1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Про Петрова, Васечкина и советское детское кино







На фото: обложка книги с киносценариями детских фильмов


Тут как-то случилась битва за достояние нации – фильм про Петрова и Васечкина. Кто-то написал, мол, фильм так себе, дети играют плохо, танцуют плохо, поют тоже плохо. В общем, всё очень плохо. Моментально вышли из окопов героические защитники, которые не дали грязными руками лапать советское детство и один из главных его элементов – детское кино. Враг был повержен и бесславно бежал. Я хотел присоединиться к нестройному гулу голосов, да чего-то лень стало. А вот теперь, дай думаю, всё же напишу пару строк. Хотя и не совсем про этот фильм.



Ибо, как мне кажется, рассуждать о плохих или хороших советских детских фильмах, ну, как бы немного смешно. Ибо советский ребёнок был настолько не избалованным в плане развлечений, что «хавал» всё. Сегодня, перечисляя количество снятых фильмов, возникает аберрация, мол, вон какой был выбор детского кино, вон сколько всего снято было. Ага, было. А где это всё советский ребёнок мог посмотреть? Это сегодня есть трекеры, есть кучи домашних архивов, по ТВ часто всякое разное показывают. А в советское время – извините.

Обычно если фильм выходил, – скажем, премьера по телевизору, – то следующий раз его могли показать через год. Тоже самое и с кинопоказами. Новый фильм выходил на экраны, проходил все этапы, а потом исчезал с экранов. Какой-то хороший фильм иногда могли повторять – в каких-нибудь единичных кинотеатрах или клубах (впрочем, хороший с точки зрения агитпропа не обязательно был точно таким же с точки зрения зрителей). Но далеко не все. Где мог ребёнок (да и взрослый), скажем, в 70-е – 80-е года посмотреть какой-нибудь фильм, снятый в 60-х или 50-х? Ответ – нигде.

Или, например, была в советское время передача «В гостях у сказки» – по пятницам что ли. В ней показывали киносказки. Но это уж, извините, вообще для самых маленьких. Да и далеко не все детские фильмы подходили под категорию сказок. По телевизору же детские фильмы показывали в основном только «в дни школьных каникул» (в обычные дни тоже бывало, но редко). Вот в каникулы каждое утро показывали отдельный детский фильм. Премьеры таких детских супербестселлеров середины 70-х, как «Приключения Буратино» или «Про Красную шапочку» состоялись как раз в зимние каникулы. Но понятно, что тут тоже а) выбирает не зритель, а редактор ТВ и б) при всём желании, очень много фильмов за время каникул не покажешь. Если вы хотите смотреть «Отроки во вселенной», то можете и дальше хотеть. Редакторов ТВ это не сильно трогало.

Отдельно стояли летние каникулы. Летом показывали немало детских фильмов. Но засада заключалась в том, что большинство советских детей летом уезжали в пионерлагеря и ни о каких телепросмотрах в 70-е года в лагерях речи быть не могло. Всё на что могли рассчитывать дети в пионерлагере – это вечерний кинопросмотр в клубе лагеря, на стареньком кинопроекторе с древними колонками и ужасным звуком. Ну и фильмы подбирались в основном на военно-патриотическую тематику. Нет, никто не жаловался – вечером в пионерлагере любой фильм шёл на «Ура». Но опять же, выбора-то не было. Что привезёт киномеханик – то и смотрели. А по ТВ – можно было посмотреть только между сменами в пионерлагере, то есть пару-тройку дней в месяц. Например, летом в 70-е постоянно показывали польский многосерийный фильм «Четыре танкиста и собака» («три поляка, грузин и собака» – как переиначивали мы). Фильм был, что называется – культовый (хотя тогда такого термина, конечно, не было). Но я смотрел всего несколько серий. Полностью – ни разу.

Это я к чему? Да просто чтобы дать понять общую обстановку того времени – я имею в виду 70-е года. Не мог тогда советский ребёнок по своему выбору, да ещё когда захочет смотреть понравившийся фильм. Поэтому говорить о «любимых фильмах детства», а то и «культовых фильмах» можно лишь условно. «Любимый фильм» в советских реалиях – это не фильм, который смотришь и пересматриваешь, а тот, который один раз посмотрел, а потом целый год с нетерпением ждёшь повтора. Обычно в число таковых попадали фильмы, которые как-то сильно запали в душу. Однако при этом ждать можно было и полгода, и год, а то и больше.

В итоге получалось, что «любимый детский фильм» советский ребёнок за всё детство смотрел пару-тройку раз. Ибо – не забудем – детство это не какой-то беспрерывный период. Детство заканчивается очень быстро. В 14 лет уже как-то не сильно «прёт» от фильмов типа «Приключения Буратино», хотя в 10 лет от него – а особенно от музыки Рыбникова – башню сносит.

Что касается фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», то я этот фильм в детстве не смотрел. Ну просто потому, что когда состоялась его премьера 1 июня 1984 года (если верить ВиКи), то я уже был сильно за пределами детского возраста. Я тогда уже учился в институте, и конкретно 1 июня 1984 года меня больше занимал несданный зачёт по «Архитектуре ЭВМ», нежели какой-то детский фильм. А в октябре того же года я уже ушёл в армию. Так что когда в первый раз посмотрел этот фильм, даже и не знаю. Ну и восприятие у меня о нём уже взрослое. Ну что? Фильм, как фильм. Есть у него какой-то свой шарм, как раз за счёт некоторой шероховатости танцев-шманцев и песен. Ну а что, дети как хореографический ансамбль Моисеева танцевать должны что ли?

Так что если кто-то подумал, что я буду сейчас этот фильм подвергать анализу – то нет, не буду. Ни этот, ни какие-либо другие ещё. Я просто решил составить свой список фильмов, которые в детстве меня так или иначе зацепили за живое. Некоторую группу фильмов я рассматривать не буду. Например, в детстве любой фильм про войну был мне интересен и я его смотрел не отрываясь. Также не беру в расчёт сказки и фантастику. Советская фантастика в моём детстве была представлена таким малым количеством фильмов, что они, безусловно, смотрели «на ура» в любом случае. К тому же, например дилогию «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной» в детстве я вообще ни разу не видел. Отрывки видел – например, в передаче «Будильник» – а вот так, чтобы от начала до конца, да ещё оба фильма – ни разу. При этом очень хотел посмотреть (благодаря тому же «Будильнику»). Вот как назвать для меня эту дилогию – любимые фильмы детства? Но я ведь их в детстве не видел.

Не рассматриваю и «Приключения Электроника», ибо этот фильм вышел, когда я уже перешёл из поры детства в пору юности. В мае 1980 года, когда состоялась премьера этого фильма по ТВ, мне уже было почти 15 лет. Правда, благодаря этому я заценил главную героиню фильма – Оксану Алексееву (Майка). Вот в этом смысле, да, фильм моего возраста. Ну а уже всякие там «Петровы и Васечкины», «Гостьи из будущего» – это уже совершенно не моё. «Гостью из будущего» я просмотрел от начала до конца однажды в армии. Потому что в армии, если была возможность, смотрели вообще всё. Ну и кроме того, сидя в забайкальской тайге, было очень трогательно смотреть на родной город, который я не видел больше года – действие фильма развивается в Москве. В остальном – мимо кассы.

Фильмы, которые я перечислю ниже, это фильм моего детства. Я ничуть не претендую на то, что это самые лучшие детские фильмы. Хотя, на мой взгляд, почти все они – очень хороши объективно, как явления киноискусства. Также стоит отметить, что почти все эти фильмы я в детстве видел не более двух-трёх раз – именно в силу той ситуации, с описания которой я начал этот текст. Я бы их посмотрел гораздо чаще, но возможности, что называется, не представилось. Но мне эти фильмы запали в душу с детства и до сих пор я вспоминаю их с теплотой, а некоторые иногда и пересматриваю. И если говорить про «сейчас таких фильмов не снимают», то, на мой взгляд, все мною перечисленные фильмы – именно из этой категории. В наши дни уже невозможно воспроизвести той атмосферы радостной беззаботности, романтической бесшабашности и трогательной нравственной чистоты героев этих фильмов. Если уж я по чему-либо и скучаю в СССР, то именно по этому.

Перечисляю фильмы не в плане какого-то хит-парада, а просто по порядку, как их вспоминал. Я ни один из этих фильмов не ставлю выше других из списка. Для меня они все – отличные фильмы моего детства, которые, я думаю, повлияли на становление моего характера.

«Пятая четверть»
Режиссёр: Григорий Аронов («Каникулы Кроша»), СССР, «Ленфильм», 1972 год



Не скажу, что это шедевр. Каких-то особых художественных достоинств не имеет. И однако есть в нём нечто для меня притягательное. В детстве я смотрел его по воскресеньям на сеансе 9-00 в кинотеатре «Художественный». Сюжет достаточно простой. Герой фильма, Антон, на летние каникулы из Ленинграда едет в гости к своему брату, который работает на строительстве какой-то ГЭС в Сибири. Судя по дате создания фильма, скорее всего речь идёт об Усть-Илимской ГЭС (на которой, кстати, я побывал уже взрослым человеком). Но дело не в этом. На стройке Антон знакомится с местным «трудным подростком» – Гошкой. После первичных недопониманий они становятся друзьями, и Гошка посвящает Антона в свою тайну – он строит вертолёт. И вот весь фильм друзья строят вертолёт.

На всю жизнь запомнил цитату из этого фильма: «Неужели ты думаешь, что если к мясорубке приделать винт, то она взлетит вместе со столом?». Эта фраза для меня – символ неработающего, хотя по виду и хорошего устройства.

И ещё очень мне хотелось прокатиться внутри огромной деревянной катушки от кабеля, которая катится с горы – так ребята тренировались в этом фильме.

«Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова – второклассника и второгодника»
Режиссёр: Константин Березовский, СССР, «Пермьтелефильм», 1966 год



Со мной в классе учился двоечник Саша Суслов. Однажды мы писали сочинение на тему «Что я сделал бы, будь я волшебником». Саша написал: «Я бы спрыгнул с балкона и не разбился бы. А ещё я всегда выигрывал бы в хоккей».

Иван Семёнов из фильма – это примерно такой Саша Суслов. Он выдумщик, местами даже подозревают, что он – идиот. Но он живёт внутри собственного, очень интересного мира. Возможно потому, что фильм снят не на центральных киностудиях, он вышел за рамки того «что можно, а что нельзя». Поэтому фильм получился настолько смешным, что даже во взрослом возрасте смотрится хорошо. И самое удивительное – этот фильм я вспоминал со своими друзьями в армии, они тоже его смотрели и любили. Можете сами представить, что это был за фильм, если даже солдаты в Советской армии (не все конечно, но я и мои друзья), порой смеялись, вспоминая те или иные сцены фильма.

«Пропало лето»
Режиссеры: Ролан Быков, Никита Орлов, СССР, «Мосфильм», 1964 год



Фильм на все времена. Классическая комедия положений. В чём «повинны» авторы сценария – Авенир Зак и Исай Кузнецов. Раньше чем посмотрел этот фильм, я прочитал его сценарий – у меня в детстве была книжка, обложка которой выставлена в начале этого поста. И хотя фильм, конечно, несколько отличается от сценария, но в целом Ролану Быкову – а это был его второй фильм в качестве режиссёра (первый – «Семь нянек») – блестяще удалось передать атмосферу сценария.

В книжке был и второй сценарий тех же авторов – «Спасите утопающего». Поскольку я ни разу в советское время этот фильм не видел (а книжку перечитывал многократно), то для себя решил, что по этому сценарию фильм не сняли. И очень жалел – сценарий был отличный. И только в наше время узнал, что, оказывается, в 1967 году на киностудия им. М. Горького режиссёр Павел Арсенов – тот самый, который в 1985 году снимет «Гостью из будущего» – поставил фильм «Спасите утопающего». Я его посмотрел в очень взрослом возрасте, так скажем, и был просто очарован. Некоторые эпизоды – просто жемчужины юмора и стёба над советскими реалиями. Однако, похоже, режиссёр перестарался и фильм слишком уж зло прошёлся по некоторым «больным местам». Поэтому его просто «положили на полку», как тогда говорили.

«Тайна железной двери»
Режиссёр: Михаил Юзовский, СССР, Киностудия им. Горького, 1971 год



Ну тут всё очень просто. Кто в детстве не хотел иметь волшебные спички, которые только переломи – и ррраз – твоё делание исполнится.

Фильм снят по книжке «Шёл по городу волшебник» и, судя по реалиями Волшебного острова, фильм имел намерением пройтись по Хрущёву. А может и по Сталину. Во всяком случае, забитый до отказу памятниками волшебнику остров, специальная запретная зона, тайная тюрьма – что-то до боли напоминают. В начале 70-х такие фильмы ещё были дозволительны. Но по мере того, как в стране разрастался культ личности Брежнева, этот фильм становился всё менее удобным. А тут ещё и исполнитель эпизодической роли – Савелий Крамаров – эмигрировал из СССР. В общем, фильм исчез на многие годы. Но остался в памяти народной.

«Тигры на льду»
Режиссёры: Валентин Козачков, Альберт Осипов, СССР, Одесская киностудия, 1971 год.



В начале 70-х популярность хоккея в СССР зашкаливала всё возможное. Лучшие советские хоккеисты имели такую славу, которой позавидовала бы иная рок-звезда. И, разумеется, в каждом дворе мальчишки играли в хоккей. Я в детстве – дело было ещё на Арбате – клюшкой случайно выбил зуб приятелю. Мне клюшкой случайно поставили синяк под глазом. Даже настольные игры. В начале 70-х заводская промышленная игра «Хоккей» была почти недоступной. Зато один мальчишка из нашего двора сделал из пластилина хоккейные команды и резался с друзьями на хоккейном поле, для которого отлично подошла крышка от обувной коробки. Я был ещё слишком маленьким и мне не давали поиграть. Тогда я сам себе сделал хоккеистов из пластилина.

Короче, если в начале 70-х был какой-то мальчишка, у которого не было клюшки и он не гонял в хоккей – то это был какой-то совсем чудик. Вот примерно как Игнат Климов – герой этого замечательного фильма. Сюжет простой. Дворовая хоккейная команда «Тигры» лишается своего игрока. Что делать? Скоро соревнования детских команд. Подходящих кандидатов нет. Тогда одному из членов команды приходит в голову золотая мысль – взять в команду девчонку Зину, которая занимается фигурным катанием и потому хорошо катается (учить не надо). А выдать её за её брата-близнеца – Игната. Ну и, разумеется, начинается всякая путаница и забавные случаи.

«Тигры на льду» – вот это точно один из культовых (как сказали бы сейчас) фильмов советских мальчишек начала 70-х.

Кстати, Юля Корнева, которая сыграла в фильме и Зину, и её брата Игната, снялась ещё в одном замечательном фильме – «Чудак из пятого Б» Илья Фреза (1972 год). Я этот фильм не включил в подборку, потому что в своё время как-то не заценил его. Зато много позднее увидел, какой это качественный фильм. И, к слову, в фильме «Чудак из пятого Б» есть сцена, которая очень напоминает сцену из фильма «Вечер трудного дня», в которой Ринго Старр бросает камешки в реку. Такой приятный парафраз. Для тех, кто понимает, конечно.

«Отдать швартовы!»
Режиссёр: Феликс Глямшин, СССР, ТО «Экран», 1971 год



Тоже не скажу, что это прямо великолепный фильм. Но мне он в детстве очень нравился. По сюжету несколько ребят отправляются на поиски клада. Для этого они выдают себя за курсантов детской юннатской школы и проникают юнгами на учебный корабль, который идёт туда, где по их расчётам спрятан клад. Поиски клада, морская романтика и вот это вот всё – меня очень цепляло.

«Свистать всех наверх!»
Режиссёр: Исаак Магитон, СССР, Киностудия им. Горького, 1971 год



Ещё один фильм с морской романтикой. К тётке, живущей у моря, приезжает яхтсмен Миша Ерохин. Он очень любит море и очень хочет на яхте выйти в плавание. Очень быстро Миша становится душой местных мальчишек, вступает в конфликт с местными хулиганами, но даже и их заражает своей мечтой. Все вместе они начинают сроить яхту. Но кое у кого приготовлен камень за пазухой.

Очень хороший фильм. А от его заглавной песни «Ты слышишь, море?» у меня даже сегодня мурашки по спине. Одна из лучших детских песен советского периода, на мой вкус. И фильм – тоже очень хороший.

«Капитан Соври-голова»
Режиссёр: Николай Лукьянов, СССР, «Беларусьфильм», 1979 год



Фильм вышел, когда мне было уже 14 лет. Но значительно ранее я прочитал книжку «Капитан Соври-голова» и буквально ассоциировал себя с его героем Лёшей Завитайкиным – выдумщиком, фантазёром и неукротимым заводилой. Он противопоставляет себя своему брату-близнецу Саше – примерному отличнику и гордости школы. В общем, фильм меня сильно «зацепил», поскольку, как я сказал, ранее я многократно перечитывал книжку. И песня, которую можно заценить – весьма необычная для советского детского кино.

В этом фильме, кстати, снялся Дмитрий Иосифов – сыгравший главную роль в «Приключения Буратино». Только в «Капитане» он уже резко отрицательный герой, глава местной хулиганской шайки.

«Первый рейс»
Режиссёр: Аян Шахмалиева («Странные взрослые», «Дети как дети»), СССР, «Ленфильм», 1977 год



Этот фильм – не детский. И даже не могу сказать, чем же он меня так сильно привлёк в детстве. В фильме рассказывается о первой практике курсанта речного училища Николая Лошкарёва (в исполнении Михаила Васькова). Николай попадает на старенький буксир, который медленно тянет по реке баржу с лесом. Николай тоскует, что попал на такую старую калошу, да ещё с таким злобным капитаном – Дмитрием Ивановичем Белоусовым (в исполнении Бориса Андреева). Но постепенно узнаёт биографию капитана и начинает понимать, что далеко не всегда тот, кто тебя жалеет – твой друг, а тот, кто ругает – твой враг.

Нет, правда не знаю, что в этом фильме такого. Но он очень душевный. Для меня. Даже и по сию пору. Может дело в том, что мне очень нравится Борис Андреев. Да и Михаил Васьков мне симпатичен. Может дело в атмосфере – река, первые шаги взрослой жизни и т.д. Не знаю, в общем. Но фильм и сегодня иногда пересматриваю.

«Путь к причалу»
Режиссёр: Георгий Данелия, СССР, «Мосфильм», 1962 год



И снова фильм про морскую романтику. Один из лучших фильмов на эту тему, мне кажется. И снова первое плавание молодого паренька – Васьки. И снова главная роль у Бориса Андреева. И снова вопросы долга, чести, предательства, верности. Очень сильный фильм. И очень хорошая песня. Запоминается на всю жизнь.

«Большое космическое путешествие»
Режиссёр: Валентин Селиванов («Петля Ориона»), СССР, киностудия им.Горького, 1974 год



Этот фильм в детстве я смотрел всего один раз. Но запал он мне в душу надолго. Во-первых, я много раз перечитывал пьесу Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001», по которой поставлен фильм. Во-вторых – фантастика, космос. Ну и песни Рыбникова – вот их я слышал многократно. И даже не могу сказать, какая из них лучше. Поэтому к этому фильму поставлю вторую песню – «Млечный путь»:



«Последний дюйм»
Режиссёры: Теодор Вульфович, Никита Курихин, СССР, «Ленфильм», 1959 год



И всё же, если бы меня попросили назвать, какой всё-таки мой «самый-самый» фильм детства, я бы назвал «Последний дюйм». Фильм, в котором – для меня – ничего ни добавить, ни убавить. Каждая секунда экранного времени на своём месте. А песня из этого фильма – одна из моих любимых по жизни.

Ну вот и всё. Пролистнув ещё раз собственную подборку фильмов моего детства, я делаю вывод, что мне нравились фильмы, в которых герой шёл куда-то далее, чем принято («Plus Ultra», как говорил Фрэнсис Бэкон), часто презрев «мнение окружающих», а порой и опасности, преодолевая сопротивление других и самого себя, достигал поставленных целей. Половина фильмов так или иначе связана с морем. И даже вот сейчас подумал – может и не случайно после школы я поступал в Московский институт инженеров водного транспорта, а, не поступив, отработал там же год лаборантом в лаборатории портово-перегрузочных машин и механизмов. Правда потом всё же поступил в другой институт – МЭСИ (по специальности «АСУ»), о чём никогда не жалел. И всё же, отчего-то при звуках песни «Море, ты слышишь море…» как-то начинает давить в левом боку. Впрочем, «Млечный путь» из «Большого космического путешествия» приводит к тому же эффекту.

На этом, пожалуй, закончу. Благодарю за внимание.








Tags: Детство, СССР, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych август 22, 2017 01:07 147
Buy for 100 tokens
На фото: кадр из фильма «Что такое Совок?» Итак, свершилось. Наконец я домонтировал его. И приглашаю в кинозал на просмотр фильма-размышления « Что такое Совок?» Это мой первый опыт такого масштабного видеопроекта. Так это и первый опыт использования…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 310 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →