Решил ввести новую номинацию. Я сделал уже несколько обзоров советских фильмов 1981-1983 г.г., которые сгруппировал по «хорошим» и «плохим». Однако тут есть некоторая односторонность, однобокость тут есть некоторая, я бы сказал. Разумеется, даже фильмы, которые я причислил к плохим, тем не менее когда-то я всё же смотрел, а некоторые и не единожды. Это значит, что как минимум по сюжету они не такие уж потерянные стопроцентно. Плохими им сделали, собственно, плохая режиссёрская работа, плохой монтаж, низкий бюджет (там где требовался очень большой бюджет) и т.п. Но из поля зрения выпадает целая когорта советских фильмов – а таких снималось очень много – которые даже смотреть не хочется. Вот просто читаешь синопсис (краткое изложение сценария, по нашему) и засыпаешь на первом абзаце. Смотреть такое? Нет, лучше вообще ничего не смотреть, чем это. Вот примерно по такому критерию я и составил ниже прилагающийся список.
Белые Росы
Режиссёр: Игорь Добролюбов, Беларусьфильм, 1983 год
Сюжет: «Уважаемый человек в деревне — 80-летний ветеран труда и трёх войн Фёдор (Федос) Филимонович Ходас (Всеволод Санаев) беспокоится о судьбе троих своих сыновей. Он давно овдовел, сыновья выросли. Старший Андрей (Геннадий Гарбук) – человек основательный, но чрезмерно расчётливый. Средний, Сашка (Михаил Кокшенов) ведёт кочевую жизнь, уже 15 лет не был дома. Младший, Василий (Николай Караченцов), балагур и весельчак».
Не, только под страхом расстрела меня такой фильм заставите смотреть. Несмотря даже на присутствие в нём Кокшёнова и Караченцова. И несмотря на то, что композитор фильма – Ян Френкель. И несмотря даже на то что, как пишут в описании (а может в том числе благодаря этому), что «Оригинальным режиссёрским ходом является передача событий, показываемых через сон героев».
Игорь Добролюбов на той же студии «Беларусьфильм» снял два годных фильма – «По секрету всему свету» (1976) и «Расписание на послезавтра» (1978). Я когда-то даже делал обзор фильма «По секрету всему свету». Но терять 84 минуты своего времени на то, чтобы изучать тяжёлую картину психопатического беспокойства 80-летего Федоса, ветерана труда и трёх войн – это без меня.
UPD: Всё же есть нечто и пострашнее угрозы расстрела. Натиск разгневанных комментаторов. Ладно, уболтали. Скачал «Белые росы». Посмотрю, а потом отдельно напишу, что думаю об этом фильме.
Водоворот (Вир)
Режиссёр: Станислав Клименко, Киностудия имени Довженко, 1983 год
Сюжет: «Главный герой фильма Тимка Вихора во время опасных сражений лета 1941 года вспоминает о жизни родного села Трояновка. Эти воспоминания помогают ему находить силы для тяжёлых военных будней и сражений. Фильм рассказывает о том, как жители села перед лицом опасностей войны объединились на почве патриотизма и любви к Родине».
Ааа! Снимите это немедленно! В смысле – снимите с проката. Впрочем, уже поздно пить боржоми. Фильм уже давно вышел. И даже получил Главный приз на республиканском кинофестивале в Жданове (ныне – Мариуполь). На кинофестивале в Жданове! Это вам не что-нибудь. Вы спросите – а что же, я против патриотизма и любви к Родине? Нет, дорогие мои – я «за» двумя руками. И за патриотизм, и за любовь к Родине (кстати, а это разве не одно и тоже?) Но вот только фильмы типа этого «Водоворота» – прививка и от патриотизма, и от любви к Родине. Лучше этого фильма с патриотизмом и любовью к Родине борется только современное российское телевидение, вызывая отторжение к этим чувствам, поскольку рекламируют патриотизм самые высококачественные телепроститутки, на которых пробы ставить негде и у которых за душей есть всё что угодно, кроме патриотизма и любви к Родине. В связи с чем настоятельно рекомендую не смотреть общественно-политические передачи российского телевидения. И фильмы типа «Водоворот».
Волшебная ночь
Режиссёр: Темур Палавандишвили, Грузияфильм, 1983 год
Сюжет: «Было у отца три сына. Перед смертью отец завещал сыновьям: его земли унаследует тот, кто лучше овладеет своим ремеслом. Три брата долго учились у различных мастеров и каждый овладел своей профессией в совершенстве».
Детская сказка. Нет, в детстве я бы конечно посмотрел – в детстве всё шло в дело. Даже такие сказки. Но я помню свои впечатления от просмотра такого рода детских фильмов – «лучше бы с ребятами во дворе поиграл».
К своим!
Режиссер: Владимир Левин, Мосфильм, 1983 год
Сюжет: «Герой фильма, характер которого раскрывается в борьбе с недостатками на производстве и в отношениях с любимой женщиной, едет на традиционную встречу со своими однокашниками в детский дом, где он когда-то воспитывался».
Дам слово одному читателю страницы этого фильма на портале Кино-Театр. Некий Игорь из Киева пишет: «Очень странный фильм. С одной стороны, Соловьев играет блестяще, как всегда (темпераментный, обаятельный, подвижный), а с другой – таких невыразительных диалогов и нечетких характеров я не припомню ни в одном другом советском фильме». Ему вторит некая Бетти: «Соловьев сыграл искренне, но в фильме постоянно темный фон, не разглядишь лица, и много пафосных, трескучих фраз».
Вот люди странные, всё же. Начинают смотреть фильм с таким сюжетом и хотят каких-то выразительных диалогов и чётких характеров. Граждане дорогие, если вы сами в советском кино не разбираетесь, читайте мои обзоры советского кино и чётко следуйте моим указаниям. И не будете разочаровываться.
Впрочем, некая Тамара из Саратова пытается оппонировать: «Мне понравился фильм – приятный, несколько своеобразный, с прекрасной музыкой Эдуарда Артемьева. Но самое большое достоинство фильма в том, что главного героя, искреннего, обаятельного парня, сыграл Александр Соловьев – талантливый, харизматичный, невероятно красивый артист». Ага, фильм хороший, потому что там сыграл обаятельный актёр. Ну вот как с такими людьми говорить про киноискусство? Кстати, по моим наблюдениям, такие тупые курицы и на выборах точно также голосуют: «Я проголосовала за этого кандидата, потому что мне нравится, как он на фотографии улыбается». Бывает, чо. И, увы, довольно часто.
Карастояновы
Режиссер: Николай Мащенко, киностудии: им. А.Довженко и Бояна (Болгария), 1983 год
Сюжет: «В центре сюжета повествования – история болгарской семьи Карастояновых. Время действия – 1923—1945 годы».
«Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку? Русским языком ему говорят, что "студебеккер" в последний момент заменен "лорен-дитрихом", а он морочит голову!» Да… Что это за семья такая этих Карастояновых, и что она там вытворяла в период 1923–1945 годов? Грабила поезда? Вскрывала сейфы в банках? Открывала трансатлантические пароходные линии? Ну, в общем, как и следовало предположить, это фильм про войну. Про партизан. Только про болгарских. Фильм 1983 года про войну, да ещё про партизан, да ещё про болгарских партизан, да ещё снятый на киностудии им.Довженко, да ещё снятый Николаем Мащенко, автором наискучнейшей совдеповской киноагиткии «Как закалялась сталь». Нет, спасибо, такого счастья и даром не надо. А фильм-то к тому же ещё и 4-серийный. Это жесть.
Единственное, чем любопытен этот фильм, так тем, что, как пишут, в этом фильме «Борислав Брондуков играл командира партизанского отряда По сюжету, его герой должен был узнать о гибели всей его семьи. Брондуков очень глубоко вжился в образ и… не перенёс этой драмы. Инсульт стал следствием именно этого "погружения в ситуацию"». Честно говоря, верится слабо (знаем мы эти актёрские погружения в ситуацию с последующим инсультом), но тем не менее, факт биографии.
Этот фильм такая муть, что история не сохранила не то что его копий (на трекерах не найдено ни единой раздачи), но даже на портале Кино-Театр нет ни одной кадра из этого «шедевра». Не нашлось ни одного человека, который бы захотел терять время на оцифровку подобной мути. Поэтому вместо кадра их фильм фотографию Николая Машенко вам в ленту.
Место действия
Режиссёр: Анатолий Граник, Ленфильм, 1983 год
Сюжет: «Главный герой фильма – Пётр Константинович Пушкарёв, который работает в должности директора нефтехимического комбината. Комбинат возводится в сибирском городе Ядринске, и у директора появляется множество проблем».
Дочитали сюжет до конца? Согласны, что смотреть это нельзя категорически во имя сохранения собственной психики? Идём дальше. Единственное, что меня зацепило – название города, в котором находится комбинат, директором которого работает главный герой. Мне почему-то Яндекс померещился.
Непобедимый
Режиссёр: Юрий Борецкий, Киностудия им. М. Горького, 1983 год
Сюжет: «Бывший красноармеец Андрей Хромов, ведомый идеей создания нового вида борьбы – «самообороны без оружия», едет в Среднюю Азию, где знакомится с народной борьбой кураш. За время пребывания герой не раз попадает в трудные ситуации, из которых выйдет с честью».
В главной роли – Андрей Ростоцкий. Фильм про создателя борьбы самбо. И что с того? Если мне, например, интересен автомат Калашникова, то это вовсе не значит, что мне будет интересен фильм про то, как был создан автомат Калашникова. Нет, если бы такой фильм Спилберг снял или, скажем, Вуди Аллен (а почему нет?), я бы посмотрел. Но уж точно не стану смотреть фильм Юрия Борецкого, который всю свою биографию снимал какую-то правильную муть. Ну знаете есть такие фильмы, в которых капитан очевидность зрителю всю дорогу рассказывает, что надо любить Родину, уважать старших, мыть руки перед едой, не переходить улицу на красный свет и вот это вот всё? Это про фильмы режиссёра Борецкого. Да и Андрей Ростоцкий меня раздражал всегда. У него была только одна роль, которая мне нравится на сто процентов – Николенька в «Днях Турбиных». А в остальном – ну просто с души воротит. А за возвеличивание этого ублюдка Аракадия Гайдара в фильме «Конец императора тайги» – Ростоцкму пожизненный ицык с гвоздями. Впрочем, он его и так получил уже. Ну ладно, замнём для ясности. В общем, вердикт – «Непобедимый» это для политруков Советской армии. Да и то лишь когда они привели свою роту для просмотра правильной кины.
Погода на август
Режиссёр: Луция Лочмеле, Рижская киностудия, 1983 год
Сюжет: «Илмар, тринадцатилетний подросток, живёт с родителями в новом доме и дружит с соседской девочкой Ингой. К ним приезжает гость, знаменитый органист Нормунд Норис. Илмар видит, что друг ухаживает за его матерью и она склонна уйти из семьи. Мальчик прячется на старой квартире и едва не гибнет, когда пришедшие утром строители начинают сносить развалины».
Ну что сказать? Рижская киностудия в советское время вообще специализировалась по производству нудных манерных фильмов. Такое как бы, ну и так далее, в общем, и всё такое. Ну вы поняли. Среди советских детей (когда я был маленьким ребёнком) котировались только блокбастеры Рижской киностудии про «армию Трясогузки», «слуг дьявола на чёртовой мельнице». У тех, что повзрослее – грабители инкассаторской машины из фильма «Мираж», тоже снятых на этой студии. А ещё детектив «Смерть под парусом», который хорош, как детектив, но нуден, как всё, что делалось в Риге. Вершиной рижской нудятины стал многосерийный фильм «Долгая дорога в дюнах». Так что, нет, «Погоду на август» не предлагать. Смотреть не буду. Несмотря даже на коллизию сюжета, благодаря которой строители чуть не укокошили подростка.
Пора седлать коней
Режиссёр: Абдул Махмудов, Гасан Турабов, Азербайджанфильм, 1983 год
Сюжет: «Действие фильма происходит в конце XIX века. Картина повествует о борьбе бедняков под руководством народного героя Гачаг Наби против феодальной знати, царских наместников и торговцев. Вместе с героем сражается и его супруга Хаджар. Не сумев одолеть мужественного предводителя восстания, враги вероломно убивают его».
Сука, и ведь снимали же такие фильмы. Да ещё на студии Азербайджанфильм. Единственным «выдающимся» фильмом этой киностудии, который приходит на память – «Не бойся, я с тобой» (который я уже упоминал). Ну в принципе тут с защитниками «Не бойся, я с тобой» я пожалуй даже соглашусь. На фоне «Пора седлать коней» (судя по сюжету), и «Не бойся, я с тобой» – шедевр.
Уникум
Режиссёр: Виталий Мельников, Ленфильм, 1983 год
Сюжет: «Константин Шапошников, простой советский программист, обнаруживает в себе способность передавать другим людям свои сны. Поначалу эта способность доставляет ему и окружающим массу проблем, так как Костя не контролирует свои способности. Но затем находятся люди, которые предлагают заработать на своём даре. Костя начинает по заказу «телепать» заказанные сновидения своим клиентам…»
Этот фильм выбивается из прочих фильмов списка тем, что я его посмотрел. Ну а как было не купиться на такой сюжет? Сюжет-то почти фантастический. Но муть редкостная. При том, что там просто россыпь хороших актёров: Иннокентий Смоктуновский, Михаил Козаков, Евгений Леонов, Юрий Богатырёв, Галина Волчек, Нина Русланова и даже блогер Садальский. Их что, опоили что ли, заставив сняться в этом фильме? Может они купились на то, что в активе у Виталия Меньшикова такие хорошие фильмы, как «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Старший сын», «Отпуск в сентябре»? Но как бы там ни было, а «Уникум» – фильм, сильно не дотягивающий до собственного сюжета. Нет, в фильме всё по сюжету, но так вяло, так скучно. В общем, потерянных на просмотр полтора часа очень жалко.
Вот такие вот снятые в 1983 году советские фильмы, которые даже смотреть не хочется. Но чтобы не заканчивать на минорной ноте (знаю, что нота не может быть ни мажорной, ни минорной, но не мы придумываем штампы) хочу всех любителей советского кино немного порадовать. На официальном сайте киноконцерна «Мосфильм» имеется раздел «Кинотеатр». Так вот если зайти в этот раздел, то можно найти в нём подраздел «Фильмы в формате Full HD» в котором представлено много хороших старых мосфильмовских картин. И хотя при ближайшем рассмотрении фильмов в FullHD Там нет, а все фильмы представлены в формате HD, да к тому же с битрейтом всего 1000 Кбит/сек (за что, как говорил Лёлик, убивать надо), но тем не менее даже при этом это всё равно куда лучше качество, чем обычно попадается на просторах разных трекеров. Так что милости прошу.
А вообще, конечно, нашему бы Минкульту не на херню всякую деньги швырять надо, а взять бы и оцифровать все старые советские фильмы (кроме таких, которые я в этом посте упомянул, а, впрочем, и их можно) в настоящем FullHD (да по хорошему-то уже и в UltraHD надо) и выложить на каком-нибудь едином сайте с удобным интерфейсом. Ну сделали бы доброе дело. А то не удобно перед американскими товарищами. У них давно большая часть фильмов оцифрована в отличном качестве. А наши киношники словно всё в 90-х годах живут. И для них, похоже, фраза «Фильм на DVD» до сих пор кажется эталоном неслыханного качества. Успевать надо за временем, граждане-товарищи, ответственные за золотой фонд отечественного кино. Мне не верите, так в ближайший магазин загляните, чтобы узнать, в каком разрешении нынче телевизоры продают. А вы зрителям – DVD. Не по товарищески это.
Вы можете перевести мне любую сумму, чтобы простимулировать к дальнейшему творчеству. А за мной уж не заржавеет.
Journal information