1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Новый год, Пространство и Время








Новый год, наверное как никакой другой человеческий праздник, подчёркивает так очевидно идею Пространства и Времени. В самом деле, что такое Новый год? Это циклическое возвращение – отмечающееся в самой пышной форме человеческого бытия – к образу точки (Земля), которая в 3D-пространстве (Солнечная система) завершила полный оборот вокруг другой точки (Солнце) этого пространства. И это всё на человеческом языке называется окончанием одного года – идея временного отрезка в чистом виде – и начала нового круга-года (вот оно – Пространство и Время).



Освальд Шпенглер писал: «Слово "время" ровно ничего не означает для первобытного человека. Он живёт, не ощущая нужды в чём-то себе противоположном. Время у него имеется, однако он о том совершенно ничего не ведает. Все мы осознаём наяву лишь пространство, но не время. Пространство "налицо", т.е. оно присутствует в нашем чувственном мире и дано через него. <…> Напротив того, "время" – это открытие, которое мы можем совершить только мысля; мы порождаем его в качестве представления или понятия…»

Нам, людям сегодняшнего дня, порой следящими не то что за секундами, но даже за долями секунд, разумеется, сложно представить, что был период жизни людей, когда время надо было представить, т.е. осознать необходимость в некоторой новой абстракции восприятия жизни. Когда же это произошло?

Как ни странно, это случилось сравнительно недавно по сравнению с историей человечества. Человек современный, Homo sapiens, появился (как считают учёные) десятки тысяч лет тому назад – лет эдак 50 тысяч тому назад или чуть более. Тогда как категорию времени человек взял на своё вооружение менее 7 тыс. лет тому назад. Точнее – это случилось в 4241 году до новой эры. Точное место – город Гелиополь, столица 13-го нижнеегипетского нома Хека-анджу. Что же случилось в этом городе в том году, что можно связать с возникновением категории «Время» в истории человечества? В том году жрецы Гелиополя создали первый в истории календарь.

Разумеется, цикличность повторения природных явлений была известна задолго до появления первого календаря. Без этого знания невозможно было бы осуществлять хотя бы самую примитивную сельскохозяйственную деятельность. И всё же, знать когда примерно имеет смысл начать сев – то есть подчиняться неким внешним признакам и уметь точно отмерять временные циклы между двумя урожаями – то начинать воспринимать поток событий в контексте времени – это совершено разные вещи. Древний земледелец мог совершенно точно определить, что начать сев надо после того, как схлынут воды разлива Нила. То есть увидеть – здесь и сейчас – что момент сева настал. Но только жрец, имеющий календарь, мог точно предсказать в будущем начало этого события.

Вполне естественно, что первый календарь жрецов Гелиополя возник в результате очень длительных наблюдений за циклическими перемещениями на небосводе звезды Сотис (Сириус) – ярчайшей звезды ночного неба. Собственно, Сотис (или Сопдет) было именем древнеегипетской богини ночного неба. Когда Сотис (Сириус) появлялся в июле (по нашему исчислению месяцев) со стороны дельты Нила незадолго до восхода Солнца, жрецы знали, что это предвещает начало разлива Нила. Именно к этому моменту и был привязан первый календарь, задавший годичный Солнечный цикл.

Несмотря на то, что у египтян была десятичная система счисления, свой календарный год они разбили на 12 равных частей. Собственно, после ряда усовершенствований, занявших многие века, как ни странно, мы до сих пор пользуемся календарём, в котором год разбит на 12 частей. Дальнейшим развитием календаря занялись древние греки спустя многие века. Но то, как они это делали, вносило такую путаницу, что лучше бы они вообще не занимались календарём. Впрочем, это и не удивительно, ведь, если верить Шпенглеру (а кому ещё и верить в данном вопросе?) – «…античное бытие – эвклидово, безотносительное, точечное, всецело содержалось в настоящем моменте. Ничто не должно напоминать о прошлом и будущем… Ничто в античных городах не напоминала о длительности, о былом и грядущем…».

Это высказывание может показаться парадоксальным, ведь где, как не в Древней Греции появился «отец истории» Геродот и однако же – тут снова дам слово Шпенглеру: «Наша история – это история великих взаимозависимостей; античная история – причём не один лишь её образец у историков вроде Геродота, но вся её значимость – это история анекдотов, т.е. ряд скульптурных частностей». И не забудем, что «История» Геродота – это скорее нечто вроде современного туристического справочника, с упоминанием некоторых – по большей части мифических или малодостоверных – рассказов/мифов (которые Шпенглер называет анекдотами).

Заглядывать глубь веков далее греко-персидских войн – т.е. событий, отстоявших от жизни самого автора лишь на несколько десятилетий – Геродоту не интересно. А если он и припоминает какие-то более древние случаи, то это больше мифы, которые подаются как реальные события. То есть для Геродота (и греков вообще), всё, что отстояло от их бытия на несколько десятков лет ранее, уже носило привкус мифа и грека не заботило, произошло то или иное мифическое (или гипотетически реальное) события 100 лет тому назад или 200 лет тому назад. Более того, благодаря довольно странной древнегреческой системе исторического хронометража событий, высчитать период, удалённый более чем на пару-тройку десятков лет вглубь веков, было практически невозможно. И современным историкам пришлось немало покорпеть над древнегреческими текстами, чтобы достаточно достоверно привязать те или иные события античной истории к современному календарю.

Но подробнее об этом как-нибудь в другой раз.









Tags: Мимоходом, Пространство и Время
Subscribe
promo germanych march 11, 2010 03:39
Buy for 100 tokens
Учитывая, что за читателей блога становится всё больше и больше и многие не читали весь цикл с начала, решил собрать основные статьи цикла «Совдепия» в одном посте. Это далеко не всё, написанное по теме, но, на мой взгляд, наиболее интересное. 1. Воспоминания о Совке Первая…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments