На днях посмотрел фильм «Доспехи бога: Миссия Зодиак», последний из трилогии про воровство произведений искусства неким китайским супер-вором. Супер-вора играет естественно Джеки Чан. Он же автор сценария, продюсер и режиссёр. Фильм, как это говорят, вызвал противоречивые чувства. О чём, собственно, нижеследующий текст.
Про качество съёмок и спецэффектов особо распространяться не буду. С одной стороны понятно, что в 58 лет не попрыгаешь так, как в 30. Однако сцена финальной драки вполне крепкая. Конечно видно, как Джеки уже несколько «отяжелел». Но если вспомнить, сколько он перенёс всяких переломов, да и возраст – ну попробуйте также, как говорится. Характерной особенностью боевиков Джеки Чана, помимо драк, является юмор. В «Доспехи бога: Миссия Зодиак» фирменный юмор Джеки тоже присутствует. Так что в общем и целом весьма качественный боевик, и Джеки Чан ещё довольно крепко сидит в седле. А что он уже не может сделать сам, с успехом заменяют спецэффекты.
Некоторые граждане, правда считают, что использовать спецэффекты в «Матрице» или «Терминаторе» дело богоугодное, а вот фильмы Джеки Чана должны делаться только на искусстве бойца. Но я таким гражданам могу посоветовать посмотреть документальные фильмы, в которых Джеки рассказывает как снимались те или иные его боевики. У Джеки Чана вообще не было фильмов без спецэффектов того или иного рода. Конечно большую часть трюков он выполнял сам. Но во-первых и сами трюки готовились очень тщательно, а во-вторых, в более поздник фильмах уже использовались и кинотрюки. Например в фильме Кто я?» в сцене, где Джеки удирает от разъярённой львицы и быстро залезает на голый ствол дерева, монтаж сделан не очень-то качественно и хорошо заметен.
Но это всё, как я говорил, детали. Кому-то фильмы Джеки Чана нравятся, кому-то не нравятся – дело вкуса. Однако я о другом.
Каждый фильм, во всяком случае фильм, снятый талантливым человеком – а в таланте Джеки Чану не откажешь – имеет т.н. сверхидею. То есть некий посыл, который остаётся в душе после просмотра и ради которого, собственно, автор сочиняет историю. В общем виде сверхидею боевиков Джеки Чана можно выразить так – Добро побеждает Зло. Правда в случае с трилогией «Доспехи Бога» возникает вопрос – а где тут, собственно, Добро? Потому что как ни крути, а Джеки Чан играет вора – пусть весьма обаятельного и ловкого, и даже доброго по своему, но всё равно вора. Душка-вор, так сказать.
В первом фильм, давшим общее название трилогии – «Доспехи бога», 1986 года, идея правильного героя не рассматривается. Джеки (а в фильме вор носит то же имя, что и актёр – Джеки Чан) по заданию коллекционера ворует разные артефакты у из хозяев. Вопрос о нравственной стороне такого воровства тщательно обходится. И зритель радуется в финале, когда ловкий вор со своим приятелем-вором спасаются от всех опасностей и с добычей улетают на воздушном шаре в прекрасное далёко.
Во втором фильме «Доспехи бога 2: Операция Кондор» (1991 г.), вопрос нравственных ценностей был учтён. Поэтому Джеки не ворует больше произведений искусства у их хозяев, а занимается поиском «фашистского золота». Сюжет в общем прост – во время Второй мировой нацисты где-то в Африке создали секретную подземную базу, в которой в частности спрятали награбленное золото. Найти это золото Джеки поручает европейский коллекционер. Тут с нравственной токи зрения всё чисто – «фашистское золото», оно вроде как ничьё, да кроме того попутно Джеки помогает одной молодой немке найти следы погибшего во время войны дедушки, который был как-то причастен к этому золоту. Золото, правда, нацисты в свою очередь сами награбили. Как же права жертв, у которых немцы это золото поручили? Тут весьма некстати может возникнуть аллюзия на сейфы рейхсбанка с их горами вырванных золотых коронок. Но эту ненужную коллизию создатели фильма изящно обходят – золото в итоге Джеки не достаётся. Так что никто не может выдвинуть обвинение в том, что Джеки Чан испачкался о золото жертв нацистских концлагерей.
И вот третий фильм – «Доспехи бога: Миссия Зодиак».
В целом мы имеем того же самого высокотехнологичного и высокомобильного охотника за древностями. Правда малость постаревшего, но новые технологии с лихвой заменяют ему былую кошачью ловкость. Много красивых сцен, много компьютерных технологий, драк правда уже не так много, как раньше, но всё равно всё очень динамично. Есть даже пираты – что заставляет предположить, что фильм снимался не без идейного влияния эпопеи про Джека Воробья. Тем более что и имена похожие – Джеки и Джек. Да и кличка Джеки – Ястреб, тоже перекликается с кличкой Джека – Воробей. Но это всё на самом деле не стол важно для анализа сверхидеи фильма.
Фильм начинается с мрачных сцен, уносящих зрителя в эпоху т.н. «опиумных войн». Напомню на всякий случай, что две войны середины XIX века, вошедшие в историю как Первая и Вторя «опиумные войны» велись Англией и Францией против Китая. Предпосылкой войны стало следующее обстоятельство. Британская Ост-Индская компания с конца XVIII века, несмотря на императорские запреты, наращивала объёмы экспорта в Китай опиума из Индии. К 40-м годам XIX века (когда ОИК сменили другие английские бизнесмены) уже несколько миллионов китайцев (включая даже высшие классы) стали курильщиками опиума. Опиум курили простые люди, его курили чиновники, солдаты, офицеры. Нация деградировала. В итоге китайское правительство предприняло шаги – конфисковала у англичан огромные запасы опиума и запретило опиумную торговлю. После чего Великобритания начала войну с Китаем за право продолжать торговать опиумом. Летом 1840 года 4 тыс. английских солдат на 40 кораблях начали боевые действия против Китая.
Собственно, именно с этого начинается фильм «Доспехи бога: Миссия Зодиак». Правда подробности про причину войны не разжёвываются. Предполагается, что зрителю они и так хорошо известны. И конечно же китайцам подробности опиумных войн должны быть известны очень хорошо.
Но для фильма этот эпизод пока важен лишь как завязка – англичане пришли и разграбили какой-то древний прекрасный дворец.
Интересно как показаны англичане – как какие-то гоблины и варвары, ломающие и крушащие вокруг произведения искусства. Можно представить с какими чувствами китайский зритель смотрит эти сцены. Примерно как мы, наверное, смотрим сцены из «Андрея Рублёва», когда татаро-монголы врываются в храм и начинают убивать, грабить и насиловать.
Правда есть и разница. Англичане – нация культурная. Поэтому награбленные сокровища увозят домой, где они становятся залогом развития последующих аристократических родов. А в наше время и просто становятся объектами перепродажи на аукционах.
В фильме действуют две основные расовые группы – китайцы «вообще» и европейцы «вообще».
Европейцы «вообще» представляют из себя в основном сборище довольно неприятных персонажей. Либо это гнусные нувориши, сколачивающие своё состояние на торговле китайскими драгоценностями, либо какие-то хилые «фантики», которые хотя вроде и занимаются правым делом (в данном случае борется за реституцию похищенных ценностей), но выглядят довольно жалко.
Ну и, наконец, это могут быть потомки тех самых бандитов-англичан, которые в 1840 году грабили китайские дворцы. Причём потомки – вернее дама-потомок – показана в качестве такого инфантильного глуповатого существа.
Ещё одно расовое или этническое «сообщество» – русские. О том, что это русские явно не говорится, но по надписям на русском языке и автоматам Калашникова зритель понимает всё сразу.
Русские, в отличие от «европейцев вообще» показаны довольно эффектно – воинский контингент, который сосредоточен и готов ощетиниться стволами.
Кстати интересно, что Джеки «Ястреб» впервые появляется фильм, воруя именно у русских «что-то». Что он своровал конкретно не говорится. Но китаец, ворующий у русских какие-то секреты – это весьма близко к реалиям. Так что, как говорится, есть правда характеров.
Ну а теперь китайцы. Как выглядят они? С одной стороны это вор Джеки с его помощниками, которых совершенно не волнуют никакие морально-этические объекты бытия.
Им интересен сам факт воровства из хорошо охраняемого места и бонус – в виде хорошего денежного приза. Их мало заботит национальные проблемы и рубцы на национальном теле.
Ну опиумные войны? Ну и что? Похищенные некогда сокровища они не воспринимают через призму национального самосознания. Они сильные, смелы, не сентиментальные. Им дали задания выкрасть эти сокровища для нового заказчика. Они это с радостью готовы сделать, благо операция по воровству у русских закончилась успешно.
В эту же группу попадают китайцы, которые работают на «плохих европейцев» в деле перепродажи китайских национальных ценностей.
Другой типаж китайцев – это китайцы с чувством национального достоинства. Для них драгоценности являются в первую очередь национальным достоянием. Некоторые из них, у кого есть большие деньги, скупают на аукционах украденные из Китая сокровища, чтобы вернуть их на родину. Другие ищут эти сокровища, реставрируют, организовывают политические манифестации в их защиту
Главным представителем последних выступает учащаяся в Париже китайская студентка Коко. Она участвует в компании по возвращению утраченных китайских ценностей на родину. И тут мы подходим к сверхидее фильма.
В сцене в особняке, в котором живёт аристократка Кэтрин, потомок одного из тех англичан, которые в XIX веке грабили Китай, Коко излагает Кэтрин эту сверхидею. Звучит она так:
Вы, европейцы, когда-то грабили нас, пользуясь нашей слабостью. Но теперь настал наш черёд. И вы либо отдадите нам наши ценности добровольно, либо мы их у вас отберём/украдём также, как когда-то вы эти ценности отобрали/украли у нас.
Невысказанная идея – но ведь она не может не ощущаться – а в принципе, почему мы, китайцы, должны забрать у вас только своё? В конце-концов полтора века тому назад вы забирали у нас не своё, а наше, так почему бы и нам – доведя до логического конца идею исторической справедливости – теперь не только вернуть себе своё, но ещё и забрать ваше?
А в самом деле, почему нет?
Конечно, европейских (или российский) зритель, который смотрит этот фильм, уверен, что кроме европейского/американского/российского зрителя в мире никого больше и не существует и что Джеки Чан создаёт свои фильмы исключительно на потеху европейского/американского/российского зрителя. Ошибочка. Джеки Чан – китаец. И фильмы свои он создаёт в первую очередь для китайцев. И в этом китайском фильме для китайцев звучит – причём даже не камуфлируясь – мысль, что китайцы должны вернуть себе те ценности, которые когда-то европейцы у них похитили. Идея воздаяния за опиумные войны пока не звучит – но она скоро зазвучит, уж поверьте. И, кстати, в фильме есть перекличка китайцев с другими бывшими жертвами колониальной политики Европы – в сцене, когда ведущие различных азиатских и арабских телеканалов тоже начинают предъявлять европейцам претензию – вы нас когда-то грабили, а теперь верите по хорошему нам наше.
По хорошему? А что, может быть и по плохому?
А почему бы и нет?
Европа (и европейцы) оценивают ситуацию как? Да очень просто – мол кода-то в самом деле были все эти ужасные войны, это рабство, этот колониализм, это разграбление восточных сокровищниц. Но теперь иное. Теперь мы, европейцы, избрали идею мирного сосуществования, толерантности, гуманистических ценностей, мы заклеймили рабство и колониализм. Да и вообще, это же не мы грабили и насиловали, это наши пращуры. Мы разве за них отвечаем?
В сцене к особняке Кэтрин китаянка Коко декларирует – да, отвечаете. Грабили не вы, но ведь вы продолжаете держать в руках наше сокровище. Да и вообще, ваша цивилизация даже технически стала возможна только благодаря нашей. Коко едко бросает Кэтрин – «Чай-то у вас, которым вы нас хотите угостить, наверное тоже китайский?»
Кстати, Джеки Чан в первую очередь сделал фильм для китайцев. Но и про западный рынок он конечно тоже думал. И это только усиливает эти посылы. Сам Джеки Чан может думает иначе, но он демонстрирует западному человек: «смотрите, ребята, вот такая есть тенденция в повестке дня». Если в первом фильме трилогии для Джеки Европы не существовало вовсе, то во втором она уже существует. Но он использует позитивное для Европы утверждение «нацисты – плохие». А в третьем фильме он фактически утверждает: «Да, конечно, прибыли от проката в США и Европе для меня важны, но вообще-то есть ценности и иного порядка, которые для меня выше и мне в сущности плевать, нравятся вам утверждения Коко о принудительной реституции или нет».
Тем более что Джеки Чан может апеллировать и к опыту самой Европы: в 1945 году Европа признала гитлеровский рейх преступным государством, а все ценности, которые немцы вывезли из других стран, было постановлено вернуть в те места, где они были захвачены. Ну так, европейцы, будьте последовательны. Действия англичан в 1840 году в Китае ничуть не отличаются от действий немцев на оккупированных территориях век спустя. Так что, Европа, уж будь последовательна. А то мы – китайцы – заставим тебя быть последовательной.
Кроме того, в восточной морали понятия личной ответственности воспринимается расширительно. Потомок считается точно таким же виновным, как и его предок. Нет никакой разницы кого наказать – предка или потомка, коли уж предок признан виновным.
Вот такая мораль фильма и его, так сказать, сверхидея. И в финале фильма аристократка Кэтрин «проникается», признаёт правоту Коко и отдаёт ей бесплатно какое-то там священное покрывало.
Добро побеждает Зло.
Добро – это Китай.
Зло – ... ну вы сами наверное уже догадались.
И ещё один момент. Часть российской аудитории может бодро воскликнуть: ну правильно, так этих европейцев, грабили, убивали, жгли и разрушали, теперь пускай отвечают перед бывшим т.е. «третьим миром». Извините, ребята, это пресловутый бывший «третий мир» имеет к России точно такие же претензии, что и к Европе. Это с нашей точки зрения Россия – «не совсем Европа», а то и «совсем не Европа». С точки зрения восточной – мы с Европой одним миром мазаны.
И если взять тот же фильм «Доспехи бога: Миссия Зодиак», то русские там показаны не так негативно, как европейцы. Но это не означает, что Россия в повестке дня не стоит. Просто китайцы – это дипломаты с очень хорошей многовековой школой дипломатического искусства. Зачем Китаю воевать сразу на два фронта? Лучше одну из потенциальных жертв до поры до времени усыпить. Посредственности в российском МИДе этого понять даже в принципе не могут, поэтому за чистую монету принимают все эти китайские уверения в мире и дружбе. Но сами-то китайцы несколько иного мнения.
Так что претензии к Европе, они в то же самое время и претензии к России. Только предъявлены будут не одновременно. А пока же ловкий Джеки Ястреб русских просто обворовывает. Что будет завтра? Вот вопрос.
Ну а так, вообще, конечно если об этом не задумываться, если не искать морали фильма или его сверхидеи, то это просто боевик. Хорошо склёпанный боевик, как и все боевики этого молодчаги Джеки Чана. Приятного просмотра, если кто ещё не смотрел. Поп-корном хрумкать под него очень приятно.
PS: Если вы здесь впервые, то прежде чем оставить комментарий, рекомендую прочитать правила общения, которые действуют в моём блоге.
Journal information