Фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего «Безумная Грета» (1562)
Это понятие ввёл Фридрих Ницше. Он не давал точного определения «ressentiment», но развивая другое своё важное положение – «восстание рабов в морали» – Ницше, в частности, писал: «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности: ressentiment таких существ, которые не способны к действительной реакции, реакции, выразившейся бы в поступке, и которые вознаграждают себя воображаемой местью». Тех, кто хочет изучить положения великого философа подробнее, отсылаю к его «Генеалогии морали». Я же через идею ressentiment лишь хочу предметно показать, почему социальные сети вообще и ЖЖ в частности становятся всё менее комфортным местом обитания для людей нормальных.
При этом надо учитывать, что социальные сети лишь срез – пусть срез не в самом чистом месте – с нашего общества. А одна из самых больших проблем нашего общества – переизбыток людей рессентимент. Интернет и соцсети стали для них необыкновенно питательной средой. Сбиваясь в кучи на виртуальных площадках, люди рессентимент впадают в некое подобие безумия, начиная бесконечную виртуальную пляску святого Вита. Учитывая, что виртуальное пространство оказывает всё большее влияние на реальное, с этим конечно надо бороться. Наилучшим средством борьбы, разумеется, является запрет социальных сетей. Можно конечно сказать, что безумец останется безумцем и в реальности. Однако это неверно.
Люди рессентимент не являются безумцами в чистом виде. С точки зрения психиатрии это вполне нормальные люди (во всяком случае, по базовым характеристикам). Но в силу каких-то личных (а иногда внешних) причин они попадают в такое положение, которое кажется им нестерпимым. Являясь по структуре характера слабаками, в своих неудачах такие люди начинают обвинять окружающих. Эти обвинения очень быстро переходят в стадию ненависти к более успешным и сладострастным надежам грядущих кар к тем, кто более успешен и энергичен. Более того, такие настроения затрагивали хоть раз любого. Ну кто, например, из нас в детстве не мечтал о том, что какого-нибудь нашего обидчика (например учительницу, поставившую несправедливый с нашей точки зрения неуд) кто-нибудь когда-нибудь покарает.
Взрослея, люди обычно избавляются от этих детских комплексов. Но не все. У некоторых этот комплекс – желание мщения обидчику, поскольку сам желающий отомстить ему не может – становиться частью характера и постепенно перерастает в полноценный рессентимент. Чаще всего, причём, рессентимент облачается в одеяния борьбы за социальную справедливость. Человек рессентимент никогда не скажет самому себе: «Я ненавижу мир, потому что я слабак и неудачник, мне ненавистны все, кто силён и удачлив». Нет. Человек ресентимент встаёт в позу виртуальной защиты униженных и оскорблённых: «Я ненавижу мир, поскольку мир несправедлив. Богатые и сильные угнетают слабых и бедных. И я сладострастно вожделею, когда все богатые и сильные будут наказаны». Вот классическая маска человека рессентимент.
Тут, однако, не стоит впадать в ошибку при идентификации. Разумеется, не каждый человек, который выступает против социальной несправедливости, является человеком рессентимент. Отнюдь. Но зато практически каждый человек рессентимент маскируется под борца с социальной несправедливостью. Как же отличить одного от другого? Да очень просто.
Человек рессентимент ни с чем не борется. Он только ненавидит, хнычет и сладострастно вожделеет о грядущих карах того, кто ему ненавистен. Человек рессентиметн может даже пойти за активными борцами с социальной несправедливостью, в надежде лично лицезреть акт чаемого им мщения. Но чаще всего человек рессентимент скрытен. А вот в социальных сетях – вдали от сильных людей, которые человек рессентимент опасается – все его, так сказать, «таланты» раскрываются полностью. А когда люди рессентимент сбиваются в виртуальные кучи и начинают друг с другом делиться своими обидами (о, конечно же социальными – никак не личными!), то они как бы самоиндуцируют свои психозы, по принципу мультвибратора быстро разгоняя волну до невиданных высот. Но если отключить социальные сети, то в реальной жизни они себя так не ведут. В реальной жизни они обычно помалкивают – то ли стесняясь своих комплексов, то ли опасаясь получить в лоб. А в сети они ведут себя как рой надоедливых мушек, хотя в своих мечтах сами перед собой предстают кровожадными злодеями.
Однако при всём при том раздражают они ужасно. Вы никогда не пытались поспать летом на лугу, полном всяких комаров и мошек? Даже валясь от усталости невозможно заснуть из-за роя надоедливых мушек. С людьми рессентимент то же самое, только в виртуальном пространстве. И это вот всё составляет – чем дальше, тем больше – главную проблему социальных сетей.
Journal information