1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Это сладкое слово Meccano







Мальчишки любят что-нибудь мастерить. Во всяком случае, я любил всегда. С самого раннего детства. Что-нибудь разобрать, а потом собрать – это был просто праздник моей души. Правда не всегда удавалось собрать. Когда в мои руки попадала какая-нибудь игрушка с электромотором, то очень скоро и она сама, и её электромотор оказывались разобраны до винтика. Потом собрать электромотор не удавалось. Зато с самого раннего детства я узнал, что в электромоторе есть магнитики и ещё там есть странная штуковина, туго замотанная медным проводом. И если этот провод размотать, то эта штуковина оказывается состоящий из тонких металлических как бы пропеллеров с тремя лопастями, которые потом можно метать наподобие звёздочек ниндзя. В общем, доложу я вам, электромотор – это бездна полезных штук для ребёнка. Однако каждый раз раскурочивать игрушки – это игрушек не напасёшься. Я вон поезд от своей немецкой 12-мм железной дороги раскурочил, чтобы посмотреть, как это у него внутри включается свет, а когда обратно собрать, свет включаться отказывался категорически. Поэтому лучшим другом юного разбирателя и собирателя всю дорогу были специальные конструкторы. Вот о них сегодня и пойдёт речь.



У меня в детстве был конструктор примерно такой, как на заглавной фотографии к этому посту. Правда мой был пообъёмнее, имел некоторые дополнительные детали, которых я тут не вижу и при этом все планки были серебристого цвета. Мой был иностранным, производства ГДР, а этот – советский, 1987 года выпуска (фабрика «Прибор», г.Челябинск). Во всяком случае так указано на ресурсе, где я эту фотографию нашёл. Так что в СССР клонировали не только западные игрушки, но и игрушки из соцстран. Хотя, возможно, данный челябинский образец выпускался по лицензии из ГДР. В моём детстве таких конструкторов в СССР ещё не выпускали. Типовым был конструктор в убогой коробке, где лежали чёрные детали, которые порой плохо подходили друг к другу, и у которых винтики тоже не всегда подходили к шайбам. Сужу по тем экземплярам, которые мне попадались в пионерлагерях. Ну а к концу 80-х, стало быть, научились производить что-то более или менее пристойное. Правда не могу сказать, насколько легко было купить советский конструктор, который изображён на фото выше. Меня в 1987 году такого рода вещи уже не волновали. Но вообще, сделано конечно куда пристойнее, чем советские конструкторы 70-х годов.

Кстати, многие нынешние Свидетели Великого Прошлого, когда пытаются взять на голос, доказывая, какие отличные игрушки и бытовые приборы были в СССР, всегда имеют в виду только один период – конец 80-х, когда в самом деле в СССР появилось немало игрушек, которые в моём детстве – 60-е – 70-е года, то есть кондовый брежневский Совок – были просто чудом. И при этом данные граждане ругают что есть мочи Горбачёва, который сделал их советское детство хоть немного получше в плане игрушек, чем было детство детей брежневской поры. Впрочем, ладно, разбираться во взаимоисключающих параграфах Свидетелей Великого Прошлого – дело бессмысленное и неблагодарное. Я сегодня особо останавливаться на советских развивающих игрушках для детей не буду. Я снова – как уже не раз – продемонстрирую, что было в этом плане на благословенном Западе. Просто чтобы каждый, кто помнит своё детство – хоть брежневской поры, хоть горбачёвской – почувствовал, что даже в сфере такой банальщины, как конструкторы для детей, СССР отставал от Запада на бесконечно огромную дистанцию.

Тот, кто подумал, что я сейчас начну рассказывать про конструкторы LEGO, ошибается. LEGO и его советские подобия мы сегодня трогать не будем. А расскажу я про конструкторы Meccano. Уверен, что очень многие мои читатели даже не слышали такого названия. Поэтому сперва очень кратко справку – что это за Meccano и с чем его едят.

Мой детский конструктор производства ГДР выглядел примерно вот так.



Только у него не было надписи MЕCCANO. Как попал конструктор MЕCCANO в ГДР я расскажу чуть ниже. Тот, кто сравнит эту фотографию с той, которая приведена в заглавном посте, поймёт, что было взято за образец для конструктора фабрики «Прибор» города .Челябинска в 1987 году. Вот только у меня такой конструктор был уже в середине 70-х. И вообще, я надеюсь читатели уже поняли основной алгоритм производства советских клонов – будь то хоть бытовая электроника, хоть игрушки. Берёте советскую более или мене интересную вещь и начинаете искать западный прототип примерно на десятилетие ранее. И наверняка находите. Две пятилетки – это был такой советский люфт по времени для клонирования даже такой кажущейся простоты, как детский конструктор.

Однако, даже за десять лет СССР не смог бы повторить Meccano во всём его многообразии, поскольку Meccano – это не какой-то отдельный конструктор, а целый мир. И я вам сегодня о нём расскажу. Начну издалека.

В 1863 году в английском городе Ливерпуле в семье торговца продуктами родился некто Фрэнк Хорнби (Frank Hornby). В возрасте 16 лет Фрэнк начал работать кассиром в лавке у отца. Затем, после смерти родителя и ликвидации его бизнеса, Фрэнк Хорнби устроился бухгалтером у оптового торговца мясом из Ливерпуля. К тому времени – это был самый конец XIX века, когда мистер Шерлок Холмс вовсю ловил злодеев – у мистера Хорнби имелись уже двое сыновей. Вот для них-то он и стал в своей домашней мастерской делать разные игрушки, которые вырезал из листового металла. Он строил модели мостов, грузовиков и кранов. Сыновья были в восторге. Единственное, что смущало мистера Хорнби – аппетиты детей росли и для каждой новой модели он бы вынужден делать заготовки с нуля, при том, что старые игрушки валялись уже как ненужные. И тогда его осенило.

«А что если, – сказал самому себе мистер Хорнби, – делать модели не из специально нарезанных кусков жести, а сделать некие универсальные заготовки, из которых потом собирать всё что душе угодно, соединяя эти заготовки винтами». Сказано – сделано. Фрэнк Хорнби нарезал кучу полосок из медных листов. Ширина каждой полоски была одинаковой – полдюйма (12,7 мм). Все полоски имели отверстия для болтов, которые были расположены на расстоянии полдюйма один от другого. В 1900 году он наделал столько этих деталей, а дети из них столько игрушек, что Фрэнк Хорнби решил запатентовать изобретение и продавать его.

В январе 1901 года Фрэнк Хорнби получил патент GB190100587A на изобретение под названием «Усовершенствования в игрушечных или образовательных устройствах для детей и молодёжи». Вот как выглядел чертёж к этому патенту:



Хорнби объединился со своим работодателем Дэвидом Элиотом (David Elliot) в партнёрство. Элиот предоставил несколько своих помещений под производство того, что Фрэнк Хорнби назвал «Mechanics Made Easy». Комплекты «Mechanics Made Easy» поступили в продажу в 1902 году. Каждый комплект состоял всего из 16 деталей и инструкции, как на их основе собрать 12 различных моделей. В 1903 году было продано 1500 комплектов. Хорнби расширял варианты комплектов, вводя в них новые детали и инструкции по сборке новых моделей. В 1905 году он уже продавал восемь разных комплектов для сборки моделей. В 1906 году была получена первая прибыль. До этого момента Хорнби заказывал все детали для комплектов у сторонних производителей, но к 1907 году в связи с увеличением спроса, основал собственную фабрику своих комплектов в Ливерпуле, взяв кредит.

Не знаю, кстати, как любителей Советской Старины, а меня такие истории очень вдохновляют. Ибо это и есть то, что является сутью свободы предпринимательства и свободного рынка. Вопрос ведь не в том, что в СССР не было людей, которые, подобно Фрэнку Хорнби могли изобрести что-то интересное и полезное. Конечно же такие люди были и в СССР. Но не было системы, которая могла бы подхватить идеи этих талантливых людей, то есть перевести изобретение из единичных экземпляров в производство с огромными оборотами.

К счастью для Фрэнка Хорнби (и к счастью для миллионов детей на Земле), Фрэнк Хорнби родился и жил не в СССР. Именно поэтому у него всё получилось. К 1907 году он стоял во главе весьма успешного и прибыльного предприятия. Всего за шесть лет! Этого срока в СССР едва хватало только на то, чтобы своровать какую-нибудь западную идею и кое-как начать производить на основе неё кривое изделие. Фрэнк Хорнби за этот срок полностью с нуля, благодаря только своему таланту изобретателя и своей энергии создал прибыльное дело. Возник только один тормоз. С маркетинговой точки зрения название «Mechanics Made Easy» никуда не годилось. И тогда, сократив эту неуклюжую фразу до нескольких первых букв и прибавив для благозвучности окончание «СANO», что по латыни означает «петь, звучать, играть», Фрэнк Хорнби зарегистрировал торговую марку MECCANO.



Игра MECCANO стала необыкновенно популярна и 30 мая 1908 года Фрэнк Хорнби зарегистрировал фирму Meccano Ltd. Оборот Meccano Ltd за 1910 финансовый год составлял 12 тыс. фунтов стерлингов.

MECCANO экспортировалась во многие страны мира. С 1926 года MECCANO стала выпускаться с цветными деталями. Офисы компании были открыты в Париже и Берлине. В Германии MECCANO по лицензии выпускала немецкая компания Märklin, известная своим производством игрушечных поездов. Кстати, созданная в ГДР в 1948 году компания, получившая чуть позже название PICO – это был осколок Märklin, который не стеснялся копировать продукцию Märklin. Вот таким образом в ГДР попал и конструктор MECCANO. Впрочем, мы сейчас не про PICO. Просто я объяснил, почему конструкторы MECCANO (правда без упоминания оригинального названия) стали производить в ГДР и они даже попадали оттуда в СССР.

На фото: дети и их родители приветствуют Фрэнка Хорнби на вокзале Ливерпуля.


Фрэнк Хорнби позднее открыл ещё несколько компаний, включая Hornby Railways, производящую модели железных дорог. К 1930-м годам он стал миллионером и культовой фигурой – нечто вроде Стива Джобса в конце 90-х. В 1931 году он был избран депутатом парламента от Консервативной партии. После чего оставил фабрику своим соратникам, полностью сосредоточившись на политике, поскольку дела в мире становились всё жарче. Однако в 1935 году по состоянию здоровья Хорнби был вынужден уйти на покой. 21 сентября 1936 года Фрэнк Хорнби умер от хронического сердечного заболевания. Но дело его, как это говорится, оказалось живучим.

Ещё в 1916 году Фрэнком Хорнби был основан журнал Meccano Magazine для популяризации своих конструкторов и для того, чтобы искать новые идеи для моделей. Давайте пробежимся по страницам этого журнала. Первых номеров, к сожалению, я не нашёл, так что начнём с 1921 года.



Производство конструкторов MECCANO. 1921 год.




Номер за декабрь 1924 года.



Варианты моделей для малышей.


Прайс на разные конструкторы MECCANO (кликабельно)


Описание одной из новых (на 1924 год) моделей


Реклама велосипедов и самокатов


Реклама составов Hornby Railways. 1924 год! (кликабельно)


Вторая часть разворота. (кликабельно)


Модель на основе электромотора.


Страница с рекламой моделей поездов и детского передатчика. Это всё ещё 1924 год. (кликабельно)


Ещё кое-какая реклама. Мне приглянулось ружьишко за 4 фунта. (кликабельно)


Январь 1929 года.


Помимо статей про модели, журнал Meccano Magazine был и ещё научно-популярным, помещая множество статей про новинки науки и техники. Чтобы дети брали примеры из жизни для своих моделей.


Из наборов Meccano можно было сделать даже полезные штуки. Вот как эта например – кронштейн для микрофотосъёмки.


Новые детали к наборам (кликабельно)


Вот такие шикарные вещи можно было сделать в 1929 году (кликабельно).


А можно было поиграть в железную дорогу, создав себе вот такую круть (кликабельно).


Юный конструктор.


Май 1937 года. В Самой Передовой Стране на Земле пачками расстреливают людей за малейшее несогласие с генеральной линией.


Ну а что в не самой передовой части мира?

Отвлекают детей от классовой борьбы, навязывая им модели поездов.


И прочих машинок.


И знакомят с творениями сумрачного тевтонского гения в разделе «Германские цельнометаллические самолёты».


Впрочем, через два года с небольшим англичане будут их изучать, просто смотря на небо.

И снова новые модели.


Даже такие.


Снова ж/д. Аж плакать хочется. Я и в 70-х от такого великолепия зарыдал бы. А это 1937-й, который у нас только с Большим террором ассоциируется, но никак не с моделями для железной дороги. (кликабельно)


Вторая мировая война прервала производство MECCANO в Англии. Однако журнал продолжал выходить для тех, кто уже имел этот набор.

Январь 1941 года. Англичане один на один с Рейхом. Можно сказать, последние, кто ещё сражался. Вплоть до июня того же года.


И игрушки соответствующие.


Полезные для военного времени популярные статьи. «Как создать ключ для секретного сообщения». Нужное знание в пору, когда вся Англия готовится к высадке вермахта на островах.


Конечно не забывали и основную тематику.


В 60-х и 70-х менялись названия производящих конструктор компаний, но одно было неизменным – огромная популярность к MECCANO и добавление в них всё новых и новых элементов.

1977 год. Эх, вот это вот как раз моё времечко. Но мне недоступная модель.


Какая-то вообще непонятная штуковина.


Ну это хотя бы понятно.


А вот подробности монстра с обложки (кликабельно).


И вот такое можно было сделать из Meccano в 1977-м. Я на такое со своим ГДРовским клоном Meccano даже не замахивался.


Ну и так, до кучи, октябрь 1980 года. Это вскоре после того, как в Москве отшумела Олимпиада-80.


Хорошо, что я этого не видел в детстве.


И этого.


Репортаж с выставки работ «мекканистов».


Ну вот на этом и всё про конструктор Meccano и его создателя Фрэнка Хорнби. Я привёл лишь тысячную долю того, что хотелось бы показать. Но, надеюсь, что даже эта частичка даёт достаточное представление об этом чудесном мире – MECCANO, мире, который советским детям дали лишь чуть-чуть попробовать на один зубок. Да и то лишь в варианте убогих советских конструкторов. А MECCANO выпускается и поныне для своих многочисленных поклонников, в том числе и многих взрослых.

На фото: Ливерная (печёночная) птица (Liver bird), символ Ливерпуля, сделанная из элементов конструктора, установленная на месте, где когда-то располагался завод Meccano на Binns Road.





Эту форму можно использовать, чтобы заслать пожертвование в Фонд борьбы с Совком.












Tags: Англия, Конструктор. Meccano, Творчество
Subscribe
promo germanych май 14, 22:33 434
Buy for 100 tokens
На фото: Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1972 год. Помнится на юбилей прибытия из прошлого в наше настоящее доктора Эммета Брауна и Марти Макфлая я написал текст, в котором сравнил два фантастических фильма, вышедших одновременно: американский…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →