1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

ТОП-10 неудачных советских фильмов 1982 года






Продолжаю начатую тему и делаю обзор десятки неудачных советских фильмов 1982 года. «Неудачных» – не означает обязательно совершенно плохих. Но это означает, что фильмы эти по тем или иным причинам смотрятся, как провинциальные поделки на коленке. И точно не дотягивают до определения «мировое кино».



Я ведь начал с того, что помянул утверждения некоторых граждан о том, что советское кино – это часть мирового кино. Советское киноискусство, мол, создавало шедевры мирового уровня. А раз так, то и оцениваться советские фильмы – все – должны именно по меркам мирового киноискусства, а не мелкам «для нашего совхоза и такая постановка смотрится ничётак».

Баллада о доблестном рыцаре Айвенго


Режиссёр: Сергей Тарасов, Мосфильм, 1982 год

Да, да, знаю, что вы хотите сказать. «Аффтар в курсе, что Баллада – один из лидеров проката 1983 года? Как можно такой фильм занести в число неудачных фильмов?» Да знаю конечно. Я сам смотрел этот фильм в московском кинотеатре «Октябрь». Шёл с большим предвкушением. Ибо с детства Вальтер Скотт был одним из моих любимых писателей. А уж роман «Айвенго»! Чаще я в детстве перечитывал только «Трёх мушкетёров». Ну как я мог не бежать бегом в кассу кинотеатра «Октябрь» на фильм, поставленный по этому роману.

Сергей Тарасов – режиссёр, который специализировался в советское время по историческим приключенческим фильмам. Например, в 1975 году он снял довольно бодрый боевичок «Стрелы Робин Гуда» с Борисом Хмельницким в главной роли. И снова пригласил Хмельницкого в той же роли в свой фильм «Баллад о доблестном рыцаре Айвенго». Пошло ли это на пользу фильму? Безусловно, пошло. Без Хмельницкого фильм был бы ещё хуже.

Вот само название, оно уже слегка напрягает. Зачем краткое и всем понятное название «Айвенго» расширять до длинной фразы про балладу и доблестного рыцаря? Видимо, чтобы не так явно бросалось в глаза, что роман и фильм – не совсем одно и тоже, мягко говоря. И по поводу доблестного. На роль доблестного рыцаря Айвенго Тарасов пригласил молодого латвийского актёра Петериса Гаудиньша. Гаудиньш конечно хорош в роли Роджера, сына Джулии из фильма «Театра». Эдакий молодой плейбой с золотистыми волосами. И в роли капитана Мешема из фильма «Стакан воды» он тоже хорош – там и нужен был такой красивый туповатый мудачок со смазливым личиком и золотистыми волосами. А вот в роли Айвенго – доблестного рыцаря, как мы понимаем – Гаудиньш совсем не хорош. А он заявлен как а) рыцарь и б) доблестный рыцарь. Только из его безликой игры – каковой она у этого актёра во всех фильмах – понять это невозможно.

Под стать Гаудиньшу и актриса Тамара Акулова – девушка приятная во всех отношениях. Кроме актёрского таланта. Играть она умеет. Но далее второго дивизиона, скажем так, не проходит. Высшая лига не для неё. Ну так, в целом вроде всё нормально. В центральном театре города Крыжопля она наверняка была бы примой. А вообще – так себе артистка. И уже от этого актёрского ансамбля – Гаудиньш и Акулова – хочется уснуть. Но спать нельзя – фильм-то про рыцарей. А вот с этим – совсем плохо.

Ладно, я вижу Айвенго так, он видит эдак, а она от Петериса Гаудиньша в восторге. Понимаю. И даже не осуждаю. Девушкам должен нравиться Петерис Гаудиньш. Но ведь «Айвенго» – это исторический роман и фильм тоже исторический, костюмированный, зрелищный. Таков закон жанра. А вот с этим совсем нехорошо в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Фильм снят, типа так, что «я вам у костра спою балладу, а картинку вы сами додумаете». Где пресловутые кони в попонах с гербами? Где штурм замка? Что? Вот когда там полтора десятка людей, одетых в зелёное трико, бегают возле стен древнего замка, который даже почти никак не декорирован для фильма – это штурм? Извините. Это не штурм, а онанизм. Но замок-то всё же был, настоящий, каменный, без дураков. Это правда. Так случилось, что сотен несколько лет тому назад на территориях, которые много позднее получили бирки «Советская Белоруссия» и «Советская Прибалтика» было построено некоторое количество замков. И даже два-три из них сохранились до наступления эры советского кино. Не будь этого подарка судьбы, ватага Робин Года в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» штурмовала бы водонапорную башню.

В общем, эта «Баллада» – она примерно как советский телефильм «Три мушкетёра». Снято плохо, с бьющими в глаза брешами в бюджете на декорации и костюмы, но сам роман хороший. А по Вальтеру Скотту, как и по Александру Дюма, снять фильм так, чтобы уже совсем ниже плинтуса – ну это надо сильно постараться. Нет, «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» не ниже плинтуса. Это просто очень дёшево снятый фильм. И, кстати, в том же 1982 году на студии Columbia Pictures тоже сняли фильм «Айвенго». И тоже, не шедевр. Однако, по крайней мере, зрелищный фильм. А с этим – визуальными спецэффектами и зрелищностью – в советском кинематографе 80-х было совсем нехорошо.

Секундочку! Я не закончил. И всё же – всё же! – Сергею Тарасову надо сказать спасибо за то, что включил в свой фильм отличные песни Владимира Высоцкого. В том числе одну из лучших его – на мой взгляд – Балладу о борьбе («Средь оплывших свечей и вечерних молитв…»). Впрочем, она, как и остальные песни, была написана Высоцким ещё для фильма «Стрелы Робин Гуда». Эти песни сильно выручили фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

Возвращение резидента


Режиссёр: Вениамин Дорман, автор сценария: Олег Шмелёв, Владимир Востоков, Киностудия им. М. Горького, 1982 год

Дорман, Шмелёв и Востоков некогда сделали весьма динамичные и интересные шпионские фильмы «Ошибка резидента» (1968) и «Судьба резидента» (1970) про засланного в СССР шпиона Тульева (Георгий Жжёнов), который перековался «и теперь честно трудится на макаронной фабрике». Несмотря даже на ч/б формат, эти фильмы и сегодня не потеряли смотрибельности.

Над созданием фильма 1982 года «Возвращение резидента» трудился тот же коллектив (режиссёр и сценаристы), в главной роли снялся тот же Георгий Жжёнов. Да ещё фильм сняли цветным. А смотрибельность – так себе. Ну не интересный фильм и всё. Когда сегодня иногда запускают все эти три фильма, то первые два смотрятся, а «Возвращение резидента» – просто мимо кассы. В чём причина?

Абсолютная заштампованность, самоповторы, длинноты (когда в фильм вставляются кадры «ничего» лишь бы удлинить время). Все актёры вроде играют хорошо, но «без огонька». Даже Леонид Броневой в роли шефа западногерманской разведки (эдакая реинкарнация Шелленберга и Мюллера в одном лице) не интересен. Словно актёров пригласили отбарабанить свои роли, что они и сделали на профессиональном уровне, но без души. Постаревший Тульев-Жжёнов уже не смотрится в роди лихого разведчика. А когда его отправляют в Иностранный корпус – это вообще курам на смех.

Авторы сценария – Олег Шмелёв (О.М.Грибанов) и Владимир Востоков (Петроченков) – в прошлом контрразведчики. О.М.Грибанов, так до 1964 года возглавлял советскую контрразведку (Второй главк КГБ СССР). В биографиях пишут, что Грибанов и Востоков занялись после отставки литературной деятельностью. И сразу сценарии фильмов написали. Верится с трудом. Скорее, как это бывало в СССР, сценарии писали «литературные негры», а Шмелёв-Грибанов и Востоков-Петроченков только «дровишек подбрасывали», т.е. давали «неграм» детали жизни контрразведки. В 60-х знания о контрразведке СССР и западной разведке у Грибанова были адекватны реалиям. Поэтому два первых фильма про Тульева получились живыми и интересными. К конце 70-х они уже черпали вдохновение из программ «Время» и «Международная панорама», все унылые агитпроповские штампы которых про «империалистических акул» были тщательно воспроизведены в фильме «Возвращение резидента», который в итоге получился унылым чуть более чем полностью.

Короче, очень неудачное и печальное завершение трилогии, начавшейся так блистательно.

Культпоход в театр


Режиссёр: Валерий Рубинчик, Беларусьфильм, 1982 год

Знаю, что вы подумали, глядя на этот кадр из фильма «Культпоход в театр» – «Ого! Значит и в СССР снимали горячие киношки». Ну не совсем. Этот кадр мелькнул в этом фильме даже не за секунду, а за долю секунды. Кадр в бане. Баня – в деревне. В бане – герой и его жена. Героя играет Юрий Ступаков, жену – Валентина Талызина .

И снова тут такое дело. Не то чтобы этот фильм плохой. Этот фильм, скорее, типичный для советского кино. Такое медленное повествование не пойми о чём на фоне длинных кадров пашущего в поле трактора. Вперемежку с кадрами осеннего ливня в деревне. Александр Сергеевич всё же не совсем прав. Очей очарованье – это ещё не совсем унылая пора. А настоящая унылая пора – во всяком случае в Нечерноземье, да и в Белоруссии – это ноябрь, когда очам уже нечем очаровываться, поскольку лист опал. Зато вовсю косят дожди, земля набухла и превратилась в грязь. А если смотреть панорамно на поля и леса, то местами хочется повеситься. Уныло (что, кстати, пытался сделать один из героев этого фильма). Без всяких намёков на какое-либо очарованье. И это – фон фильма «Культпоход в театр». Типичного советского фильма.

Вместо этой ленты я мог бы упомянуть кучу других подобных советских фильмов. Но остановился на «Культпоходе». Почему? Во-первых, он снят в 1982 году (про который я пишу). Во-вторых, снял его Валерий Рубинчик – режиссёр одного из любимых фильмов моего детства «Последнее лето детства» (1974) и первого, как считается, советского чуть ли не триллера ужасов – «Дикая охота короля Стаха» (1979). То есть Рубинчик – не абы кто, а режиссёр, который кое-что мог предъявить. Ну а после «Стаха» он снял «Культпоход в театр». Сюжет фильма такой.

Сельский механизатор Тихомиров ведёт вокальный кружок в местном сельском клубе. Как-то он попадает в городе в театр, в котором идёт пьеса «на современную тему», то есть какая-то производственная муть. Пьеса Тихомирову очень понравилась. А поскольку у него дома в семье не всё в порядке, в частности дочь Аня (Марина Шиманская), уехала в город и там у неё не всё в порядке с мужчинами, Тихомиров решил раскрыть душу «инженеру человеческих душ» – писателю Скоробогатову (Евгений Стеблов), автору пьесы. В итоге Скоробогатов, у которого не получается написать следующую пьесу про сельских тружеников, отправляется немного пожить у Тихомирова, чтобы запастись знаниями о сельской жизни. Знаниями он запасается, а заодно влюбляется в дочь Тихомирова. На его глазах даже происходит драма – один селянин решает повеситься. В итоге всё заканчивается хорошо. Скоробогатов и Аня заживут вместе (правда некоторое время он посидит у неё на шее), а затем Скоробогатов напишет пьесу о жителях этого села. Занавес.

Думаю, вы с трудом дочитали до конца это краткое описание сюжета. А уж фильм – стопроцентно уверен – вообще никто не смотрел и не посмотрит. Я вот посмотрел. Ибо надо. Ибо как я могу называться мегаэкспертом по советским фильмам, если не могу досмотреть такие фильмы? Искусство требует жертв – и это как раз тот самый случай.

И вот ведь какая загагулина. «Культпоход в театр» нельзя назвать совсем уж чудовищным фильмом. Если втянуться в просмотр, есть в нём даже какие-то забавные моменты. Например, вот как характеризует прибывшего в село писателя один из сельских жителей: «Если человек носит ботинки за 15 рублей, то это опасный человек. Потому что ему наплевать, что о нём подумают люди». Опять же, Стеблов создаёт по своему забавный образ и в этом образе он органичен. Особенно когда с милой непосредственностью выпрашивает у своей соседки по коммунальной квартире – старенькой учительницы музыки, червонец, чтобы пригласить механизатора в ресторан. Есть забавные моменты. А если вырезать из этого фильмы все невыносимые «сцены природы» – унылые панорамные общие кадры полей, лесов и рек под куполом пасмурного, а временами дождливого неба, если оставшийся материал порезать на кусочки по 15-20 секунд и просматривать их в случайно порядке, то немало найдётся «кусочков», которые смотреть будет интересно. Но всё вместе – мама мия! И я вообще представить не могу, чтобы кто-нибудь по своей воле пошёл на этот фильм в кинотеатр. А таких фильмов в СССР – была добрая половина.

Не могу сказать «прощай»


Режиссёр: Борис Дуров, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, 1982 год

И снова, думаю, мне достанется на орехи от девушек. Ну а как иначе? Ведь «Не могу сказать “прощай”» – это полноценный советский индийский фильм. Только действие фильма развивается не в Индии, а в СССР. В остальном – классическая индийская мелодрама. Он – передовик производства, на которого девки так и вешаются. И Он их «лузгает» как орехи. Одну, которая от него без ума, водительницу самосвала (!!!) Лиду, оттрахал и на следующий день забыл про неё. А у неё чувства. А он женится на другой – искусственной блондинке Марте. И вместе они уезжают в Его родной колхоз, где Он зарабатывает деньжищи, пиля лес. Однажды дерево падает на него и Он – калека на всю жизнь. И Марта его бросает. А он не хочет жизнь. А Лида узнаёт про беду и мчится к любимому, чтобы работать на самосвале в колхозе и быть рядом с Ним. Ну и т.д. и т.п.

Фильм, что понятно – собрал 34,6 млн зрителей. То есть вообще-то это один из самых хитовых советских фильмов. Ну а что? «Про жизнь». И ещё слезливая мелодрама. И ещё весь такой паточно-сладкий. Фу. Не люблю этот фильм. А народу, испорченному просмотром индийских фильмов, нравилось. Режиссёр фильма, Борис Дуров, кстати, был режиссёром фильма «Пираты XX века» и фильма «Вертикаль». Ну то есть такой крепкий режиссёр, знающий, что надо массам. Фильмы снимал так себе, но массами востребованные. Говорю это как поклонник в детстве его фильма «Пираты XX века».

Кстати, в этом фильме засветился шоумен Сергей Минаев, что, на мой взгляд, фильм явно не украсило. Хотя кому-то, наоборот, это понравилось.

Отцы и деды


Режиссёр: Юрий Егоров, сценарий: Аркадий Инин, киностудия им. М. Горького, 1982 год

Предыдущая совместная работа Юрия Егорова и Аркадия Инина – фильм «Однажды двадцать лет спустя» (1980), – стал весьма заметным событием в советской жизни. Фильм про мать-героиню смотрели, обсуждали. Фильм «Отцы и дети» тоже конечно смотрели. Но обсуждать там нечего. Несколько искусственный сюжет про семью, состоящую из мужа (Валентин Смирнитский), жены (Галина Польских), сына и отца мужа (в исполнении Анатолия Папанова). Конечно комедия. Конечно есть шутки. И есть любовная линия. Вообще, вроде есть всё, что надо, и актёры хорошие, и играют как положено. А в целом – не цепляет. Так, на троечку. Посмотрел и забыл. «Однажды двадцать лет спустя» вызывает какие-то мысли и в душе рождается что-то такое, эдакое. «Отцы и дети» не рождает ничего. Нет, потраченного времени на просмотр вроде не жалко – не полная скука. Но, как говорится, друзьям сказать стыдно, что такие фильмы смотришь. Если бы не Папанов, то фильм забылся бы сразу.

Вообще, кстати, вот удивительная особенность советского кинематографа – для него не было звёзд. Для зрителей звёзды были, а для системы советского кино – не было. Поэтому хороший звёздный актёр мог сняться в каком-нибудь супер-хите, и не в одном, а помимо этого сниматься в каких-нибудь средненьких проходных фильмах. В пресловутом Голливуде, если вы видите на афише имя, скажем, Брюс Уиллис, то это почти гарантия того, что фильм, как минимум не плохой. Исключения крайне редки. В советском кино, если вы видите имя, скажем, Анатолия Папанов в титрах, то это вообще ничего не значит. Это может быть какой-то очень хороший фильм. А может быть так, «на безрыбье», типа вот этого «Отцы и деды». При этом актёр-то всё равно играет хорошо. Но не может один актёр – даже очень хороший – вытащить на себе весь посредственный фильм целиком.

Принцесса цирка


Режиссёр: Светлана Дружинина, Мосфильм, 1982 год

Экранизация одноимённой оперетты Имре Кальмана (1926). Однако при просмотре никто не сравнивает этот фильм с опереттой Кальмана, зато все сравнивают этот фильм 1982 года с экранизаций оперетты Кальмана 1958 года – фильмом «Мистер Икс». И сравнение сильно не в пользу «Принцессы» 1982 года. В фильме 1958 года играет харизматичный красавец Георг Отс. В фильме 1982 года Мистера Икс играет какой-то херувимоподобный Игорь Кеблушек, про которого в ВиКи можно найти следующую информацию: «чехословацкий дипломат и бизнесмен». Мистер Икс – единственная его роль в кино. Ибо кому ещё нужен был этот человек, который играл так, словно его нашли на улице. Актёрского таланта – ноль. То что он получил главную роль – это видимо «заслуга» Светланы Дружининой, которая, достигнув «бальзаковского возраста», стала благосклонно относиться к годящемся ей в сыновья юношам со сладкими физиономиями.

Светлана Дружинина – очень средненький режиссёр. Во всяком случае, режиссёр Дружинина сильно уступает актрисе Дружининой. Даже фильм «Сватовство гусара» с такими актёрами, как Андрей Попов, Михаил Боярский и Елена Коренева, Светлана Дружинина ухитрилась снять так, что про него особо и не вспоминают, когда говорят про советские комедии. Зато «смазливые мордашки» стали тузом в рукаве Светланы Дружининой. Очень слабый фильм, но со смазливым главным героем – это гарантия успеха среди женской аудитории. Посему слабый фильм Дружининой «Принцесса цирка» снискал шквал оваций именно в женской аудитории, а Игорь Кеблушек, как пишут, спустя почти семь лет после премьеры фильма занимал – согласно рейтингу журнала «Советский экран» (№ 1, 1990) – 33-ю позицию в перечне самых популярных актеров советского кино. Херувимоподобный полный ноль (как актёр) занимал 33-ю позицию в перечне самых популярных актеров советского кино. Трындец, вообще! Вот и говори после этого с такой публикой объективно об искусстве кино. Они тебе глаза выцарапают за то, что ты их любимую бездарную «мордашку» назвал бездарностью. Но правда, как говорится – дороже.

Кстати, после высоких рейтингов «Принцессы цирка», Дружинина сделала выводы и в следующий раз уже собрала целую ударную бригаду «мордашек» для фильма «Гардемарины, вперёд!», в котором слабая режиссура с лихвой окупалась внешними данными Жигунова – ещё того игрули – и Харатьяна. Впрочем, до этого фильма мы ещё дойдём в своё время.

Путешествие будет приятным


Режиссёр: Альберт Мкртчян, Свердловская киностудия, 1982 год

Вообще-то мне нравится Борис Галкин, исполнитель главной роли в этом фильме. Не как актёр нравится, а есть у него какое-то мужское обаяние. Ну офицера-дсантника играл когда-то в фильме «В зоне особого внимания», папу Завитайкина в «Капитане Совери-Голове» опять же. Все образы у него получаются такие, добрые, с которыми в разведку идти не страшно. Потому что точно не бросит, не предаст. Не знаю как в жизни, а в кино вот такие у него герои получаются. Хороший герои, качественные. Хотя звёзд с неба не хватают. Так что с грустью вынужден констатировать, что фильм «Путешествие будет приятным», в котором он снялся, весьма посредственный фильм. А что ещё можно ожидать от режиссёра, который в своё время умудрился на базе отличного сюжета снять такие унылые фильмы, как «Земля Санникова» и «Лекарство против страха». А кроме того нечто совершенно запредельно убогое – фильм «Опекун». При этом два первых («Земля» и «Лекарство») в СССР были очень известными. «Земля» – аж чуть ли не легендарным кино стала. Нет, ну песня «Есть только миг» – великая песня, без вопросов. Но фильм-то – бездарный, несмотря на Даля, Дворжецкого и Вицина, бездарный. Впрочем, мы сейчас про «Путешествие будет приятным», сценарий которого написал сам Мкртчян.

По сюжету это такое роуд-муви. Некто Геннадий (Борис Галкин) собирается ехать на море в машине-амфибии, которую сам и построил. Случайно он сталкивается с некой Людой (Светлана Аманова), и приглашает отправиться в путешествие с ним. Люда соглашается. Ну и поехали. Кстати, как всякий очень средненький режиссёр, Мкртчян знает, что если вставить в серый фильм хорошую музыку, то фильм прибавит. По крайней мере музыкальный вкус у Мкртчян был. Поэтому фильм «Земля Санникова» смотреть невозможно, а вот песню из него – «Есть только миг» никогда не забудут. Для фильма «Путешествие будет приятным» хорошей песни не нашлось, зато нашлась популярная рок-группа – «Круиз», которая в 1982 году была на пике популярности.

Нет, роуд-муви, жанр такой, не простой по хорошему. Если его делать качественно. А если некачественно, то раз плюнуть – посадил парня с девушкой в тачку, и повёз к морю, попутно снимая всё на камеру. Скучно, как любая длительная поездка. Но смотреть можно. Опять же – рок-группа «Круиз». И опять же – Светлана Аманова. Ну и Борис Галкин (кто же не помнит лейтенанта Тарасова?) А итог – малоутешительный.

Единственное, что меня заставляет иной раз пересмотреть первые кадры этого фильма – маленький эпизод в самом начале путешествия, который был снят возле дома, в котором тогда заканчивалось моё детство. Больше там пересматривать нечего. Даже рок-группу «Круиз», которая, положа руку на сердце, была интересной только по принципу «на безрыбье».

Спортлото-82


Режиссёр: Леонид Гайдай, Мосфильм, 1982 год

Однозначный хит 1982 года. Эту комедию в 1982 году посмотрели 55 млн зрителей. Ну а как иначе? Гайдай – это почти как знак качества в советской кинокомедии. И однако же этот фильм – однозначный провал Гайдая. Ну или нет, не так. Не провал, а рубеж, который делит на две части Гайдая – великого комедийного советского режиссёра и Гайдая – очень унылого и посредственного ваятеля дешёвой муры. «Спортлото-82» где-то посредине между этими двумя определениями. Но это уже закат. Каждый последующий фильм Гайдая становился всё хуже и хуже. Собственно, весь фильм держится только на дуэте двух Михаилов – Пуговкина и Кокшёнова. Можно сказать, что они спасли «Спортло-82» от полного провала. Те немногие шутки, которые после этого по привычке пошли гулять в народ, принадлежат исключительно дуэту Пуговкина и Кокшёнова («Три рубля кучка, в кучке три штучки» и т.д.). Если убрать из фильма сцены с Пуговкиным и Кокшёновым – фильм можно с лёгким сердцем выкинуть в мусорную корзину. Но ведь они – не главные герои фильм. А что же главные? А ничего.

Главного героя, Константина Лукова, играет ещё одна советская «мордашка» – Альгис Арлаускас. В кино он попал потому, что в детстве сыграл в довольно неплохом фильме «Юнга Северного флота». Но как это часто бывает, повзрослев, настоящим актёром не стал. Но лицо имел приятное. «Бабам такие нравятся» (с). Видимо по лицу его Гайдай и выбрал. Но одно дело мелодрамы, которые снимала Дружинина – там да, можно и средний фильм вытянуть смазливым главным героем. Но на комедии Гайдая народ не лицом главного героя любоваться ходил. Уж Демьяненко-Шурика точно смазливым мальчиком не назовёшь. Не говоря уже про Вицина, Моргунова и Никулина. В общем, главный герой «Спортлото-82» – полный провал. Светлану Аманову, исполнившую роль главной героини – о чём есть свидетельства самой Гребешковой – Гайдай очень, так сказать, опекал, даже домой приводил пообедать. Гребешкова конечно называла это отношениями учителя и ученицы. Ха! Знаем мы этих учителей и учениц. Ладно, не будем заниматься инсинуациями, будем оперировать проверенными фактами. А факты таковы: актриса Светлана Аманова – весьма средненькая. Альгис Арлаускас – актёр посредственный. Сюжет не то чтобы плох, но на полный метр как-то не тянет. Вообще такое ощущение, что «Спортлото-82» – это короткометражка, которую Гайдай растянул до полнометражного фильма.

Представьте себе, что раннюю гайдаевскую короткометражку «Напарник» растянуть на полтора часа экранного времени, добавив в неё всякой посторонней тягомотины. И вместо студента Шурика и хулигана Феди главными героями сделать какую-нибудь левую парочку потенциальных влюблённых, которые бы путались под ногами у Шурика и Феди, снижали ритм фильма и произносили нудные диалоги. Вряд ли такая короткометражка стала бы одной из жемчужин творчества Гайдая. А «Спортлото-82» – это именно такая «растянутая короткометражка». И кроме Пуговкина и Кокшёнова смотреть там не на кого, да и не хочется.

Таможня


Режиссёр: Александр Муратов, Ленфильм, 1982 года

Вот есть такой американский фильм с Томом Хэнксом – «Терминал». Казалось бы, ну что можно сделать с таким унылым сюжетом: беженец из какой-то там восточноевропейской Буркина-Фасо (Кракожии, если придерживаться сюжета) прилетел в Нью-Йорк, но из-за переворота в его Буркина-Кракожии его виза аннулирована и его не выпускают их аэропорта, но и обратно он улететь не может. И вот он весь фильм тусуется по этому аэропорту. Тоска. Но Спилберг не был бы Спилбергом, если бы не сделал из этого сюжета отличный фильм.

А есть другой сюжет. СССР. Таможня. Только не воздушная, а морская, ленинградская. И некий контрабандист перевозит контрабандой золотые монеты. И главного героя – таможенника Юрия Хорунжева, играет советский д’Артаньян Михаил Боярский. А вместе с ним другого таможенника играет всегда блистательный Валентин Гафт. И если бы режиссёром фильма с таким сюжетом и с такими актёрами был Стивен Спилберг, то фильм «Таможня» вошёл бы в сокровищницу советского и мирового кино. Но, увы, режиссёром этого фильма был не Стивен Спилебрг, а Александр Муратов, который если что-то и сделал удивительного для этого фильма, так это удивительное дело, как виртуозно из сюжета, на котором можно было сделать остросюжетный криминальный триллер, превратил в какую-то тягомотину.

Нет, нельзя сказать, что вообще полный шлак. Ибо всё же таможня, контрабанда, д’Артаньян и Валентин Гафт. То есть фильм, безусловно, занял нишу «разок посмотреть можно». Но если не посмотреть – то сэкономленные на просмотре этого фильма 78 минут можно потратить на что-то более интересное.

Чародеи


Режиссёр: Константин Бромберг, авторы сценария: братья Стругацкие, Одесская киностудия, 1982 год

Вот сейчас, уверен, в меня точно полетят тапки и предметы потяжелее. Как так?! Я посмел поднять руку на советский телевизионный кинохит «Чародеи» и назвал его неудачей советского кино 1982 года. Спокойно, граждане, давайте высказывать претензии чуть тише и подходить к прилавку за выдачей в порядке живой очереди. Давайте разбираться.

Скажу сразу, что в этом фильме есть много чего хорошего. Во-первых, конечно, замечательный и интересный сценарий братьев Стругацких. Во-вторых, режиссёр фильм, Константин Бломберг, хотя и снял немного, но имеет в своём активе замечательный фильм «Был настоящим трубачом» (1973) и детский супермегапопулярный трёхсерийный фильм «Приключения Электроника». В-третьих, актёрский ансамбль замечательный и все играют отлично. Конечно общий антураж сильно портит Аня Ашимова, изображавшая сестру Иванушки, которая играть не умеет вообще. Но это, в сущности, мелочи. Из-за такой ерунды я бы этот фильм в неудачи не записал. К тому же Аня Ашимова была бесподобно рыжей, что даже при полном отсутствии актёрского таланта наделяло её роль шармом. То есть вроде бы всё ну очень хорошо. И однако…

Однако это – фильм-сказка, а по современному – фэнтези, А закон этого жанра таков, что сюжет в нём важен, но спецэффекты – не менее важны. Спецэффекты! Когда смотришь фильм «Чародеи», то слёзы наворачиваются от грусти, при виде убогих спецэффектов этого фильма, сделаных на уровне 50-х годов, а то и более раннего периода. А учитывая, что в этом фильме эпизоды со спецэффектами занимаются не менее четверти экранного времени, то всякий раз при просмотре этих «спецэффектов» хочется плеваться.

Трест, который лопнул


Режиссёр: Александр Павловский, Одесская киностудия, 1982 год

Ну тут у меня личная вендетта. О’Генри – это любимый писатель моего отрочества. Можно сказать, что моё отрочество, до того как я попал под тлетворное влияние западной рок-музыки, было проникнуто огенриманией. Я читал и перечитывал его рассказы. Дочитывал толстенный кирпич и начинал сначала. Даже ещё и сегодня лишь по зачитанным нескольким предложениям я назову название большинства рассказов. А в юный годы я мог таким образом вспомнить любой рассказ О’Генри и пересказать его сюжет близко к тексту, а местами просто цитируя куски оригинального текста. Ну а цикл рассказов «Благородный жулик» – один из самых любимых в творчестве О’Генри.

Неудивительно поэтому, что я с восторгом воспринял известие о выходе аж трёхсерийного телефильма «Трест, который лопнул». И однако какое меня ожидало разочарование, когда я его посмотрел. Тот редкий случай, когда я был полностью согласен с советской критикой, которая также экранизацию попинала. Регимантас Адомайтис и Николай Караченцов – хорошие актёры. Но это не Энди Таккер и не Джефф Питерс. Всё мимо кассы. Вообще не люблю, когда сюжет любимых литературных произведений меняют. Это не хорошо.

Но это, разумеется – и с этим я не спорю – связано лишь с тем, что в моей голове жили совсем другие Джефф Питерс и Энди Таккер. И совсем другой мир О’Генри. А для тех, кто рассказов О’Генри не читал, фильм «Трест, который лопнул» вполне ничего так. О’Генри – это такой автор, что даже если поставить его рассказы силами школьной самодеятельности, то всё равно смотреть будет интересно. Тем не менее, зачисляю «Трест, который лопнул» в список неудач советского кино 1982 года. Да и вообще, на мой субъективный взгляд, за всю историю советского кино только две экранизации классики были хороши: «В поисках капитана Гранта» Стансилава Говорухина (1985) («Дети капитана Гранта» 1936 года конечно забавный фильм и вообще классика, но как экранизация – так себе) и эпопея про Шерлока Холмса и доктора Ватсона Игоря Масленникова (хотя тоже не без дефектов). А остальные экранизации – не очень.

Ну вот, снова 11 фильмов получилось вместо десяти.

Ну а в следующий раз поговорим о советских фильмах 1983 года.



Если вам понравился материал, или вы просто хотите дополнительно мотивировать автора продолжать писать, то можете воспользоваться кнопкой Яндекс-денег, чтобы пожертвовать любую сумму денег. Автора это не обогатит, но доставит искреннюю радость.







Срочно! Мой френд gruppman приступил к разбору советского супермегахита, фильма «Пираты XX века». Кто ещё не читал, бегом читать в обязательном порядке. Море позитива гарантирую: gruppman.livejournal.com/220268.html

Tags: Киноведение, Кинокритика, Кинолекторий, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych april 16, 2009 04:09
Buy for 100 tokens
Что-то давно я не выкладывал фотогалерей. А судя по небольшому ажиотажу вокруг моей Фотогалереи «30 лет СССР через фотообъектив», смотреть даже посредственные фотографии подчас интереснее, чем читать даже самые расчудесные тексты. Фотографий из жизни СССР много. Но большая их часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 389 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →