1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Блаженный Егорша







Возможен ли конъюнктурный нонконформизм? Конечно! И первое имя, которое приходит на память в этой связи – Егор Летов. Вот уж конъюнктурщик из конъюнктурщиков, работающий в жанре «Ласовые теля у двух маток сосёт».



Когда и как панк движняк проник в СССР я не знаю, да мне это и не интересно. Во всяком случае, уже в начале 80-х в ленинградском журнале «Аврора» проскальзывали статьи про Sex Pistols. Ну а скажем я сам, в тот же период – примерно году в 1982-83-м сочинял для нашей группы композиции в стиле панк. Ну а широко известная в узких кругах панк-группа «АУ» возникла в 1979 году. То есть между появлением «Never Mind the Bollocks» на прилавках западных музыкальных магазинов и приходом панка в СССР прошлое не так уж много времени.

Какой главный посыл несла панк-культура в СССР? Ответ очевиден – лютейший антикоммунизм. Более крайнего отрицания Совка, чем это было сделано панк-культурой в позднем СССР, сложно что-либо ещё вспомнить. И вот на этой волне растущего молодёжнго антикоммунизма и взлетел Летов и его ГрОб.

Забавно, что ГО была создана 8 ноября 1984 года. Аккурат в этот день я отправился в армию. И лично мой панк-подвиг был отложен на пару лет. Когда я в 1986 году вернулся из армии, рок был уже не в загоне, как это было в 1984 году, а, наоборот, имело статус эдакого модного явления. Москва бурлили металлом. А вот Сибирь – панком. И конечно самой известной панк-группой второй половины 80-х была «Гражданская оборона».

У этой группы музыки – ноль целых и ноль десятых. До Sex Pistols ГрОбу как до Луны. Но зато Летов давал сто очков вперёд своими текстами. И какой месседж несли тексты Летова? Антикоммунизм, антикоммунизм, и ещё раз антикоммунизм. И высшим проявлением этого месседжа стал его манифест – суперстебовая антикоммунистическая «Границы ключ переломлен пополам». Если бы на каком-нибудь концерте в конце 80-х Егор Летов вдруг заявил, что на самом-то деле это песня про хорошего Ленина и она воспевает настоящий коммунизм – он был бы нещадно отпизжен панками после концерта, а может прямо на сцене. Но Летов такого бы и не заявил, потому что в конце 80-х его антисоветизм и антикоммунизм был абсолютно стопроцентным и искренним.

Летов вообще был одним из ярких представителей рокеров той эпохи, когда в рок-кумиры вылезали самые начитанные. Тупняк густо пошёл уже позднее. И как любой очень начитанный советский молодой человек середины 60-х годов рождения Летов просто неминуемо должен был стать борцом с Совком и коммунизмом.

Но вот какая оказия произошла в тот момент, когда главный объект для атаки таких команд, как ГрОб – то есть Совдеп – рухнул и испустил дух. Образовался вакуум. В первую очередь вакуум адресатов. Отечественная рок-музыка, которая в 80-х была главным идейным магнитом, в начале 90-х вдруг перестала быть интересной. Почему? Потому что отечественный рок всегда был суррогатом. Его кушали только потому, что хотелось чего-то на родном языке, но сыгранное «как там». Но когда занавес рухнул и западные группы стали доступны, оказалось, что отечественные рок-группы в плане игры – какое-то говно. И слушали-то их исключительно ради антисовковых – а в случае с ГрОбом, антикоммунистических – текстов.

Но в начале 90-х эти тексты стали не актуально в одночасье. Ну неинтересно стало слушать двусмысленные тексты, которые били в яблочко только в рамках советского контекста, а когда этот контекст исчез, то испарился и заряд этих песен. Они стали неинтересны.

В принципе это и так понятно и много объяснять тут нечего. Но ведь отечественная рок-музыка была неким сообществом молодых людей, которые боролись с Системой. Сосбтвенно, именно в этом был смысл отечественной рок-музыки и уж ГрОба в первую очередь. Но Система рухнула? Вот это духовный вакуум – хочется как и при Совке собираться на полуподпольные концерты и втыкать двусмысленные антисистемные тексты, но теперь смысле в этом нет – породило такое специфическое явление, как НБП. НБП – это не политический проект, а не продолжение рок-тусовки, только в формате политического действа. В Совке гражданской смелостью порой было уже просто явиться слушателем на подпольный концерт. В ельцинской России это было смешно. Поэтому антисистемная рок-тусовка переформатировалась и назвала себя «партия». Вот тут и понадобился Егор Летов. Потому что НБП не была партией, а была реинкарнацией рок-тусняка. Поэтому ей по прежнему требовались рок-кумиры. Летов как нельзя лучше подходил.

Ну и Летов приободрился. Оказывается, он не вышел в тираж. Оказывается, его песни нужны кому-то. А то, что все его тексты были двусмысленны – легло в масть. Теперь можно было на чистом глазу петь «Только дедушка Ленин хороший был вождь» не в плане стёба, а как гимн Ленину. И что же удивляться, что Летов на этом не остановился и однажды затянул со сцены: «Небо утреннего стяг, в жизни важен каждый шаг». Пиздец! Более совковой песни в советские времена не было. Любой советский молодой человек, который бы на полном серьёзе предложил бы послушать песню «И вноб продолжается бой» был бы дружно послан нахуй. А Летов в 90-х пел эту совковые музыкальную отрыжку так, словно он всю жизнь был коммунистом, со знаменем Ленина идущим впереди колонн активистов. Так низко пасть – это надо было ещё постараться.

Но Летов, перекрасившись, по прежнему сохранил реноме антисистемщика.

Мне могут возразить – пусть Летов из антикоммунистов перекрасился в коммунисты, но это была всеобщая инверсия. Ведь перекрасились же коммунисты – такие как Ельцин или Гайдар – в антикоммунистов. Да и кроме того, больших капиталов Летову это не принесло, не то что какому-нибудь Андрею Макаревичу.

А на это я отвечу. Главным капиталом Летова всегда был небольшой зал, доверху набитый антисистемной молодёжью. Для таких людей, как Летов деньги в виде как таковой звонкой монеты не главное. А вот быть кумиром в том формате, какой он сам для себя выдумал – вот это для него главное. Почти потеряв это на рубеже, когда исчез СССР, он затем, полностью идеологически перекрасившись, восстановил аудиторию. И это его грело куда сильнее, чем счета в швейцарском банке.

Осуждаю ли я Летова? Нет, не осуждаю. Когда-то, в конце 80-х, я его слушал и конечно же горланил на тусовках «Границы ключ». Именно как гимн борьбы с коммунистическим дерьмом. Когда я услышал, как Летов корчит и себя блаженного и противным голосом выводит «Только Ленин хороший был вождь» для новой левацкой аудитории, а ещё более, когда я услышал гимн коммунистической номенклатуры «И вновь продолжается бой» в исполнении Летова, Летов для меня умер. А если я сейчас про него вспомнил, то просто потому, что некоторое количество моих знакомых посчитали вспомнить его в связи с днём рождением. Ну а почему бы не вспомнить и мне?









Tags: Мысли вслух
Subscribe
promo germanych апрель 16, 2009 04:09
Buy for 100 tokens
Что-то давно я не выкладывал фотогалерей. А судя по небольшому ажиотажу вокруг моей Фотогалереи «30 лет СССР через фотообъектив», смотреть даже посредственные фотографии подчас интереснее, чем читать даже самые расчудесные тексты. Фотографий из жизни СССР много. Но большая их часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 203 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →