1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Русский стиль

Замок Сфорца в Милане
На фото: Замок Сфорца, Милан, Италия.

Когда в 1474 году только что построенный русскими зодчими Кривцовым и Мышкиным новый Успенский собор в Кремле рухнул, великий князь Иван III созвал комиссию из псковских мастеров по расследованию. Комиссия произвела следственные действия и вынесла вердикт: «известь не клеевита да камень не твёрд». После чего для строительства нового Успенского собора из Италии был выписан Аристотель Фиораванти. Для строительства собора Фиораванти фактически заново создал в Москве кирпичную промышленность (выстроив новый завод с кирпичом нового качества и стандарта). Новый Успенский собор, освящённый в 1479 году, был куда прочнее и простоял до нашего времени, невзирая на все катаклизмы и пожары.

Ивану III так понравилась работа итальянца, что он привлёк Фиораванти к строительству нового Московского кремля. Стены и башни нового кремля вышли вельми лепо и глянулись москвичам. Никто конечно и не знал (ну может единицы), что в сущности Фиораванти повторил проект замка миланского герцога Франческо Сфорца, у которого находился на службе до поездки в Московию. Иван III, укрепляя создаваемую державу, большое внимание уделял созданию новой оборонительной системы из новых крепостей или обновлённых старых. Эту линию продолжили затем его потомки. Таким образом миланский замок Сфорца стал прототипом для многих русских крепостей, таких как кремль Коломны или Тулы. То есть этот известный каждому русскому человеку крепостной «русский стиль» с характерными квадратными и круглыми башнями и «ласточкиными хвостами» на стенах, имеет итальянское происхождение.

Я недавно, для некоторого проекта, решил сделать обзор всего того, что есть в России исконно русского, то есть чего-то такого, что не имеет явного прообраза в Европе или других странах. Я долго просматривал различные источники и в итоге составил некий перечень артефактов, которые имеют исключительно русскую основу. Вот этот перечень:



  • Московское Православие (берущее начало в 1461 году).

  • Концепция «Москва – Третий Рим», сформулирована старцем Филофеем из псковского Спасо-Елеазаровского монастыря в письме к великому князю Василию III Ивановичу:

  • Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, он же Собор Василия Блаженного. Построен в 1561 году в память о взятии Казани.

  • «Домострой» появился в XV веке и в XVI переписан протопопом Сильвестром для Ивана Грозного

  • Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня в Кижах, XVII в.

  • Былины в изложении Трофима Рябинина (XIX в.): Вольга и Микула, Илья и Соловей, Илья Муромец и Калин Царь, Илья Муромец в ссоре с Владимиром, Илья Муромец и его дочь, Добрыня и Маринка, Добрыня и Змей, Илья Муромец и поганое Идолище, Василий Буслаевич и др. Т.е. эти былины в том виде, как мы их знаем, были созданы в XIX веке, а не являются в чистом виде пришедшими из Киевской Руси (хотя конечно сами сказания, взятые за основу, значительно древнее).

  • Т.н. «псевдорусский стиль» конца XIX века.

  • Философия космизма Николая Фёдорова (не путать с идеей космических полётов).

  • Гиперболоидные конструкции Владимира Шухова (которые всё же не следует считать слепым копированием идей, которые легли в основу, скажем, Эйфелевой башни).


Конечно сразу возникает вопрос про разные балалайку, матрёшку и избу. Но тут вопрос открытый. Лапти, т.е. плетёная обувь, строго говоря, это древняя общеславянская, а не специфически русская обувь простонародья. А в сущности сандалии – это тоже плетёная обувь, только из кожи. В балалайке, как идее, ничего специфически русского нет. Возможно русской является только специфическая треугольная форма. Однако эта форма стала такой под влиянием музыканта конца XIX века Василия Андреева, т.е. является искусственно сконструированной. Матрёшка, которая расписана в «псевдорусском стиле», как идея появилась в Японии – деревянную вложенную игрушку с острова Хонсю привезла жена художника Сергея Малютина, который в 90-х годах XIX века занимался созданием «русской игрушки». То есть технологическая идея всё же японская. А что до росписи, то сегодня на развалах для иностранцев предлагают «матрёшки» в виде политических деятелей и вообще не пойми кого, и при этом они считаются матрёшками, что говорит о том, что роспись в этой игрушке не главное. Что до избы, то деревянный сруб имеет очень древнюю историю, уходя корнями в дремучую и далеко не только русскую древность. И уж во всяком случае скандинавские деревянные дома не сильно отличаются от русской избы.

Вот, собственно, и всё, что я нашёл. Всё остальное, как тот же Московский кремль, имеет иностранную, причём чаще западноевропейскую основу.

Конечно, в некоторых областях русские в какой-то момент могли оказаться первыми и вообще русские учёные и изобретатели вполне вписались в западноевропейскую науку. И всё-таки они там играли вторую скрипку, даже когда в чём-то опережали. Например, периодическую таблицу придумал Д.И.Менделеев. Однако не он создал химию как науку. И если Менделеева с некоторой натяжкой можно считать наследником идей Ломоносова, который первым в России начал заниматься собственно химическими опытами, то не следует забывать, что сам Ломоносов некоторое время учился в Германии, в том числе проходил стажировку в лаборатории немецкого химика Йоханна Хенкеля (Генкеля).

Не буду перебирать все имена и все изобретения и артефакты. Я их в своё время очень много перебрал и для всех всегда находились первооткрыватели или основатели идеи в Европе (преимущественно). Танк? Самолёт? Ракета? Радиоприёмник? Живопись? Скульптура? Всё это появилось в виде идей и праобразов не в России.

Следует конечно понимать, что вообще из пустоты идеи не берутся. И конечно в любой западной идее тоже можно найти какие-то прообразы. Но при этом хотя конечно каменное здание и его элементы как таковые не являются идеей западноевропейской, но при этом готический собор с его характерными порталами, боковыми нефами, контрфорсами, аркбутанами и прочими разными пинаклями, является настолько уникальным европейским явлениям, что его нельзя не признать сугубо западноевропейским артефактом. Это справедливо конечно и для Собора Василия Блаженного – отдельные его элементы можно найти в других зданиях. Однако весь в целом он представляет из себя совершенно уникальное явление. Тогда как соборы, скажем, Владимира – это в сущности калька византийского зодчества (хотя и со своим колоритом).

При этом, однако, европейская масляная живопись хотя и берёт начало в византийской иконографии, но уже начиная с Чимабуэ и уж само собой с Джотто становится совершено оригинальным и уникальным западноевропейским явлением, тогда как живопись в России так и осталась либо византийской (иконы), либо подражанием западноевропейской (в масляной живописи Россия не дала ничего даже близко равного великим западноевропейским художникам).

Ну и т.д. и т.п. Не буду тут долго развивать эту идею, она и так понятна. Так вот вопрос к читателям (надеюсь не все погрузились в политические реалии до полного выключения мозга?) – можете ли вы назвать что-то ещё совершенно оригинальное русское, как оригинален Храм Василия Блаженного или конструкции Василия Шухова? Причём неважно, в какой области – архитектура, литература, скульптура, наука, словом и т.п. Я вполне допускаю, что не могу знать всего и что-то пропустил. Так может есть что-то ещё?

Tags: Культурология, Мысли вслух, Русские
Subscribe
promo germanych august 22, 01:07 146
Buy for 100 tokens
На фото: кадр из фильма «Что такое Совок?» Итак, свершилось. Наконец я домонтировал его. И приглашаю в кинозал на просмотр фильма-размышления « Что такое Совок?» Это мой первый опыт такого масштабного видеопроекта. Так это и первый опыт использования…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 407 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →