1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

ТОП-10 хороших советских фильмов 1982 года







Неделю назад я написал текст «ТОП-10 посредственных советских фильмов 1981 года». Текст вызвал оживление и массовое комментирование. Некоторые читатели предлагали мне продолжить эту тему для последующих лет существования советского кинематографа. А некоторые ставили мне в упрёк, что я сосредоточился только на плохих или средних фильмах, а в СССР в том 1981 году были и хорошие, и почему бы не написать про них. В общем, я решил продолжить этот цикл и обязательно сделаю подборку неудачных советских фильмов 1982 года. Однако справедливо и требование написать про хорошие. Поэтому сегодня я публикую подборку советских фильмов 1982 года, которые считаю качественными.



Свой ТОП-10 я сгруппировал по алфавитному порядку, а не по признаку того, что одни фильмы из этой десятки лучше других (имели большую аудиторию, например). Это разные фильмы и объединяет их только то, что все они – безусловная удача режиссёров. Также, безусловно, были в 1982 году и другие хорошие фильмы. Но я составлял десятку и выбрал её такой, какой мне кажется она должна быть. Кто-то, возможно, составит другую десятку лучших фильмов. Ну это, как говорится, всяк сам себе хозяин. Я сделал то, что сделал и уверен, что по крайней мере половину из описанных мною фильмов признают удачей 1982 года все или почти все читатели.

Вокзал для двоих


Режиссёр: Эльдар Рязанов, студия: Мосфильм, 1982 год

Этот фильм нарушил табу на освещение двух реалий советской жизни – «зона» и общепит. Не то чтобы тема лагерей заключения ранее в советском кино не затрагивалась. Можно вспомнить, например, фильм 1964 года «Верьте мне люди», в котором показана и зона, и заключенные по 58 статье, и прочий антураж. Но это было в эпоху борьбы с культом личности Сталина. А когда в 70-х начался осторожный сталинский ренессанс, тему постепенно вывели из обсуждения. При том, что в СССР вряд ли была хоть одна семья, в которой так или иначе хоть кто-то не соприкоснулся с этой реальностью. Как шутили тогда – половина страны сидела, вторая половина их охраняла. (не только политических, а уголовных – в первую очередь и в куда более массовых масштабах).

К теме же советского общепита во всей его красе, каковым он окончательно сформировался в славное брежневское время, до фильма «Вокзал для двоих» вообще никто не подступал. Сам же Рязанов в 1965 году снял комедию «Дайте жалобную книгу», в которой сюжет вертится вокруг молодого директора кафе-ресторана «Одуванчик». Но там ресторан использован больше как символ старого сталинского косного прошлого (тяжёлые «купеческие» портьеры, вульгарная лепнина и т.п.), с которым борется молодёжь, превращая ресторан, в котором собирались пропойцы (троица Трус, Балбес и Бывалый засветилась в том фильме), в светлое и модное молодёжное кафе.

Совсем иной взгляд в «Вокзале для двоих». Рязанов не жалеет красок на то, чтобы максимально достоверно показать насквозь прогнившую систему обворовывания клиентов в вокзальном ресторане и мира ждущих своей очереди, чтобы стать хозяевами жизни, торговцев дынями на рынке. Центром всей этой гадости является официантка Вера (Людмила Гурченко). В эту клоаку случайно попадает «интеллигент из Москвы» – пианист Рябинин, который взял на себя вину жены за сбитого пешехода и теперь ему грозит зона. Зоной фильм начинается, зоной он и заканчивается. А между началом и концом – удушливые, но хорошо узнаваемые любым советским человеком кадры реальной советской жизни, которая начиналась после того, как заканчивалась работа.

Конечно не обошлось без типовых для многих фильмов Рязанова каких-то взятых с потолка нереальных элементов. Например, сам сюжет завязывается с какого-то бреда – пассажиры поезда на остановке выходят и идут в ресторан, чтобы скушать заранее для них приготовленный комплексный обед. Кто-нибудь когда-нибудь где-нибудь видел такое, кроме фильма «Вокзал для двоих»? Или, например, в одном из эпизодов оказывается, что на небольшом вокзале провинциального городка оказывается какой-то VIP-зальчик для интуристов. И опять же – что-то не доводилось видеть такого на советских провинциальных вокзалах.

Но в целом фильм показывает советскую жизнь (часть её) такой, каковой она являлась на самом деле, а не такой, какой её рисовали в книжках для пионеров. Фильм стал одним из лидеров проката в 1983 году (35,8 млн. зрителей.

Кафедра


Режиссёр: Иван Киасашвили, студия: Беларусьфильм, 1982 год

Фильм снят по одноимённой повести И.Грековой. На самом деле И.Грекова – это псевдоним автора знаменитейших в советское время учебников по теории вероятностей Елены Вентцель. Вентцель писала про теорию вероятностей так, что читать было интересно, почти как художественную литературу. А заодно писала повести и рассказы. Вот что значит – талант! Для псевдонима себе Вентцель выбрала вторую по частоте использования в математике литеру греческого алфавита – Y. Повесть и фильм «Кафедра» описывают малоизвестную широкому зрителю реальность – рабочие будни кафедры кибернетики в одном из институтов. В фильме сыграл великолепный актёр Андрей Попов. Это был его предпоследний фильм. «Кафедра» поднимает проблематику старого и нового. Только в несколько непривычном для советского кино ключе. Новое в лице нового заведующего кафедрой оказывается не очень-то хорошим. Этот спокойный фильм, конечно, вряд ли смотрели большинство из тех, кто восторгается советским киноискусством. Но хотя бы раз его стоит посмотреть.

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты


Режиссёр: Владимир Грамматиков, композитор: Алексей Рыбников, Киностудия им. М. Горького, 1982 год

Это была первая и единственная советская рок-опера, воплощённая в кино (впрочем, невоплощённых в кино было тоже раз, два и обчёлся). Напряжённый сюжет, виртуозная операторская работа, и без всяких скидок мирового уровня музыка Алексея Рыбникова. Одна из самых запоминающихся ролей фильма – Смерть в исполнении Александра Филиппенко. В главной роли – Андрей Харитонов. Композиции Рыбникова записывали очень популярные в СССР группы «Аракс», «Интеграл», «Рок-Ателье» и др. Сюжет такой: Хоакин Мурьета, бедняк из Чили, во время золотой лихорадки 1848-1855 г.г. отправляется вместе со своей молодой женой в Калифорнию за золотом. Местные бандиты насилуют и убивают его жену. Мурьета начинает мстить, создав свою банду беспощадных мстителей. Так что фильм заодно ещё стал и лучшим советским вестерном. Удивительнее всего, что этот очень жёсткий и очень динамичный взрослый фильм снял Владимир Грамматиков, который до «Мурьеты» специализировался на детских фильмах. Таких, как «Усатый нянь». Что лишний раз говорит – талантливый человек талантлив всегда.

И да, не могу удержаться, чтобы не сказать, что на фоне фильма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» всякие рассуждения о выдающихся достоинствах – как художественных, так и музыкальных – фильма «Не бойся, я с тобой» вызывают немое удивление. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» – это высокий уровень кино от талантливого человека. «Не бойся, я с тобой» – халтурная поделка конъюнктурщика.

Инспектор ГАИ


Режиссёр: Эльдор Уразбаев, Киностудия им. М. Горького, 1982 год

Эльдор Уразбаев известен больше по хорошему фильму в жанре детективный триллер «Транссибирский экспресс» (1977 год). «Инспектор ГАИ» – куда более спокойный фильм и особо выдающимся его, пожалуй, не назовёшь. Однако всё сделано довольно крепко. В центре сюжета – конфликт между честным инспектором ГАИ Зыкиным в исполнении Сергея Никоненко и новым директором автосервиса города Труновым в исполнении Никиты Михалкова. Роль хамоватого, уверенного в том, что ему должно быть дозволено всё Трунова, словно специально сшита для Никиты Михалкова. «Инспектор ГАИ» перекликается с «Вокзалом для двоих» как исполнителем одной из главных ролей – Никитой Михалковым (который в обоих фильмах играет мерзкого типа), так и вниманием к «изнанке» советской жизни. Только если в «Вокзале для двоих» Михалков играет обычного проводника, промышляющего спекуляцией, то в «Инспекторе ГАИ» его герой – это уже социальная сила. Директор автосервиса – один из уважаемых лиц города. С ним вынужден считаться даже начальник городской автоинспекции. А вот простой инспектор Зыкин считаться не хочет и уверенно отбирает права у нарушающего ПДД Трунова. Трунов начинает мстить.

Из нашего времени конечно этот инспектор Зыкин кажется нереальным персонажем. Инспектор ГАИ, не берущий взяток, да ещё пытающийся отстаивать справедливость – не, не верю. И однако же… Фильм неплохой. И, увы, сегодня он смотрится куда грустнее, чем тогда. Ведь мы знаем, что Труновы победили, а Зыкины, даже если и существовали, исчезли, как вымирающий вид.

Ищите женщину


Режиссёр: Алла Сурикова, студия: Мосфильм, 1982 год

Это скорее не фильм, а спектакль, снятый на плёнку. Всё действие развивается в течение двух дней в одном и том же помещении. Что, в принципе, не удивительно, ведь фильм снят по сценарию Светланы Володиной, которая писала пьесы для театров. Строго говоря, это двойная адаптация. В 1964 году английский писатель и драматург Джек Попплвелл написал пьесу «Хлопотунья» («Busybody»), премьера которой состоялась в театре Герцога Йоркского (в 1969 году по этой пьесе был снят датский фильм «Mordskab»). А в 1966 году французский писатель Роббер Тома написал по пьесе Поллвелла свою пьесу «Попугай и цыплёнок» («La Perruche et le Poulet»), которая была поставлена в парижском театре Водевиль, а в 1969 году вышла на ТВ. В этой пьесе секретарша парижского нотариуса Роше Алиса Постик, которую за болтливость прозвали попугаем, однажды вечером обнаруживает в офисе труп своего шефа с кинжалом в спине. Она вызывает полицию и падает в обморок. Прибывший на вызов инспектор полиции Анри Гранден (Henri Grandin) оказывается другом детства Алисы.

Кто смотрел фильм «Ищите женщин», уже по этому описанию сюжета «Попугая и цыплёнка» увидел, что советский фильм не сильно отличается от французской пьесы. Впрочем, это явно пошло ему на пользу. Ибо фильм «Ищите женщин» получился отличным атмосферным французским детективом. А комический дуэт Алисы Постик и инспектора Грандена, которых исполнили Софико Чиаурели и Леонид Куравлёв – выше всяких похвал. На мой взгляд – это лучшая роль Софико Чиаурели. Отлично играет Сергей Юрский. То есть он, безусловно, всего играет отлично (даже в фильме «Не бойся, я с тобой» ему это удалось), но парижский нотариус в его исполнении весьма достоверен и внушает. Во всяком случае, для советского зрителя, который никогда не видел французских нотариусов. На своём месте и Елена Соловей в роли жены нотариуса Роше. Ну а двое красавцев советского кино 80-х – Леонид Ярмольник и Александр Абдулов – дополняют общую картину. Также очень хороши исполнительницы второстепенных ролей машинистки Виржинии Ренуар и личного секретаря мэтра Роше Сюзанны Бриссар – Елена Укращёнок и Людмила Дмитриева соответственно. В эпизоде появились Владимир Басов (он словно прощался со зрителями, предчувствую близкую смерть) и Нина Тер-Осипян. От фильма исходит такое обаяние, что видно, с каким удовольствием артисты и режиссёр делали этот фильм. Алла Сурикова включила в фильм на заставках небольшие отрывки из французских детективов (например, «Частный детектив» 1976 года) и небольшие шутки из страницы «Иностранный юмор» журнала «Крокодил». Возможно в другом фильме эти вставки выглядели бы натужно и жалко, но тут они вошли очень органично.

Это один из лучших советских «французских детективов» и очень приятная комедия. При этом Алле Суриковой удалось поддерживать напряжение вплоть до самой развязки.

Покровские ворота


Режиссёр: Михаил Козаков, студия: Мосфильм, 1982 год

Этот двухсерийный телефильм в каких-то особых описаниях не нуждается. История провинциального балабола Константина Ромина (Олег Меньшиков), который приехал к тётушке в Москву, чтобы поступить в институт. 132 минуты безостановочных шуток и бурлеска. Лучшая роль Олега Меньшикова и вторая великолепная (после старины Мюллера) роль Леонида Броневого. Впрочем, там каждый актёр играет, что называется, на пределе своих юмористических возможностей и всё на паять с плюсом. Даже из совсем мелких ролей четы Орловичей Игорь Дмитриев и Елизавета Никищихина делают шедевр. После комедий Гайдая 60-х, наверное ни одна советская комедия не была так тщательно разобрана на цитаты. «Высокие, высокие отношения!», «Заметьте, не я это предложил», «А кто не пьёт?», «Я догоню», «Фюнф минут, Маргарита Павловна», «В прах разметал домашний очаг», «Я служу Мосэстраде» «При рельефных работах употребляется только больштихель», «Гравировать имена победителей – работа, требующая самоотречения», «Хоботов, это упадничество», «Мастера не мудрствуют» и т.д. и т.п. Каждые несколько минут фильма одаривают зрителя фразой, которая достойна быть «отлитой в граните». Фильм, который не надоедает. И очень пронзительный финал. Во всяком случае для жителям Москвы. Старая Москва 50-х – 60-х даже тогда, в 1982 году, была уже почти воспоминанием. Сегодня её уже нет.

Слёзы капали


Режиссёр: Георгий Данелия, студия: Мосфильм, 1982 год

Фильм заявлен, как комедия. На самом деле, конечно, это трагедия. С элементами фэнтези. Мне кажется в этом фильме Данелия первый раз попробовал поиграть тем настроением и ощущением, которое в полной мере заполнит его фильм «Кин-Дза-Дза». Сказочная завязка про осколок кривого зеркала тролля, попавшая в глаз главе строительной конторы Павлу Ивановичу Васину (Евгений Леонов) – сюжет, известный по сказке Андерсена каждому советскому ребёнку, а потому и взрослому. Однако этот осколок, на самом деле, не сделал Васина хуже, как теоретически должно быть. Он просто выключил у него внутренний фильтр и Васин стал всем говорить то, что думает, а не то, что надо говорить. А думает он о своих родных, близких и просто знакомых порой очень нелицеприятные вещи. Кажется, он впервые вздохнул свободно, когда пропала необходимость притворяться правильным членом социума. И вся непроглядная депрессивная действительность шаг за шагом подводит его к единственно кажущемся ему правильным действу – самоубийству. Впрочем, фильм всё же заявлен как комедия. И хотя лента насквозь проникнута ощущением депрессии и ожиданием чего-то плохого, финальный шаг сделать Павлу Ивановичу Васину не удастся. В этом фильме свою последнюю роль сыграл великий Борис Андреев. Что только усиливает при просмотре фильма атмосферу печали. Хотя, безусловно, в фильме имеются немало весьма неплохих сцен в стиле чёрного юмора.

Грачи


Режиссёр: Константин Ершов, Киностудия им. Довженко, 1982 год

Фильм снят по реальным событиям. Очень жёсткий фильм. В центре – семья Грачей (фамилия такая). Три брата стали бандитами. В фильме показано их последнее преступление – убийство водителя «Жигулей» с целью завладеть его автомобилем. Но это не столько криминальный фильм, сколько психологическая драма, поскольку весь фильм идёт проявление того процесса, который превращает обычных людей в беспощадных убийц. Очень хорошо сыграл Леонид Филатов. Его манера балансировки между интеллигентностью, которая в любой момент сменяется гопничеством, а то резко переходит в холодную расчётливую беспощадность хищного зверя – неподражаемо. Виктор Грач в исполнении Филатова – это некое воплощение образа белокурой ницшеанской бестии. Очень мощный образ. Атмосфера фильма очень напряжённая и очень натуралистичная. Редкий фильм, в котором натурально показанная работа банды убийц не превращается в характерную для 90-х чернуху. Впрочем, от режиссёра, который снял фильм «Вий», и ждешь чего-то в духе «Грачей». Фильм стал одним из лидеров проката в 1983 году (21,3 млн. зрителей)

Полёты во сне и наяву


Режиссёр: Роман Балаян, Киностудия им. Довженко, 1982 год

Фильм о том, как человек понимает, что жить ему, собственно, не для чего. Герой фильма Сергей Макаров (Олег Янковский) – законченный циник. Ему плевать на работу, на бывшую любимую женщину, на жену. Его ещё немного заводит, когда его молодую любовницу отбивает (или делает вид, что отбивает) более молодой парень. Но, в принципе, для Макарова и это не критично. И вот ему сорок лет и надо подводить промежуточный итог. Итог чего? Фильм вызывает, как этого говорится, противоречивые чувства. Во-первых, конечно герой Янковского неприятен, как человек. Однако ничуть не более приятны и окружающие его люди, хотя они показаны таким как бы контрастом – в принципе правильные и хорошие. Лично у меня этот фильм вызывает вот какой вопрос – а стоило ли оно всё тех жертв, чтобы через сто лет после провинциальных мещан из повестей Чехова в тех же самых провинциальных городах продолжали жить те же самые мещане, только уже советские. Переодень чуть-чуть героев фильма «Полёты во сне и наяву», убери из кадра автомобили – и мы увидим полусонный мещанский провинциальный город Российской империи конца XIX века. Но для мещан царской России, которых уже тошнило от окружающего тихого болота, был хотя бы выход – можно было податься в революционеры. А что мог сделать Сергей Макаров? Только придуряться и цинично оскорблять всех вокруг. Тоже выход, как говорил один мой друг (ныне покойный). В фильме полная безысходность человека, попавшего в болото. Кинь в пруд, заросший ряской, камень. Всплеск разгонит ряску, освободится круг чистой воды. Но скоро ряска снова сомкнётся. «Полёты во сне и наяву» именно про это. Только Сергей Макаров и сам часть этой ряски. Но которая не хочет возвращаться на своё место. Этот фильм весьма точно передаёт атмосферу невысказанных ощущений, характерных для советской интеллигенции начала 80-х. Пройдёт пять лет и эти ощущения будут высказаны. А для Сергея Макарова – рядового сотрудника с высшим образование в непонятной конторе – появится дело. Только будет ли он рад потом – вот в чём вопрос.

Сказка странствий


Режиссёр: Александр Митта, студия: Мосфильм, 1982 год

Фильм-сказка. Но не совсем для детей. Митте удалось соткать мрачноватую, а порой и страшноватую атмосферу средневековой Европы. Особенно хороши сцены в городе, который поразила чума. В главной роли – Татьяна Аксюта. Собственно, у неё всего две запоминающиеся роли – в «Вам и не снилось» и в «Сказке странствий». Вторая главная роль – Андрей Миронов. Кто-то из комментаторов в одном из прошлых постов утверждал, что Миронов всегда играет одного и того же напыщенно и надменного хлыста. Это очень ошибочное мнение. И роль Орландо в «Сказке странствий» – лишнее тому доказательство.

Кстати, есть некоторые граждане рассуждают на тему того, что вот мол, был СССР и было хорошее советское кино, а СССР исчез, и хорошее кино исчезло. Это конечно ерунда, если говорить вообще. Но вот в случае с Миттой – это достаточно верно. До «Сказки странствий» Митта снял десять фильмов и все они – включая и «Сказку странствий» – это хорошие фильмы. Начиная с его первого фильм «Друг мой, Колька», через череду таких отличных фильмов, как «Звонят, откройте дверь», «Точка, точка, запятая» и т.д. до эпического фильма-катастрофы «Экипаж» и вплоть до «Сказки странствий» – одна удача за другой. А потом – как отрезало. В чём причина? Загадка.

Ну вот и всё. Такова моя подборка десятки лучших советских фильмов, снятых в 1982 году. Некоторые из них стали лидерами проката, некоторые (как, например, «Кафедра»), событием для массового зрителя не стали. Почти все из них объединяет настроение некоторой депрессии. Собственно, только два фильма из моего перечня – «Покровские ворота» и «Ищите женщину» – оптимистичные комедии. А остальные – грустноваты, мрачноваты, тяжеловаты, а «Слёзы капали» – так вообще концентрированный депресняк. Почему так? Да потому что 1982 год – это время, когда только самые тупые советские граждане могли не понимать, что всё идёт к концу. И символически это обозначила смерть Брежнева, которая накрыла страну трёхдневным трауром, когда даже кинотеатры не работали (по крайней мере, в Москве), а по ТВ крутили только классическую музыку. 1982 год – это ясная и отчётливая метка на таймлайне жизни СССР. Да, будет ещё несколько лет инерции, которая потом сменится кратковременной вспышкой бодрости и энтузиазма Перестройки – условный период 1986-89 г.г., а затем окончательное пике, громкий взрыв и разлетающиеся во все стороны осколки. И всё это художники уже предчувствовали в 1982-м. Пусть, возможно, и сами не осознавали того.

Ну а под занавес, чтобы дать более объёмную картину, представлю ТОП-15 лидеров советского кинопроката в 1982 году по версии портала Кино-Театр.

ТОП-15 лидеров советского кинопроката в 1982 году

1. СПОРТЛОТО 82
СССР, 1982, 55,2 млн. зрителей

2. ПРИШЛО ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ
Югославия, 1978-1980, 37,6 млн. зрителей

3. НЕ МОГУ СКАЗАТЬ "ПРОЩАЙ"
СССР, 1982, 34,6 млн. зрителей

4. ДУША
СССР, 1981, 33,3 млн. зрителей

5. СЛУЧАЙ В КВАДРАТЕ «36-80»
СССР, 1982, 33,1 млн. зрителей

6. К СОКРОВИЩАМ АВИАКАТАСТРОФЫ
Австралия/Новая Зеландия/США, 1981, 29 млн. зрителей

7. ВЛЮБЛЁН ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
СССР, 1982, 25,6 млн. зрителей

8. ИНСПЕКТОР-РАЗИНЯ
Франция, 1980, 25,5 млн. зрителей

9. ШЕСТОЙ
СССР, 1981, 24,7 млн. зрителей

10. ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЗИДЕНТА
СССР, 1982, 23,9 млн. зрителей

11. ОТЦЫ И ДЕДЫ
СССР, 1982, 22,1 млн. зрителей

12. ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ
СССР, 1981, 20,5 млн. зрителей

13. НАДЕЖДА И ОПОРА
СССР, 1982, 20,2 млн. зрителей

14. РОДНЯ
СССР, 1981, 15,2 млн. зрителей

15. ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД
СССР, 1981, 15 млн. зрителей

Ну и так, для совсем уж объёмной картинки, перечислю некоторые западные фильмы, которые появились в 1982 году: «Бегущий по лезвию» с Харрисоном Фордом в главной роли, «Инопланетянин» Стивена Спилберга, «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером, «Король комедии» с Робертом де Ниро, фантастический фильм ужасов «Нечто» Джона Карпентера, «Полтергейст» Тоуба Хупера, «Рэмбо: Первая кровь» с Сильвестром Сталлоне, рок-опера «Стена» Алана Паркера. Ни один из этих фильмов в СССР не был показан. Но если бы любой из перечисленных попал в советский кинопрокат, то без сомнения стал бы его лидером. Но, увы.

Следующий пост я посвящу десятке неудачных фильмов СССР 1982 года.









Tags: Киноведение, Кинокритика, Кинолекторий, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych август 22, 2017 01:07 148
Buy for 100 tokens
На фото: кадр из фильма «Что такое Совок?» Итак, свершилось. Наконец я домонтировал его. И приглашаю в кинозал на просмотр фильма-размышления « Что такое Совок?» Это мой первый опыт такого масштабного видеопроекта. Так это и первый опыт использования…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 191 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →