1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Sturm, Drang, Biedermeier и вот это вот всё




00.jpg



Карл Шпицвег. Старая таверна на озере Штарнберг. 1865, 32×54 см, холст, масло.


В немецкой живописи XIX века (и вообще визуальном искусстве) изрядной популярностью пользовался стиль Biedermeier – эдакое простодушное искусство германского романтического китча. В немецкой литературе того времени царил Sturm und Drang, буря и натиск. Однако немецкому обывателю требовалось и спокойное сентиментальное ми-ми-ми. Вот так и сложился стиль Biedermeier. Biedermeier, который можно перевести как «простодушный Майер», это нечто вроде румяного октоберфестского кренделя, только выраженного языком масляной живописи и рисунка. Китчевая картина «На пашне» Венециаонова, полотно «Три богатыря» Васнецова и прочий лубочный а-ля-рюс XIX века – это отзвук немецкого Biedermeier’а в русской живописи. Филистеры, в которых метал столько молний Фридрих Ницше – это живительная среда стиля Biedermeier. И вроде бы, мне, как большому поклоннику веймарского усача, не пристало проповедовать Biedermeier. Однако мне нравится этот стиль. Во всяком случае, в лице одного из самых ярких его представителей – Карла Шпицвега. В связи с чем сегодня будет много картинок этого немецкого художника.



Карл Шпицвег (Carl Spitzweg) родился в Баварии в год, когда войска Наполеона пытались покорить Испанию, Россия начала войну со Швецией, а в Баварии была введена Конституция, предусматривавшая создание парламента. Очень много событий происходило в том 1808 году, так что рождение маленького Карла стало событием только для его бюргерской семьи. Однако семья была не простой. Пару слов о корнях будущего художника.

Карл Шпицвег. Автопортрет 1832 года.


Отец Карла – Саймон Шпицвег, происходил из семьи разбогатевшего почтальона и дочери лесника. Переехав в Мюнхен, Саймон Шпицвег женился на дочери богатого оптового торговца фруктами, породнившись, таким образом, с почтенной мюнхенской буржуазией, что позволило ему взобраться на самый верх этого социального слоя. Саймон купил дом и основал две компании: по продаже тканей и специй. Скоро Саймон Шпицвег, свободно говорил на нескольких языках, который стал весьма заметным человеком в столице Баварии. Он был членом мюнхенского коммерческого суда и членом городского совета, а затем и его главой. В 1818 году на выборах Саймон Шпицвег был избран в члены парламента Баварии от Мюнхена. На этом общественном поприще Саймон Шпицвег добился открытия первой средней школы для девочек, заваливая канцелярию Королевского правительства письмами, в которых утверждал: «Нет сомнения, что женщины так же хорошо предрасположены к получению знаний, как и мужчины». Для того времени это было довольно радикальное утверждение. В итоге первая средняя школа для девочек была открыта в 1822 году.

Карл позднее вспоминал, что отец его был суров, не терпел противоречий и слабо разбирался в искусстве. Старшего сына Саймон Шпицвег определил в торговцы. А среднему, Карлу, выпала доля стать фармацевтом (младший позднее должен был пойти по пути врача). В общем, такая основательная семья. Однако фармацевтическая карьера Карла продлилась не долго. У него рано проявились задатки к живописи, а в 1833 году, в возрасте 25 лет, он решил полностью посвятить себя искусству. Тем более, что о хлебе насущном волноваться ему не приходилось – после смерти в 1828 году отца, а в 1829 году старшего брата (по делам торговли тот ездил в Каир, где заразился чумой), Карл Шпицвег получил весьма приличное наследство (хотя торговый дом возглавила его мачеха).

Карл Шпицвег. Автопортрет 1840 года.


Карл Шпицвег много путешествовал и писал картин. Попутно работал иллюстратором для юмористического еженедельника «Fliegende Blätter» (выходил с 1845 по 1928 года). Сотрудничество с юмористическим журналом наложило свой отпечаток на работы Шпицвега, который писал с изрядной долей юмора. На этом краткое описание биографии Карла Шпицвега можно закончить и перейти к изучению его работ, которые, на мой взгляд, как мало какие ещё дают представление о Германии того периода, когда два неутомимых друга – Карл Маркс и Фридрих Энгельс сочинили свой знаменитый Манифест коммунистической партии. Кажется, мало что ещё так контрастирует друг с другом, как Манифест Маркса и Энгельса и работы Карла Шпицвега. Впрочем, предлагаю оценить самостоятельно (большинство изображений кликабельны).

Книжный червь


Перехваченное письмо


Спор монахов


Друг Кактус


Любитель кактусов


В Дахштюбхене


Друг цветов


Бедный поэт (одна из самых известных картин Шпицвега)


Воскресная прогулка


Гном, смотрящий на железную дорогу


Розовый друг


На бастионе


Курьер в Розентале


Косьба в горах


Вечный жених


Ипохондрик


Сонный ночной сторож


Искусство и наука


В синагоге


Геолог


Читатель газет в саду дома


Пейзаж в Аммерзее


Мир в стране


Вязальный форпост


Австрийский сторожевой пост


Вот такой вот вам бидермайер. Не буря и натиск, а покой и уют.





Формой ниже можно воспользоваться, если просмотр данного поста вызывал желание проспонсировать дальнейший встречи с прекрасным.











Tags: Германия, Живопись, Искусствоведение
Subscribe
promo germanych april 16, 2009 04:09
Buy for 100 tokens
Что-то давно я не выкладывал фотогалерей. А судя по небольшому ажиотажу вокруг моей Фотогалереи «30 лет СССР через фотообъектив», смотреть даже посредственные фотографии подчас интереснее, чем читать даже самые расчудесные тексты. Фотографий из жизни СССР много. Но большая их часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →