1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Sturm, Drang, Biedermeier и вот это вот всё




00.jpg



Карл Шпицвег. Старая таверна на озере Штарнберг. 1865, 32×54 см, холст, масло.


В немецкой живописи XIX века (и вообще визуальном искусстве) изрядной популярностью пользовался стиль Biedermeier – эдакое простодушное искусство германского романтического китча. В немецкой литературе того времени царил Sturm und Drang, буря и натиск. Однако немецкому обывателю требовалось и спокойное сентиментальное ми-ми-ми. Вот так и сложился стиль Biedermeier. Biedermeier, который можно перевести как «простодушный Майер», это нечто вроде румяного октоберфестского кренделя, только выраженного языком масляной живописи и рисунка. Китчевая картина «На пашне» Венециаонова, полотно «Три богатыря» Васнецова и прочий лубочный а-ля-рюс XIX века – это отзвук немецкого Biedermeier’а в русской живописи. Филистеры, в которых метал столько молний Фридрих Ницше – это живительная среда стиля Biedermeier. И вроде бы, мне, как большому поклоннику веймарского усача, не пристало проповедовать Biedermeier. Однако мне нравится этот стиль. Во всяком случае, в лице одного из самых ярких его представителей – Карла Шпицвега. В связи с чем сегодня будет много картинок этого немецкого художника.



Карл Шпицвег (Carl Spitzweg) родился в Баварии в год, когда войска Наполеона пытались покорить Испанию, Россия начала войну со Швецией, а в Баварии была введена Конституция, предусматривавшая создание парламента. Очень много событий происходило в том 1808 году, так что рождение маленького Карла стало событием только для его бюргерской семьи. Однако семья была не простой. Пару слов о корнях будущего художника.

Карл Шпицвег. Автопортрет 1832 года.


Отец Карла – Саймон Шпицвег, происходил из семьи разбогатевшего почтальона и дочери лесника. Переехав в Мюнхен, Саймон Шпицвег женился на дочери богатого оптового торговца фруктами, породнившись, таким образом, с почтенной мюнхенской буржуазией, что позволило ему взобраться на самый верх этого социального слоя. Саймон купил дом и основал две компании: по продаже тканей и специй. Скоро Саймон Шпицвег, свободно говорил на нескольких языках, который стал весьма заметным человеком в столице Баварии. Он был членом мюнхенского коммерческого суда и членом городского совета, а затем и его главой. В 1818 году на выборах Саймон Шпицвег был избран в члены парламента Баварии от Мюнхена. На этом общественном поприще Саймон Шпицвег добился открытия первой средней школы для девочек, заваливая канцелярию Королевского правительства письмами, в которых утверждал: «Нет сомнения, что женщины так же хорошо предрасположены к получению знаний, как и мужчины». Для того времени это было довольно радикальное утверждение. В итоге первая средняя школа для девочек была открыта в 1822 году.

Карл позднее вспоминал, что отец его был суров, не терпел противоречий и слабо разбирался в искусстве. Старшего сына Саймон Шпицвег определил в торговцы. А среднему, Карлу, выпала доля стать фармацевтом (младший позднее должен был пойти по пути врача). В общем, такая основательная семья. Однако фармацевтическая карьера Карла продлилась не долго. У него рано проявились задатки к живописи, а в 1833 году, в возрасте 25 лет, он решил полностью посвятить себя искусству. Тем более, что о хлебе насущном волноваться ему не приходилось – после смерти в 1828 году отца, а в 1829 году старшего брата (по делам торговли тот ездил в Каир, где заразился чумой), Карл Шпицвег получил весьма приличное наследство (хотя торговый дом возглавила его мачеха).

Карл Шпицвег. Автопортрет 1840 года.


Карл Шпицвег много путешествовал и писал картин. Попутно работал иллюстратором для юмористического еженедельника «Fliegende Blätter» (выходил с 1845 по 1928 года). Сотрудничество с юмористическим журналом наложило свой отпечаток на работы Шпицвега, который писал с изрядной долей юмора. На этом краткое описание биографии Карла Шпицвега можно закончить и перейти к изучению его работ, которые, на мой взгляд, как мало какие ещё дают представление о Германии того периода, когда два неутомимых друга – Карл Маркс и Фридрих Энгельс сочинили свой знаменитый Манифест коммунистической партии. Кажется, мало что ещё так контрастирует друг с другом, как Манифест Маркса и Энгельса и работы Карла Шпицвега. Впрочем, предлагаю оценить самостоятельно (большинство изображений кликабельны).

Книжный червь


Перехваченное письмо


Спор монахов


Друг Кактус


Любитель кактусов


В Дахштюбхене


Друг цветов


Бедный поэт (одна из самых известных картин Шпицвега)


Воскресная прогулка


Гном, смотрящий на железную дорогу


Розовый друг


На бастионе


Курьер в Розентале


Косьба в горах


Вечный жених


Ипохондрик


Сонный ночной сторож


Искусство и наука


В синагоге


Геолог


Читатель газет в саду дома


Пейзаж в Аммерзее


Мир в стране


Вязальный форпост


Австрийский сторожевой пост


Вот такой вот вам бидермайер. Не буря и натиск, а покой и уют.





Формой ниже можно воспользоваться, если просмотр данного поста вызывал желание проспонсировать дальнейший встречи с прекрасным.











Tags: Германия, Живопись, Искусствоведение
Subscribe
promo germanych may 14, 22:33 434
Buy for 100 tokens
На фото: Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1972 год. Помнится на юбилей прибытия из прошлого в наше настоящее доктора Эммета Брауна и Марти Макфлая я написал текст, в котором сравнил два фантастических фильма, вышедших одновременно: американский…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →