1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Что крутили на дискотеках в СССР






На фото: мобильная дискотека на строительной площадке Erdgastrasse строительного отряда из ГДР. 1986 год.


Известная сентенция гласит: «в СССР в магазинах ничего не было, но у всех холодильники были полные». Положим, советский «полный холодильник» представлял из себя довольно скромный набор продуктов. Да и готовились советские хозяйки к праздникам по несколько месяцев, набивая холодильник и запрещая домашним притрагиваться к с таким трудом добытым деликатесам к праздничному столу. Но я сегодня не про «продуктовое изобилие» в СССР. Сегодня на повестке дня тема музыкальных пристрастий советской молодёжи. И вышеприведённую сентенцию применительно к заявленной теме можно изменить на следующее высказывание: в СССР в магазинах продавались только песни советских композиторов, а на советских дискотеках вовсю громыхала западная музыка. На эту тему меня натолкнуло обсуждение в одном из прошлых постов (про гипотетическое будущее героев фильма «Вам и не снилось»). В комментариях вспыхнул спор о том, когда кто и что слушал. Одна из читательниц предложила поговорить о том, какую музыку крутили в советских барах и на дискотех. Я подумал – а вай бы и нот? Вот и предлагаю сегодня вспомнить былые музыкальные пристрастия.



Сперва несколько вводных уточнений. Если в советском кинопрокате кроме советских фильмов иной раз шли западные фильмы – французские, итальянские, а порой даже и фильмы США, то с музыкой дело обстояло сложнее.

На фото: Магазин «Мелодия» на проспекте Калинина в Москве. Середина 70-х.


В советских магазинах грампластинок (самый известный из которых – «Мелодия» на проспекте Калинина в Москве) продавалась только продукция советской звукозаписывающей промышленности, которая на все сто процентов состояла из пластинок, выпущенных на фирме «Мелодия». А львиная доля продукции указанной фирмы «Мелодия» состояла из классики, народных песен и песен советских певцов и советских ВИА. Однако эта бочка советской музыкальной продукции разбавлялась ложкой т.н. лицензионных дисков, то есть дисков иностранных исполнителей, которые на «Мелодии» выпускались ограниченным тиражом по западным лицензиям. Неповоротливая, как и вообще вся советская промышленность, «Мелодия» выпускала по лицензии либо каких-то малоизвестных второсортных западных исполнителей (Тич-Ин, Лео Сейер и т.п.), либо с сильным опозданием.

На фото: альбом британского певца Лео Сейера, выпущенный на фирме «Мелодия» по лицензии.


Например, знаменитый альбом Пола Маккартни «Band on the Run», который был выпущен в 1973 году, на фирме «Мелодия» по лицензии вышел только в 1977 году. Примерно тогда же был выпущен и альбом Джона Леннона «Imagine», который на Западе появился в 1971 году. Никаких других сольных альбомов битлов и уж тем более оригинальных альбомов the Beatles в СССР не выходило вплоть до горбачёвской Перестройки.

На фото: М.С.Горбачёв с женой и Маргарет Тэтчер в правительственной ложе Большого театра. Москва, апрель 1987 года.


Только благодаря Горбачёву начались какие-то подвижки в том числе в сфере официального проникновения западной музыки в СССР. Однако, положа руку на сердце, когда в конце 80-х в СССР всё же вышел альбом the Beatles «A Hard Day’s Night», то кому он был особо нужен, учитывая, что битлы выпустили его на двадцать с лишним лет раньше – в 1964 году?

Редким и совершенно непонятным исключением из этого правила был выпуск на фирме «Мелодия» альбомов группы ABBA и группы Boney-M. Во-первых, они были выпущены именно тогда, когда эти группы были на пике популярности на Западе. Во-вторых – вообще неслыханное дело – на «Мелодии» были выпущены несколько альбомов этих групп.

На фото: альбомы шведского квартета ABBA, выпущенные по лицензии в СССР.


Тогда же был выпущен и диск английской группы «Smokie», которая в конце 70-х была популярна в континентальное Европе (не в самой Англии). Но это было редким исключением. В целом официальный советский выпуск модных западных групп был никаким. Нельзя было прийти в советский музыкальный магазин и купить диск модной на текущий момент западной группы. И дело даже не в дефиците – про это даже говорить не стоит, это уж самой собой. Дело в том, что просто «Мелодия» не выпускала таких дисков. Повторю, ситуация стала меняться в лучшую сторону только в конце 80-х, благодаря Горбачёву и его Перестройке. Но к тому времени советская молодёжь уже пересела на магнитофоны и дисками интересовались только серьёзные меломаны, которые предложение покупать лицензионные диски «Мелодии» рассматривали как насмешку.

На фото: В торговом зале магазина «Мелодия», 1983 год.


И при всём при том – в СССР у каждого уважающего себя подростка, который имел магнитофон, были записи тех западных групп, которые ему нравились. Даже в скудные брежневские времена. И на дискотеках крутили отнюдь не Аллу Пугачёву с Иосифом Кобзоном, а исключительно западную музыку. А если и включали иногда что-то советское, то лишь под нажимом администрации, которая должна была отчитываться перед проверяющими инстанциями, что на советских дискотеках крутят советскую музыку.

Лично я до 1980 года шёл в фарватере общепринятых музыкальных вкусов. Поскольку, благодаря работе матушки, у нас дома были все лицензионные диски ABBA, а также один диск Boney-M и один Smokie, то я их и слушал. Магнитофона у меня вплоть до 10 класса не было. Потому что музыка меня не сильно волновала – я увлекался только фотографией. Поэтому о неофициальной музыкальной окраске советских 70-х у меня довольно смутные воспоминания. Помню только что слушали наши родители, когда устраивали на праздники совместные гулянки, ну и то, что крутили «на танцах» в пионерлагерях. На гулянках взрослых до появления ABBA помню почему-то самую модную песню – «Листья жёлтые над городом кружатся». Ещё вертится в голове песня «Где ж ты моя ненаглядная где, в Вологде, Вологде, Вологде-где» – это «Песняры». В пионерлагерях хитами были «По французской стороне на чужой планете» и «Ты помнишь плыли в вышине, когда погасли две звезды, но лишь теперь понятно мне, что это были я и тыыыыыы». Ну и конечно ежеутренняя песня Высоцкого про зарядку.

Но это всё первая половина 70-х. Поскольку специально я вопросом не интересовался, могу предположить, что в то время массово народ ещё слушал русскоязычные песни советских исполнителей. Хотя, например, мои двоюродные братья и их друзья уже тогда крутили настоящие импортные диски. Но таких было ещё немного в силу большой стоимости оригинальных альбомов у спекулянтов (от 50 рублей и выше), а магнитофонов в начале 70-х у молодёжи было ещё сравнительно мало, поэтому записи западных групп имели ограниченное хождение. Однако ко второй половине 70-х ситуация стала меняться. Хоть и со скрипом, но советская промышленность начала выпускать всё больше кассетных магнитофонов, что породило пресловутую «магнитофонную культуру» и создало живительную почву для быстрого распространения западной музыки в обход официальных коммунистических препон. С конце 70-х на советских дискотеках стала звучать в основном англоязычная, а чуть позже ещё итальяноязычная поп-музыка.

В конце 70-х конечно очень популярной была ABBA. Но на дискотеках (подробнее о советских дискотеках тут) уже крутили и другие записи. Конечно же «Распутин» Boney-M и немецкую группу «Чингис-Хан» – редкое исключение немецкоязычной группы, которая взяла штурмом музыкальные пристрастия советской молодёжи. В конце 70-х наверное самыми популярными были три композиции:

«Мани-мани» – ABBA
«Ро-ро-распутин» – Boney-M
«Москау, москау» – Чингис-Хан.

На фото: Альбом группы из ФРГ Чингис-хан.


Единственной русскоязычной песней, которая продолжала покорять дискотеки конца 70-х и даже начала 80-х была песня группы Стаса Намина: «Летний вечер». Которая, по сути, являлась клоном композиции «Отель Калифорния» калифорнийской группы «Eagles». Ясен перец, эта композиция тоже покоряла дискотеки. Ещё, насколько помню, весьма котировалась Донна Саммер, Ещё вспоминается «Marrakesh» группы Goombay Dance Band, Space крутили, а также обязательно медляки Pink Floyd ну и т.п. К началу 80-х стали очень модными итальянцы и французский Ottawan, который звучал из каждого утюга. В 1983 году по ТВ показали два клипа какой-то западной группы Новой волны. Название группы уже не помню, поскольку не цепляло, но в СССР она была популярной. Вообще в 80-х Новая волна пробила дорогу к ушам советской подростковой аудитории.

Тогда же примерно стали модными три русскоязычных исполнителя. Во-первых, эмигрант Вили Токарев с его циклом песен про Америку. Во-вторых, Розенбаум с циклом «казачьих песен» и группа «Примус» с альбомов про девочку, которая сегодня в баре и т.п. Имя Юрия Лоза тогда мало кому что говорило. Мне-то уж точно.

На фото: Вили Токарев в Нью-Йорке, 1984 год.


Ну а вторая половина 80-х – снова повторю, исключительно благодаря М.С.Горабчёву и Перестройке – это уже был прорыв. Западные клипы стали даже крутить по советскому телевидению. Всюду появились кооперативные студии, в которых за 10 рублей можно было записать себе на кассету альбомы практически любых западных групп. Это уже время всяких там Модерн Толкингов и Арабесок. В общем, в конце 80-х уже не было такого лютого расслоения музыки на дозволенную официальную и чуть ли не подпольную неофициальную молодёжную. Поэтому, кстати, молодёжь конца 80-х повзрослев, до сих пор не понимает, чем было аутентичный тёплый ламповый Совок брежневской поры, в котором росло моё поколение.



Что касается лично меня, то я до 1980 года особым поклонником поп-музыки не был, не стал им и после 1980 года. Видимо мне это никогда не нравилось. В 1980 году я подсел на Битлов, а потом пошло всё тяжелее и тяжелее. Быстро добрался до Deep Purple, Uriah Heep и Led Zeppelin, конечно же Pink Floyd, Queen, Scorpions. А дальше и вовсе пошли всякие Nazareth, Black Sabbath, Dio, и Celtic Frost, которые мне в 1984 году казались верхом тяжести. Когда я вернулся из армии в конце 1986 года, то уже была Metallica в полный рост и т.п. В общем, я точно не специалист по поп-музыке и тому, что там обычно крутили на дискотеках и в барах в СССР.

Поэтому вопрос залу: что слушали вы в своей юности? Что крутили у вас на дискотеках, на школьных танцах и в барах? Только просьба, не просо перечислять названия групп, а ещё делать привязку по времени – какие годы, и по месту – в каком городе было дело. Потому что СССР начала 80-х, тем более в 70-е и СССР конца 80-х – это как небо и земля, словно две разных страны.

Отдельный попутный вопрос: какие были в ваших городах популярные места тусовок? Скажем, в Москве конца 80-х был очень модным безалкогольный бар «Молоко» в Олимпийской деревне. В нём, кстати, снимали один из эпизодов фильма «Курьер». А какие бары, дискотеки или тусовочные места были в ваших городах? Давайте сохраним это всё для истории. Это ведь была особая субкультура советской молодёжи.

Кадр из фильма «Курьер». Сцена в баре «Молоко».


Ну и конечно доперестроечные времена вспоминать интереснее. Потому что в конце 80-х всё стало куда более доступным, в том числе и музыка.




Эту форму можно использовать, чтобы пожертвовать некоторую сумму на развитие журнала Germanych.








Tags: Музыковедение, О музыке и не только, По волнам моей памяти, Совдепия
Subscribe
promo germanych август 22, 2017 01:07 148
Buy for 100 tokens
На фото: кадр из фильма «Что такое Совок?» Итак, свершилось. Наконец я домонтировал его. И приглашаю в кинозал на просмотр фильма-размышления « Что такое Совок?» Это мой первый опыт такого масштабного видеопроекта. Так это и первый опыт использования…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1234 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →