Арбат – это одна из самых знаменитых московских улиц. И одновременно, некое неформальное название всего скопления прилегающих к улице Арбату улочек и переулков. Я родился там в 1965 году. Точный адрес, где я жил с самого рождения – Староконюшенный переулок, дом 29, квартира 4А. «А» – потому что была ещё и «Б». Коммуналка. Сегодняшний я сделал для самого себя. Благодаря сайту pastvu.com есть возможность собрать фотографии мест своего детства, привязанных к определённым годам. Вот я и задал в фильтре интервал фотографий – с 1965 по 1972 года, то есть с момента рождения и до того момента, когда я пошёл в 1-й класс.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Перекрёсток Сивцева Вражка и Староконюшенного.
Справа угол дома и водосточная труба. Это не мой дом, но это дом, который ограничивал наш двор. Чуть правее были ворота,. которые вели в мой двор. А мой дом чуть дальше. Примерно там, где стоит «Москвич», был вход в мой дом.
А вот как раз мой дом. Вернее его крыша и кусочек стены.
Единственное окно в торце – это было окно кухни. А чердачное окно… Ох, сколько интересных приключений начиналось с него. Путешествовать по крышам арбатских домов было одним из самых наших любимых занятий. И это было довольно рискованно. Как можно убедиться, покатые крыши не имели ограждений на карнизах. Так что легко было оступиться и скатиться вниз. Но Бог миловал. Хотя мы доставляли ему работу. Особым шиком было на корточках медленно спуститься к самому карнизу, держась за продольные рёбра кровли и сидя на карнизе заглядывать вниз. Нет, правда, как подумаю сейчас, что мы тогда делали, так даже слегка не по себе становится.
Снова перекрёсток Сивцева Вражка и Староконюшенного. Только вид в другую сторону.
Слева как раз ворота в наш двор. А домов справа уже нет. Сейчас там кирпичный «генеральский» дом. С этим домом у меня связано одно воспоминание. В начале 70-х эти дома снесли и начали строительство, как-то вечером во двор прибежал взволнованный мой приятель и рассказал, что там в фундаменте сидит щенок, который туда провалился и никак не может выбраться. Я тут же побежал туда. Тогда строительные площадки вообще не охранялись. Так что не было проблем попасть на неё. Ну в общем, в самом деле – смотрю, в конструкциях фундамента сидит щенок. Надо доставать. А фундамент глубокий. Типа, туда спустишься, а как потом самому вылезать? Но я рискнул. Прыгнул. Кое как подал приятелю щенка. А потом битый час с его помощью сам вылезал. Кое-как вылез. Но щенка мы спасли.
Улица Мясковского (Большой Афанасьевский переулок)
Тогда там много было таких кривеньких домов. В начале 70-х много старых домов снесли.
Перекресток улицы Мясковского и Сивцева Вражка.
Это место даже я сейчас узнаю с трудом. За исключением кирпичного дома, краешек которого виднеется справа за деревьями, все остальные дома снесены в начале 70-х.
Сейчас это место выглядит вот так:
Конечно, когда видишь такие колоссальные изменения, возникает желание сказать: «Ироды! Зачем всё посносили!». Но вообще-то в те времена на Арбате было немало и просто чуть ли не руин. Вот, например:
Двор в Большом Афанасьевском переулке.
И жить там было не фонтан. В нашем доме, например, горячей воды не было. А туалет был не в квартире, а общий на несколько квартир на лестничной клетке. В общем, есть и «за» и «против» масштабной чистки 70-х годов. Но, конечно, та непередаваемая атмосфера старых арбатских переулков, к середине 70-х была утрачена. Да и очень многих людей переселили.
А это знаменитый дом купца Александра Пороховщикова на Староконюшенном переулке.
Уже в наше время дом этот как-то взял в своё использование актёр Александр Пороховщиков, который был каким-то дальним родственником того купца (впрочем, может он был только однофамильцем). И в этом же доме покончила с собой его жена. В общем, печальный довольно дом.
Этот же дом, но уже с куском улицы Арбат. На заднем плане возвышается панельный многоэтажный дом, в котором жил Георгий Вицин.
Мы любили порой кататься в лифте этого дома. Потому что в остальных домах лифты были старинные – такие, «в сетку» и с дверьми, которые надо самому захлопывать. А в «доме Вицина» лифты были с автоматическими дверями. Больше ни в одном доме в нашей округе такого лифта не было.
Дом на улице Танеевых
Вот тоже, дом красивый, но в каком ужасном состоянии (Большой Афанасьевский переулок, дом № 35)
Впрочем каким-то чудом он продержался до 1993 года, когда был снесён за полной ветхостью.
Этот же дом в цвете. На заднем плане – Калининский проспект.
Ну а это уже непосредственно улица Арбат.
Снос дома в ходе строительства Калининского проспекта.
Ну вот, дом снесли, а пустырь огородили забором.
Этот дом на фотографии сохранился до наших дней. А вот на этом пустыре выстроили какое-то отвратительное уродство, в котором помещается деловой центр и торговая галерея «Старая улица».
Вот это шедевральное убожество тут выстроили.
Дом военной книги на Арбате. Хороший был магазинчик.
Нынче тут «Венская кофейня». А вместо ворот – сувенирная лавка.
Аптека и магазин «Драпировка».
А это с той же точки, но в цвете и в обратном направлении. Дом военной книги виден.
Улица Арбат, дом № 23. Галантерея и Трикотаж. В детстве я туда не ходил.
А вот куда я точно ходил – так это в знаменитое детское кафе «Буратино».
В витрине этого кафе стояла клетка с колесом для белки. И белка к вящему удовольствию не только детей, но и взрослых, регулярно это колесо крутила. Там у двери, если приглядеться, стоят несколько человек и на что-то смотрят. Вполне возможно, что как раз на белку. Впрочем, может своих детей ждут – кафе-то, детское.
И вот сюда я любил набегать. И долго изучать разные интересные снасти для рыбной ловли, удочки, а также охотничьи ружья, мечтая, что когда-нибудь тоже себе приобрету такую удочку и такое ружьё. С патронташем, естественно.
Театр им. Вахтангова
Вот такой он раньше был, Арбат моего детства.
В те времена вместо среднеазиатских гастарбайтеров дорожными работами занимались женщины.
Как там у Шевчука? «Там оранжевые бабы забивают костыли» .
Улица Арбат, дом № 48. А вот в этот магазин я любил набегать с мамой. Там всегда в те времена продавалась жареная килька и я выпрашивал купить её. А после шёл по улице и уминал эту жареную кильку за обе щёки. Вкуснотища!
Ну а этому дому (дом № 50), видимо самой судьбой было уготована роль пункта общественного питания. Тогда – столовая. В перестройку там открыли наимоднейшее кооперативное кафе «Русские пельмени». Ну а сейчас тут Макдональдс.
А это строительство кинотеатра «Октябрь» на Калининском проспекте.
Старый добрый ЛИАЗ. Калининский проспект.
Любопытная фотография 1966 года. Участники «II слёта по местам боёв» идут по строящемуся Калининскому проспекту.
Строительство Калининского проспекта.
Калининский строят.
Построили.
Марчелло Мастроянни и Софи Лорен на Калининском проспекте. 1969 год.
1 мая 1969 года на Калининском проспекте.
Интересно, что в то время сохранились ещё некие рудименты от демонстраций первых послереволюционных лет. В частности, чучело капиталистического спрута выглядит весьма колоритно.
Кремль. 1965 год. Сбоку у Кутафьей башни пристройка, которую позднее снесли.
Регулировщик возле Кремля (кремль за спиной фотографа). 1972 год.
Александровский сад. Очередь в мавзолей Ленина.
Вообще, конечно, дикий обряд.
Автоматы газированной воды в Александровском саду. Всегда тут пил газировку, когда проходил мимо.
Бассейн «Москва». 1968 год.
Он же.
Внутри бассейна «Москва», 1967 год.
Голландский фотограф Paul Huf решил снять свою жену Франсуазу ван ден Бринк на фоне зимнего бассейна «Москва». Советские школьники не упустили возможность улучшить кадр. 1965 год.
Ну и вот, круг завершается. Снова Гоголевский бульвар и вход на станцию метро «Кропоткинская»
Вход на станцию метро «Кропоткинская».
Девушка на переднем плане держит в руках польский журнал «Przyazn» («Дружба»).
Ну вот – путешествие по моему детству и подошло к концу. Благодарю за внимание. Хотя мне это путешествие было, наверное, интереснее чем кому бы то ни было.
А под занавес фото начала 70-х специально для Сергея Собянина. Чтобы знал, что киоски возле метро «Кропоткинская» всегда стояли.
Ну на этом всё.
Journal information