1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

ТОП-10 посредственных советских фильмов 1981 года








В иных аудиториях признаком хорошего тона считается использование превосходных степеней сравнения всякий раз, когда речь заходит про СССР. Мол, как там всё было хорошо, комфортно, приятно, удобно, лампово. А уж советское кино – это и вовсе за пределами критики. Советское кино для таких людей – это лучшее, что было в мировом кинематографе. И не вздумайте спорить. Я же вот утверждаю, что советский кинематограф хотя и имел на своём счету немалое количество великолепных фильмов, но если рассмотреть его в целом, то сильно уступал Голливуду. И при этом становился от десятилетия к десятилетию всё хуже. Собственно, золотая пора советского кино – это 60-е, начало 70-х годов. Далее пошёл закат. А уж 80-е – это совсем тушите свет. Чтобы не быть голословным, приведу десятку советских фильмов, вышедших в 1981 году. Я отобрал эту десятку по двум критериям: 1) известность в советское время и 2) общая посредственность реализации или непроходимая унылость. Итак.



Бедная Маша

Творческое объединение «Экран», 1981 год, режиссёр Николай Александрович.

Сюжет прост как грабли и незатейлив как редис. «Молодые инженеры строят дорогу, а по вечерам репетируют в театре. Но не только работа и творчество занимают их. Главное в жизни каждого всё-таки любовь. Медсестра Маша, чтобы проверить истинность чувств своего избранника Кости, сообщает своей подруге "по секрету", что ждёт ребенка..». Уныло и скучно. Режиссёр зачем-то пригласил в свою фильму фокусника Амаяка Акопяна, который играет друга героя, но получается у него играть только самого Амаяка Акопяна. Ещё одна «звезда» – Станислав Садальский, актёр весьма посредственный, ныне подвизавшийся на ниве блогерства. У Садальского в активе всего две хорошие роли: «Место встречи изменить нельзя» и «Торпедоносцы». Всё. В фильме «Бедная Маша» Садальский и играет так феерично, что лучше бы взяли прохожего с улицы. А ещё поёт. И не только он. Фильм вообще-то как бы мюзикл. Совершенно бездарную и невыразительную музыку к этому «мюзиклу» написал композитор Александр Журбин, который изобретал музыку для многих фильмов – и всё на троечку. И хотя на главную роль пригласили симпатичную Тамару Акулову, но игруля она тоже ещё та. Тем более, что это был только второй её фильм. В общем, «Бедная Маша» – унылое говно. Его можно было смотреть только в ситуации советского телевидения, которое не баловало зрителей интересными фильмами и программами (ну если не считать многочасовой телетрансляции очередного выступления по какому-либо поводу Л.И.Брежнева). В общем, на безрыбье и «Бедная Маша» – фильм.

Будьте моим мужем

Мосфильм, 1981 год, режиссёр Алла Сурикова

Комедия. Как бы. В главных ролях Андрей Миронов и Елена Проклова. Но несмотря на это, фильм – уныл и убог чуть более чем полностью. Сюжет такой: поскольку, как провозгласила героиня другого советского фильма, в Сочи хоть раз бывал каждый советский человек (что конечно ложь, но не будем сейчас придираться), к морю отдыхать отправились два героя – детский врач Виктор (Андрей Миронов) и дёрганная ершистая Наталья Костикова (Елена Проклова) с маленьким сыном. Естественно, мест нигде нет – это же всё таки советский курорт, а не какой-нибудь заграничный. Можно бы пойти в частный сектор, но там дерут втридорога, а кроме того, Костикову с маленьким ребёнком наотрез отказываются брать в жильцы частного сектора. Тогда она уговаривает – почти заставляет – врача Егорова, с которым случайно столкнулась, сыграть её мужа. Поскольку в фильме присутствует Андрей Миронов, назвать этот фильм унылой халтурой язык не поворачивается. Но надо, ибо он такой и есть. Все герои шаблонны, шутки не смешны, сцены нелепы. Единственная забавная сцена – эпизод на пляже, в котором играют Андрей Миронов и Владимир Басов. По ходу они перепутали одежду друг друга. Два мастера спасли в целом серую сцену. В остальном – очень посредственно. И очень раздражает Елена Проклова. Хотя, по правде говоря, она раздражает во всех фильмах и всюду играет саму себя – вздорную капризную тёлку, уверенную в своей ослепительной красоте (что, мягко говоря, несколько не соответствует действительности). В общем, только из-за Андрея Миронова, Владимира Басова и Георгия Штиля (который по своему обаятелен в роли курортного ловеласа), тройку поставить можно.

В небе «ночные ведьмы»

Киностудия им. М. Горького, 1981 год, режиссёр Евгения Жигуленко.

Евгения Жигуленко во время войны служила командиром звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. И решила снять фильм про свою героическую молодость. Но лучше бы она этого не делала или поручила кому-нибудь другому. Ибо одно дело летать ночью на У-2, и совсем другое – снимать кино. Эта военная мелодрама убога чуть более чем полностью. Снято плохо. Актрисы играют плохо. Коллизии сюжета натянуты. Единственный, кто играет хорошо – мальчик Дима Замулин (который исполнил главную роль в детском фильме «Капитан Соври-голова»). Но этого маловато для фильма. Безусловно, если снимать фильм про войну, в котором гибнут девушки, то тема беспроигрышная – у кого поднимется рука кинуть камень в это творение и назвать халтуру халтурой. Но если сравнить «В небе ночные ведьмы» с двумя другими советскими фильмами, в которых также фигурируют женские экипажи ночных бомбардировщиков У-2 – «Небесный тихоход» и «В бой идут одни старики», – то все катушки с «Ночными ведьмами» надо собрать в одну кучу и сжечь без сожаления. Как в Средние века сжигали ведьм.

Душа

Мосфильм, 1981 год, режиссёр Александр Стефанович

Когда этот фильм вышел, то конечно среди молодёжи был подобен разорвавшейся молнии (или сверкнувшей в ночи бомбе). Ну как же! В фильме снялась самая знаменитая советская рок-группа «Машина времени». Собственно, на этом достоинства фильма и заканчиваются. Ибо «Машина времени» была «усилена» певицей Софией Ротару и актёром Михаилом Пора-Пора-Порадуемся Боярским. София Ротару имеете очень хороший голос. Но актёрских дарований не имеет даже в первом приближении. Её бездарную игру усиливает такая же бездарная игра Андрея Макаревича и остальных членов «Машины». Они конечно появляются в кадре не часто, но когда появляются, то лучше бы пели, а не говорили. Ещё там же, в эпизоде, засветилась звезда фильма «Вам и не снилось» Татьяна Аксюта. В «Душе» она сыграла какую-то совершенно не для неё роль пройдохи-продюсера, давящего на слезу. Сюжет – полный шлак. Некая певица Свободина (Ротару) переживает кризис жанра, да ещё у неё проблемы с голосом. Её директор (Ролан Быков) советует ей взять паузу и подлечиться. Но она рвётся на сцену. Да к тому же знакомится с дворовой рок-группой («Машина Времени» с Боярским в роли лидера), они ей нравятся и она решает сделать с ними программу для поездки на международный конкурс. В общем, клюква развесистая. И классическое высасывание из пальца «проблематики и драмы» там, где ничего нет и в помине. Сегодня этот фильм смотреть можно только за деньги. В том смысле – если зрителям заплатят за просмотр. А просто так его смотреть – дураков нет.

Карнавал

Киностудия имени М. Горького, 1981 год, Режиссёр: Татьяна Лиознова

Музыкальная комедия. Премьеру фильма очень пиарили (как сказали бы сейчас), подавая его, как лучшую комедию года. И на самом деле так оно и есть – это лучшая советская комедия 1981 года. Но только потому, что других комедий в том году не было. Несмотря на россыпь хороших актёров – Ирина Муравьёва, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Александр Абдулов – фильм очень вымученный и натягивает максиму на четыре с минусом. История про провинциальную девочку, которая познакомилась с бросившим их с мамой отцом. Отец живёт в Москве. Девочка занимается в школьной самодеятельности и решает ехать в Москву, поступать в театральное училище. Жить она собирается у отца. Но у отца в Москве своя семья. В целом-то сюжет вполне так нормальный для мелодрамы. Но снято почему-то очень, как бы это сказать… Ну словно Лиознова просто наживила на «живую нитку» отдельные эпизоды, намереваясь позднее доделать всё качественно, но почему-то вынуждена была сдать фильм «как есть». Только этим можно объяснить общее провисание динамики, наличие штампов, а порой и чистого плагиата. Например, сцена на роликовых коньках в мюзик-холле украдена из американского фильма «Смешная девчонка» с блистательной Барборой Стрейзанд в главной роли. На мой взгляд, Ирина Муравьёва не хуже Стрейзанд (хотя у неё другой темперамент), но всё же – совесть-то надо иметь. Так тупо своровать ударную сцену фильма в расчёте, что советский зритель «Смешную девчонку» не видел? (на самом деле видел, этот фильм был в советском прокате в 1972 году, так что расчёт был, наверное, на забывчивость) Нехорошо. А весь кусок сюжета, закрученный вокруг цыганского табора – настолько всё надуманно и притянуто за уши, что в эти моменты как-то неловко делается за режиссёра. И это при том, что Татьяна Лиознова в том же 1981 году сняла очень неплохой двухсерийный фильм «Мы, нижеподписавшиеся». Возможно не стоило ей два таких фильма одновременно снимать. Можно было как-то постепенно, это явно пошло бы «Карнавалу» на пользу. А так – это не хороший фильм, а только черновик для хорошего фильма. Хотя некоторые эпизоды неплохи. Ну актёры всё же играют качественно. Что уж там.

Куда он денется!

Одесская киностудия, 1981 год, режиссёр: Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Это музыкальный фильм. В нём поёт пенсии Михаил Боярский. Самая запоминающаяся – «Сивка бурка». Ещё в фильме играют сёстры Кутеповы. Что ещё сказать? Ну разве то, что фильм этот – первосортный киношлак. Цитирую сюжет: «Коллектив художественной самодеятельности из советского села в Карпатах приезжает в Москву для участия в эстрадном конкурсе. На ВДНХ они примечают экспериментальный образец трактора для работы в горах, необходимый их колхозу. С этого момента начинаются забавные приключения, которые завершаются тем, что облюбованная молодыми людьми машина отправляется в их родное село». Я этот фильм не мог смотреть даже в те советские годы, когда особо выбирать не приходилось. Но всё же был какой-то край. Ибо редкостное убогое говнище.

Ленин в Париже

Мосфильм, 1981 год, режиссёры Сергей Юткевич и Леонид Эйдлин

Два говнорежиссёра объединились, чтобы снять никому не нужный говнофильм. Название говорит само за себя. Поскольку в 1981 году интерес к Ленину был на нулевом уровне, режиссёры решили перенести действие в Париж, видимо, в надежде, что это магическое для русского уха слова – Париж – хоть кого-нибудь затянет на сеанс. Но надежды оказались тщетны. Поэтому на этот фильм насильно водили школьников на коллективный просмотр. Нас, помню, водили. В зале было весело. Не потому, что фильм был весёлым. Просто школьники, поняв, что их поймали в западню, развлекались в тёмном зале как могли. На экран, естественно, никто не смотрел. Даже учителя. Это даже не двойка – это жирный кол.

Любимая женщина механика Гаврилова

Мосфильм, 1981 год, Режиссёр : Пётр Тодоровский

77 минут нудняка. Героиня (в исполнении звезды советского экрана Людмилы Гурченко) ждёт своего жениха – механика Гаврилова. Но его нет. Что такое? Где механик? Никто не знает. И она слоняется по улице, заходя то туда, то сюда. Под конец фильма появляется механик Гаврилов (Сергей Шакуров). Оказывается, его забрали в милицию за что-то там такое, неважно за что. Героиня счастлива. Этот фильм я бы не назвал унылым говном в полном смысле этого слова. Гурченко, во всяком случае, играет хорошо. В наше время такого типа фильма относят к арт-хаусу. Но арт-хаус – это, очевидно, совсем не то кино, которое предназначено для массового экрана. В общем, это скорее атмосферный фильм для очень небольшой аудитории, которая может смаковать мимику и жесты ждущей жениха героини. Я точно к такой аудитории не отношусь. И я ни разу не видел человека, которому бы этот фильм нравился. Хотя, где-то таковые имеются.

Не бойся, я с тобой

Азербайджанфильм, 1981 год, режиссёр Юлий Гусман

«Не бойся, я с тобой» – это такое редкостное убогое говнище, что его бы и упоминать не стоило. И однако не упомянуть его нельзя. Ибо сразу после премьеры по ЦТ он стал хитом среди советских пацанов. Почему? Потому что там показывали каратэ. Каратэ! Как много в этом звуке для сердца советского мальчишки конца 70-х – начала 80-х слилось и как много в нём отозвалось. Карате! Этим объяснялся успех этого гимна дурновкусия и блевотной отрыжки. Но зацените, кто играл одного из главных каратистов фильма – актёр Лев Дуров. Лев Дуров – каратист! Одно это уже тянет на кинокомедию и на то, чтобы сразу выключить этот фильм. Сюжет фильма крутится вокруг просто опостылевшей темы ужасов царизма, жандармов и богачей, которые притесняют бедняков. Да ещё всё происходит в Азербайджане. И вот для антуража подпустили каратэ. Для колорита. Каратистами, естественно, были революционеры, которые скрывались от царских сатрапов. До кучи одним из актёров на положительную роль пригласили известного в советское время певца Полад Бюль-Бюль Оглы. Впрочем, скорее всего он сам себя пригласил, ибо был композитором этого фильма. Голос у него хороший, как у Софии Ротару. И актёрские дарования такие же. Не знаю, найдётся ли в наше время хоть один человек, который сможет вытерпеть 144 минуты просмотра этого фильма. Но если такой герой найдётся – моё ему почтеньице. Единственная удача этого фильма, которую я не могу не упомянуть – фраза, сказанная одним второстепенным персонажем: «Туда ехали – за ними гнались. Обратно едут – за ними снова гонятся. Как интересно люди живут». Вот это – пять баллов. Остальное – двойка с минусом.

Пропавшие среди живых

Киностудия «Ленфильм», 1981 год, режиссёр Владимир Фетин

Это детектив. В котором главного сыщика – капитана милиции – играет Александр Демьяненко. Вообще-то Александр Демьяненко в молодости, ещё до Шурика, несколько раз играл следователя (чекиста). Но то было до Шурика и в молодости. Когда после того, как Шурик напрочь к нему прилип, он в 1981 году играет следователя – это уже ничего хорошего не сулит. Сюжет крутится вокруг угона машин «Волга» бандой, которую возглавляет безжалостный злодей «Нырок» (Павел Кадочников). По ходу фильма даже совершается несколько убийств. Но в целом фильм очень и очень средненький. Ну не умели в СССР снимать криминальных боевиков или криминальных триллеров. И вообще, даже сложно сказать, в какую группу фильмов можно зачислить подобный типовой советский детектив. Три с плюсом (плюс за криминальный сюжет)

Тридцать четвёртый скорый

«Мосфильм», 1981 года, режиссёр Андрей Малюков

Фильм задуман, как фильм-катастрофа. Более убогого фильма в этом жанре – пойди поищи. Все сцены нелепы и вызывают жалость к актёрам, участвовавшим в этом позоре. Буквально с самого начала зрителю показывают каких-то картонных персонажей – молодых офицеров, которые выглядят не как офицеры, а как мальчики-зайчики с детской Ёлки. Лев Дуров играет какого-то клоуна и зрителям показывают идиотизм в купе, когда клоун устраивает «фокус» – наливает шампанское, которое на глазах меняет цвет. Ну и далее пошло, поехало. Поезд едет, едет и вдруг – катастрофа. Пожар! Караул! Вроде, можно поезд просто остановить и эвакуировать пассажиров. Но не в этом фильме. Чтобы заставить зрителя переживать, показывают какие-то нелепые выдумки, почему поезд должен ехать. Какие-то запертые в вагоне дети и прочий идиотизм. Под конец молодой офицер совершает какой-то феноменальный по своей глупости «подвиг» – со шпалой догоняет поезд, бросает шпалу под колёса и держит её. Конечно получает травмы. Ради того, чтобы в финале выбить у зрителя слезу. Глупость, тупость и убогая режиссёрская работа. Притом, что режиссёр фильма – Андрей Малюков – в 1977 году снял не бог весть какой, но всё же более или менее сносный (по советским меркам, конечно) военный боевичок «В зоне особого внимания». На фоне халтуры «Тридцать четвёртый скорый» фильм «В зоне особого внимания» – просто шедевр.

Ну вот на этом всё. У меня, правда, получилось 11 фильмов, а не 10. А в общем-то могло и все 20 выйти, если бы я не остановился. Но плохого понемножку.

Что же, в 1981 году вообще не было фильмов, которым можно поставить хорошую оценку? Были. Например, очень хорош фильм «Валентина» (режиссёр: Глеб Панфилов), снятый по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Уже упомянутый мною «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой – тоже очень крепкий фильм. Не шедевр, но даже сегодня смотрится неплохо (хотя часть диалогов уже непонятна тем, кто не знает советских реалий). «Родню» Никиты Михалковав также не могу не отметить в числе хороших фильмов 1981 года, хотя лично мне этот фильм не нравится. Опять же, нельзя не упомянуть «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» Игоря Масленникова, хотя тот же Никита Михалков просто поглумился над образом баронета Генри Баскервиля. По своему мила лёгкая комедия «Отпуск за свой счёт» (видимо потому, что большая часть действия происходит в Будапеште, и, кстати вот интересный разбор этого фильма от anna_bpguide). Ну и детский «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Станислава Говорухина можно с некоторой натяжкой назвать хорошей экранизацией. Почему с натяжкой? Потому что Федя Стуков в роли Тома Сойера – это издевательство над Марком Твеном. Да и Владислав Галкин в роли Гека Финна – не лучший выбор.

Ну и конечно нельзя не упомянуть чудесный мультфильм Ефрема Пружанского «Алиса в Стране чудес», вышедший в том же 1981 году. Вот это – однозначно шедевр.

А в целом, снятые на советских студиях в 1981 году фильмы в массе свой были «на троечку». Весьма унылый год для советского кинематографа.






Tags: Киноведение, Кинокритика, Кинолекторий, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych march 11, 2010 03:39
Buy for 100 tokens
Учитывая, что за читателей блога становится всё больше и больше и многие не читали весь цикл с начала, решил собрать основные статьи цикла «Совдепия» в одном посте. Это далеко не всё, написанное по теме, но, на мой взгляд, наиболее интересное. 1. Воспоминания о Совке Первая…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 337 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →