
Всё-таки прочитал «Нулевой номер» Эко. Вернее – проглотил. Ибо это не роман Эко. Это пошаговый план к роману. Причёсанный, олитературенный, но – только пошаговый план. Конечно для кого-то другого (например, для Воннегута) это был бы настоящий роман. Но для Эко – это только заготовка.
Но всё равно – очень хорошо. Закручено красиво – чисто по-эковски.
Почему Эко не сделал из этой заготовки полноценный роман? На мой взгляд, он сам попал в некую ловушку конспирологии Браггадоччо. Смерть Муссолини в 1970 году было очень тяжело связать с полноценным заговором («Гладиаторы»), который покрыл всю Европу. То есть тема всеевропейского заговора на базе осколков фашистских бригад – сильно натянута. Конечно Эко, скорее всего, смог бы вытянуть идею и сделать не хуже, чем в «Маятнике Фуко», но тогда, в 1990-х, он это дело бросил. А уже в 2014-м – когда вдруг решил опубликовать старый материал – ему было не до того, чтобы сделать сильную конспирологию.
Зачем тогда он это выпустил? Наверное он уже знал, что неизлечимо болен и решил оставить нечто вроде завещания. В духе, фактически, «Заката Запада» Шпенглера. Идея та же – хотя и подана сильно иначе. Слишком уж очевидным всё стало к 2014 году. Хотя об этом в «Нулевом номере» только последний абзац. И больше – ни гу-гу.
И ещё любопытно, что в «Нулевом номере», который обрамляет «Таинственное пламя царицы Лоаны» по десятку лет («Пламя» вышло в 2004 году, а «Нулевой» в черновике был написан примерно за десять лет до этого, а вышел – через десять лет после этого) тема фашизма и Муссолини просто констатируется. Уже нет тех антифашистских интонаций, которыми пронизано «Таинственное пламя царицы Лоаны».
А куда деваться – если вокруг вот эдакое? Тут даже записной лево-либеральный интеллектуал где-то в глубине души может подумать: «А ведь Муссолини-то, того, этого, может и не то чтобы совсем уж, но и не сказать, что по факту это был самый плохой вариант». Ну хотя бы на уровне ощущений.
А напоследок, анекдот из «Нулевого номера». Не знаю, Эко его сам сочинил или такой анекдот в самом деле был, так сказать, частью народного эпоса. Итак.
70-е года. В Аргентину к Гитлеру приезжают неонацистские заговорщики, которые хотят устроить в Германии переворот. Гитлер, понятно, не погиб в 1945-м, а сбежал в Аргентину, где и доживает дни. Заговорщики уламывают его возглавить переворот. Гитлер уже совсем старый, устал, ему не хочется снова ввязываться во все нелёгкие политической борьбы. Но заговорщики упорно настаивают, и, наконец, уламывают. Гитлер в итоге соглашается, но ставит своё условие:
– Только на этот раз я миндальничать не буду! *)
______________
*) в «Нулевом номере» стоит «нежничать», но по-моему «миндальничать» – более соответствующая в данном случае идиома. Хотя понятно, что подразумевалось именно «нежничать»
Journal information