1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Category:

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»







Есть такие фильмы, которые получают наименование «культовых» или «народных», ибо вошли в культурный код народа. И эти фильмы уже так давно разобраны по кирпичикам, каждую их деталь так давно изучили под мелкоскопом, что, кажется, больше там ловить нечего. К этому типу фильмов, безусловно, принадлежит и комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Мало какая комедия может соперничать с этим фильмом у отечественного зрителя. И, безусловно, фильм этот давно изучен и разложен на составные молекулы. К чему, когда-то приложил свою руку и я. А может я и дал старт этой увлекательной гонке – изучать детали старых фильмов. Но вот, как ни странно, буквально на днях я обнаружил, что этот фильм изучен не со всех сторон. Обнаружилась некая тайна этого фильма. И я с жаром бросился на её раскрытие. Подробнее о моих поисках – читайте под катом.



Началась эта детективная история так. Как-то попался мне на глаза вот этот кадр из комедии «Иван Васильевич меняет профессию».



«Э! – сказали мы с Петром Ивановичем, – а что это за плакаты висят на стене в квартире у Александра Сергеевича Тимофеева?» В самом деле – почему до сих пор не пытался выяснить, что там налепили художники-оформители? Ведь не может быть, чтобы это была какая-то совершенно несущественная деталь. Плакаты – это, явно, киноплакаты. Но каких фильмов? Гипотетически, поскольку жена Шурика, Зиночка, киноактриса, то наверное это плакаты фильмов, в которых, теоретически, она играла. Ведь все стены завешаны её фотографиями. Значит и фильмы – тоже с её участием. Так что это за фильмы?

В общем, решил я поискать, «чьих» фильмов плакаты висят на стене в квартире Тимофеевых. Для удобства пронумеровал.



После некоторых поисков обнаружил, что плакат №1 – это плакат советского военного детектива 1969 года «Пятеро с неба». Вот он полностью.



Причём, как видно, это плакат для проката за границей. Советский кинопрокат вообще для проката за рубежом делал афиши более симпатичными, чем для внутреннего употребления.

Как мне кажется, когда в кадр вешают какие-то элементы декора, режиссёр должен вкладывать в детали какой-то смысл. И, как будет ясно из последующего, в ряде плакатов на этой стене Гайдай вложил скрытый смысл. Но для чего он повесил плакат фильма «Пятеро с неба» – я так и не понял. Может тут какие-то параллели между военными разведчиками, заброшенными в тыл к немцам и Буншей с Жоржем Милославским?

Более понятен «код» плаката, которому я присвоил №3. Это плакат фильма «Бей, барабан!» 1962 года.



Фильм повествует о послереволюционных разборках новой молодёжи с кулаками и прочими элементами «из бывших». С одной стороны, Гайдаю такого рода плакаты нужны были для того, чтобы всегда можно было предъявить советской цензуре идеологически выверенный фон. Мол, мы про царей снимаем, но и про революцию не забываем. С другой – в фильме «Бей, барабан!» снялись Александр Демьяненко, который у Гайдая играет инженера Трофимова (Шурика) и Савелий Крамаров, который в «Иван Васильевиче» играет дьяка Посольского Приказа Феофана.

Вот два кадра из фильма «Бей, барабан!», с Демьяненко и Крамаровым.



В общем, этот плакат точно на своём месте. Что там далее? Плакат №2. Ещё один фильм на революционную тему «Первая девушка», снятый в 1968 году.



Вот тут снова – непонятно, что символизирует этот плакат? Может просто оформитель посчитал, что исполнительница главной роли этого фильма Валентина Теличикина будет зрителями принята в качестве жены Тимофеева? Других объяснений не нахожу.

Но идём к плакату №4. Ох и помучился я, рыская по просторам, пытаясь найти, что это за плакат, что это за фильм. Но – бинго! – всё же нашёл.



Это плакат советского фильма 1968 года «Ещё раз про любовь». И снова непонятки – зачем тут этот плакат? Видимо снова, женский профиль – на плакате это исполнительница главной роли Татьяна Доронина – должен был намекать, что эту роль сыграла Зиночка Тимофеева.

Ну вот, вроде бы всё тайны раскрыты. Все плакаты идентифицированы. Но все ли? Видите, плакат №1 частично закрыт углом какого-то другого плаката? Видимо товарищ Шпак закрывает другой плакат. Ну что же, вздохнём, и будем продолжать начатое дело. Будет искать, что там за другой плакат.

Ну что же, промотав немного фильм туда-сюда, нахожу кадр с негодяем Якиным. На этом кадре отчётливо виден новый плакат – помечаю его номером 5.



Но рядом с ним открывается ещё один плакат. Ищу, нет ли кадра, на котором этот плакат имеется, так сказать, в полный рост. Вот, пожалуйста, нашёл.



Этому новому плакату присваиваю номер 5. Что же, делать нечего, надо искать что это за фильмы.

Выясняется, что плакат №5 – это плакат советско-французского фильма 1969 года «Сюжет для небольшого рассказа».



И снова, видимо место ему на стене выделили из-за того, что на плакате изображено женское лицо – как бы Зиночки Тимофеевой. А на самом деле – Марины Влади. С другой стороны, в этом фильме в одной из ролей снялся Юрий Яковлев. Так что, пожалуй, именно это обстоятельство привело этот плакат на стену квартиры Тимофеевых, в которой некоторое время был заточён Иван Грозный, которого блистательно сыграл Юрий Яковлев. Вот он, кстати, в фильме «Сюжет для небольшого рассказа».



Юрий Яковлев, конечно, а не Иван Грозный.

Ну а что же плакат №6? А это плакат фильма «Чудный характер», который был снят в 1970 году на киностудии «Мосфильм».



Связь плаката фильма «Чудный характер» с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» я нахожу в том, что и в том, и в другом фильме автором текста песен стал Леонид Дербенёв. Так что, место вполне заслуженное.

Ну что, теперь-то – всё? Увы. Не всё. Вот посмотрите на этот кадр.



Заметили ранее не заметный плакат №7? Надо искать теперь и этот фильм. Как ни странно, я нашёл этот фильм. Это никак с комедийным жанром не связанный выдающийся фильм Григория Чухрая – «Баллада о солдате», вышедший в 1959 году.



Но тут снова экспортный вариант афиши фильма. В данном случае – болгарский. Какова тут символика плаката? Не очень понятно. Фильм уж очень драматический. Но могу предположить, что Гайдай и Чухрай дружили. Чухрай окончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1953 году, а Гайдай – в 1955-м. Так что они в студенческие годы должны были пересекаться и позднее сохранить приятельские отношения. Но это моё личное предположение, не более.

Ну что, вроде бы всю стенку разобрали? Аааа!



Да что там этих плакатов, как тараканов в подсобке в советском гастрономе? И плакаты-то то не полностью, и видны мелко. Что делать-то? Что, что – искать. Ладно, ищём. И, что характерно, находим.



Плакат №8 – это плакат фильма… «Сюжет для небольшого рассказа». Так что на этой стене два разных плаката одного фильма. У меня идут под номером 5 и номером 8. Видимо Гайдай дал оформителям задания наклеить как можно больше плакатов с женскими лицами – ведь у инженера Тимофеева жена актриса.

Ну хорошо, а плакат №9? Его и вовсе тяжело идентифицировать, потому что он вообще частично скрыт плафоном бра. Одна рука видна, причём какая-то уродская. Рука? Рука! А что если….

Ба! Да ведь это же плакат предыдущего фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»!



Алиллуйя! Вот мы и вывели на чистую воду все плакаты на этой стене. Но что это, погодите… Камера сдвигается вправо… Нет, это невозможно. Отчётливо виден ещё один плакат – №10.



Гайдай издевается что ли? Или это издевается художник-постановщик фильма Евгений Куманьков? Ну ладно, сцепив зубы ищём ещё и этот фильм. Из последних сил находим.



Это детский приключенческий фильм «Без страха и упрёка», который в 1962 году снял Александр Митта – тоже выпускник режиссёрского факультета ВГИКа. В фильме снимались Савелий Крамаров и Юрий Никулин, которого, как мы помним, Гайдай приглашал на роль Ивана Васильевича и которого опознал в Иване Грозном режиссёр Якин. В общем, с этим плакатом всё ясно. Но не ясно, кончатся ли когда-нибудь плакаты в прихожей квартиры инженера Тимофеева?



Нет, они не кончатся. Увы. И тут следует признать, что Леонид Гайдай меня накаутировал. В этом кгулу я смог опознать только один плакат, который обозначил номером 11.



Это плакат фильма 1968 года «По Руси», снятого по циклу рассказов Максима Горького. Единственную связь с какими-либо фильмами Гайдая я усмотрел в том, что в фильме «По Руси» снялся Руслан Ахметов, который в гайдаевской «Кавказской пленнице» сыграл запоминающуюся роль шофёра Эдика («Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»).

А далее я иссяк. Как ни искал, так и не смог идентифицировать остальные плакаты в этом углу прихожей квартиры Тимофеевых. Может кто-то из читателей узнает, что это за фильмы? Так пишите о этом в комментариях. Мы должны раскрыть последнюю тайну фильму «Иван Васильевич меняет профессию».








Tags: Киноведение, Кинолекторий, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych июль 11, 2013 15:55 82
Buy for 50 tokens
Некоторое время тому назад условно-патриотическая общественность была взбудоражена сообщениями, что оказывается первый в мире персональный компьютер изобрёл инженер из Омска Арсений Горохов, да ещё аж в 1968 году. Экзальтированные дилетанты бросились бить во все колокола: «Он получил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Почему на плакате для Польши название фильма написано по-испански?
Наверное потому, что автор не знает ни польского, ни испанского. Исправил.
Причём, как видно, это плакат для проката в Польше

С чего бы это плакат для Польши был на испанском языке?
Ну, может, это в ПНР так принято. Дон Анджей Пшепшицюльский, 12-й герцог Пуэрто-Данцигский, изъясняется с доньей Боженой Курчак-Рынской, 3-й графиней Рио-Готтенхафенской, исключительно на кастильском наречии (мексиканский, кубинский, кубанский и аргентинский диалекты не предлагать!).

germanych

1 year ago

leokand

1 year ago

Спасибо! Вот это деловой подход.

13_klyaks

1 year ago

Отличное исследование! Для настоящих киноманов! Я себя к таким не отношу, но прочел с интересом! Спасибо!
А иные граждане только Польшу увидели. Но я рад, что есть и другие читатели.
Кстати, фильм, про необычные съемки которого в Харькове Вы рассказывалии в которых принимали участие кажется вышел - это про Ландау. Но он какой-то очень уж необычный, там вроде 270 часов видео - будет ли нормальная версия интересно. В общем, мне кажется - Вы можете вернуться к теме и пост еще раз повторить тот старый, может и что новое про уже вышедший фильм расскажете, может какие фрагменты будут!
Нового я ничего про этот фильм не знаю. В прошлом году я встречался с помощником режиссёра, она мне кратко рассказала концепцию продвижения этого проекта. Собственно, это некий новый вид искусства, который, видимо, родился от идеи Объекта в Харькове. Потенциального зрителя погружают в некий мир, одним из элементов которого являются фильмы. Нечто вроде «Пещеры страха» в Луна-парке. Причём большинство фильмов вообще не про Ландау, как выяснилось. В какой-то фильм вошла сцена (или сцены) и со мной. Меня приглашали приехать в Лондон или Париж, чтобы это посмотреть. Но я не смог. Насколько я знаю, рецензий на этот проект много – от ругательных до хвалебных.
Забавно.
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Гайдай, конечно, тот ещё масон конспиролог.
По сравнению с ним даже еврейский заговор в "чебурашке" меркнет.

для меня удивительно само существование плакатов в таком "интернациональном" формате, портретной ориентации. я никаких плакатов не помню, всегда от руки красками афиши рисовали кто во что горазд и в горизонтальной ориентации.

Для любого фильма выпускали плакаты. Другой вопрос, что их как всегда было мало и на всех не хватало. Но, например, в кассах некоторых кинотеатров попадались. А на большой афише конечно художник рисовал индивидуально для каждого кинотеатра. Для этого в кинотеатрах и должность была соответствующая.
Покопайтесь в смыслах отличного фильма Собачье сердце

В советской школе всех учили анализировать литературные произведения, много и хорошо учили
А книгу \ и фильм / Мих Булгакова почему то не анализируют
Книгу Собачье сердце
А там большой намёк на некие совпадения
В Симбирской губернии (Ульяновской обл) есть большое село Кошкодамовка
Там делают из кошек-котов воротники
И в книге упоминают про •воротники на польта для пролетариата•
)) для непонятных Био Отец Вождя купец КОШКОДЕРОВ из Кошкодамовки
(( в Ульяновске все про это знали .... кому было интересно
и Первый номер газеты под названием «Правда» вышел *22 апреля* (5 мая) 1912 года, в день рождения Карла Маркса[6].
День Печати
Полиграф Полиграфыч !!!!! назван так
а 22 апреля (несмотря на путаницу в датах) тоже имеет некое указание
и всем пофигу
мало того что ты болен конспирологией, так я зайдя на твой жж обратил внимание - ты еще и сам себя коментируешь... чувак, сходи к врачу.

newkos

1 year ago

helevatory

1 year ago

germanych

1 year ago

newkos

1 year ago

у меня свое мнение основанное на заниях - пусть и небольших, о мире кино - режисер потребовал плакаты в том числе и с женскими лицами мотивируя что все равно будет не в фокусе. все. ответсвенный за реквизит сделал копии или даже просто залез куда надо и повесил оригиналы.
откуда знания? очень часто бывал в омском театре музкомедии, обо мне снимали как дипломную работу докуметальный фильм, но реквизит иногда там присуствовал - а давай переставим эту херню туда что бы лучше смотрелось, и в крыму общался с одним из помощников после съемок фильма что-то там о мамонтах и неодертальцах. в котором как массовка участвовали мои френды, приятели и знакомые в большом количестве. естественно играли не мамонтов :)
как то так я думаю. мнение личное не претендующее на истину :)
То, что там почти все плакаты с женскими лицам – это факт. И поэтому я согласен, что первичная цель была показать, что жена Шурика играла в куче фильмов и всюду на главных ролях. Но попутно возникла и другая цель, оставить, как сейчас говорят «пасхалки». Поэтому и появились плакаты «Бриллиантовой руки» или фильмов с участием актёров «Иван Васильевича». Это тоже моё предположение, не более. Но люди искусства любят такие игры. Например, в той же «Бриллиантовой руке» Гайдай показывает плакат кинофильма «Зигзаг удачи» своего конкурента Рязанова. Есть даже история, почему он этот плакат показал, правда я детали уже не помню. А так, как фон, выглядит как хохма – типа, у этих бандитов такой зигзаг удачи получился.
Под локтем царя постер с желтой звездой Бриллиантовая рука и читается и гуглится.
Выше уже про это написали и даже этот постер повесили.
Очень интересное расследование ). Винтажные плакаты просто прекрасны, так все просто и выразительно.
По своему хороши, да.
Замечательно, блестяще, аплодирую.
Только Якин опознал в царе Иннокентия Смоктуновского, а Бондарчука и Никулина отверг.
Да, точно. Но во всяком случае, упомянул Никулина. А отверг наверное потому, что Никулин отказался сниматься и Гайдай ему такую шпильку послал.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →