1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Ещё раз о Куликовской битве (часть 2)

Окончание. Начало: http://germanych.livejournal.com/208603.html


Думаю, что умному человеку после этого что-то объяснять не надо. Но всё же дополню полное изложение взаимоотношений между Москвой и Золотой Ордой в XIV веке, чтобы уж совершенно было понятно, что на момент Куликовской битвы Дмитрий Донской ни в малейшей степени не являлся вассалом Тохтамыша, а, наоборот, формально был вассалом Мамая.

5. Так как всё было?
В 1312 году хан Золотой Орды Узбек совершил религиозный переворот, сделав государственной религией ислам. Это привело к росту сепаратистских настроений в сибирских регионах. В 1342 году ханом Золотой Орды стал его сын, Джанибек. В 1357 году он был убит собственным сыном в Сарае – столице Золотой Орды (Сарай находился примерно там, где сейчас находится Астрахань). После чего в Золотой Орде начался период мятежей, названный в летописях «великой замятней». Ханы Золотой Орды стали меняться, как в калейдоскопе. Политическая власть этих ханов стала стремительно уменьшаться. Зато потребность в деньгах для армии – увеличиваться. Этим воспользовался московский митрополит Алексий, который в обмен на русское серебро получил от очередного хана-временщика документ, который даровал потомкам Ивана Калиты наследственное право на великокняжеский престол в Москве. Напомню, что до этого (начиная с 1240-х годов) ханы Золотой Орды давали ярлык на великое княжение по своему произволу (обычно руководствуясь величиной дара от претендента). После документа, который выторговал Алексий, Золотая Орда фактически признала почти полную независимость Москвы в вопросах наследования престола, что было равносильно почти признанию независимости Москвы. С этого момента московский князь (молодой Дмитрий) стал почти суверенном. Однако формально Москва всё равно входила в состав Золотой Орды и подчинялась правителю Сарая.

В результате «великой замятни» Золотая Орда развалилась на три части: собственно Золотую Орду, а также Белую и Синюю Орду (Сибирь). К власти в Золотой Орде пришёл талантливый военачальник (темник) Мамай. Его единственным недостатком было то, что он не был потомком Чингис-Хана (чингисидом). Однако Золотая Орда признала его власть и он был законным правителем. Московский князь Дмитрий подчинялся именно Мамаю, поскольку Москва признавала власть столицы Золотой Орды – Сарая, а не каких-то вновь созданных политических субъектов в виде Синей или Белой Орды. В описываемый период ханом Синей орды стал молодой чингисид Тохтамыш, который случайно уцелел в результате внутренней гражданской войны, но получил помощь Тимура. Естественно, как чингисид, то есть потомок Чингис Хана, Тохтамыш стал перетендовать на власть в Сарае. Однако ни одно из русских княжеств никоим образом не подчинялось ему, не являлось хотя бы в чём-либо зависимым от Синей и Белой орды. Московское и другие русские княжества подчинялись только Золотой Орде и её правителю Мамаю.

Положение Мамая было сложным, поскольку выступившего против него Тохтамыша поддерживал Тимур. Мамаю были нужны деньги и он обратился к сидящим в Крыму генуэзцам. Те готовы были оказать помощь, но потребовали от Мамая предоставить им концессию на добычу меха в северной Руси. Мамай не мог уже дать такую концессию без согласия русских князей, поскольку они уже были почти независимы от Орды (примерно как сейчас Чечня от Москвы). Мамай попросил Дмитрия Московского разрешить генуэзцам заниматься добычей меха. Однако православное лобби заявило, что не бывать латинянам на Руси. На тот момент за лидерство над Русью боролись два субъекта: Московское княжество и княжество Литовское. В середине XIV века по силам они были примерно равны. Разница была лишь в том, что политическая элита княжества Литовского была языческой, а сам князь Ягайло склонялся к католицизму. Поэтому православные регионы Руси отвергали литовское главенство, склоняясь к Москве.

Мамай решил это использовать, войдя в сношения с Ягайло против Москвы. Однако до поры до времени боевыми действиями это не грозило, поскольку Мамая больше заботили притязания Тохтамыша на власть в Сарае. То есть, с современной точки зрения, законным правителем Золотой Орды был как раз Мамай, а Тохтамыш – узурпатором. Но в те времена наследственного владения, права чингисида Тохтамыша тоже кое что значили.

Решив политически блокировать Москву, Мамай направил послов к суздальскому епископу Дионисию, который в тот момент жил в Нижнем Новгороде. Однако Дионисий был горячим сторонником войны с татарами и когда послы Мамая приехали в Нижний Новгород, нижегородцы их убили. За этим неминуемо последовала карательная экспедиция Мамая на Нижний Новгород. На реке Пьяне объединённый отряд суздальцев и нижегородцев был татарами уничтожен. После этого Мамай решил не останавливаться на полумерах и двинулся далее. На реке Ворскле татары столкнулись с отрядом москвичей и были разгромлены. После этого настоящая война между Москвой и Мамаем была неизбежна.

Тут можно спросить: а причём тут Тохтамыш? И получить ответ: да ни причём. Никакого отношения к последующей Куликовской битве Тохтамыш не имеет. Ну то есть ни малейшего. Это были внутренние разборки правителя Золотой Орды Мамая с почти отложившимся от Орды великим князем Дмитрием Московским и поддержавшими его князьями других городов.

Начиная войну по наведению конституционного порядка, Мамай со стратегической точки зрения действовал правильно: получил деньги от генуэзцев, на которые снарядил мощную 200-тысячую первоклассную армию. Да к тому же вступил в союз с князем Литовским Ягайло, который должен был ударить в спину Дмитрию Московскому с 80-тысячной армией. Московскую армию могла спасти только быстрота и искусное маневрирование. Дмитрий Московский повёл свою 150-тысячную армию форсированным маршем на сближение с Мамаем. Встреча произошла 20 сентября (по новому стилю) 1380 года возле места впадения Непрядвы в Дон. Ночью русские форсировали Дон, отрезая себе всякие пути к отступлению. То есть 150 тысяч человек отрезают себе пути бегства, имея перед собой 200 тысяч первоклассных татарских войск, подкреплённых к тому же ещё по некоторым данным и предоставленной генуэзцами артиллерией (которую, разумеется, археологи тоже не нашли), да к тому же к тем вот-вот должно подойти 80-тысячное подкрепление. Извините, но таким образом никто ещё и никогда не бился за чужие интересы. Иногда русские вовлекались ханами в свои разборки, но обычно вели себя пассивно. Когда, например, много позднее русские войска были вынуждены выступить на стороне Тохтамыша против Тимура, то они в бой вообще не вступали и при первой возможности оставили место боя. А на Куликовом поле было совершенно иное.

Итак, ещё раз опишу диспозицию. 21 сентября 1380 года. Раннее утро. 150 тысяч русских, имея за своей спиной 80 тысяч литовских войск Ягайло и перед собой 200 тысяч татар (отличных наездников и стрелков из лука), отрезали себе все пути к отступлению и полны решимости либо победить, либо умереть (ничего иного им, собственно, и не оставалось). Так почему же объединённое войско Дмитрия Донского пошло на этот смертельный риск? Потому что им Тохтамыш приказал? Не смешно – Тохтамыш на тот момент вообще был для русских никем. Он был только ещё претендентом на власть в Золотой Орде и никому ничего приказывать не мог. А правителем Золотой Орды был Мамай. Так вот русские на тот момент уже почти полностью отделились от Золотой Орды. Но свобода не даётся просто так. За неё надо биться. И русские на Куликовом поле были полны решимости биться за свою независимость от власти правителя Золотой Орды Мамая. Это мы знаем, что было потом. А они тогда этого не знали. Они просто знали, что им надо либо разгромить Мамая и получить независимость, либо умереть всем на этом поле.

Ход битвы известен и описывать его не буду. Русские почти полностью полегли и казалось, что Мамай победил, когда ударом засадного полка русские полностью изменили ситуацию, в результате чего в итоге разгромили татар. Князь Ягайло опоздал к месту битвы на одни сутки. Л.Н. Гумилёв утверждает, что это произошло в результате ловкого маневрирования Олега Рязанского, которого по недоразумению посчитали предателем, поскольку он не явился в месту сбора перед битвой. Но это уже не столь важно.

Важно то, что в результате разные княжества бились плечом к плечу и плечом к плечу гибли. После нашествия Батыя, когда все гибли каждый поодиночке, это был первый случай совместного – и успешного – отпора татарам. В горниле этой битвы и родился русский народ как таковой (хотя сам термин известен со времён мифического Рюрика, но тогда он обозначал совершенно другое). Так вот эти русские, возвращаясь с Куликова поля, ощущали небывалый подъём, поскольку были уверены, что освободились от власти Золотой Орды. И в принципе так оно и было. Вернее, было бы… Дмитрий Донской конечно не учёл того, насколько простираются притязания Тохтамыша.

Войска Тохтамыша столкнулись с потрёпанными войсками Мамая почти сразу после Куликовской битвы и конечно же разбили Мамая. Мамай бежал в Крым, где и умер или был убит в Кафе. Ну а что же Тохтамыш? А Тохтамыш вошёл в Сарай и с этого момента стал законным ханом Золотой Орды. И именно с этого момента формально Московский князь стал с татарской точки зрения вассалом Тохтамыша. Ещё раз подчеркну – не ДО, а ПОСЛЕ Куликовской битвы власть Тохтамыша формально распространилась на Русь. Причём это произошло из-за того, что Тохтамыш выбрал удачный момент для удара по Мамаю – сразу после Куликовской битвы, когда Мамай не мог оказать эффективного сопротивления. Однако то, что Тохтамыш считал Дмитрия Донского своим вассалом вовсе ещё не означало, что сам Дмитрий Донской придерживался той же самой точки зрения.

Объективно, конечно, действия Дмитрия Донского, разгромившего Мамая на Куликовом поле, были выгодны Тохтамышу. Но из этого вовсе не следует, что Дмитрий Донской действовал по указке Тохтамыша. И уж тем более полным бредом является утверждение, что Дмитрий Московский на Куликовом поле был вассалом хана Синей Орды Тахтамыша. Для примера: разгром Германии в Первой (да и Второй) мировой войнах оказались очень выгодны Польше. Однако никто из вменяемых людей не станет утверждать, что армии, воевавшие против Германии, действовали по приказу поляков и в их интересах. Поляки лишь воспользовались моментом и получили свои гешефты. Точно также было и в 1380 году. Тохтамыш воспользовался ситуацией и победил ослабевшего Мамая.

Но что же было далее? А было то, что Тохтамыш конечно понимал – пока воспрявшая после Куликовской битвы Русь снова не будет приведена к покорности, говорить о возрождении былого величия и мощи Золотой Орды не приходится. Стало быть война с Москвой с точки зрения Тохтамыша была неизбежна. Однако для любой войны нужен повод, а Дмитрий Донской старался таких поводов не предоставлять, поскольку и сам был сильно потрёпан после Куликовской битвы. Л.Н.Гумилёв описывает некую наивную версию последующих событий. Мол, коварные суздальские князья написали Тохтамышу, что, мол, Москва и Рязань хотят объединиться с Литвой против Золотой Орды. И что, мол, наивный Тохтамыш поверил в этот злой навет.

Лев Николаевич Гумилёв безусловно обладал редким для учёного даром писать научные книги, как романы. Однако порой его заносило в плане литературного творчества. Ибо утверждать, что Тохтамыш был наивным человеком, это всё равно что сказать про Гитлера или Сталина, что они совершенно не имели представление о том, что в их странах существует тайная политическая полиция и концлагеря. Кем бы уж там ни был Тохтамыш, но уж точно не наивным человеком. Наивных людей даже в наше время трамбуют ещё на дальних подступах к власти, а в те времена с этим было ещё проще – их истребляли ещё в детстве. Собственно, ещё в юности Тохтамыша чуть не зарезали из-за политических интриг. Такие события быстро заставляют расстаться с политической девственностью. Так что Тохтамыш просто воспользовался письмом, как поводом, чтобы расправиться с внушающей опасения своей полученной фактической независимостью Москвой. Кстати, в утверждении, что Москва и Рязань были готовы объединиться с Литвой против Золотой Орды тоже нет ничего такого уж сверхъестественного. Скорее даже это напрашивалось само собой логикой событий. Так письмо суздальцев вполне могло быть правдивым.

Как бы там ни было, а в 1382 году Тохтамыш подошёл к Москве. Как известно, москвичи не только не открыли ворот, а даже стали издеваться над татарами. Согласитесь, покорные подданные не ведут себя таким образом по отношению к сюзерену. Так что даже поведение москвичей говорило о том, что русские уже считали себя полностью независимыми от Золотой Орды и её ханов. Но в данном случае было ещё рано. Татары ворвались в Москву, перебили жителей и сожгли. Опять же приведу пример из наших времён: примерно также действовала российская власть в Чечне, которая очень уж сильно автономизировалась после развала СССР. Первая и вторая чеченские войны привели к тому, что чеченцы в лице Кадырова признали свою зависимость от Москвы. Примерно тоже самое произошло и с Дмитрием Донским. После разорения Москвы в 1382 году сил для сопротивления у него уже не было и он сквозь зубы вновь признал власть Золотой Орды.

Кстати, вы заметили, как история повторяется порой вплоть до мелочей? Причём – увы, увы, и увы – она, история, никого ничему не учит. И ровно также как Кадыров признал протекторат Москвы, но фактически сделал Чечню независимой территорией с особыми правами, так и Москва очень скоро после 1382 года превратилась по отношению к Золотой Орде в такую территорию.

После того, как Тохтамыш разделался с Москвой и посчитал её полностью подчинённой, он полностью переключился на Среднюю Азию и начал серию войн с Тимуром. Татары Тохтамыша были в основном язычниками, а Тимур продвигал линию исламизации подвластных территорий. То есть политические антипатии усилились религиозными. Тимур начал неожиданный поход против Тохтамыша в 1389 году, как раз, когда скончался Дмитрий Донской. Тохтамыш потребовал военной помощи от сына Дмитрия – Василия I. Василий привёл русское войско, но русские на стали сражаться с войсками Тимура, отделываясь имитацией деятельности. И вот тут как раз всё логично: русские сражаются не за свою независимость, а просто исполняют волю победившего их недавно Тохтамыша, поэтому делают всё тяп-ляп и от боя с врагами Тохтамыша уклоняются. И, собственно, действовали бы точно также и в 1380 году, если бы в самом деле на Куликово поле их послал Тохтамыш, а не свои, русские кровные интересы.

В итоге Тохтамыш потерял власть в Золотой Орде, запутался в интригах с литовским князем Витовтом (с помощью которого хотел вернуть власть в Орде). В конце-концов он погиб в Тюмене, а в Золотой Орде начались новые раздраи и Орда стала потихоньку разваливаться. В 1408 году хан Орды Едыгей ещё произвёл набег на Москву из-за того, что Василий прекратил всякие выплаты в Орду, но взять Москву не смог, а в 1411 году умер. К 1430 году Золотая Орда потеряла всякое значение, как мощная держава, превратившись в конгломерат осколков. После этого уже ни о какой власти Орды над Москвой речь не шла. В 1472 году хан Большой Орды («правопреемника» Золотой Орды) Ахмат вдруг вспомнил, что никто вассальную зависимость Москвы от Орды не отменял и двинулся походом на Русь. Поход окончился неудачей и он повторил его в 1480 году. Причём снова был создан союз с литовцами против Москвы. В конце сентября 1480 года, то есть спустя ровно сто лет после Куликовской битвы, великий князь Московский Иван III выдвинулся с войском навстречу Ахмату. Всё дело обошлось без крупных боёв и вошло в историю под названием «Стояние на Угре». В итоге Иван III вернулся в Москву, а Ахмат утёрся. Воинственно настроенные москвичи, правда, чуть не выдрали Ивану III бороду за отказ начать активные боевые действия против татар, но факт есть факт – 1480 год считается окончанием зависимости Руси от Орды.

Но фактически первый шаг к свободе был сделан 21 сентября 1380 года на Куликовом поле. И пусть ненадолго, всего на два года, но Русь стала независимой. А это в свою очередь создало предподсылки и для последовавшей вскоре реальной независимости – уже с начала XV века между Русью и Ордой существовал скорее союз, когда русские за деньги просто привлекали татарские войска для борьбы с внешними врагами. Впрочем, это уже другая история.

Вот, собственно, почему я утверждаю, что не какое-то Ледовое побоище, а именно Куликовская битва – это одна из самых значимых дат в русской истории.

Ну а то, что очень многие люди сегодня считают это событие либо довольно незначительным, либо вообще неоднозначным, говорит лишь о том, что советская историография очень хорошо постаралась в направлении вытравливания из сознания русских людей исторической памяти.
Tags: История
Subscribe
promo germanych august 22, 2017 01:07 147
Buy for 100 tokens
На фото: кадр из фильма «Что такое Совок?» Итак, свершилось. Наконец я домонтировал его. И приглашаю в кинозал на просмотр фильма-размышления « Что такое Совок?» Это мой первый опыт такого масштабного видеопроекта. Так это и первый опыт использования…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments