Люблю конструировать символические паззлы. Вот один такой.
Цитата: «Пиноккио, более известный нам (благодаря Алексею Толстому) как Буратино, был сделан из пиниевого полена. Именно шишками пинии Буратино обстреливает Карабаса-Барабаса, чья борода прилипает к стволу пинии».
Я так полагаю, что и своё имя Пиноккио получил от пинии – растущего в Средиземноморье дерева из семейства сосновых (см. на фото выше). Интересное тут впрочем не это (хотя и этот факт сам по себе любопытен). Интереснее, что Буратино (отечественный клон Пиноккио) обстреливает Карабаса-Барабаса шишками пинии. Что в этом интересного? А вот что.
Как известно, Карабас-Барабас был доктором кукольных наук. Впрочем, может в книге Алексея Толстого он так и не именовался, но в любом случае он был директором театра марионеток. То есть, вообще говоря, это владелец театра, т.е., так сказать, театральный деятель.
Театр (как тоже кое-кому известно) восходит к древнему виду древнегреческой трагедии – в обратной ретроспекции через Софокла к Эсхилу, а от того к Феспису. Феспис же создал театрализованную постановку как таковую на базе дифирамбического хора (введя исполнителя-протагониста). Ну а дифирамбический хор, который исполнял – что явствует из названия – дифирамбы, т.е. гимны во славу Диониса (Дифирамб – одно из «запасных» имён Диониса).
Пока не понятно? Ну тогда идём дальше.
Как у всякой знаменитости, у Диониса были свои почитательницы (что-то вроде фанаток современных рок-групп). Звали этих почитательниц Диониса – Менады. Одним из атрибутов менад был тирс – украшенный виноградными листьями и плющом деревянный жезл. Наконечником этого тирса была шишка пинии. Ага, точно такой же, какими Буратино закидывал Карабаса-Барабаса.
Менады были отчаянными бабищами, к тому же практически всегда пьяными. Когда они разъярялись во славу Диониса, то пощады не было никому. Согласно древнегреческому мифу, разгневанные менады убили Орфея. Надо полагать, они забили его до смерти своими жезлами, то есть шишками пинии.
Поскольку Орфей был символическим прародителем всех театральных деятелей будущего, то можно сказать, что первого театрального деятеля убили шишками пинии.
Ну а теперь уже всё очевидно. В книжке «Золотой ключик» таким образом Карабас-Барабас выступает этаким своеобразным Орфеем (а кто сказал, что у Орфея не могло быть длинной чёрной бороды?) и его пытается забить шишками пинии реинкарнация дионисийский менад – Буратино.
Ну и так, совсем мелкий штрих. Имя Буратино Алексей Толстой взял, судя по всему, по имени второстепенного персонажа-маски итальянской комедии дель арте – Бураттино. Бураттино – это добрый, сентиментальный, отвергнутый любовник. Позднее этот персонаж перекочевал в театр марионеток (где его, видимо, и углядел Толстой). Принципиально тут то, что первоначально это персонаж-маска. А дифирамбический хор (славящий Диониса) Феспис преобразовал в первый пра-театр путём наделения участников действа масками.
Ну вот, собственно, пожалуй и всё. Благодарю за внимание.
Journal information