1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

ТОП-10 отличных советских фильмов 1983 года









Продолжаю обзоры советских фильмов, вышедших в 80-х. Сегодня у нас на повестке 1983 год. Этот год был на удивление богат хорошими фильмами. Давайте вспомним самые лучшие из них.



Без свидетелей


Режиссёр: Никита Михалков, Мосфильм, 1983 год

Собственно, это скорее, как кто-то сформулировал, спектакль, снятый на плёнку. Фильм сугубо камерный. Почти всё действие разворачивается в границах одной квартиры. И кроме последних кадров, почти все восемьдесят с лишним минут зритель видит всего двух актёров – блистательный (не побоимся этого слова, да) дуэт Михаила Ульянова и Ирины Купченко. Как они играют! Михаил Ульянов в роли гнусного гада, бывшего мужа, который пришёл к своей бывшей жене. Жену играет, понятное дело, Ирина Купченко. Узнав, что бывшая жена хочет выйти замуж, герой Ульянова начинает издеваться над ней, шантажируя гипотетической возможностью отобрать у неё сына. Ульянов просто великолепен в этой роли. Мне он больше всего нравится в трёх ролях: разумеется, генерал Чарнота в «Беге», Ким Есенин в «Теме» и – гнусный муж в «Без свидетелей». Ирина Купченко – которая тоже мне нравится без вопросов –в этом фильме хороша. Вообще, наверное это одна из лучших работ Михалкова-режиссёра. И, собственно, первоначально Никита Михалков и Михаил Ульянов планировали делать пьесу для театра. Но потом переиграли и сняли фильм. Что очень хорошо, потому что иначе где бы мы увидели такую отличную игру великих актёров?

Влюблён по собственному желанию


Режиссёр: Сергей Микаэлян, Ленфильм, 1982 год

Вообще-то фильм этот был снят в 1982 году, но я забыл его упомянуть (https://germanych.livejournal.com/311222.html), поэтому делаю это сейчас. Тем более, что свои награды этот фильм получил именно в 1983 году. И в этом же 1983 году Олег Янковский по опросу журнала «Советский экран» был назван актёром года за «Влюблён по собственному желанию».

Фильм стал, как говорится, событием в жизни… Хм… Сказать, что он стал событием в жизни СССР – это несколько пафосно и вообще перебор. Ну скажем так, он стал весьма заметным явлением в истории советского кино 80-х. История про то, как в прошлом спортсмен, а ныне – рабочий на заводе, спивающийся и деградирующий Игорь Брагин (в исполнении Олега Янковского) случайно сталкивается с библиотекаршей Верой Силковой (Евгения Глушенко). Слово за слово, они решают поставить эксперимент – влюбиться друг в друга. Причём оба друг другу очень несимпатичны. Фильм весьма депрессивный, местами просто мрак. Полон великолепных сцен. Одна из моих самых любимых в этом фильме – сцена случайного, по ошибке знакомства Веры со спивающимся художником (Иван Уфимцев в озвучке Георгия Вицина). И без какой-то нарочитости – каковой страдают многие фильмы, например, Рязанова – показан советский быт во всей его красе. Такая аутентичная советская жизнь начала 80-х. Если кому-то после просмотра этого фильма сегодня, хочется вернуться туда – то моё вам почтеньице. И ещё одним интересен этот фильм на мой взгляд. Этот фильм показывает тут точку бифуркации, из которой вылупилась и проросла современная РФ. Начало современной РФ показано именно в этом фильме. Ну для тех, конечно, кто умеет видеть.

Военно-полевой роман


Режиссёр: Пётр Тодоровский, Одесская киностудия, 1983 год

Фильм повествует о советском Акакие Акакиевиче – киномеханике Александре Нетужилине (Николай Бурляев), который на войне влюбился в некую девушку, Любовь Антипову (Наталья Андрейченко), крутившую амуры с неким офицером, позднее убитым. После войны в Москве Нетужилин случайно узнаёт девушку своей фронтовой мечты в вульгарной торговке пирожками. У них вспыхивает роман. При том, что Нетужилин женат – его жену играет Инна Чурикова (её принято называть великой и я, в принципе, ничего против этого не имею). Такой треугольник, который становится многоугольником из-за того, что Люба Антипова вовсе не мечтает связать свою жизнь с Акакием Акакиевичем. Очень грустный и очень хороший фильм. Фильм мирового уровня, кстати. И не случайно в 1985 году он был выдвинут на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» (в итоге золотого рыцаря получил фильм «Диагональ слона» с рейтингом IMDB всего 6,6, что маловато для оскароносца).

Мы из джаза


Режиссёр: Карен Шахназаров, Мосфильм, 1983 год

Не убоюсь штампов и со всей прямотой скажу – когда этот фильм вышел на экраны летом 1983 года, то стал как глоток свежего воздуха. После посконно-суконного брежневского времени советскому зрителю подарили весёлую настоящую комедию, которых в советском кино давно уже не было. Сюжет прост. Четыре музыканта, которые по разным причинам объединились в джаз-бенд, из Одессы отправляются в Москву, чтобы в столице стать звёздами джаза. Дело происходит в 20-х, в эпоху НЭПа и надвигается тотальная борьба с джазом. Джазменов играют: Игорь Скляр, Александр Панкратов-Чёрный, Николай Аверюшкин и Пётр Щербаков. А кроме них в разных ролях: Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлёв, Борислав Брондуков, Елена Цыплакова, Лариса Долина, Юрий Васильев.

На мой взгляд, это лучший фильм Карена Шахназарова. И хотя он позднее снял такие хорошие фильмы, как «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер» или «Город Зеро» и ещё ряд очень неплохих фильмов, до уровня своего же «Мы из джаза» он подняться не смог. В фильме «Мы из джаза» великолепно всё: сюжёт, игра актёров, музыка, стилизация под 20-е года иии… и даже чисто совдеповскую тему комсомольского собрания Шахназаров обыграл красиво и смешно. Единственное, что плохо в этом фильме – совершенно нереалистичная концовка. Об этом много говорили и писали. Но общее мнение таково, что, мол, Шахназаров снимал весёлую комедию и концовка к ней требовалась оптимистичная. Поэтому и пришлось пойти на явную клюкву, поскольку если бы снять «как на самом деле», то финал получился бы мрачным.

А вот ещё один момент, о котором никто не говорил. В этом фильме Шахназаров показал себя блестящим конъюнктурщиком, каковым продолжает быть и по сию пору. В ноябре 1982 года к власти в СССР пришёл Юрий Андропов, бывший глава КГБ СССР. Какое это имеет отношение к джазу? Да самое прямое. Андропов всю дорогу создавал у окружающих деятелей искусства впечатление, что в отличие от ходячих мумий-ретроградов (Брежнев, Суслов, Черненко и т.д.) с их любовью к Людмиле Зыкине и Ольге Воронец, уж он-то, Юрий Владимирович, является человеком прогрессивных взглядов и большим поклонником джаза. Вот под эту-то любовь Андропова (реальную или мнимую) – джаз – и создал свою комедию Карен Шахназаров. Но мы его за это не виним. Потому что в итоге получилось отличное кино. В конце-концов, какое дело зрителю, какие соображения лежали в основе – конъюнктурные или нет – ведь фильм-то получился на пять баллов.

Мэри Поппинс, до свидания


Режиссёр: Леонид Квинихидзе, Композитор: Максим Дунаевский, Мосфильм, 1983 год

Леонид Квинихидзе в разное время радовал советских телезрителей такими отличными музыкальными телефильмами, как «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки» и «31 июня». Что же удивительного, что «Мэри Поппинс, до свидания» стала ещё одной его огромной удачей на поприще музыкального телефильма. Музыка Максима Дунаевского – выше всяких похвал. А Наталья Андрейченко, в отличие от «Военно-полевого романа», где она играла вахлачку, в данному случае играет утончённую особу. (Кстати, в том же 1983 году вышел и третий фильм с Андрейченко – «Двое под одним зонтом». Так что этот период у артистки был весьма продуктивным). Милы Филипп Рукавишников и Аня Плисецкая, сыгравшие детей, которых воспитывает Мэри Поппинс. Да все актёры играет просо блеск: Альберт Филозов, Лариса Удовиченко, Лембит Ульфсак, Зиновий Гердт и др. А уж Олег Табаков в роли воспитательницы мисс Юфимии Эндрю – это вообще что-то с чем-то.

Советский фильм снят по мотивам книг Памелы Трэверс о Мэри Поппинс. Есть очень хороший фильм с Томом Хэнксом «Спасти мистера Бэнкса» о том, как Уолт Дисней долго и упорно добивался от Памелы Трэверс согласия на экранизацию её книги. В итоге уговорил и в 1964 году студия Диснея сняла фильм «Мэри Поппинс», который получил пять премий «Оскар» и по сию пору считается киноклассикой. Однако этот тот случай, когда я заявляю, что американская «Мэри Поппинс» и в подмётки не годится советскому фильму «Мэри Поппинс, до свидания». Не знаю в чём тут дело, но «Мэри Поппинс» 1964 года смотреть можно только насильно. Ну вот просто сидишь и уговариваешь себя: «Ну это же классика, ну пять же Оскаров, ну надо всё же досмотреть». Тяжело. Забавно, но фильм про то, как снимали фильм «Мэри Поппинс» (т.е. фильм «Спасти мистера Бэнкса»), куда лучше, чем сама «Мэри Поппинс».

И, как я уже сказал, музыка из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» – на высоте. Песни из него сразу пошли в народ, особенно «Полгода плохая погода». У меня с этой песней связано одно воспоминание. В 90-х случай свёл меня с Павлом Смеяном. Он жил тогда в квартире возле метро «Чертановская». А я гостил у знакомых, которые жили в квартире этажом выше – молодая семья. И эта семья дружила со Смеяном, который тогда аккурат только вернулся из монастыря. В общем, мы сидели, отдыхали, зашёл Павел Смеян покурить. Слово за слово, девушки его раскрутили на «попеть». Спустились в его квартиру и там под аккомпанемент самого Павла Смеяна все горланили «Никуда, никуда нельзя укрыться нам, но откладывать жизнь никак нельзя…» Такие бывали в моей жизни неожиданные встречи.

В любом случае – и это утверждение не имеет никакого отношения к моим личным воспоминаниям – фильм «Мэри Поппинс, до свидания» – отличный фильм.

Ностальгия


Режиссёр: Андрей Тарковский, Италия – Франция – СССР, 1983 год

«Ностальгия» конечно стоит сильно особняком. Но и не упомянуть про неё нельзя. Хотя формально этот фильм маркируется, как совместная работа СССР, Франции и Италии, но, собственно, «Ностальгию» уже снимал не советский, а антисоветский режиссёр Андрей Тарковский, который сделал в Италии очередной шедевр, а в СССР уже не вернулся. Вынужден также отметить, что из всех фильмов Тарковского «Ностальгия» мне нравится меньше всего. Не знаю почему, но вот «не цепляет». Хотя, безусловно, это великий фильм. И Олег Янковский в нём выше всяких похвал. И одна сцена мне уж очень нравится. Когда пьяненький герой Янковского стоит в затопленной церкви и рассказывает вот этот анекдот:

«Один человек спасает другого из огромной глубокой лужи. Спасает с риском для собственной жизни. И вот они лежат у края этой глубокой лужи, тяжело дышат. Устали. Наконец спасённый спрашивает: – Ты что? – Как что, я тебя спас. – Дурак. Я там живу. Ха-ха-ха-ха. Я там живу…»

Янковский тут просто красава. А в целом фильм – ну не идёт у меня что-то. Даже не знаю, почему. У меня раньше так с «Жертвоприношением» было. Посмотрел этот фильм в конце 80-х на каком-то кинофестивале в кинотеатре «Ударник». И чуть не уснул. А потом, спустя много лет, снова посмотрел – понравился сильно. Может и «Ностальгию» надо пересмотреть? Может дорос уже? Попробую как-нибудь. А может она только для русских, уехавших из России. Не знаю.

Да, забыл сказать, что, разумеется, советские зрители смогли увидеть этот фильм только с началом Перестройки, когда были сняты все запреты на показ фильмов «предателей Родины».

Пацаны


Режиссёр: Динара Асанова, Ленфильм, 1983 год

Вот ещё один великий фильм. Динара Асанова, она такая – умела снимать искренние, без йоты фальши фильмы про подростков. Очень люблю также её «Не болит голова у дятла». Да и очень мил её короткометражный «Рудольфио» с Юрием Визбором. А «Пацаны»… «Пацаны» – это был фильм-взрыв. И не то чтобы до этого фильма никто никогда не показывал т.н. «трудных подростков». Показывали. Можно вспомнить, например, «Точка, точка, запятая…» (1972) Александра Митты. Но там хулиганы – это карикатура. А можно вспомнить «Обвиняются в убийстве» (1969) с молодым Игорем Старыгиным. Но там хулиганы – это уже конкретные убийцы. А фильм «Пацаны» – это совсем другое. Это прорыв в совершенно иную субкультуру, которой официально в СССР как бы и не было. Не субкультуру тех, кто слушает рок-музыку. А субкультуру «хулиганья», «трудных», «птушников», «гопников» и как там их ещё называли и кем пугали родителей хороших мальчиков: «А вы знаете, что ваше Серёжа связался с этими…»

А «эти» – были обычными ребятами. Да, более резкими, пьющими, готовыми нарушать закон, исповедующими собственный эрзац блатного кодекса чести и т.д. Но от этого ничуть не менее интересными, талантливыми даже (хотя далеко не все). И это увидела Асанова и показала чётко, словно документальный фильм сняла. То и был почти документальный фильм – ведь многих героев играли настоящие «трудные подростки». Для меня этот фильм близок ещё тем, что он в известной степени и про мою юность. Нет, «трудным» я не был. В детской школе милиции на учёт не состоял. Но так вот получилось, что именно в этой субкультуре я варился с начала 80-х, когда стал играть в дворовой рок-группе. Например, мы играли с Юрой Анисимовым (будущий гитарист «Чёрного Обелиска»), который в ту пору – конец 70-х – начало 80-х – был одним из самых отпетых уличных хулиганов и со своими дружками они наводили шорох на весь микрорайон. И наша репетиционная база – подвал слесарей местно ЖЭКа, которую мы называли «Пещера» – была пристанищем почти всей окрестной шпаны. Там пили портвейн и водяру, некоторые из посетителей попадали в тюрьму, кого-то убили. И мы среди этого всего лабали песенки собственного сочинения, аранжировки для которых, порой, придумывали там же сообща всем шалманом. И вот я увидел примерно тоже самое на экране. Причём это было показано не с отвращением, мол «фу, какие подонки», а, наоборот, с очень большим вниманием, сочувствием и даже, как не странно, с любовью, а при этом не закрывая глаза и на реальных подонков. Не знаю, как Динаре Асановой это удалось, но я никогда не видел более пронзительного фильма на эту тему.

Ну и конечно отлично сыграл Валерий Приёмыхов. А песни из этого фильма – «Бродяга» («Я сошью себе рубаху из крапивного листа») и «Я подозвал коня» – стали хитами в определённой среде молодёжи того времени. Моя оценка фильму – пять с плюсом.

Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные


Режиссёр: Владимир Алеников, Одесская киностудия, 1983 год

Хе-хе, как говорится в этих ваших интернетах. Специально на днях пересмотрел этот фильм (спустя много лет), чтобы не ошибиться в своих ощущениях.

На фоне предыдущих фильмов, детский музыкальный фильм «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» не кажется таким уж выдающимся. Но. Это хороший и милый детский фильм. Собственно, это детский мюзикл. Некоторое время тому назад в топах висел пост о том, что этот фильм – халтура, что мол дети подобраны незнамо как, что танцевать они не умеют, что петь они не умеют, играть не умеют, и вообще, «за это убивать надо» (с). Какой-то злой дядя это написал. В фильме как раз есть очарование этой некоторой неотшлифованной детской игры. Снято так, как если бы это была постановка школьного театра и дети сами осуществляли режиссуру и ставили танцы и песни. В этом и есть шарм фильма. Примерно как прелесть самопальной записи дворовой рок-группы, которая технически конечно отличается от записи на Abbey Road, но при этом может быть ничуть не хуже музыкально.

Минусом музыкального фильма является то, что несмотря на обилие песен, ни одного хита нет. Ну там, допустим, как в «Красной шапочке» хитом является песня «Если долго-долго-долго». Такой ударной песни в «Приключениях Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» нет. Но при этом все песни слушаются приятно. Некоторые так очень хороши, например, «А девчонка взяла смычок…» и т.п. И очень интересно придуманы вставки с самопальной как бы рок-группой из пяти человек с очень смешной маленькой девочкой в центре (её исполнила Лена Делибаш). Да, они двигаются несколько коряво, угловато, движения не отточены, танцы не синхронны – и в этом как раз кайф, ибо они совершенно непохожи на традиционные пионерские ансамбли пляски, которые выступали перед мумиями из Политбюро на разных торжественных концертах в Кремлёвском дворце съездов (КДС).

Начало 80-х – это было время тотального формализма. И на каждый большой праздник (7 ноября и т.п.) в КДС проходил большой праздничный концерт для живых мертвецов (члены Политбюро и ЦК и прочие важные особы коммунистической иерархии). На этом концерте слух живых мертвецов услаждали разные Иосифы Кобзоны (кстати, похоже живые мертвецы из Политбюро передали ему свой дар вечной жизни). А изюминкой были «пионеры». В какой-то момент на сцену вылетали стаи «пионеров» (в кавычках, потому что по виду им было лет по 15-16 не менее) и начинали свои весёлые «пионерские танцы и песни». Вот там всё было отточено до совершенства. И от этого просто тошнило. А детский мюзикл «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» – это некая антитеза этим концертам с их роботами-пионерами. В фильме пионеры живые. И это подчёркнуто в том числе и некоторой корявостью и нарочитой неотточенностью танцев и песен.

Сюжет фильма прост. Два шалопая – Петров (Дмитрий Барков) и Васечкин (Егор Дружинин) попадают в разные истории. Собственно, вот и всё. Впрочем, не совсем всё. Ещё они ухаживают за своей одноклассницей Машей Старцевой (Инга Ильм). Маша Старцева – очаровательная зануда-отличница и постоянно требует от Петрова и Васечкина вести себя правильно (она, кстати, и сегодня не даст спуску любому, кто жульничает и вообще не достоин высокого звания советского пионера; впрочем, как и положено Маше Старцевой, даже пропесочив, делает это по доброму и с лёгким оттенком грустного превосходства отличницы, осознающей всё бесконечное несовершенство двоечников и разгильдяев, от которых, конечно, глупо требовать, чтобы они были такими же совершенными, как девочки). И вот этот вот детский треугольник, а плюс к нему смешная «рок-группа» держат весь фильм. И держат очень хорошо. В том числе и за счёт «неотшлифованности». В этой «неотшлифованности» – жизнь.

Я конечно не могу смотреть на этот фильм глазами ребёнка – ибо когда он вышел я уже учился в институте. Зато могу теперь оценивать объективно, без скидок на детские восторги. Фильм очень хороший. Точка. Это всё. Кто считает иначе – ничего не понимает в детском кино.

Торпедоносцы


Режиссёр: Семён Аранович, Ленфильм, 1983 год

Начало советских 80-х было ознаменовано тем, что получило название «формализм». Форма превалировала над содержанием. Огромные кумачовые плакаты, которые никого не трогали, гигантские портреты Ленина на демонстрациях. Идея умерла и её пытались подменить гигантоманией агитпропа. Это же касалось и советского кино, затрагивавшего темы, ставшие штампами в коммунистической пропаганде. Тема войны – одна из краеугольных. Хороших фильмов про войну в 80-х практически не появлялось, поскольку режиссёры не рисковали отойти от раз и навсегда установленных идеологических догм и штампов. «Торпедоносцы» – исключение. Это – фильм-шедевр.

Режиссёр фильма, Семён Аранович, окончил Высшее военно-морское авиационное училище. Служил в военно-морской авиации Северного флота. Поэтому, видимо, его фильм о действиях морской авиации в годы войны получился таким достоверным, почти документальным. Возможно особая документальность получилась ещё из-за того, что Аранович много проработал в документальном кино. Ну а кроме того, на его счету такой советской блокбастер советского телевидения, как многосерийный фильм «Рафферти» (1980), который, без преувеличения, практически повторил успех «Семнадцати мгновений весны» – вся страна прилипала к телеэкранам, когда шла очередная серия про похождения прожженного и циничного американского профсоюзного боса Джека Рафферти (в исполнении Олега Борисова).

Фильм «Торпедоносцы» предельно жёсткий и трагичный. В нём нет ни грамма «лакировки действительности», нет политруков, которые цитатами из «классиков марксизма-ленинизма» вдохновляют лётчиков идти в бой на верную смерть – на заградительный зенитный огонь немецких военных кораблей. Есть только война – во всём её трагически прекрасном ужасе. Главную роль, старшего лейтенанта Александра Белоброва исполнил Родион Нахапетов. А Шурочку, в которую влюблён Белобров – Вера Глаголева. Отлично сыграл Андрей Болтнев. И Станислав Садальский в этом фильме великолепен – на мой взгляд это одна из его лучших ролей. Ужасен – в превосходно-прекрасном значении этого слова – Александр Филиппенко – который играет генерала авиации, а символически – смерть (присмотритесь к его короткой роли). Да все там играют на пять с плюсом. При всём желании (если оно вдруг у кого-то возникнет) придраться не к чему. Семён Аранович так чётко выстроил все перипетии последних нескольких дней из жизни главных героев, что трагический финал не только абсолютно достоверен, но и единственно возможный из всех напрашивающихся вариантов концовки. Сильнейший фильм. Сколько раз его смотрел, и всё равно каждый раз потрясает, как в первый раз.

Чучело


Режиссёр: Ролан Быков, Мосфильм, 1983 год

Скажу сразу, на меня этот фильм произвёл удручающее впечатление, когда я его впервые посмотрел тогда. Однако не за плохую режиссуры или плохую игру главных героев. С этим-то как раз всё обстоит великолепно.

Главную роль Лены Бессольцевой исполнила 12-летняя Кристина Орбакайте. Когда в советском фильме появляется дочка самой популярной советской певицы Аллы Пугачёвой, то априорно уже сам себе говоришь: «Ну конечно, взяли по блату, представляю, что это будет за унылая игра». Поэтому начинаешь смотреть с большим скепсисом. Но Кристина Орбакайте очень быстро разрушает этот скепсис – её игра безукоризненна. Тот редкий случай, когда звёздная мама не помеха таланту дочки. Дедушку Лены Бессольцевой – чудаковатого (чуть ли не чокнутого) коллекционера картин – играет Юрий Никулин. И тут тоже никаких вопросов к игре. Очень хороша «Железная Кнопка» в исполнении Ксении Филипповой. Другие дети, пожалуй, играют слабее. Но это не столь важно, поскольку стержень фильму задают эти трое: Орбакайте, Никулин и Филиппова.

Сюжет о том, как класс начинает травить не вписавшуюся в коллектив одноклассницу, известен, наверное, многим. В каждом или почти каждом классе, наверное, была такая девочка или такой мальчик. В моём классе, например, однажды появился новенький – нам было лет по 12, примерно как школьникам в фильме «Чучело». Новенький был в очках и одна нога его была в гипсе. Конечно наша классная собрала всех нас, мальчишек, и сделала строгое напутствие, что мол «не дай бог, кто-нибудь его хоть пальцем тронет». Это была ошибка. Педагоги иногда такие ошибки допускают. Естественно жизнь новенького превратилась в ад. Он даже стал носить в школу огромный длинный гвоздь, чтобы защищаться, но ему это помогало мало. Когда травят не тебя, а другого – а дети в этом возрасте очень бессердечные – то ты это воспринимаешь не более, как забавное развлечение. В фильме же «Чучело» Ролан Быков заставил зрителей посмотреть на всю ситуацию глазами ребёнка, которого травят. И это, конечно, тяжело. Фильм тяжёлый, но блестяще сделанный.

Мы, помню, смотрели его с Юрой Анисимовым (я его упоминал выше, в контексте фильма «Пацаны»). У нас с Юрой было нечто вроде тупого развлечения. Распивали бутылку портвейна, а потом шли в кинотеатр на ближайший сеанс на любой фильм. При просмотре мы отпускали всякие циничные шуточки и дико угорали как от самих себя, так и от окриков зрителей, которым мы мешали. Да, тупое развлечение, не спорю. Но такова была селяви. Юра вообще был прожженным циником. Ещё в пионерскую пору он прославился тем, что умышленно, с особым цинизмом, утопил свой пионерский галстук в унитазе школьного туалета. Юра Анисимов ненавидел Совдеп всеми фибрами своей души. И кстати, это словечко – Совдеп – я впервые услышал именно от него. И вот мы, два циничных, и залитых портвейном молодых парня, попёрлись в ближайший от дома кинотеатр на любой фильм, какой только будет идти. Этим фильмом и оказалось «Чучело». Мы уселись в зале в предвкушении того, как сейчас будем над фильмом гоготать, издеваться и стебаться над героями. Но очень быстро происходящее на экране захватило нас и мы с большим напряжением просмотрели всё, что называется, на одном дыхании до конца. Мы не смеялись, не издевались и не стебались. После просмотра, распивая следующую порцию портвейна в скверике возле кинотеатра, мы горячо обсуждали увиденное. Юра просто распирало, он был взбешён историей, рассказанной в фильме. Мой друг обрушил на Железную Кнопку лавину проклятий, как на хтоническое олицетворение Совдепа.

К чему я это вспомнил? Просто чтобы проиллюстрировать, что такое был фильм «Чучело», если он произвёл такое впечатление на двух циничных персонажей, представить которых примерно можно по фильму «Пацаны». Фильм сильный, да. Но желания пересматривать его у меня не возникало.

Ну вот на этом и закончим обзор десяти отличных советских фильмов 1983 года. Конечно к объективным оценкам примешаны и субъективные. А как совсем без этого? Ну а напоследок, для лучшего представления советского кинопроката в 1983 году, даю ещё один топ.

ТОП-18 лидеров советского кинопроката в 1983 году по версии портала Кино-театр

.
1. УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО
Италия, 1980, 56 000 000

2. ЗНАХАРЬ
Польша, 1981, 41 100 000

3. ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ
СССР, 1982, 35 800 000

4. ЖЕНАТЫЙ ХОЛОСТЯК
СССР, 1982, 35 600 000

5.АБДУЛЛА
Индия, 1980, 31 900 000

6. БАЛЛАДА О ДОБЛЕСТНОМ РЫЦАРЕ АЙВЕНГО
СССР, 1982, 28 400 000

7. ОН НАЧИНАЕТ СЕРДИТЬСЯ
Франция, 1974, 26 800 000

8. ПАЦАНЫ
СССР, 1983, 24 900 000

9. НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ
СССР, 1982, 24 200 000

10. СМЕРТЬ НА ВЗЛЁТЕ
СССР, 1982, 23 800 000

11. ИЗ ЖИЗНИ НАЧАЛЬНИКА УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
СССР, 1983, 21 800 000

12. ГРАЧИ
СССР, 1982, 21 300 000

13. СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ...
СССР, 1983, 20 200 000

14. СКОРОСТЬ
СССР, 1983, 18 200 000

15. МЫ ИЗ ДЖАЗА
СССР, 1983, 17 100 000

16. ТОРПЕДОНОСЦЫ
СССР, 1983, 11 500 000

17. ИЗБРАННЫЕ
СССР, Колумбия, 1982, 11 100 000

18. ЧУЖАЯ ВОТЧИНА
СССР, 1982, 800 000

И напомню некоторые зарубежные фильмы, вышедшие в том же 1983 году.

«Бойцовая рыбка», «Звёздные войны. Эпизод VI. Возвращение джедая», «Проект „А“», «Секс-миссия, или Новые амазонки» (Польша), «Смысл жизни по Монти Пайтону», «Супермен 3»




Если материал понравился, можете перевести автору любую сумму.










Tags: Киноведение, Кинокритика, Кинолекторий, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych август 22, 01:07 146
Buy for 100 tokens
На фото: кадр из фильма «Что такое Совок?» Итак, свершилось. Наконец я домонтировал его. И приглашаю в кинозал на просмотр фильма-размышления « Что такое Совок?» Это мой первый опыт такого масштабного видеопроекта. Так это и первый опыт использования…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →