1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Пара слов о советской ретуши и рекламе







На фото: Кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968 года); художник-ретушёр Петя за работой.


Нередко на просторах интернета можно видеть подборки официальных фотографий советской эпохи. Просторные чистые проспекты, радостные лица рабочих в цехах и вот это вот всё. Кто-то понимает, чем постановочная или отретушированная фотография отличается от аутентичной. А кто-то (кто помоложе) этот отретушированный советский глянец принимает за чистую монету. «Ну а что? – может воскликнуть иной юный неокрепший, но уже очень пытливый ум – фотошопов-то тогда не было, стало быть и фотошпоить не могли. Значит всё так и было». Ну что же, давайте в таком случае рассмотрим вопрос – был ли в СССР фотошоп и что, собственно, фотошопили советские официальные фотографы и агентства.



Разумеется, программы Adobe Photoshop – наиболее знаменитого редактор пиксельных изображений, от которой и произошло сленговое словечко «фотошопить» в СССР не было. Первая работающая версия этой программы вышла тогда, когда СССР, собственно, уже заканчивал своё существование. Однако, поскольку по «фотошопом» сегодня подразумевается ретушь фотографий, вне зависимости от того, как именно эта ретушь была сделана, то вопрос, собственно в том – применялась ли в СССР ретушь для фотографий или нет.

С одной стороны ответ лежит на поверхности – конечно применялась. В любом фотоателье работал художник-ретушёр, в задачи которого входило исправление мелкого брака при проявке фотоматериалов – разные точки, волосики и т.п. Можно вспомнить, например, художника-ретушёра Петю из фильма «Зигзаг удачи» (в исполнении Георгия Буркова).

Иногда, по желанию заказчика, ретушёр мог слегка улучшить изображение, чуть боле отчётливо прочертить ресницы, добавить выразительности взгляду, подправить уголки губ и т.п. В общем, мог слегка отлакировать действительность. Но это носило, так сказать, частный характер – для дома, для семьи. Ну а как в смысле фотографий советской действительности для официальных изданий?

В качестве наглядного пособия я предложу вам вовсе не две советских фотографии – 1) до ретуши и 2) – после ретуши. Увы, у меня нет такого богатого материала. Но я предложу нечто лучшее – небольшую исповедь советского редактора, отвечавшего для подбор парадных фотографий СССР. Эта небольшая заметка взята из «Литературной газеты», №19(4660) от 10 мая 1978 года. Итак, читаем (кликабельно).



Что мы узнаём из этой небольшой заметки?

Во-первых, мы узнаём, что по крайней мере в 1980 году в СССР существовали рекламные агентства. Так что если кто-то думает, что рекламы в СССР не было – то это заблуждение. Во-вторых, мы узнаём, что реклама эта была несколько специфичной. В готовящийся к изданию альбом предполагалось включать не какие-то там новые товары, а фотографии рабочих мест сотрудников транспортно-экспедиционных агентств. Можно конечно поинтересоваться, а кому, вообще, нужен был такой альбом, но в данном случае вопрос не в этом.

Авторы – некий В.Лясников из Москвы – пишет, что его коллега проехал многие города Российской Федерации (кстати, любопытно, что в 1980 году РСФСР называли сокращённо так, как государство, в котором мы живём сегодня), из которых привёз целую кипу снимков. Однако часть этих снимков автор вынужден был отложить. Для чего? Для того, чтобы по ним прошёлся ретушёр.

Вот и ответ на вопрос – да, в СССР прибегали к помощи ретушёров при подготовке официальных изданий об СССР.

Но вот вопрос – что же не устроило редактора (а В.Лясников, судя по всему, Редактор альбома), что, по его мнению, требовалось ретушировать? А он этого и не скрывает – фотографии актёров, висящие над столами сотрудников, какие-то небрежно приклеенные журнальные и газетные вырезки. Более того, В.Лясников утверждает, что во многих советских учреждениях, в которых он бывает по работе, на рабочих местах он видит портреты звёзд экрана, театра, спорта, плакаты – даже цирковые! Даже в автобусах и троллейбусах товарищ В.Лясников видит подобное. И даже в московских мастерских по ремонту обуви, которые, судя по этому крику души, видимо вообще должны были быть эталонами высокой культуры рабочего места. Вот как оказывается обстояло дело с рабочими местами советских трудящихся. Они вишь, пытались принести хоть малую толику чего-то личного в свои рабочие места. А это, по мнении. В.Лясникова – очень нехорошо.

И поэтому в отобранных фотографиях надо было заретушировать все эти плакаты, вырезки и прочее ай-яй-яй. Можно не сомневаться, что когда тот альбом был напечатан, то благодаря бдительности товарища В.Лясникова, на фотографиях рабочих мест в этом альбоме не осталось ни одной недозволенной фотографии звезды экрана или журнальной вырезки. Всё было стерильно аккуратно.

Скажете – это просто глупость какого-то единичного дуралея? Нет, извините, эта глупость была трендом в советском агитпропе. В этом же номере «Литературной газеты», на той же странице, что и возмущённая реплика товарища В.Лясникова, приведена фотография какой-то мастерской с двумя рабочими в кадре.



И можно не сомневаться, что над этой фотографией тоже поработал какой-то ретушёр – никаких тебе фотографий звёзд, ни даже плакатов цирка. Только голые стены – отштукатуренные и кирпичные.

В СССР все фотографии, которые предназначались для публикации, придирчиво изучались редакторами и если хоть что-то в них не подходило под стандарт советской стерильности, либо ретушировалось, либо отвергалось. При том, что официальные фотографы были не дураками и знали что и как снимать для советских издательств.

Сегодня, когда огрехи незадачливых фотошоперов вызывают многочисленные ироничные обсуждения в интернете, многие люди почему-то искренне верят, что зато все эти чистенькие блестящие советские официальные фотографии публиковались «как есть». То есть пришёл фотограф, шёлкнул и сразу в газету, журнал или альбом.

Ошибочка, граждане. Официальные фотографы, особенно такие, которые работали на крупные агентства типа ТАСС, долго выбирали свои кадры, делая портрет какого-нибудь рабочего (тем более, группы рабочих), могли потратить не одну плёнку, пока не получался тот самый ракурс и то самое «советское» выражение лица – эта смесь романтического восторга и какой-то особенной придурковатости. Причём некоторые сюжеты фотографий могли быть совершенно идиотскими. Пальму первенства тут держала газета «Красная звезда», которая любили публиковать фотографии типа: «Сержанты Скрыжбалабайло и Петров, ефрейтор Бабаян, рядовой Галаутдинов и капитан Приходько в ленинской комнате читают отчётный доклад товарища Л.И.Брежнева». И фото указанных военнослужащих, в неестественных позах и с дебильными лицами смотрящих на газету «Правда».

Ну или, фотографии членов Политбюро. Особенно к 80-м годам было очевидно, насколько они все заретушированные. По телевизору народ видел еле ползающих мумий, а с обязательных для каждого учреждения плакатов «Члены Политбюро» смотрели моложавые подтянутые мужички, возрастом не боле лет 40-50.

Такой вот он был, советский фотошоп. Сперва постановочная фотография. Но даже её потом чаще всего ждала скрупулёзная ретушь. А в иных случаях – и мусорка. Так что разглядывая советские официальные фотографии из разных журналов, газет и альбомов, надо всегда иметь в виду данное обстоятельство. Фотографии, конечно, это не рисунки. Однако когда дело касается советского агитпропа, там никогда наверняка нельзя сказать, где заканчивалась фотография и начиналась ядрёная ретушь.









Tags: Совдепия
Subscribe
promo germanych march 11, 2010 03:39
Buy for 100 tokens
Учитывая, что за читателей блога становится всё больше и больше и многие не читали весь цикл с начала, решил собрать основные статьи цикла «Совдепия» в одном посте. Это далеко не всё, написанное по теме, но, на мой взгляд, наиболее интересное. 1. Воспоминания о Совке Первая…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments