1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Про Петрова, Васечкина и советское детское кино







На фото: обложка книги с киносценариями детских фильмов


Тут как-то случилась битва за достояние нации – фильм про Петрова и Васечкина. Кто-то написал, мол, фильм так себе, дети играют плохо, танцуют плохо, поют тоже плохо. В общем, всё очень плохо. Моментально вышли из окопов героические защитники, которые не дали грязными руками лапать советское детство и один из главных его элементов – детское кино. Враг был повержен и бесславно бежал. Я хотел присоединиться к нестройному гулу голосов, да чего-то лень стало. А вот теперь, дай думаю, всё же напишу пару строк. Хотя и не совсем про этот фильм.



Ибо, как мне кажется, рассуждать о плохих или хороших советских детских фильмах, ну, как бы немного смешно. Ибо советский ребёнок был настолько не избалованным в плане развлечений, что «хавал» всё. Сегодня, перечисляя количество снятых фильмов, возникает аберрация, мол, вон какой был выбор детского кино, вон сколько всего снято было. Ага, было. А где это всё советский ребёнок мог посмотреть? Это сегодня есть трекеры, есть кучи домашних архивов, по ТВ часто всякое разное показывают. А в советское время – извините.

Обычно если фильм выходил, – скажем, премьера по телевизору, – то следующий раз его могли показать через год. Тоже самое и с кинопоказами. Новый фильм выходил на экраны, проходил все этапы, а потом исчезал с экранов. Какой-то хороший фильм иногда могли повторять – в каких-нибудь единичных кинотеатрах или клубах (впрочем, хороший с точки зрения агитпропа не обязательно был точно таким же с точки зрения зрителей). Но далеко не все. Где мог ребёнок (да и взрослый), скажем, в 70-е – 80-е года посмотреть какой-нибудь фильм, снятый в 60-х или 50-х? Ответ – нигде.

Или, например, была в советское время передача «В гостях у сказки» – по пятницам что ли. В ней показывали киносказки. Но это уж, извините, вообще для самых маленьких. Да и далеко не все детские фильмы подходили под категорию сказок. По телевизору же детские фильмы показывали в основном только «в дни школьных каникул» (в обычные дни тоже бывало, но редко). Вот в каникулы каждое утро показывали отдельный детский фильм. Премьеры таких детских супербестселлеров середины 70-х, как «Приключения Буратино» или «Про Красную шапочку» состоялись как раз в зимние каникулы. Но понятно, что тут тоже а) выбирает не зритель, а редактор ТВ и б) при всём желании, очень много фильмов за время каникул не покажешь. Если вы хотите смотреть «Отроки во вселенной», то можете и дальше хотеть. Редакторов ТВ это не сильно трогало.

Отдельно стояли летние каникулы. Летом показывали немало детских фильмов. Но засада заключалась в том, что большинство советских детей летом уезжали в пионерлагеря и ни о каких телепросмотрах в 70-е года в лагерях речи быть не могло. Всё на что могли рассчитывать дети в пионерлагере – это вечерний кинопросмотр в клубе лагеря, на стареньком кинопроекторе с древними колонками и ужасным звуком. Ну и фильмы подбирались в основном на военно-патриотическую тематику. Нет, никто не жаловался – вечером в пионерлагере любой фильм шёл на «Ура». Но опять же, выбора-то не было. Что привезёт киномеханик – то и смотрели. А по ТВ – можно было посмотреть только между сменами в пионерлагере, то есть пару-тройку дней в месяц. Например, летом в 70-е постоянно показывали польский многосерийный фильм «Четыре танкиста и собака» («три поляка, грузин и собака» – как переиначивали мы). Фильм был, что называется – культовый (хотя тогда такого термина, конечно, не было). Но я смотрел всего несколько серий. Полностью – ни разу.

Это я к чему? Да просто чтобы дать понять общую обстановку того времени – я имею в виду 70-е года. Не мог тогда советский ребёнок по своему выбору, да ещё когда захочет смотреть понравившийся фильм. Поэтому говорить о «любимых фильмах детства», а то и «культовых фильмах» можно лишь условно. «Любимый фильм» в советских реалиях – это не фильм, который смотришь и пересматриваешь, а тот, который один раз посмотрел, а потом целый год с нетерпением ждёшь повтора. Обычно в число таковых попадали фильмы, которые как-то сильно запали в душу. Однако при этом ждать можно было и полгода, и год, а то и больше.

В итоге получалось, что «любимый детский фильм» советский ребёнок за всё детство смотрел пару-тройку раз. Ибо – не забудем – детство это не какой-то беспрерывный период. Детство заканчивается очень быстро. В 14 лет уже как-то не сильно «прёт» от фильмов типа «Приключения Буратино», хотя в 10 лет от него – а особенно от музыки Рыбникова – башню сносит.

Что касается фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», то я этот фильм в детстве не смотрел. Ну просто потому, что когда состоялась его премьера 1 июня 1984 года (если верить ВиКи), то я уже был сильно за пределами детского возраста. Я тогда уже учился в институте, и конкретно 1 июня 1984 года меня больше занимал несданный зачёт по «Архитектуре ЭВМ», нежели какой-то детский фильм. А в октябре того же года я уже ушёл в армию. Так что когда в первый раз посмотрел этот фильм, даже и не знаю. Ну и восприятие у меня о нём уже взрослое. Ну что? Фильм, как фильм. Есть у него какой-то свой шарм, как раз за счёт некоторой шероховатости танцев-шманцев и песен. Ну а что, дети как хореографический ансамбль Моисеева танцевать должны что ли?

Так что если кто-то подумал, что я буду сейчас этот фильм подвергать анализу – то нет, не буду. Ни этот, ни какие-либо другие ещё. Я просто решил составить свой список фильмов, которые в детстве меня так или иначе зацепили за живое. Некоторую группу фильмов я рассматривать не буду. Например, в детстве любой фильм про войну был мне интересен и я его смотрел не отрываясь. Также не беру в расчёт сказки и фантастику. Советская фантастика в моём детстве была представлена таким малым количеством фильмов, что они, безусловно, смотрели «на ура» в любом случае. К тому же, например дилогию «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной» в детстве я вообще ни разу не видел. Отрывки видел – например, в передаче «Будильник» – а вот так, чтобы от начала до конца, да ещё оба фильма – ни разу. При этом очень хотел посмотреть (благодаря тому же «Будильнику»). Вот как назвать для меня эту дилогию – любимые фильмы детства? Но я ведь их в детстве не видел.

Не рассматриваю и «Приключения Электроника», ибо этот фильм вышел, когда я уже перешёл из поры детства в пору юности. В мае 1980 года, когда состоялась премьера этого фильма по ТВ, мне уже было почти 15 лет. Правда, благодаря этому я заценил главную героиню фильма – Оксану Алексееву (Майка). Вот в этом смысле, да, фильм моего возраста. Ну а уже всякие там «Петровы и Васечкины», «Гостьи из будущего» – это уже совершенно не моё. «Гостью из будущего» я просмотрел от начала до конца однажды в армии. Потому что в армии, если была возможность, смотрели вообще всё. Ну и кроме того, сидя в забайкальской тайге, было очень трогательно смотреть на родной город, который я не видел больше года – действие фильма развивается в Москве. В остальном – мимо кассы.

Фильмы, которые я перечислю ниже, это фильм моего детства. Я ничуть не претендую на то, что это самые лучшие детские фильмы. Хотя, на мой взгляд, почти все они – очень хороши объективно, как явления киноискусства. Также стоит отметить, что почти все эти фильмы я в детстве видел не более двух-трёх раз – именно в силу той ситуации, с описания которой я начал этот текст. Я бы их посмотрел гораздо чаще, но возможности, что называется, не представилось. Но мне эти фильмы запали в душу с детства и до сих пор я вспоминаю их с теплотой, а некоторые иногда и пересматриваю. И если говорить про «сейчас таких фильмов не снимают», то, на мой взгляд, все мною перечисленные фильмы – именно из этой категории. В наши дни уже невозможно воспроизвести той атмосферы радостной беззаботности, романтической бесшабашности и трогательной нравственной чистоты героев этих фильмов. Если уж я по чему-либо и скучаю в СССР, то именно по этому.

Перечисляю фильмы не в плане какого-то хит-парада, а просто по порядку, как их вспоминал. Я ни один из этих фильмов не ставлю выше других из списка. Для меня они все – отличные фильмы моего детства, которые, я думаю, повлияли на становление моего характера.

«Пятая четверть»
Режиссёр: Григорий Аронов («Каникулы Кроша»), СССР, «Ленфильм», 1972 год



Не скажу, что это шедевр. Каких-то особых художественных достоинств не имеет. И однако есть в нём нечто для меня притягательное. В детстве я смотрел его по воскресеньям на сеансе 9-00 в кинотеатре «Художественный». Сюжет достаточно простой. Герой фильма, Антон, на летние каникулы из Ленинграда едет в гости к своему брату, который работает на строительстве какой-то ГЭС в Сибири. Судя по дате создания фильма, скорее всего речь идёт об Усть-Илимской ГЭС (на которой, кстати, я побывал уже взрослым человеком). Но дело не в этом. На стройке Антон знакомится с местным «трудным подростком» – Гошкой. После первичных недопониманий они становятся друзьями, и Гошка посвящает Антона в свою тайну – он строит вертолёт. И вот весь фильм друзья строят вертолёт.

На всю жизнь запомнил цитату из этого фильма: «Неужели ты думаешь, что если к мясорубке приделать винт, то она взлетит вместе со столом?». Эта фраза для меня – символ неработающего, хотя по виду и хорошего устройства.

И ещё очень мне хотелось прокатиться внутри огромной деревянной катушки от кабеля, которая катится с горы – так ребята тренировались в этом фильме.

«Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова – второклассника и второгодника»
Режиссёр: Константин Березовский, СССР, «Пермьтелефильм», 1966 год



Со мной в классе учился двоечник Саша Суслов. Однажды мы писали сочинение на тему «Что я сделал бы, будь я волшебником». Саша написал: «Я бы спрыгнул с балкона и не разбился бы. А ещё я всегда выигрывал бы в хоккей».

Иван Семёнов из фильма – это примерно такой Саша Суслов. Он выдумщик, местами даже подозревают, что он – идиот. Но он живёт внутри собственного, очень интересного мира. Возможно потому, что фильм снят не на центральных киностудиях, он вышел за рамки того «что можно, а что нельзя». Поэтому фильм получился настолько смешным, что даже во взрослом возрасте смотрится хорошо. И самое удивительное – этот фильм я вспоминал со своими друзьями в армии, они тоже его смотрели и любили. Можете сами представить, что это был за фильм, если даже солдаты в Советской армии (не все конечно, но я и мои друзья), порой смеялись, вспоминая те или иные сцены фильма.

«Пропало лето»
Режиссеры: Ролан Быков, Никита Орлов, СССР, «Мосфильм», 1964 год



Фильм на все времена. Классическая комедия положений. В чём «повинны» авторы сценария – Авенир Зак и Исай Кузнецов. Раньше чем посмотрел этот фильм, я прочитал его сценарий – у меня в детстве была книжка, обложка которой выставлена в начале этого поста. И хотя фильм, конечно, несколько отличается от сценария, но в целом Ролану Быкову – а это был его второй фильм в качестве режиссёра (первый – «Семь нянек») – блестяще удалось передать атмосферу сценария.

В книжке был и второй сценарий тех же авторов – «Спасите утопающего». Поскольку я ни разу в советское время этот фильм не видел (а книжку перечитывал многократно), то для себя решил, что по этому сценарию фильм не сняли. И очень жалел – сценарий был отличный. И только в наше время узнал, что, оказывается, в 1967 году на киностудия им. М. Горького режиссёр Павел Арсенов – тот самый, который в 1985 году снимет «Гостью из будущего» – поставил фильм «Спасите утопающего». Я его посмотрел в очень взрослом возрасте, так скажем, и был просто очарован. Некоторые эпизоды – просто жемчужины юмора и стёба над советскими реалиями. Однако, похоже, режиссёр перестарался и фильм слишком уж зло прошёлся по некоторым «больным местам». Поэтому его просто «положили на полку», как тогда говорили.

«Тайна железной двери»
Режиссёр: Михаил Юзовский, СССР, Киностудия им. Горького, 1971 год



Ну тут всё очень просто. Кто в детстве не хотел иметь волшебные спички, которые только переломи – и ррраз – твоё делание исполнится.

Фильм снят по книжке «Шёл по городу волшебник» и, судя по реалиями Волшебного острова, фильм имел намерением пройтись по Хрущёву. А может и по Сталину. Во всяком случае, забитый до отказу памятниками волшебнику остров, специальная запретная зона, тайная тюрьма – что-то до боли напоминают. В начале 70-х такие фильмы ещё были дозволительны. Но по мере того, как в стране разрастался культ личности Брежнева, этот фильм становился всё менее удобным. А тут ещё и исполнитель эпизодической роли – Савелий Крамаров – эмигрировал из СССР. В общем, фильм исчез на многие годы. Но остался в памяти народной.

«Тигры на льду»
Режиссёры: Валентин Козачков, Альберт Осипов, СССР, Одесская киностудия, 1971 год.



В начале 70-х популярность хоккея в СССР зашкаливала всё возможное. Лучшие советские хоккеисты имели такую славу, которой позавидовала бы иная рок-звезда. И, разумеется, в каждом дворе мальчишки играли в хоккей. Я в детстве – дело было ещё на Арбате – клюшкой случайно выбил зуб приятелю. Мне клюшкой случайно поставили синяк под глазом. Даже настольные игры. В начале 70-х заводская промышленная игра «Хоккей» была почти недоступной. Зато один мальчишка из нашего двора сделал из пластилина хоккейные команды и резался с друзьями на хоккейном поле, для которого отлично подошла крышка от обувной коробки. Я был ещё слишком маленьким и мне не давали поиграть. Тогда я сам себе сделал хоккеистов из пластилина.

Короче, если в начале 70-х был какой-то мальчишка, у которого не было клюшки и он не гонял в хоккей – то это был какой-то совсем чудик. Вот примерно как Игнат Климов – герой этого замечательного фильма. Сюжет простой. Дворовая хоккейная команда «Тигры» лишается своего игрока. Что делать? Скоро соревнования детских команд. Подходящих кандидатов нет. Тогда одному из членов команды приходит в голову золотая мысль – взять в команду девчонку Зину, которая занимается фигурным катанием и потому хорошо катается (учить не надо). А выдать её за её брата-близнеца – Игната. Ну и, разумеется, начинается всякая путаница и забавные случаи.

«Тигры на льду» – вот это точно один из культовых (как сказали бы сейчас) фильмов советских мальчишек начала 70-х.

Кстати, Юля Корнева, которая сыграла в фильме и Зину, и её брата Игната, снялась ещё в одном замечательном фильме – «Чудак из пятого Б» Илья Фреза (1972 год). Я этот фильм не включил в подборку, потому что в своё время как-то не заценил его. Зато много позднее увидел, какой это качественный фильм. И, к слову, в фильме «Чудак из пятого Б» есть сцена, которая очень напоминает сцену из фильма «Вечер трудного дня», в которой Ринго Старр бросает камешки в реку. Такой приятный парафраз. Для тех, кто понимает, конечно.

«Отдать швартовы!»
Режиссёр: Феликс Глямшин, СССР, ТО «Экран», 1971 год



Тоже не скажу, что это прямо великолепный фильм. Но мне он в детстве очень нравился. По сюжету несколько ребят отправляются на поиски клада. Для этого они выдают себя за курсантов детской юннатской школы и проникают юнгами на учебный корабль, который идёт туда, где по их расчётам спрятан клад. Поиски клада, морская романтика и вот это вот всё – меня очень цепляло.

«Свистать всех наверх!»
Режиссёр: Исаак Магитон, СССР, Киностудия им. Горького, 1971 год



Ещё один фильм с морской романтикой. К тётке, живущей у моря, приезжает яхтсмен Миша Ерохин. Он очень любит море и очень хочет на яхте выйти в плавание. Очень быстро Миша становится душой местных мальчишек, вступает в конфликт с местными хулиганами, но даже и их заражает своей мечтой. Все вместе они начинают сроить яхту. Но кое у кого приготовлен камень за пазухой.

Очень хороший фильм. А от его заглавной песни «Ты слышишь, море?» у меня даже сегодня мурашки по спине. Одна из лучших детских песен советского периода, на мой вкус. И фильм – тоже очень хороший.

«Капитан Соври-голова»
Режиссёр: Николай Лукьянов, СССР, «Беларусьфильм», 1979 год



Фильм вышел, когда мне было уже 14 лет. Но значительно ранее я прочитал книжку «Капитан Соври-голова» и буквально ассоциировал себя с его героем Лёшей Завитайкиным – выдумщиком, фантазёром и неукротимым заводилой. Он противопоставляет себя своему брату-близнецу Саше – примерному отличнику и гордости школы. В общем, фильм меня сильно «зацепил», поскольку, как я сказал, ранее я многократно перечитывал книжку. И песня, которую можно заценить – весьма необычная для советского детского кино.

В этом фильме, кстати, снялся Дмитрий Иосифов – сыгравший главную роль в «Приключения Буратино». Только в «Капитане» он уже резко отрицательный герой, глава местной хулиганской шайки.

«Первый рейс»
Режиссёр: Аян Шахмалиева («Странные взрослые», «Дети как дети»), СССР, «Ленфильм», 1977 год



Этот фильм – не детский. И даже не могу сказать, чем же он меня так сильно привлёк в детстве. В фильме рассказывается о первой практике курсанта речного училища Николая Лошкарёва (в исполнении Михаила Васькова). Николай попадает на старенький буксир, который медленно тянет по реке баржу с лесом. Николай тоскует, что попал на такую старую калошу, да ещё с таким злобным капитаном – Дмитрием Ивановичем Белоусовым (в исполнении Бориса Андреева). Но постепенно узнаёт биографию капитана и начинает понимать, что далеко не всегда тот, кто тебя жалеет – твой друг, а тот, кто ругает – твой враг.

Нет, правда не знаю, что в этом фильме такого. Но он очень душевный. Для меня. Даже и по сию пору. Может дело в том, что мне очень нравится Борис Андреев. Да и Михаил Васьков мне симпатичен. Может дело в атмосфере – река, первые шаги взрослой жизни и т.д. Не знаю, в общем. Но фильм и сегодня иногда пересматриваю.

«Путь к причалу»
Режиссёр: Георгий Данелия, СССР, «Мосфильм», 1962 год



И снова фильм про морскую романтику. Один из лучших фильмов на эту тему, мне кажется. И снова первое плавание молодого паренька – Васьки. И снова главная роль у Бориса Андреева. И снова вопросы долга, чести, предательства, верности. Очень сильный фильм. И очень хорошая песня. Запоминается на всю жизнь.

«Большое космическое путешествие»
Режиссёр: Валентин Селиванов («Петля Ориона»), СССР, киностудия им.Горького, 1974 год



Этот фильм в детстве я смотрел всего один раз. Но запал он мне в душу надолго. Во-первых, я много раз перечитывал пьесу Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001», по которой поставлен фильм. Во-вторых – фантастика, космос. Ну и песни Рыбникова – вот их я слышал многократно. И даже не могу сказать, какая из них лучше. Поэтому к этому фильму поставлю вторую песню – «Млечный путь»:



«Последний дюйм»
Режиссёры: Теодор Вульфович, Никита Курихин, СССР, «Ленфильм», 1959 год



И всё же, если бы меня попросили назвать, какой всё-таки мой «самый-самый» фильм детства, я бы назвал «Последний дюйм». Фильм, в котором – для меня – ничего ни добавить, ни убавить. Каждая секунда экранного времени на своём месте. А песня из этого фильма – одна из моих любимых по жизни.

Ну вот и всё. Пролистнув ещё раз собственную подборку фильмов моего детства, я делаю вывод, что мне нравились фильмы, в которых герой шёл куда-то далее, чем принято («Plus Ultra», как говорил Фрэнсис Бэкон), часто презрев «мнение окружающих», а порой и опасности, преодолевая сопротивление других и самого себя, достигал поставленных целей. Половина фильмов так или иначе связана с морем. И даже вот сейчас подумал – может и не случайно после школы я поступал в Московский институт инженеров водного транспорта, а, не поступив, отработал там же год лаборантом в лаборатории портово-перегрузочных машин и механизмов. Правда потом всё же поступил в другой институт – МЭСИ (по специальности «АСУ»), о чём никогда не жалел. И всё же, отчего-то при звуках песни «Море, ты слышишь море…» как-то начинает давить в левом боку. Впрочем, «Млечный путь» из «Большого космического путешествия» приводит к тому же эффекту.

На этом, пожалуй, закончу. Благодарю за внимание.








Tags: Детство, СССР, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych апрель 16, 2009 04:09
Buy for 100 tokens
Что-то давно я не выкладывал фотогалерей. А судя по небольшому ажиотажу вокруг моей Фотогалереи «30 лет СССР через фотообъектив», смотреть даже посредственные фотографии подчас интереснее, чем читать даже самые расчудесные тексты. Фотографий из жизни СССР много. Но большая их часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 310 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →