: красиво, интересно, но... чего-то не хватает, чтобы быть совсем захватывающим. Нравился герой Джигарханяна. Ален Делон? - Ну, подумаешь. Вот. играл бы там Челентано,- то да. Почему-то запомнилась фраза про главного злодея: "он [главный злодей] пролезает через бочки, и делает это сегодня лучше, чем вчера!". Там по сюжету один из вариантов покушения предполагал проникновение через канализацию, и бочки были тренажером своего рода. И мне лично, как тогда человеку с кинокамерой, понравилась идея спрятать пистолет в кинокамере. И еще запомнилась сцена нападения на дом главной героини в ее детстве, особенно когда пули разбили деревянные фигуры. Это я вспоминаю как минимум через 30 лет после последнего просмотра фильма. Кстати, да, пересмотреть его как-то не очень хочется.
Да, фильм добротный. Но не более. Я бы его в один ряд с тем же «Бегом» не поставил.

Был свидетелем сьемок этого фильма.....Те сцены что касалось Тегерана(снималось в г.Баку)

"Был свидетелем сьемок этого фильма....."

Так расписали бы хоть какой-то эпизод съёмок, а то заявить "и я там был, по усам текло" любой может.
Поискал, сколько же всё-таки выдали франков Делону за съемки, никто не упоминает. Один тоже "свидетель вроде" заявил:
"подозреваю, за пределами соцлагеря фильм никто не закупал. Уж больно он совковый.
Мой товарищ Валька был членом съёмочной группы и даже попал в число тех, кого взяли в Париж. Рассказывал, что денег на Делона дали, но совсем немного. А Делон там появляется на протяжении всего фильма. Выход нашли, спрессовав все его появления в один съёмочный день. Собрали всех, кто должен был с ним играть, подготовили весь реквизит на нескольких площадках – и за несколько часов отсняли всего Делона, уложившись в выделенную на него сумму. Я не считаю Делона очень уж талантливым или интересным актёром, но в те времена он был одной из самых высокооплачиваемых европейских кинозвёзд.
Француз даже не счёл нужным прочесть сценарий. Ему быстренько объясняли суть сцены – и он быстренько, в пару дублей, её играл. Всё было чётко и без самодеятельности. Делон не относился к этой роли серьёзно, ничего не обсуждал, ни с чем не спорил, и, стараясь отстреляться побыстрее, исправно выполнял все рекомендации режиссёра. Шедевра ни из фильма, ни из игры конкретно Делона не получилось, но все отметили, что работать с ним легко и быстро. Делон получил свой обычный однодневный гонорар..."
https://avderin.livejournal.com/619256.html
Причем у других сообщается, что на съемки Делон потратил несколько дней и очень ругал режиссера за отношение к советской актриске, которая наставила себе синяков при падении.
Песни Азнавура тоже все отмечают, как свежий глоток по сравнению с назначенными совхрипунами:
"население советской страны в принципе было неизбаловано красотой и элегантностью: каждый день вынуждено было глядеть на тошнотные хари «класса-гегемона» и высших номенклатурщиков; из «поганого ящика» пялились чуть облагороженные вариации этих физиономий на фоне коптящих труб, непрекращающихся кислотных дождей и раскисших колхозных подзолов — и похождения симпатичных актеров (ну, кроме «великого Армена Джигарханяна» ...
где, скажем, простой трудящийся просто мог присесть на террасе центрового кафе и, жмурясь от удовольствия, выпить чашку настоящего кофе, затягиваясь не каким-нибудь гнойносмердящим «Беломором», а романтическими «Житан». И даже песенки им поет не гнилой мафиозный чертулай Кобзон, а благородный и признанный великий шансонье Азнавурян...

Симптоматично: цензоры посчитали, что фильм чрезмерно идеализирует западные райские кущи, но резать пленку, на которую было потрачено столько валюты, не посмели - тем более съемка проводилась под полным контролем КГБ. Но все же кто-то высокопоставленный из Имперского министерства народного просвещения и пропаганды попросил внести в европейскую пастораль «атмосферу насилия, шантажа, разнузданных угроз», где без остановки угоняют самолеты и грабят банки, где человек, что-то заподозривший, тут же получает кинжал в печень или грузовик в туловище... Ну, раз просят — получите и распишитесь: в итоге «дикий Запад» получился настолько прекрасным и завлекательным, что картина несомненно ускорила распад СССР на несколько месяцев. Конечно, сейчас «Тегеран-43» можно смотреть, только содрогаясь от ужаса и смеховых конвульсий, но одно то, что зрителю показали настоящую жизнь, в которой не существовало парторгов, выездов на картошку, «искусства соцреализма» и выездных виз — в самые мрачные и безнадежные годы застойной диктатуры! - бесценно; за это можно простить спекулятивный лживый сценарий, пошлую мелодраматическую слезогонку, и, в целом, никудышное качество этой архаичной киноподелки."
https://richteur.livejournal.com/305942.html

germanych

2 months ago

harmfulgrumpy

2 months ago

germanych

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

germanych

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

germanych

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

germanych

2 months ago

justinvolzhsky

2 months ago

germanych

2 months ago

duremaris

2 months ago

germanych

2 months ago

stenmkv

July 28 2019, 21:05:48 UTC 2 months ago Edited:  July 28 2019, 21:06:33 UTC

Проблема именно в винегрете событий. Причем, сейчас уже начинаю думать, что какие то консультанты или еще кто заставили вставить в фильм вот этих вот террористов, угон самолета, неофашизм поднимает голову в Европе, и прочее. То-есть, Тегеранская часть истории- вполне себе органична и нормально снята, а потом начинается галоп и винегрет. Все эти пленки, захваты самолетов, грабежи банков, убийства в Париже- это просто смех.
Вообще такое ощущение, что «Париж. Наши дни» ввели в фильм только для того, чтобы оправдать наличие Делона.

slon_1936

2 months ago

germanych

2 months ago

slon_1936

2 months ago

steissd

2 months ago

germanych

2 months ago

steissd

2 months ago

germanych

2 months ago

slon_1936

2 months ago

bozkurt_turan

2 months ago

steissd

2 months ago

bozkurt_turan

2 months ago

steissd

2 months ago

slon_1936

2 months ago

bozkurt_turan

1 month ago

В 80м не смотрел - был в армии. Потом жизнь закрутила. Пытался посмотреть уже тут, в Америке. Хватило на 20 минут.
Это можно было смотреть только в советское время. И даже не позднее какого-нибудь 1986 года.

gmz

2 months ago

germanych

2 months ago

red_fox_alisa

2 months ago

gmz

2 months ago

harmfulgrumpy

2 months ago

germanych

2 months ago

harmfulgrumpy

2 months ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
По ходу дела зритель начинает невольно сопереживать Денису Пю (Жорж Жере), который должен был застрелить Черчилля, Рузвельта и Сталина...

Да... чувства юмора тебе не занимать ))
Ну а что, не так что ли? Я вот точно желал, чтобы покушение удалось. Причём именно тогда, в эпоху брежневизма, ещё мало что понимающим членом ВЛКСМ смотрел и сопереживал. И те, с кем я обсуждал, тоже хотели, чтобы покушение удалось.

nampuom_pycu

2 months ago

steissd

2 months ago

germanych

2 months ago

slon_1936

2 months ago

nampuom_pycu

2 months ago

steissd

2 months ago

Абсолютно не отложился в памяти этот фильм, если честно

О чём и речь.
При просмотре ничего не понятно с агентами но масштаба съемок, артистов и романтики (заграничности) было достаточно что бы фильм понравился.
Масштаб по советским меркам был конечно выдающимся. Одна сцена Белохвостиковой (в роли дочки) с Делоном в настоящем Париже была все рекорды по экзотичности.

mad_mortigen

2 months ago

germanych

2 months ago

steissd

2 months ago

urij_detochkin

July 29 2019, 00:51:23 UTC 2 months ago Edited:  July 29 2019, 00:52:57 UTC

Фильм успортило участие Белохвостиковой.
Да и Костолевский образу советского разведчика не соответствует.

Видимо его взяли как бы в пару Делону. Хотя, а кого в 1980 году на роль советского разведчика было взять? Всё-таки фильм КГБ курировал. Значит признал аутентичным.

feropontij

2 months ago

germanych

2 months ago

feropontij

2 months ago

dp_z

2 months ago

joeck_12

2 months ago

Фильм ни фига не помню, а вот как мы плевались выходя из кинозала на премьере - помню прекрасно.
Что логично. Люди обычно помнят самые яркие впечатления от события.

eldad12

2 months ago

germanych

2 months ago

Меня, почему-то, всегда раздражала Белохвостикова. Кроме "Стакан воды".
Да она и в «Стакане воды» малость напрягает. Какие-то у неё вечно специфические оттенки были, словно секретарь комитета комсомола школы выступает на годовом отчётно-перевыборном собрании.

coolegga_2

2 months ago

vostokov_v

2 months ago

coolegga_2

2 months ago

germanych

2 months ago

bozkurt_turan

2 months ago

germanych

2 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →