1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Category:

Топовая дюжина советского кинопроката за 1988 год







Кадр из фильма «Игла» (Казахфильм, 1988, реж: Рашид Нугманов, в гл.роли: Виктор Цой).


Накануне начала Перестройки советский кинематограф и кинопрокат зашли в тупик. И не то чтобы в СССР не снималось новых фильмов или фильмы не закупалось за рубежом, но носили они какой-то налёт либо депрессивной обречённости, либо унылой скуки советского бытия. «Блондинка за углом», «Одиноким предоставляется общежитие», «Чучело», «Жестокий романс», «Любовь и голуби» – каждый из этих фильмов, который вошёл в лидеры советского кинопроката 1984 года, по своему неплох. И при этом все они несут в себе некую бациллу обречённости и депресняка. Даже вроде бы весёлая комедия «Любовь и голуби». Не говоря уже про мрачный фильм «Чучело». А лидером кинопроката 1984 года был индийский «Танцор диско», собравший 60 млн зрителей, что логично. Советский кинематограф не мог дать весёлых зрелищных фильмов, поэтому народ валил на глупую индийскую мелодраму с песнями и танцами. Но вот пришла Перестройка и оказалось, что советский кинематограф и советский кинопрокат ещё не сказали своего последнего слова. Какие же фильмы были в СССР лидерами кинопроката в 1988 году, когда казалось, что у СССР ещё есть будущее? (Об этом можно узнать из рейтинга портала kino-teatr.ru)



1. МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА
54,9 млн зрителей



Разумеется этот фильм оброс скандалами. Фильм «про это» в стране, в которой «секса нет», был обречён на кассовый успех. Впрочем, «про это» в «Маленькой Вере» было не так уж много. Поэтому почти никто не заметил, что это драма о жизни типовой советской семьи, которая с одной стороны имеет «гарантированное будущее», но при этом это «гарантированное будущее» такое унылое, что никакого восторга ни у кого не вызывает. Почти вся страна жила так, как герои «Маленькой Веры». И раньше так правдиво советскую жизнь не показывали. В этом и кроется причина успеха фильма. Хотя и Наталья Негода, барахтающаяся в постели с голой задницей, тоже не на последнем месте среди причин кассового успеха этой фильмы.

2. ХОЛОДНОЕ ЛЕТО ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕГО
41,8 млн зрителей



Эпоха Перестройки – это эпоха темы №1 – ГУЛАГ и сталинские репрессии. И на первый взгляд, фильм как раз про это. Там есть и тема ГУЛАГа, и политических репрессий. Но на самом деле это просто отличный боевик на историческом фоне. Герой, от которого никто ничего не ждёт, на пару со своим приятелем, от которого никто ничего не ждёт и подавно, в одиночку справляются с бандой опасных головорезов. Фильм в лучших традициях Голливуда. При этом полностью на национальной почве. Блестящая игра Валерия Приёмыхова и Анатолия Папанова – выше всяких похвал. Да и остальные актёры там играют отлично. Напряжённый сюжет, кровь, убийства, витающий над всем мрачный образ Берии. В итоге – заслуженное второе место. К сожалению, это был последний фильм, в котором снялся великий Анатолий Папанов. Он скончался, не успев озвучить свою роль. Увы.

3. ВОРЫ В ЗАКОНЕ
39,4 млн зрителей



Как говорится, этот фильм «и рядом не стоял» с «Холодным летом пятьдесят третьего». Фильм «Воры в законе» – такая редкостная клюква, что даже не ловко делается за Валентина Гафта, снявшегося в таком киноговне в главной роли. И однако же – третье место в кинопрокате за 1988 год. Почему? Потому что – прорыв в новую тематику. Никогда до этого фильма в СССР никто языком кино не говорил про советскую оргпреступность. То, что в СССР существуют жулики и даже убийцы – про это показывали. Но, как про единичные, так сказать, случаи. «У нас этого быть не может». Однако организованная преступность цвела и пахла в СССР ещё со времён Брежнева. И советским людям про это показали. Советские люди были шокированы, но билеты покупали исправно.

4. МЕНЯ ЗОВУТ АРЛЕКИНО
39,4 млн зрителей



Ещё одна первая ласточка киночернухи, которая заполонит отечественный кинематограф в начале 90-х. Не то чтобы тема подростковой преступности раньше не показывалась. Можно вспомнить например, замечательный фильм Динары Асановой «Пацаны», снятый в 1983 году. Но в «Пацанах» уличные хулиганы так сказать перевоспитываются, авторы хотят увидеть в них человека, узнать их душу. В «Меня зовут Арлекино» на душе авторам плевать. Главное – драки и криминал. Советский молодой зритель, не избалованный такого рода киношкой, смотрел открыв рот. Ну и набирался уму разумую

5. ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ
33,2 млн зрителей



Отличный атмосферный детективный триллер по мотивам романа Агаты Кристи. По недоразумению этот фильм в момент его выхода называли «первым советским фильмом ужасов». Ничего от фильма ужасов в «Десяти негритятах» нет. Зато крепкий детективный сюжет, который держит зрителя до самого конца, Сталиснав Говорухин снял великолепно.

6. ЗАКЛЯТИЕ ДОЛИНЫ ЗМЕЙ
Польша, СССР, Вьетнам
32,3 млн зрителей




Советский зритель никогда не видел фильмов про Индиану Джонса. Но посмотреть про сказочные приключения героев, ищущих сокровища в экзотических странах, всем хочется. Этим и объясняется успех этого в общем-то весьма посредственного советско-польско-вьетнамского фильма. Особенно в этом фильме смешён монстр, в которого в финале превращается один из научных сотрудников лаборатории, в которой неосторожно вскрыли таинственный сосуд. Но для советских детей и подростков это было в самый раз.

[ Читать на Дзене продолжение про другие шесть лидеров проката 1988 года ]








Tags: Киноведение, Кинолекторий, Совдепия
Subscribe
promo germanych june 27, 2009 14:27 424
Buy for 100 tokens
Посмотрел на подборку фотографий советских игрушек, почитал слюнявые комментарии к этой подборке и понял для себя вот что. Разница между совком и нормальным человеком заключается в наличии чувства стиля, чувства прекрасного, так сказать. У совков понимание красоты отсутствует практически…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →