1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Прибытие в никуда






На фото: Кадр из фильма «Прибытие».


С детства люблю фантастику. Возможно это связано с тем, что фантастика – вельми интересная штука. А может тут дополнительный отпечаток наложило то, что советский зритель хорошими научно-фантастическими фильмами избалован не был. Да и плохими тоже не был. Поэтому до сих пор всякие там «Гостьи из будущего» так высоко котируются (у ностальгирующих), что в советской реальности даже этот шлак был фантастическим шедевром. А как хотелось посмотреть настоящий американский фантастический фильм с кучей всяких спецэффектов. Иной раз конечно шли в прокате фильмы типа «Козерог-1», но это хотя и США, но как бы не совсем такая уж фантастика-фантастика.

Ну, в общем, не суть. Просто примите как факт, что фантастику я уважаю. Поэтому нет ничего удивительного, что решил таки заценить фильм «Прибытие». Как-то всё руки не доходили. А тут, думаю, аж целых три номинации на «Оскара» – надо смотреть. Посмотрел. И скажу сразу – фильм произвёл на меня удручающее впечатление. Какая-то нудная муть. Стоп! Реплики потом. Потом реплики. А сейчас просто послушайте мои аргументы. И да, аргументы будут голимым спойлером. Так что если кто-то не смотрел ещё эту нудятину, но хочет сохранить девственность впечатления – под кат не ходите.



Ну, значит, а я продолжаю для тех, кто либо смотрел, либо кому по барабану.

Итак, фильм «Прибытие» (2016 год) был номинирован на Оскара, как лучший фильм, а также за лучшую режиссёрскую работу и лучший адаптированный сценарий. Статуэтку не получил ни в одной номинации, но сам по себе факт имеет место быть. И если брать номинацию «лучшая режиссёрская работа», то тут вопросов нет – Денни Вильнёв снял всё качественно. Возможно и автор сценария – Эрик Хайссерер вполне справился с переводом рассказа Теда Чана «История твоей жизни» в формат сценария. Я рассказ не читал, но верю, что сценарий по рассказу написан очень хорошо. Однако несмотря на это, повторю, фильм – тупой нудняк.

Начинается всё более чем хорошо – сперва зрителю показывают душевную травму героини доктора Луизы Бэнкс (в исполнении Эмми Адамс). Смерть дочери от рака – беспроигрышный ход. Аудитория, что называется, у ваших ног. А потом сразу с места в карьер зрителя бьют по голове известием, что на Землю опустились какие-то непонятные штуковины в количестве двенадцать штук, похожие на отполированную морскую гальку, только несколько крупнее. И сразу начинаются какие-то мятежи, вои сирен, студентов университета срочно эвакуируют.

Вот это первая непонятность – эти космические камни ведут себя спокойно, никакой явной угрозы от них не исходит. Чего такая паника-то сразу? Далее непонятностей будет больше.

В фильме постоянно подчёркивается, что не очень понятно, почему этих камней-кораблей (ну вы поняли же сразу, что это корабли инопланетян?) именно двенадцать и почему они приземлились именно там, где приземлились. Думаете по ходу фильма зрителям это объяснят? Хуй там. Вопрос для интриги задан, но отвечать на него не надо? Вообще-то это неправильно. В киноистории все вопросы должны разрешаться тем или иным способом. Ну ладно, хрен с ним, это мы переживём. Тем более что нам всё-таки подбрасывают нечто вроде версии о том, что эти корабли опустились в тех районах, где вероятность молний минимальна. Чудно. Двенадцать чудес техники пролетели через всю вселённую, с её чёрными дырами и потоками астероидов и комет, но боятся удара молнии. Нет, ну авторы зрителей за полных мудаков держат что ли?

Ладно, не важно. Итак. Имеется такая конфигурация – земля, на которую в разгар увлекательной лекции по лингвистике неожиданно приземляются двенадцать инопланетных кораблей. Пока что это интересно. Зритель в предвкушении – что же там будет дальше? Война? Человекоподобные роботы? Сосущие кровь треноги?

Всех волнуют всякие вопросы. Но только не героиню. Доктор Луиза Бэнкс довольно меланхолично отпускает студентов с лекции и отправляется в свой красивый дом на берегу водоёма. Ведёт она себя так, словно инопланетные корабли на Землю чуть ли не ежемесячно опускаются. Ну прилетели. Ну двенадцать штук. Подумаешь.

Но тут новый поворот сюжета – к ней в дом без стука вламываются трое подтянутого вида смуглых мужиков. Зритель сразу понимает – фэбэровцы или типа того. Но причём тут женщина-лингвист? А, ну понятно! Авторы нас быстро просвещают – в камнях-кораблях сидят инопланетяне и о чём-то ботают на своей инопланетной фене. Понять о чём речь пока не представляется возможным. Ибо был у них один толмач, ему переводить – а он лыка не вяжет. В общем, один из посетителей, полковник Вебер, записал инопланетную феню на диктофон и прибыл в расположение доктора Луизы с изумительной просьбой – послушать эту запись и сделать перевод.

Блять, что? Послушать запись инопланетной речи на диктофоне и перевести? Нет, в США полковники все такие ебанутые или только чернокожие? Но ведь рядом где-то и бледнолицые должны были тусоваться. В общем, доктор Луиза говорит, что ей лично надо поговорить с пришельцем и тогда она, может быть, сделает перевод. Полковник начинает брать её на арапа, пугает, что мол если они уйдут, то больше никогда не придут (да и скатертью дорого, если что), но доктор Луиза вместе со зрителями понимает, что это всё дешёвые понты и никуда они, голубчики, не денутся. Ведь во всей Америке есть только один человек «с допуском к секретным документам», который может сделать инопланетный перевод.

Так оно в итоге и случается. Понторезы в погонах возвращаются. Но были бы они не настоящими понторезами, если бы вернулись обычным путём – днём и на машине. Хуй там. Они приземляются на лужайке перед домом ночью на боевом вертолёте и дают доктору Луизе 10 минут на сборы. Ладно, полетели.

Тут, кстати, ещё один вопросик. Вот вся эта сюжетная линия перевода с инопланетного языка, которая покоится на одной хрупкой женщине-лингвисте. Это, между нами говоря, такая дешёвка. Ну примерно как показать в кино какой-нибудь супер-пупер навороченный банковский сейф, напичканной всякой крутой электроникой и прочими шпионскими штучками. И никто его никогда не сможет открыть. За исключением какого-нибудь паренька в дредах, которого именуют «хакер» и у которого есть ноутбук. Вот этот хакер подключает свой ноутбук куда надо и за 15 минут открывает сейф.

С переводом инопланетного языка – такая же история. Чтобы перевести нужен кто? Правильно – лингвист. Но не простой лингвист, а лингвист с допуском к секретным материалам. А зачем, кстати, тут нужен допуск? Я понимаю, если бы про инопланетян никто не знал. А то тут все земляне на ушах стоят, телевизор от новостей дымится, но лингвист для перевода нужен обязательно с допуском к секретным документам. Странно немного. Но допустим.

О! Я ещё не сказал, куда приземлились инопланетяне. Ну во-первых – что совершено очевидно – в США. Во-вторых – в Китай. Знали, видимо, инопланетяне современные геополитические расклады. Затем, понятное дело, в Сибирь (именно Сибирь, а не Россию). Ну и так, ещё до кучи в не совсем понятные страны.

Ну тоже такая детская задумка – ну ясен пень, Китай будет потом играть мускулой и в любую минуту будет готов начинать обстреливать свои два камня-корабля изо всех стволов. А Сибирь (Россия) окружит свой «камень» кучей танков Т-72. На всякий случай. Банальнее и не придумать.

Впрочем, как я говорил не раз, режиссёр в своём фильме может показывать любую хуйню, если только сам сюжет построен правильно и все замотивировано. Но это не случай фильма «Прибытие». С поведенческими мотивировками в этом фильме постоянно какие-то накладки.

Понятно, что доктор Луиза тут же вступит в контакт с инопланетянами (похожими на корни баобаба, вершина которого теряется в тумане). Ведь только лингвист мог догадаться, что если нихуя не понятно, что там бормочут инопланетяне, то надо им писать большими буквами простые слова на картонке. Инопланетяне попадаются на этот трюк и начинают писать в ответ свои слова вот такими примерно символами:



Непонятно, что тут написано? Ну так ничего удивительного. Вы ведь – не лингвисты. А вот настоящий лингвист с допуском сразу всё поймёт. Ну ладно, не сразу. Но за месячишко этот инопланетный код будет сломан.

Кстати, может мне ещё потому так не понравился этот фильм, что я сам имею кое-какое отношение к кодам и кодированию, мало-мало знаю кое что из теории информации и вот это вот всё. Поэтому меня смешит, когда режиссёр убеждает зрителей, что если надо перевести некий неясный текст, произнесённый на тарабарском языке, которого никто не знает, то достаточно посмотреть на то, как этот текст записан и тогда – вуаля – опытный лингвист его переведёт. Пардоньте, но это полная ерунда. Лингвистика занимается изучением и классификацией земных языков. И хотя она имеет некоторое отношение к семиотике, но только когда надо сломать код, в первую очередь нужны шифровальщики и дешифровальщики.

Да ладно, для понимания этого даже не надо обладать знаниями по теории информации и кодированию. Достаточно прочитать рассказ Конан Дойла «Пляшущие человечки». А если ещё изучить историю того, как был расшифрован древнеегипетский язык – то и последние вопросы отпадут.

Это хрестоматийная история. Но если кто не в курсе, кратко расскажу. Древнеегипетский язык долгое время не поддавался расшифровке, поскольку не осталось живых носителей этого языка. И может быть никогда не был бы расшифрован. Но в руках у учёных (хвала Наполеону!) оказался Розеттский камень – кусок стелы с текстом, который был написан и по-древнеегипетски и по-древнегречески. То есть у учёных был ключ в виде аналогичного текста на известном древнегреческом языке. А если бы его не было, наверное и до сих пор никто не расшифровал бы древнеегипетский текст. И это при том, что древнеегипетский язык – всё же земной язык и в целом поддаётся классификации (как раз с точки зрения лингвистики) и поэтому чисто теоретически те же лингвисты могли бы методом перебора (занявшим, возможно, века) искать какие-то аналогии лингвистических конструкций известных языков и сравнивая с древнеегипетскими иероглифами всё же нащупать ключ. Но всё равно, у лингвистов был бы метод сравнения одного земного языка (пусть и мёртвого) с другими языками. Но в случае с гипотетическими инопланетянами ничего такого даже близко не могло быть.



В общем, в случае с инопланетянами фильма «Прибытие» никакого ключа не было и быть не могло. И даже гипотетически предположить, каким должен быть в данном случае невозможно. Были только некие иероглифы (назову их так). В общем, задача просто неразрешимая. Но не для доктора Луизы, понятное дело. Она мало того, что решила эту задачу, так ещё составила целый словарь и легко могла писать инопланетянам всё, что угодно. Нет, ну ей помогал конечно астрофизик Иэн Доннели. Но, говоря откровенно, когда вам надо сломать какой-нибудь код, астрофизик – это последний специалист, которого вы станете для этого привлекать.

В общем, весь вот этот здоровенный кусок сюжета с расшифровкой языка инопланетян – дикая клюква.

Впрочем, как не смешно, но никто иной, как астрофизик, под конец фильма в очень драматический момент (о чём – дальше) сумел в два счёта расшифровать груду колец-иероглифов и понять, что это на самом деле число 0,083(3), т.е. дробь – 1/12. Мол, таким образом инопланетянин сообщил, что их корабль – часть целого, состоящего из двенадцати частей… Вона что!

И? Ну тут зритель прямо вопиёт к небесам, чтобы ему объяснили, причём тут 12? Ну хотя бы там Нуму Помпилия привлекли – всё как-то интереснее было бы. Например, мы, зрители, подумали бы, что эти камни-корабли прилетали ещё во времена основания Древнего Рима и что Нума Помпилий, когда ему пришла охота создать календарь из 12 месяцев и коллегию из 12 салиев, советовался вовсе не с какой-то мифической нимфой Эгерией, а с самыми настоящими корнеподобными инопланетянами. Ну всё-таки хоть как-то интереснее было бы. Но хрен там – число 12, вокруг которого в фильме много всего закручено, никак не поясняется. Мол, что хотите, то и выдумывайте. Ну хоть Нуму Помпилия того же придумайте. А режиссёр со сценаристом не при делах.

Ну ладно. Пока значит доктор Луиза общается с инопланетянами, в воинском контингенте, который охраняет полевой лагерь исследователей, возникает измена. И десяток военнослужащих решают взорвать к ебеням изнутри инопланетный корабль.

Вот спрашивается – «какого хуя снего-то»? Нет, ну правда, про этих солдат-заговорщиков в фильме вообще ничего толком не сказано. Лишь однажды мельком показано, как один из них по телефону разговаривает с плачущей женой, которая думает, что скоро все погибнут. Типа, в армии США такой психологически неустойчивый личный состав, что стоит кому-то разок поговорить с плачущей женой, как сразу возникает желание взорвать инопланетян?

И, кстати, что там случилось с этими заговорщиками? Вот показывают сцену, как доктор Луиза вместе со своим другом астрофизиком лезут в звездолёт пришёльцев. Там они ведут беседу, пытаясь выяснить, чего, собственно, инопланетянам тут надо. Попутно к звездолёту мчится конница хороших морпехов, а плохие морпехи начинают с ними перестрелку. Потом бац – взрыв. А что сталось с плохими морпехами? Нет, ну они – в рамках ситуации – чуть не поставили всю Землю на грань войны с инопланетянами (причём считая, что защищают Землю); совершили государственную измену (заминировали особо секретный объект планетарной важности), да ещё оказали вооружённое сопротивление. Их потом судили? Пожурили? Лишили печенек на полдник? Что с ними случилось? Тишина. Режиссёр показывает взрыв – это единственное, что он считает важным, – а весь круг вопросов, связанных с этим взрывом (на борту звездолёта!) вообще остаётся за кадром, как не заслуживающие внимания.



И вот такого в фильме «Прибытия» – полным-полно. Намечается как-то проблема. Зритель начинает предвкушать некое драматическое развитие. И оно вроде даже происходит. Но где-то там, на заднем плане, лишь чтобы показать глубокий внутренний мир доктора Луизы. Если бы в таком стиле снимали фильм «Операция Валькирия», то покушение на Гитлера и все перипетии заговора полковника фон Штауффенберга показали бы мельком, а весь сюжет сконцентрировался бы на внутренних переживаниях какого-нибудь лингвиста, который участвовал в расшифровке вражеских шифров и вдруг обнаружил, что враги – тоже люди и они чего-то там хотят. Типа, лингвист приходит в бункер к Гитлеру, вдруг взрыв, беготня, стрельба, сирены воют. А он на следующий день приходит в себя и начинает напряжённо думать – что означает таинственная закорючка в последней шифровке. Какая-то бессмысленная мешанина разных сюжетов.

Но создателям фильма показалось мало одних психологически неустойчивых американских морпехов. И они решили продолжить экшн при помощи китайцев. Для чего дают слово китайскому генералу. Про него тоже толком ничего не объясняется, но из обрывка новостей можно предположить, что этот генерал захватил власть в Китае и все ему подчиняются. А куда же делась КПК? Ну, в общем, китайский генерал идёт куда дальше морпехов, которые произвели дилетантский взрыв внутри звездолёта-камня и решает вообще выгнать инопланетян с подведомственной территории. Для направляет им ультиматум, типа, убирайтесь из Китая. Надо отметить, что если китайцы могли выдвинуть инопланетянам ультиматум (или собираться его выдвинуть), то они тоже должны были как-то с ними общаться? Но как они общались? Снова – нет ответа.

Мир моментально накануне войны. Все начинают друг другу не доверять (почему, кстати?) и прекращают межгосударственные контакты. Из-за чего? Из-за того, что китайцы решили обстрелять камни-корабли на своей территории? Это, безусловно, в самом деле могло привести к тяжким последствиям. Ну а взрыв в звездолёте, в результате которого погиб один из инопланетян – это шутки что ли?

Ну вот мир ожидает от инопланетян всякого ужасного. Потом группа идиотов производит взрыв внутри звездолёта и убивает одного из инопланетян. Это уже само по себе могло бы стать завязкой для начала фильма в стиле «Война миров». Но что происходит? Ничего. Звездолёты инопланетян просто поднимаются повыше – чтобы до них не добрались по лестнице-стремянке с земли – и принимают горизонтальное положение. То есть вообще почти ноль реакции. Во всяком случае, какой-либо угрозы со стороны инопланетян не последовало. Но из-за ультиматума китайцев все дико испугались.

Кто же спасёт землю от очередной порции идиотизма? Доктор Луиза! Инопланетяне высылают специально для неё инопланетный лифт и поднимают на борт. Там её наделяют даром – ей дали возможность видеть будущее. Далее происходит какой-то смехотворный бред. Доктор Луиза звонит китайскому генералу по личному телефону (который она узнала благодаря своему видению будущего) и уговаривает его не стрелять по инопланетянам. Какие же аргументы она привела генералу? Она процитировала генералу слова его умершей жены. Процитировала по-китайски, естественно.

Вот представьте себе – некий генерал-диктатор, который подмял под себя огромную страну и готов буквально в следующую минуту начать глобальную войну с инопланетянами. В этот момент ему звонит какая-то неизвестная дама и цитирует ему слова его жены. После чего боевой генерал моментально превращается в офисную слезливую дамочку, рассматривающую фотографии котиков, и отменяет атаку. Хэппи-энд. Как говорил один полотёр – «нет правды характеров».



«Погодите! А кто же всё-таки убил этого Налестро?» Нет, в самом деле, а какого хрена вообще на землю прилетали эти двенадцать инопланетных камней-кораблей? Чего им было нужно?

Оказывается, всё что им было нужно, это передать доктору Луизе некое оружие, заключающееся в способности заглядывать в будущее. После этого они улетели (и даже не отомстили землянам за гибель своего товарища). И? И для чего нужен доктору Луизе и землянам этот дар? Ответа нет.

Вот честно, меня дико раздражают такие фильмы, в которых авторы всю дорогу намекают зрителю, что мол в фильме содержится какой-то глубокий философский подтекст или какая-то новая удивительная информация, которая просто потрясёт зрителя, когда он наконец доберётся до конца фильма. Но вот фильм заканчивается. И что же? А ничего – авторы фильма говорят зрителю: «Ну знаешь, мы тут наснимали всякой как бы заумной хуеты, из которой в принципе наверное может следовать что-то очень умное и глубокое. Но поскольку у нас в голове ничего умного и глубокого нет, то ты сам что-нибудь дофантазируй в меру своих способностей, а мы поехали становиться в очередь за получением Оскара».

Сверхидея фильма – просто сказать: «Жить дружно – это хорошо, а воевать – плохо». Пиздец.

Но, конечно, создатели фильма и сами понимали, что сюжетец – слабоватый. Поэтому они всё-таки смогли ошарашить зрителей. И сделали это просто, но эффективно. Оказывается, поскольку доктор Луиза уже знала всё наперёд, то она знала, что когда женится (естественно, на астрофизике – на ком же ещё?) и у них родится дочка, то эта дочка в молодости умрёт от рака. Вот он – удар зрителя по голове из-за угла. Это трогательно. И слёзы подкатывают.

Но только возникает вопрос: не лучше ли инопланетянам было – коли уж они проделали такое путешествие только для того, чтобы какого-то человека наделить каким-то даром (я молчу даже про то, что для наделения даром понадобился не один корабль, а целых двенадцать) – так вот не лучше ли было наделить доктора Луизу даром излечить рак. Это, безусловно, не так слезливо и мелодраматично, зато дёшево, надёжно и практично. И миллионы землян за такой дар в пояс поклонились бы инопланетянам. Но оказывается двенадцать боевых инопланетных кораблей прилетели на Землю только для того, чтобы наделить одну земную женщину способностью узнать, что когда она родит дочку, то дочка умрёт в молодом возрасте от неизлечимой болезни.

Сука! Создатели фильма – вероломные изверги. Они создали претенциозную хуету – пусть даже очень красиво снятую – и не смогли в финале сказать зрителям ничего, кроме парочки банальностей. Если надо было показать, скажем, храбрость матери (если это конечно храбрость, а не безрассудство), которая знает наверняка, что её дочь умрёт, но всё равно рожает – то какого лешего надо было про инопланетян нам всю дорогу мозги компостировать? Ответ очевиден – фильм чисто про мать и её умершую дочь не более чем мелодрама, а с добавлением инопланетного прибытия – это уже Sci-Fi чистой воды. Это уже другой коленкор, другие кассовые сборы и вот это вот всё.

А в итоге на выходе – дикая муть, после которой просто жалеешь о бессмысленно потерянном времени. Да честно говоря, и спецэффектов каких-то особых нет. Ну если не считать нарисованные на компьютере камни-корабли и плохо различимых в тумане инопланетян-баобабов. В общем – фильм так себе. Не провал конечно. Но от такого, как это говорится у сценаристов, побуждающего происшествия (прибытие инопланетян) ждёшь чего-то куда более серьёзного, чем мелодрама про умершую дочку. Да к тому же всю эту мелодраму на зритялея вываливают за пять первых же минут экранного времени.. Короче – низачот.





Tags: Кинокритика, Рецензии
Subscribe
promo germanych february 12, 21:05 45
Buy for 100 tokens
Что может быть банальнее гамбургера? И однако эта закуска захватила весь мир. Если забить в поисковике нечто вроде «история гамбургера», то на исследователя обрушится груда ссылок с историей появления. Кто-то пишет, что гамбургер завезли в США немецкие эмигранты ещё в первой…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →