Пресс-конференция членов ГКЧП 19 августа 1991 года.
19 августа был большой православный праздник, поэтому я не стал вспоминать пресловутый ГКЧП. Ну а сегодня почему бы и не вспомнить? Вернее не сам ГКЧП, а мою статью десятилетней давности, приуроченную к этому событию. Так кто уничтожил СССР? Отвечаю.
Скажу сразу, я делаю различие между государством и политической системой государства. Государство, как территория – это моя Родина, которая была, есть и будет моей. Родина не может быть плохой или хорошей, как не может быть плохой или хорошей мать. Родина – это данность.
Совсем иное дело политическая система. Политическая система государства – это нечто приходящее и меняющееся во времени. Всё что я пищу про Совок я адресую не государству, а политической системе. Современная Россия сильно отличается от ельцинской России первой половины 90-х годов. Причём отличается в лучшую сторону. Собственно, большинство своих гневных филиппик совки адресуют именно ельцинскому РФ. Политическая система современной России трансформируется.
Россия хочет стать сильным мировым лидером. И это мне нравится. С другой стороны, есть опасность того, что вместе с попыткой вернуть себе статус сверхдержавы, Россия попытается реанимировать – пусть и с некоторыми незначительными изменениями – ту политическую систему, которая паразитировала на теле народа с 1917 по 1991 год. А вот этого я совершенно не хочу. Учитывая, что сейчас те времена довольно сильно романтизируются, я и пытаюсь по мере сил показать, что никакой романтики там не было, что Совок – это очень гнусно и реанимация его не должна состояться ни при каких условиях. Вот так сказать сверхидея моих «Воспоминаний о Совке».
Но в этих воспоминаниях до сих пор зиял изрядный пробел. А именно – я до сих пор так и не показал лицо того, кто уничтожил СССР. Ибо надо знать, кто уничтожил Совдеп и снова уничтожит Россию, если в ней будет восстановлена Совдепия в том или ином виде.
Вот она, вот эта тётка и уничтожила СССР.
Её достали бесконечные очереди, постоянный дефицит, полная бессмысленность существования под трескотню красных лозунгов. Поэтому она взяла, сделала плакат, пришла на Манежную площадь и уничтожила Советский Союз.
У неё были гнусные сообщники. Вот их омерзительные рожи.
Вглядитесь в них. Вот этот бородатый в центре – типичный инженер из какого-нибудь НИИ. Его заебало тоже самое, что и предудыщую тётку. Плюс, этому инженеру зачем-то хотелось какой-то свобод слова и возможности ездить заграницу. И он тоже пришёл и уничтожил СССР. И тот мужик в очках, тоже уничтожал.
И вот эти тётки.
Чего им не хватало, спрашивается? У них был Большой театр и духовность лезла из задницы. У них были великолепные красные платья и авоськи, в которых можно было носить купленное после длинных очередей молоко и хлеб, а если повезёт, то и зелёную курицу. Что им не хватало, этим родившимся и выросшим в Совдепии бабкам? Ведь у них была бесплатная медицина и бесплатное образование. Но почему-то однажды их всё это заебло и они пришли и уничтожили Совдепию.
Смотрите, смотрите на этих убийц Советского Союза.
Хочу спросить у защитников Совдепии, тусующихся в моём журнале: Среди этих женщин вы не находите себя или своих родственников? Нет? Ну разумеется. Наверняка всех этих тёток пригнали на Манежную площадь из секретных лабораторий ЦРУ.
А вот этого предателя родины кто пригнал к Белому дома в августе 1991 года?
Полковник Советской армии! Лётчик! С орденами и медалями! Ан туда же – пришёл разрушать СССР. И разрушил. И подручными у него были эта женщина в уродском плаще, и парень в дешёвой кофте, и старый дед с медалями в таксистской кепке, и парень в пиджаке и свитере, и простая советская тётка в вязаном платке.
И сотни тысяч вот этих вот простых советских людей.
Их всех заебал Совок. Они уже просто не могли в нём жить. Вглядывайтесь, вглядывайтесь, ищите – тут наверняка есть ваши знакомые, родные, близкие. Может быть тут есть даже вы сами.
Вот кто уничтожил Советский Союз. Советский Союз уничтожил простой народ, который в нём жил, который больше не хотел той жизни, о которой я пишу в своих «Воспоминаниях».
Эти люди сделали свой выбор. Их наебали? Да, жестоко наебали. Им обещали, что стоить развалить государство, как сразу наступит жизнь, «как в США». Им не сказали, что для того, чтобы это произошло, надо не просто развалить государство, но ещё и переделать мозги, что невозможно в принципе. Можно осуждать эти стотысячные толпы, которые рвались изо всех сил из Совдепии и поверили вчерашним инструкторам коммунистических обкомов и членам Политбюро, что они и вправду создадут «США № 2»? Можно конечно и осуждать. Но лучше им просто посочувствовать. Они всю свою жизнь прожили в гнусной совдеповской системе и нет ничего удивительного, что поверили в сказку, что всё можно изменить по мановению волшебной палочки.
Так вот, мне хочется верить, что если уж всё это произошло, то пути назад в Совдепию не будет. Слишком большая была заплачена цена, чтобы оттуда вырваться.
PS: Все фотографии датированы маем 1991 г. и 22 августа 1991 года.
UPD 2018 года
За прошедшие десять лет левацкие и прокоммунистические элементы постарались сформировать миф о каком-то чудесном СССР, который ненавидели только какие-то малочисленные либералы, вот мол они и уничтожили СССР. Такая фантазия не делает чести СССР. Во-первых, в конце 80-х себя никто не называл либералам. Тогда люди, желавшие перемен, называли себя демократами. Причём относили себя к демократам очень разные силы, включая даже и представителей Советской армии. Ибо совок допёк всех.
И, во-вторых, эти силы бы не малочисленными, а, напротив, очень многочисленными.
Демократические митинги – на Манежке и в Лужниках – собирали самое малое десятки тысяч, а часто сотни тысяч человек. Защищать Ельцина к Белому дому пришли несколько сотен тысяч человек.
И, кстати, тех защитников СССР, которыми сегодня переполнен интернет, тогда почему-то не было. Вот казалось бы, СССР рушится – защищайте. Нет, не защищали. Ибо ссыкотно было идти, скажем, к Белому дому, защищать СССР. Реально можно было без головы остаться. Это сегодня, когда безопасно, сонм советских защитников бьёт себя шпалой в грудь «да я за СССР жизнь отдал бы» А чего же не отдал тогда в 1991 году, болезный – хочется спросить у такого защитника. Собственно, этим лишний раз современные интернет-защитники СССР в моих глазах опускают себя ниже плинтуса.
И надо это помнить. Помнить, как опостылел большинству советских граждан СССР и коммунистическая система, что они с радостью и овациями встречали её разрушение.
Я, кстати, как раз тогда, в августе 1991 года был по другую сторону баррикад. Я не только не печалился, а, напротив, даже обрадовался созданию ГКЧП. Но посмотрев на их пресс-конференцию, на трясущиеся руки Янаева, понял, что эта система обречена. Исторически обречена. Посмотрите на фотографию людей, которые вошли в ГКЧП (заглавная фотография к посту). Скучные номенклатурные лица с алкоголиком Янаевым в середине (вице-президент СССР на тот момент). Советская Система в самую опасную для себя минуту не смогла на свою защиту мобилизовать кого-то более харизматичного, чем эта унылая группа номенклатурщиков. Система была обречена. Потому что, замешанная на человеконенавистнических коммунистических идеях, она к 1991 год сгнила полностью. Никакой реформации или реставрации она не подлежала в принципе.
А войска, которые прибыли в Москву в августе 1991 года, перешли на сторону восставшего народа. То есть даже армия была против СССР. Об этом не худо бы помнить современным адептам СССР.
Но также надо помнить и то, что среди тех, кто обещал освободить страну от коммунистического маразма во имя счастья людей, было немало людей морально ничуть не лучших, чем коммунисты, которых они выкинули из власти. С одной стороны это понятно – ибо все родились и выросли в СССР. Так что уровень морального разложения просто неминуемо должен был быть примерно одинаковым по обе стороны от баррикад. В итоге реформы начала 90-х пошли по максимально плохому сценарию.
Огромная часть населения в одночасье очутилась за порогом бедности. Именно это дало полностью деморализованным коммунистическим силам в начале 90-х приободриться и получить наглядные примеры для критики частного предпринимательства и образы для пропаганды идеи восстановления СССР – читай, восстановления коммунистической системы.
В самом деле, что должны были думать люди, которые искренне хотели уничтожения коммунистической системы, потому что прекрасно знали, что живут плохо и никогда не наступит конец этой плохой жизни. Но после краха это системы люди не перестали жить плохо, а буквально были брошены на уровень выживания. Именно отсюда истоки тех пропагандистских клише всякого левачья, которые сегодня поют сказки про «чудесный СССР». На фоне тотальной нищеты большей части населения начала 90-х – да, в самом деле СССР был чудесным. Но только в сравнении с этим периодом. На фоне даже нынешней, сильно далёкой от идеального государства РФ, СССР может быть назван «чудесной страной» только в горячечном бреду. И однако же если бы не то, что происходило в стране в начале 90-х, не было бы сегодня этих настроений ностальгии по Совку. И это тоже надо понимать.
Каков же итог? Итог на сегодня таков. Те консервативные силы, которые в начале 90-х оказались проигравшими аутсайдерами, сегодня, пользуясь меняющейся конъюнктурой, вновь у власти и предлагают один проект идиотичнее другого. Они не моделируют будущее для России, а лишь сводят счёты, которые не могли свести в начале 90-х. Страна смотрит не вперёд, а назад. Причём этот миф о чудесном потерянном вчерашнем рае настолько гиперболизирован, что вызывает приступы энтузиазма только у слабоумных шизофреников. И однако другого, более притягательного образа будущего сегодня в России нет. Оппозиция – которая в 90-х была патриотической и частично просоветской, сегодня – либеральная и никаких иных рецептов, кроме возврата в 90-е, не имеет. Но надо понимать, что для огромной части населения 90-е – это нищета, страх и унижение – последствия «шоковой терапии». И на этом ощущении искусно играет нынешняя власть. Собственно, как Ельцин в 90-х пугал людей возвращением пустых прилавков Совка, так и сегодня Путин пугает людей возвратом тотальной нищеты и разрухи 90-х. Впрочем, это уже другая история.
[ В тесте использованы фотографии Peter Turnley. ]
Journal information