На фото: Московский кинотеатр «Художественный», 1984 год.
Вчера случился небольшой переполох. Некоторые читатели почему-то решили, что я не собираюсь больше писать для своего журнала оригинальных текстов, хотя я специально сообщил, что никуда уходить не собираюсь. Что и подтверждаю этим своим постом. Некоторое время тому назад я стал делать обзоры хороших и плохих советских фильмов, остановившись в 1984 году. Сегодня продолжаю этот цикл.
Гостья из будущего
Режиссер: Павел Арсенов, Киностудия имени М. Горького
Про этот фильм я довольно подробно уже писал, сравнивая его с американским «Назад в будущее» (https://germanych.livejournal.com/279193.html). Что-то тут добавить особо нечего. Сюжет фильма – отличный (Земекис сделал бы из него шедевр). Но снят фильм – ужасно. И ужаснее всего спецэффекты. Фантастическому фильму, который состоит чуть ли не полностью из сцен со спецэффектами, в 1984 году в СССР делать было нечего. К 1984 году советское кинопроизводство спецэффектов было настолько отсталым и убогим, что вызывало только жалость. Об этом я ещё упомяну ниже при обзоре других советских фантастических фильмов 1984 года. Ну и конечно стоит отметить, что Павел Арсенов, который имел за плечами несколько очень хороших фильмов, совершенно не монтировался в кинофантастику. Не его это. Что и показал фильм «Гостья из будущего». Ну и конечно убивают напрочь выбранные на главные роли актёры – Наталья Гусева (Алиса) и Алексей Фомкин (Коля Герасимов). Невнятные, вялые, не умеющие играть хоть какие-либо эмоции, кроме инфантильного пережёвывания собственных слюней. Весь фильм, фактически, держится только на игре Вячеслава Невинного и Михаила Кононова. А из детей, наверное, более или мене нормально играет только друг Коли Герасимова.
Государственная граница. Красный песок
Режиссёр: Борис Степанов, Беларусьфильм
«Государственная граница» – это такой как бы советский сериал. Погранвойска в СССР входили в структуру КГБ СССР. Так что сериал этот про погранвойска СССР курировался сами понимаете кем. И в итоге сериал получился серым. Первый двухсерийный фильм из этого цикла – «Мы наш, мы новый…», который вышел в 1980 году и в котором главную роль бывшего царского пограничника, капитана Дановича сыграл Игорь Старыгин, получился очень даже ничего. Второй фильм – «Мирное лето 21-го года» (1981 год), в котором речь шла о борьбе с отрядами Савинкова, регулярно переходящими с территории Польши на советскую территорию для организации террора, тоже получился в целом неплохим. Но вот дальше пошло и поехало. Особенно мутным вышел четвёртый фильм цикла «Красный песок», посвящённый борьбе с басмачами. В общем, такой фильм из серии «на безрыбье будем ебать дворника».
Если можешь, прости…
Режиссёр: Александр Итыгилов, Киностудия имени Александра Довженко
Сюжет такой: «Семь лет Яков ждет возвращения жены Даши, продолжая ее любить. Когда ему исполнилось сорок лет, заботливый председатель колхоза силой отправил Якова в отпуск, надеясь на то, что он вернётся не один. Но Яков не уехал, потому что встретил на вокзале Дашу с новым мужем и сыном, узнал, что они едут в тот же санаторий». Такая типовая посредственная советская комедия. Что и не удивительно, если учесть, что Александр Итыгилов вообще ничего путного не снял, а у киностудии имени Александра Довженко вообще довольно мало хороших комедий. Но в 1984 году приходилось смотреть и такое.
Завещание профессора Доуэля
Режиссёр: Леонид Менакер, Ленфильм
В основе фильма – шикарный фантастический роман Александра Беляева «Голова профессора Доуля». Вроде казалось бы – бери роман и снимай как в оригинале, лишь адаптировав под каноны киносценария. Но сценаристу (и одновременно режиссёру) зачем-то понадобилось достаточно крепко пройтись ножницами по оригинальному роману. В итоге получилось нечто невнятное. Ну и конечно – спецэффекты. В 1984 году уже невооружённым глазом было видно, насколько убоги советские спецэффекты. Нет, я понимаю конечно, что съёмочная группа делала что могла в рамках того, что вообще было возможно в этой сфере в СССР. Но лучше бы они вообще ничего не делали, чем делали то, что делали. Фильм – редкостная унылость. Несмотря на такой стопроцентно золотой сюжет. Впрочем, благодаря литературной основе фильмы всё же вошёл в ТОП-25 фильмов по количеству просмотров за 1984 год.
Инопланетянка
Режиссёр: Яков Сегель, Киностудия им. М. Горького
Ещё один «фантастический» фильм. В 1984 году что-то пробило советских кинематографистов на фантастику. При том, что, как я уже сказал, советское кинопроизводство было уже полностью отсталым и глядя на советские спецэффекты хотелось плакать. Создатели «Инопланетянки» видимо и сами это понимали, поэтому сделали фильм практически совсем без спецэффектов. Сюжет такой: «Инопланетянка О, холодная и бесчувственная, посетила Землю и привлекла к себе внимание скромного изобретателя Блинкова. Его любовь, приобщение к земным радостям и странностям пробудили в ней новые эмоции и чувства». Сюжет посредственный. Игра актёров вялая. Режиссура – никакая. При том, что Яков Сегель когда-то снял такие фильмы, ставшие советской киноклассикой, как «Дом, в котором я живу» (1956) и «Прощайте, голуби!» (1960). Видимо за четверть века разучился снимать.
Колье Шарлотты
Режиссёр: Евгений Татарский, Ленфильм
Снова на горизонте КГБ. И вроде бы сюжет вполне так ничего: «Сотрудники КГБ – полковник Серёгин и молодой сотрудник Павлов – расследуют убийство фарцовщика Виктора Кораблёва. Расследование выводит их на след преступной группы, переправляющей за границу ценные произведения ювелирного искусства…» А у режиссёра Евгения Татарского за плечами два таких советских суперфильма, как «Золотая мина» (1977) и «Приключения принца Флоризеля» (1979). Но когда смотришь «Колье Шарлотты», такое ощущение, что режиссёр снимал из под палки. Типа, чего там, все собрались? Ну ладно, давайте снимать. Начали. Ну и все начали снимать. Поскольку актёры и группа – профессионалы, то даже на отъебись получается ничего, получше чем современный российские сериалы, идущие по федеральным телеканалам. Но всё равно – в душе после просмотра этого фильма ничего не остаётся. Включая и желание его пересматривать.
Очень важная персона
Режиссёр: Евгений Герасимов, Мосфильм
Евгений Герасимов вообще-то актёр. Его звёздная роль – это, наверное, роль оперативника Рослякова в фильме «Петровка, 38» (1979). И вообще у него много ролей. Не сказать, что выдающихся, но неплохих. Но вот чего-то торкнуло его стать режиссёром и в 1984 году он снял киноговнище «Очень важная персона». Думаете, это я уж очень крепкое словцо применил? Да нет, скорее ещё слабоватое. Сюжет вертится вокруг Родиона Шишкина – провинциального руководителя среднего звена (в исполнении Юрия Назарова). Шишкин постоянно критикует начальство и в результате начальство снимают с работы, а на его место назначают Шишкина. И так весь фильм Шишкин поднимается по карьерной лестнице вплоть до руководителя областного масштаба. И всюду он катается на своей лошади и не хочет себя вести, как бюрократ. Блевотина редкостная. Судя по всему, Герасимов выполнял некий социальный заказа. Не забудем, что 1984 год – это год смерти Андропова и короткий переходный период правления Черненко. Однако уже было ясно, что скоро что-то будет. Ну вот Герасимов (наверняка по совету старших товарищей) и снял фильм на упреждение. Блевотина редкостная. Или я это уже говорил? Ну ничего, в данном случае про этот фильм и третий раз не жалко повторить – блевотина редкостная.
Семь стихий
Режиссёр: Геннадий Иванов, Киностудия им. М. Горького
Вы не поверите, но это снова фантастика. Причём фантастика, которая требует конкретных спецэффектов. Судите сами: «На горячей и умирающей планете в созвездии Центавра было открыто глубоководное озеро. На дне озера найдена неизвестная форма жизни, напоминающая земные растения. Инопланетный цветок неожиданно трансформируется в женщину по имени Аира…» Уверен, что далеко не всякий читатель вспомнит такой фильм. Скажи: «Иван Васильевич меняет профессию» – все сразу вспомнят. Скажи: «Семь стихий» А? Что? Где? Больше ничего об это фильме сказать нельзя. Кроме очередного вопроса – ну какого хрена в 1984 году советские режиссёры цеплялись за фантастику, требующую спецэффектов? И почему эту фантастику доверяли снимать таким режиссёром, как этот Геннадий Иванов, который ничего путного вообще не снял? Загадка.
ТАСС уполномочен заявить
Режиссёр: Владимир Фокин, автор сценария: Юлиан Семёнов
И снова КГБ на линии. Вообще я так скажу, последний раз, когда руководство КГБ курировало какой-то фильм и фильм получился хорошим – это 1973 год, «Семнадцать мгновений весны». «ТАСС уполномочен заявить» – это такая как бы отчаянная попытка показать СССР сверхдержавой мирового уровня. Десять серий этого фильма, разумеется, смотрели все, поскольку фильм позиционировался (правда без употребления этого термина) как некие такие «Семнадцать мгновений весны» 80-х годов. На главные роли взяли бывших исполнителей главных ролей в самых успешных советских шпионских многосерийных фильмах – «адъютанта Его превосходительства» Юрия Соломина и «штандартенфюрера Штирлица» Вячеслава Тихонова. А кроме них в фильм пригласили кучу других известных советских актёров и актрис. Фильм основывался на реальной истории измены одного из сотрудников МИД СССР. На бюджет фильма явно не поскупились. Говорят, Юлиан Семёнов не захотел, чтобы фильм снимала Татьяна Лиознова. В итоге фильм снял режиссёр Владимир Фокин, у которого в активе был один весьма посредственный детективный фильм «Сыщик» и пара совсем «никаких» работ. Фильм нельзя назвать полным провалом, но получилось классическое – «размах на рубль, удар на копейку». Самыми мучительными были сцена «в одной иностранной стране». К 1984 году советский телезритель уже имел более или менее нормальное представление о том, как выглядит забугорье, поэтому халтурные съёмки «ТАСС уполномочен заявить» кроме смеха ничего вызвать не могут. Единственное, что любопытно в этом фильме – несколько эпизодов работы советской контрразведки. Но для десятисерийного фильма маловато.
Человек-невидимка
Режиссёр: Александр Захаров, Мосфильм
Фильм снят по одному из самых культовых фантастических романов XX века Герберта Уэллса. Снят, как и все советские фильмы этого периода, с халтурными спецэффектами. Снят режиссёром, который окончил ВГИК в 1972 году, но до 1984 года не снял ничего. То есть вообще ничего, даже какой-нибудь короткометражки. А в 1984 году ему вдруг поручают снять зрелищный художественный фильм по одному из самых известных в истории фантастических романов. Да к тому же режиссёр достаточно вольно обошёлся с литературным оригиналом. Естественно, ничего хорошего из этого получиться не могло. Если сравнить эту советскую халтуру «Человек-невидимка» (как и прочие советские фантастические фильмы 1984 года) с вышедшими в том же 1984 году «Охотниками за привидениями», то вопрос о том, что советское фантастическое кино того периода стало абсолютно отсталым и убогим, можно даже не поднимать. И вообще у меня такое ощущение, что к 1984 году в том сегменте советского кино, которое отвечало за фантастику, возникло два странных явления: во-первых, деньги на кинофантастику были (вон сколько всего наснимали, включая «Гостью из будущего»), но, во-вторых, хорошие режиссёры и сценаристы почему-то не хотели браться за фантастику и поэтому снимать эти фильмы давали кому ни поподя. А может режиссёры, которые ценили всё, что делают и не хотели опускать планку качества, понимая, что в сфере фантастического зрелищного кино в СССР в 1984 году ловить уже нечего, просто отказывались заниматься фантастикой? В общем – загадка.
Ну ладно, как бы там ни было. Вот такая десятка. И заметьте – половина это фантастические фильмы. Приведу также рейтинг советского кинопроката 1984 года по версии портала Кино-театр (ТОП-10):
СССР, 1984 год
1. ТАНЦОР ДИСКО,
Индия, 1982, 60,9 млн.зрителей
2. ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ
СССР, 1984, 44,5 млн.зрителей
3. БЕЛЫЕ РОСЫ
СССР, 1983, 36,1 млн.зрителей
4. ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ
Италия, США, 1983, 27,6 млн.зрителей
5. ДВОЙНОЙ ОБГОН
СССР, 1984, 26,6 млн.зрителей
6. БЕРЕГ
СССР, ФРГ, 1983, 24,4 млн.зрителей
7. БЛОНДИНКА ЗА УГЛОМ
СССР, 1984, 24,1 млн.зрителей
8. ЧУЧЕЛО
СССР, 1983, 23,7 млн.зрителей
9. ОДИНОКИМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЩЕЖИТИЕ
СССР, 1983, 23,2 млн.зрителей
10. ПРИСТУПИТЬ К ЛИКВИДАЦИИ
СССР, 1983, 23,2 млн.зрителей
Ну и традиционно в финале для сравнения приводу список некоторых фильмов, которые вышли за рубежом в том же 1984 году.
Некоторые зарубежные фильмы, снятые в 1984 году:
«Амадей»/Amadeus, США (реж. Милош Форман)
«Бесконечная история»/Die Unendliche Geschichte, США (реж. Вольфганг Петерсен)
«Всплеск»/Splash, США (реж. Рон Ховард)
«Дюна»/Dune, США (реж. Дэвид Линч)
«Закусочная на колёсах»/快餐車, Гонконг (реж. Саммо Хун)
«Индиана Джонс и храм судьбы»/Indiana Jones and the Temple of Doom, США (реж. Стивен Спилберг)
«Клуб „Коттон“»/The Cotton Club, США (реж. Фрэнсис Форд Коппола)
«Конан-разрушитель»/Conan The Destroyer, США (реж. Ричард Флейшер)
«Короли шутки»/Le rois du gag, Франция (реж. Клод Зиди)
«Кошмар на улице Вязов»/A Nightmare on Elm Street, США (реж. Уэс Крэйвен)
«Москва на Гудзоне»/Moscow On The Hudson, США (реж. Пол Мазурски)
«Однажды в Америке»/Once Upon A Time In America, США (реж. Серджо Леоне)
«Откройте, полиция!»/Les Ripoux, Франция (реж. Клод Зиди)
«Охотники за привидениями»/Ghostbusters, США (реж. Айван Райтман)
«Полицейская академия»/Police Academy, ФРГ-США (реж. Хью Уилсон)
«Птаха»/Birdy, США (реж. Алан Паркер)
«Роман с камнем»/Romancing the Stone, США (реж. Роберт Земекис)
«Терминатор»/Terminator, США (реж. Джеймс Камерон)
«Франкенвини»/Frankenweenie, США (реж. Тим Бёртон)
На этом сегодня всё. Благодарю за внимание.
Journal information