1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Category:

Странные ориентиры для советских детей








Ребёнка надо не только обучать, но и воспитывать. Это аксиома. Воспитание ребёнка идёт в разных форматах. Один из наиболее действенных – воспитание на примере неких героев. Ребёнку предлагается некий набор поведенческих стереотипов, воплощённых в каком-нибудь понятном ему и приятном герою. Естественно, ребёнка даже не надо заставлять подражать герою. Если герой притягателен – ребёнок сам возьмёт старт. В этом смысле любопытно взглянуть, что из себя представляли наиболее распиаренные герои советских детей брежневской поры.



Вы не задумывались над тем, почему одним из самых брендированных советских детских персонажей был герой по прозвищу Незнайка? Помимо трилогии Носова в виде собственного оригинального произведения, образ Незнайки продвигался (как говорят сейчас) по всем коммуникативным каналам –мультфильмы, пластинки, детские утренники, конфеты и т.п. Даже детский журнал был, «Весёлые картинки», в котором Незнайка был одним из главных героев (этот журнал даже дал название одной рок-группе конца 80-х, насколько он был архетипическим). Причём, что интересно, про других героев не всегда дети и знали, из каких они книжек. Не всякий, например, знал, откуда взялся Карандаш и Самоделкин. А уж про Гурвинека – это вообще тайна за семью печатями. А Незнайку знал каждый.

Равным образом узнаваем и любим был собрат Незнайки по «Весёлым картинкам» – Буратино. В детской табели о рангах сложно сказать, кто из этих двоих взял бы первое место на конкурсе брендов. Даже передача такая была детская – «Выставка Буратино». А уж пластмассовая кукла Буратино присутствовала, наверное, в каждом детском саду. У многих и дома. Фильм Нечаева «Приключения Буратино», опять же, с убойными хитами Рыбникова. Ну и конфеты. Ирис «Золотой ключик» был одной из самых желанных сладостей для советских детей. И пластинки не забудем. В общем, бренд продвигался грамотно и тотально.

С Незнайкой Буратино объединяло общая нелюбовь к получению знаний. Иначе говоря, оба были лопухами. Незнайка был дурачком по жизни изначально. Носов не сообщил читателям, как он дошёл до жизни такой. Детям просто представили де-факто, что персонаж, вокруг которого всё вертится – это Незнайка (от него вам балалайка). А вот про Буратино известно подробнее. За право провести часок-другой на тупом шоу для дебилов (на котором герои избивают друг друга палками), Буратино заложил свою Азбуку. То есть его отказ от знания в пользу тотальной дегенерации носил сакральный характер. И потом Буратино подтвердил своё отвращение к обучению на памятном сеансе у Мальвины, когда предпочёл скорее попасть в чулан с пауками, нежели систематически обучаться арифметике.

Тупой простоватый Незнайка и такой же тупой простоватый Буратино – вот одни из главных отечественных героев, которых двигал в массы советский детский агитпроп. Я прошу обратить внимание – речь идёт об отечественных, а не о зарубежных. Иностранные детские герои тоже были: Чипполино, Красная Шапочка, Гулливер, Карлсон, Вини-Пух и пр.; Питер Пен, наконец (хотя последнего мало кто знал).

Но я в данном случае говорю об отечественных детских героях, появившихся на оригинальной отечественной почве. Незнайка – полностью оригинальный герой. Буратино, как идею, Алексей Толстой позаимствовал из сказки Карло Коллоди, однако на родной почве хотя основные герои и сохранились, но сюжет претерпел кардинальные преобразования, а сам главный герой полностью сменил базовую черту – из хитрого враля он превратился в тупого балбеса. В общем, если Вини-Пух или Робинзон Крузо были прямыми переводами (хотя и несколько адаптированными), то из Буратино вышел оригинальный отечественный герой.

Наверное третьим персонажем, которого можно было бы добавить в компанию к Незнайке и Буратино, был Чебурашка. Несмотря на то значительное место, которое занимал Чебурашка в советской детской культуре (песня «Теперь я Чебурашка», исполняемая слюнявым голоском – это наверное одна из самых запоминающихся детских липучек), Чебурашка стоит как бы в стороне. Он, собственно, всегда находился в одной компании с Крокодилом Геной и Шапокляк. Если Буратино и Незнайка запросто могли слиться в экстазе в одной компании друг с другом (например в том же журнале «Весёлые картинки»), то Чебурашка из своего круга общения не вылезал. Не было и фильмов про Чебурашку. Имидж Чебурашки держался в основном на трёх мультфильмах (хотя в 1983 сняли и четвёртый, но он такого успеха уже не имел). И вообще, Чебурашка был персонажем несколько недоделанным – безполым и непонятного возраста. Скорее он ассоциировался с совсем маленьким ребёнком, который глупо хлопает своими глазёнками.

Незнайка и Буратино могли нравиться мальчишкам. Чебурашка мог нравиться только девочкам и совсем уж бессмысленным детям «из младшей дошкольной группы». Ну и плюс к этому, Шапокляк по энергетике переигрывала и Чебурашку, и Крокодила Гену. Не случайно, видимо, в конце третьего мультфильма их помирили и Шапокляк как бы возглавила их новый коллектив, протянув Крокодилу Гене гармошку и ультимативно потребовав: «Крокодил, играй».

Но в целом вот так интересно ТОП-3 главных детских героев брежневской поры в СССР занимали: придурок Незнайка, балбес Буратино и дурачок (дурачко?) Чебурашка. И имнено эти три героя были в СССР по настоящему брендированы, как это делалось у проклятых капиталистов: книги, мультфильмы, грампластинки, уличные визуальные образы и т.п.

Почему в стране, которая декларировала, что чуть ли не все основные научные силы мира сосредоточены в СССР, героем был не Знайка, а Незнайка? Почему Мальвина, которая заставляет учиться идёт раздражающим фоном, а любуются все придурком Буратино? И вообще, случайно ли, что в итоге, после развала Совка бывшие советские дети стали строить капитализм не по образцам, которые можно было брать в США или Западной Европе, а по шаблонам, которые были очерчены с одной из историй про Незнайку («Незнайка на Луне»)? Наконец, случайно ли, что современные любители СССР в массе своей представляют эдакого совокупного клона Незнайки, Буратино и Чебурашки одновременно? У них, как у Буратино, деревянная голова. Они как Незнайка уверены, что их ограниченное видение мира – это истина в последней инстанции. Наконец, они как Чебурашка инфантильно хлопают своим глазёнками и плаксиво требуют, чтобы взрослые люди вокруг жили по упрощённым правилам хорошего поведения для детей. Случайно ли это? Конечно же это не случайно.





Некоторые мои статьи на Яндекс.Дзен


Tags: Совдепия
Subscribe
promo germanych январь 2, 23:02 506
Buy for 100 tokens
Эльдар Рязанов в советское время снял три комедии, сюжет которых закручивается вокруг Нового Года. Две из низ стали одними из самых востребованных советской массовой аудиторией фильмов: «Карнавальная ночь» (1956) и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975).…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 362 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →