Эта фотография немецких пехотинцев, справляющих большую физиологическую потребность (как выразился бы Ярослав Гашек), представляет интерес по трём причинам.
Во-первых, её можно использовать для иллюстрации соответствующего эпизода книги «Похождения бравого солдата Швейка».
Во-вторых, эта фотография лишний раз иллюстрирует тот факт, что в немецкой армии у немецких солдат было огромное количество личных фотоаппаратов (а у некоторых даже кинокамеры), почему до нас и дошли в больших количествах подобные фотографии солдатского быта. Тогда как у солдат РККА фотоаппаратов не было вообще, в связи с чем на историю РККА времён Второй мировой войны мы можем смотреть только через объектив официальных фронтовых фотографов. Солдаты в минуты отдыха одинаковы – что в вермахте, что в РККА, что в армии США. Но про обычную окопную жизнь советского солдата, рассказанную самим советским солдатом, до нас не дошло ни единого кадра. А вот про вермахт в этом плане мы знаём много больше.
Ну и в-третьих – эта фотография лишний раз демонстрирует, чем Европа отличалась от СССР в плане личной гигиены людей. В руках у одного из пехотинцев – а это фотография времён войны – рулон туалетной бумаги. В СССР же туалетная бумага появилась только в 1969 году. А до того в советских домах в туалетах использовалась нарезанные на куски газеты (до наших дней дожили то ли анекдоты, то ли реальные факты о том, что иные граждане при Сталине даже отправлялись в тюрьму за то, что использовали для этих целей газету «Правда»). Но к концу 60-х советское правительство решило, что пора людей по другому отучать от неправильного использования газеты «Правда». Вот что об это написано в WiKi:
«В 1968 году для Сясьского целлюлозно-бумажного комбината (Ленинградская область) для производства туалетной бумаги были закуплены две огромные английские бумагоделательные машины. 3 ноября 1969 года состоялся торжественный пуск. Сначала новая продукция натолкнулась на нулевой спрос – простой гражданин СССР не знал, для чего нужны рулоны бумаги, и не покупал её».
Для популяризации туалетной бумаги была даже организована рекламная кампания и добровольно-принудительное распространение. После чего советский народ смекнул пользу туалетной бумаги и стал её покупать. В итоге туалетная бумага сразу стала дефицитом (как и многие другие товары в СССР) и характерной приметой брежневского времени стали граждане на улицах городов, увешанные рулонами туалетной бумаги, словно революционные матросы пулемётными лентами.
Ибо народ если уж видел, что где-то туалетную бумагу «выкинули» (как в СССР именовалась экстренная продажа дефицита для выполнения плана), то сразу закупал впрок на многие недели вперёд.
И ещё один любопытный факт. Когда в 1946 году Нюрнбергский трибунал вынес приговор бывшим военным и политическим лидерам гитлеровской Германии, семеро были приговорены к разным срокам (включая пожизненные) и содержались в тюрьму Шпандау. Для предотвращения тайного сношения заключённых с волей, в тюрьме контролировался каждый лист писчей бумаги. Заключённые могли получать лишь столько бумаги, сколько им было разрешено использовать для написания писем домой. И ни листком больше. Тем не менее один из заключённых – Альберт Шпеер – умудрился написать в тюрьме две толстенных книги (воспоминания о Гитлере и свой дневник о годах в Шпандау). Как же ему это удалось?
На фото: Альберт Шпеер со своими детьми Хильдой и Аьбертом возре трапа самолёта. 1942 год.
Дело в том, что если союзники контролировали каждый лист писчей бумаги, который могли получить заключённые Шпандау, то туалетная бумага выдавалась без ограничений. Вот на туалетной бумаге и написал свои книги Шпеер.
Сразу после войны – в условиях тотального разрушения всей Германии – заключённые Шпандау тем не менее пользовались такими благами цивилизации, как туалетная бумага. Которая считалась чем-то настолько банальным, что её даже не ограничивали при выдаче. А советские «свободные» люди в тоже самое время подтирались газетой, а то и чем придётся.
Альберт Шпеер вышел из Шпандау на волю в 1966 году. Советским людям ожидать начала выпуска туалетной бумаги оставалось ещё три года.
На фото: Альберт Шпеер после освобождения со своей женой.
Именно такие бытовые «мелочи» лучше, чем что-либо ещё, иллюстрируют всю смехотворность состязания СССР с Западом.
Если вам понравился материал, вы можете перевести мне любую, не обременительную для вас, сумму.
Journal information