1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Алкоголь и алкоголики в советских фильмах






Кадр из фильма «Приходи на меня посмотреть»


Накануне – смеха ради – я сбацал небольшой новогодний ролик из фрагментов советских фильмов. Ролик был посвящён зыбкому пути, на который может ступить любой празднующий, начав в уютной и культурной обстановке чокаться бокалами с шампанским, а закончив алкоголическим безумием, ужасной головной болью на следующий день после пробуждения и тяжкими воспоминаниями про учинённые накануне беспорядки. Все проходили этот путь. Кто раньше, кто позже, но настигало всех. (Я конечно мужчин имею в виду, женщины вряд ли смогут вспомнить про себя, что однажды выкидывали из окна арфу или отчебучили что-нибудь в этом роже). Но время идёт. Безумствовать уже не хочется. А хочется делать видеролики, Творчества хочется, короче, а не безумия. Ну вот я и сделал. От всей, так сказать, души. И там же, в посте с роликом, предложил проверить своё знание советского синематографа, перечислив все, использованные в ролике фильмы. Сейчас перечислю их.



Как и следовало ожидать, никто не смог назвать все фильмы. Хотя некоторые приблизились к титулу Знатока советского кино очень близко. Но, не совсем, не совсем. Таким образом, главным мегаэкспертом по советскому кино – как, впрочем, и вообще по советской действительности – остаётся ваш покорный слуга. То бишь – я. Не появился ещё на просторах ЖЖ человек, способный поспорить со мной в плане знания советского кино. Хотя, безусловно, знание советского кино вовсе не является обязательной принадлежностью современного образованного человека. Скорее, это так, хобби. Потому что средний человек вряд ли может вынести просмотр – от начала до конца – какого-нибудь фильма типа «Нюркина жизнь». А я вынес. Потому как надо. Чтобы быть мегаэскспертом, даже такие фильмы надо смотреть.

Или, например, доводилось ли вам смотреть фильм «Заблудшие (белый корабль)»? Фильм был снят на киностудии «Таллинфильм» в 1970 году. Про этот фильм даже в пресловутой ВиКипедии статьи нет. А очень зря. Ибо если в художественном плане фильм – типичное прибалтийское говно, зато сюжет – мама не горюй. Сюжет для советского кино архизахватывающий. Молодые эстонские неонацисты – да, в советской Прибалтике! – убивают своего приятеля, который, как они считают, предал их. После этого в страшный шторм совершают побег на яхте в Хельсинки (или куда-то типа того). Там они находят тёплый приём у местных эстонских эмигрантов – бывших эсесовцев, который с теплотой регулярно вспоминают свою службу в СС. Ну и про тамошнюю их житуху далее развивается сюжет этого чудесного фильма. Что, не слышали про такой фильм? Вот то-то. И не услышали бы, если бы не такой мега-эксперт по советскому кино, как я.

Ну ладно. Воздав самому себе все причитающиеся почести, перехожу к перечислению фильмов, которые были мною задействованы в производстве ролика «С Новым годом!».

«Приходи на меня посмотреть» (2000 год). Это единственный фильм из подборки, который снят уже после эпохи советского кино, хотя по настроению – типично советский фильм.

«Семь нянек» (1962). Почему-то никто не вспомнил этот фильм. Что странно – это довольно милая комедия ещё молодого режиссёра Ролана Быкова. Собственно – это его первый самостоятельный фильм. Но уже в нём виден большой режиссёрский талант Быкова.

«Эта весёлая планета» (1973). Удивительно, но этот фильм почти никто не вспомнил. А ведь когда-то – до появления набивших оскомину приключений Жени Лукашина, именно «Эта весёлая планета» была главным новогодним фильмом. Фильм снят на волне космического энтузиазма и шуток про НЛО. Одну из главных ролей сыграл Савелий Крамаров, который придаёт этому фильму неповторимый колорит.

«Семь невест ефрейтора Збруева» (1970). В фильме снялся Семён Морозов, который снялся и в упомянутом мною выше фильме «Семь нянек». В СССР такие фильмы, как «Семь невест ефрейтора Збруева», среди зрителей не сильно котировались. Потому что в целом показывали обычную советскую тягомотину. Только в комедийном ключе. Но в наше время из любви к искусству посмотреть можно. И вообще, мне нравится актёр Семён Морозов. Кстати, в этом же фильме снялся в эпизоде и Леонид Куравлёв. В роли священника, ищущего для себя попадью.

«Ты – мне, я – тебе» (1976). В художественном плане фильм весьма средненький. Но зато он впервые показал мощную систему советского блата, который начинался где-то в самой толще народной жизни (в среде рыбных браконьеров), а поднимался куда-то совсем высоко, в сонм важных лысых дядечек в роговых очках, которые были явно не простыми рабочими или инженерами. В этом же фильме показан директор крупного химического комбината, который занимается махинациями с фиктивными очистными сооружениями. При этом это ещё и комедия, в которой в главной роли снялся Леонид Куравлёв и в 1976 году этот фильм был одним из лидеров проката. Ещё этот фильм любопытен тем, что герой фильма – банщик, создавший систему блата – не только не понёс в конце никакого наказания, а, напротив, даже показан с явной симпатией. Собственно, середина 70-х – это уже полный переход сервиса и бытового обслуживания советских людей на рельсы теневой экономики.

«Белое солнце пустыни» (1970). Ну тут говорить особо не о чем. Великий фильм. Единственная к нему у меня личная претензия – фраза «я мзду не беру, мне за державу обидно». Фраза в общем-то хорошая и даже красивая. Но фальшивая. И, кстати, именно в этой фразе очень кратко, но очень ёмко передан главный концепт русского патриотизма – не государство для народа, а народ для государства. Типа, ебись оно всё конём, не жили хорошо и не надо, главное чтобы государство было сильным и богатым. Или вот как в этом фильме. Замечательно сыгранный Павлом Луспекаевым таможенник Верещагин болеет за государство (оторвавшись ненадолго от длительной попойки). И ему обидно, что бандит Абдулла уходит, не заплатив таможенных сборов государству. А о том, что это «государство рабочих и крестьян» стало самой страшной страницей в истории жизни народа – Верещагину плевать. Впрочем, его прощает то, что оторванный от «большой земли» он мог и не знать деталей происходящего (хотя хоть что-то, да должен был знать).

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973). И снова великолепная комедия, с Леонидом Куравлёвым и Юрием Яковлевым в главных ролях. И снова имеется отсылка к «за державу обидно». Помните, когда «И.О. Царя» Бунша готов отдать Кемску волость приезжему послу. А Милославский ему ьросает в лицо: «Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь? Так никаких волостей не напасёшься». Снова – красиво и вроде как правильно сказано. Однако кто говорит-то? Вор Жорж Милославский. Отчего пафос правильной фразы сильно снижается. И вообще возникает аллюзия на рассуждения про то, что когда кто-то очень часто начинает произносить патриотические сентенции, то не худо бы проверить его закрома – не много ли он на счёт государства наворовал. И как ту не вспомнить другой советский фильм (в моём ролике он не используется) – «Позови меня в даль светлую» (1977 год) по киноповести Василия Шукшина. Один из героев фильма (в исполнении Михаила Ульянова), помогая своему внуку готовить домашнее задание по литературе вдруг задумывается о знаменитом отрывке из «Мёртвых душ» про Тройку Русь. Ну помните? «…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади … Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. …». И вот герой Ульянова на этом моменте впадает в ступор, ибо вся цитата связана с Чичиковым, который уезжает в конце романа на тройке. И герой самому себе говорит: «Тройка – Русь. А в тройке кто сидит? Проходимец и вор Чичиков!» В общем, есть о чём призадуматься. Но идём далее.

«Бриллиантовая рука» (1968). Блестящая весёлая комедия. Кто-то привичыно брюзжит: «Да надоел уже этот Совок? Сколько это можно смотреть?» А сколько можно смотреть комедии с Луи де Фюнесом или «Босиком по парку» с Джейн Фонда? Да сколько угодно! Отличные комедии – это фильмы на все времена. С условием, конечно, если их не раз в неделю смотрят. А вообще, я правда поражаюсь отдельным странным людям, которые готовы ненавидеть даже отличные фильмы только за то, что они сняты в СССР. Это – клиника.

«Кавказская пленница» (1966). Тоже очень хорошая комедия. Как, впрочем, все фильмы Гайдая 60-х – 70-х годов. Вот уже с начала 80-х у Гайдая начались проблемы. «Спортлото-82» – весьма средний фильм, хотя тройку ему поставить можно. А вот «Опасно для жизни!» – это просто какое-то запредельное говно. Два других последующих фильма даже называть не буду, настолько они убоги.

«Афоня» (1975). Этот фильм – квинтэссенция советских фильмов о пьянстве. Но я использовал лишь один мелкий момент. Это очень трагический момент. Женщина – у Афонии оказывается была женщина – смотрит на этого ублюдка и понимает, что она выкинула два года свой жизни на дегенерата, но если не хочет выкинуть и всю оставшуюся жизнь, то надо скорее валить. И валит куда глаза глядят прямо в ночь. Лишь бы только не оставаться с этим существом ещё на одну ночь.

«Праздник Нептуна» (1986). Этот фильм вышел, когда я только-только вернулся из армии. Это была уже «Perestroyka & Glasnost». Я хорошо помню, как с другом первый раз посмотрел этот фильм. Весь зал – и мы, конечно, вместе со всеми – как начал ржать с первых же минут фильма, так и до самого конца не переставал умирать со смеху. Мы буквально под стулья от смеха падали. Я это могу сравнить только с первым просмотром фильма «Оскар» (с Луи де Фюнесом). «Праздник Нептуна» – великая комедия. Правда я не могу сказать, что она вошла бы в пантеон мирового кинематографа. Ибо чтобы смеяться над этими убойными шутками – надо было жить в Совдепе. А житель США или Франции, наверняка, только плечами пожмёт – ну и что тут смешного? Впрочем, и сегодня иногда я пересматриваю этот фильм. Конечно такого смеха он уже не вызывает, как раньше, но всё равно смотрится хорошо.

«Родня» (1981). Этот фильм Никиты Михалкова у меня вызывает двойственный чувства. Мне он, скорее, не нравится. Хотя при этом, если вдруг случайно его показывают, что-то заставляет его досмотреть до конца. Конечно это никакая не комедия, а самая настоящая трагедия. Но как-то чересчур гротескно поданная. Хотя в этом фильме, конечно, целая энциклопедия советской жизни начала 80-х.

«Мы из джаза» (1983). Вот ещё одна отличная, но чисто советская комедия. Явно тех, кто в Совдепе не был, она сильно не зацепит. А концовка-то и вовсе не выдерживает никакой критики. Когда-то – в те стародавние времена, когда фильмы ещё смотрели при помощи видеомагнитофона и кассет – я этот фильм минимум пару раз в год смотрел. А сейчас уже давно не видел. Но фильм хороший. Во всяком случае нам – молодым ребятам 1983 года, игравшим в рок-группе, было очень интересно следить за перипетиями мытарств наших сверстников 20-х годов, которые в Совдепе пытались создать свой джаз-бенд и как у них это не получалось в тех условиях. Прошло более полувека (отмечал я тогда про себя), а ничего в Совдепе не поменялось. Только вместо джаза мы хотели играть рок.

Ну и в финале – «Сто грамм для храбрости». Фильм 1976 года. Фильм состоит из трёх новелл, каждая из которых посвящена пьянству. В середине 70-х пьянство в СССР достигло уже таких колоссальных размеров, что даже специальный антиалкогольный фильм сняли. Фильм очень неприятный (моете заценить его по сцене неудавшейся защиты диссертации в моём ролике или по сцене в вытрезвителе). Но это была обычная советская реальность. Среди рабочих пьянство было тотальным. Но и инженерный состав не избегал оного.

Вообще, делая свой ролик, я задумался вот над чем. В очень многих советских фильмах присутствуют сцены пьянства. Не просто там выпили бокал шампанского и всё. Нет, во многих фильмах пьянство тотальное, непробудное и крайне неприятное. Я не стал использовать кадры из таких фильмов, как «Влюблён по собственному желанию», или «По семейным обстоятельствам», в которых показывают окончательно опустившихся пьяниц (правда в конце фильма они перевоспитываются), но и того, что включил в свой ролик – более чем достаточно. При этом в советских фильмов показывают не каких-то отбросов общества (как если бы в США показали жизнь бомжей). Нет, в советских фильмах пьянству предаются обычные советские люди, которые в целом считаются нормальными – они ходят на работу, некоторые имеют жён, все имеют пресловутое «гарантированное жильё» (некоторые даже отдельные квартиры). То есть показывают не дно общества, а, наоборот – так сказать, усреднённый срез общества, который и был создан коммунистами. И это «нормальное советское общество» было просто немыслимо без пьянства.






Tags: Совдепия, Советские фильмы
Subscribe
promo germanych апрель 16, 2009 04:09
Buy for 100 tokens
Что-то давно я не выкладывал фотогалерей. А судя по небольшому ажиотажу вокруг моей Фотогалереи «30 лет СССР через фотообъектив», смотреть даже посредственные фотографии подчас интереснее, чем читать даже самые расчудесные тексты. Фотографий из жизни СССР много. Но большая их часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →