1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

С дробовиком против марсиан



Продолжая заявленную месяц назад серию «фотоистория» продолжаю. На этот раз меня заинтересовала вот какая фотография.

Итак, перед вами фотография, которая в фотобанке Сorbis идентифицирована следующим образом:

William Dock Stands with Shotgun
Original caption: William Dock, 76, stands ready with his trusty shotgun to ward off attack of any strange creatures from Mars who were supposed to have landed in Grover's Mills during an "invasion" of the country. The only way they "landed" there however, was via a radio broadcast which threw the nation into a panic. People fled this area when fictitious news bulletins during Orson Welles' dramatization of H.G. Well's book "War of the Worlds" said that the first spaceship carrying invading Martians landed here.
IMAGE:
© Bettmann/CORBIS
DATE PHOTOGRAPHED
October 31, 1938
LOCATION
Grovers Mill, New Jersey, USA


История в общем-то известная и даже где-то хрестоматийная. Суть, если кто случайно об этом не слышал, в следующем. В 1938 году американский драматический режиссёр-новатор Орсон Уэллес (Orson Welles) забабахал радиоспектакль по мотивам известного фантастического романа «Война миров» своего почти тёзки Герберта Уэллса. Суть новаторства заключалась в том, что спектакль был построен как череда новостных репортажей о высадке марсиан. Уэллес добился такой достоверности, что в том районе, где по его версии происходила высадка марсиан, среди населения, измученного нарзаном, вспыхнула настоящая паника. Народ начал пачками разбегаться кто куда. И лишь немногие, как запечатлённый на представленной фотографии 76-летний Уильям Док, сохранили хладнокровие и заявив нечто вроде: «Пусть эти марсиане только сунутся, таким наваляем, что мало не покажется», заступили на охрану добра, нажитого непосильным трудом.

Папаша Док весьма выразителен в своей спокойной уверенности, что никакому марсианскому гаду не удастся добраться до его добра. Ибо старый добрый дробовик всегда под рукой.



В каком-нибудь советском фильме 30-х годов с таким лицом ему обязательно доверили бы роль подкулачника-вредителя, всячески мешающего коммунарам строить новую счастливую жизнь. Живо представляю себе сцену, как этот герой, докурив сигаретку, поджигает амбар с колхозным зерном, чем вызывает удар по ещё не совсем окрепшей советской республике.

Пара слов об авторе радиопостановки, которая наделала столько шуму.

Орсон Уэллес, автор самого лучшего фильма всех времён и народов (по версии американских киноакадемиков) – «Гражданин Кейн», хотя родился в богатой семье, но очень рано остался без родителей. Папу подкосил алкоголизм, а маму – желтуха (до открытия антибиотиков оставалось ещё несколько лет). Правда сперва умерла мама, а позднее папа, но принципиальной разницы это не имеет. В десять лет Орсон сбежал из дома приютившего его доброго дядюшки, но вскоре был пойман – он зарабатывал танцами на улице (почти как в фильме «Поющий под дождём»). В возрасте 16 лет Уэллес отправился в Европу, где начал овладевать профессией актёра, играя Шекспира. В 1933-м вернулся в Штаты и попытался поставить на Бродвее «Ромео и Джульетту», но что-то там не срослось. После чего он замутил собственный фестиваль драмы, который имел шумный успех.

В 1935 году Орсон Уэллес подвизался на радио. Ему тогда было всего 20 лет. Настоящую шумную (в прямом и переносном смысле) известность ему принесла упомянутая уже радиопостановка 30 октября 1938 года, вызвавшая небывалую панику среди населения Североамериканских Соединённых Штатов. Даже Адольф Гитлер в одной своей речи несколько месяцев спустя упомянул эту историю, как «свидетельство упадка и коррумпированности в условиях демократии». Гитлер намекал на то, что слушатели не были уведомлены, что слушают не официальный новостной блок, а лишь радиопостановку фантастического произведения. Вообще ничего странного, что Гитлер, который столько внимания уделял массовой пропаганде с использованием последних достижений техники, заинтересовался радиоспектаклем Уэллеса. А вот товарищ Сталин по видимому про эту историю ничего не знал. А если и знал, то не посчитал нужным упомянуть. Впрочем, в 1938-м в СССР вышли такие блокбастеры, как «Александр Невский», «Волга-Волга», «Человек с ружьём» и «Пётр Первый» (вторая серия), что было не до американской паники.

Сразу после радиоспектакля «Война миров», Уэллесом заинтересовался Голливуд. Ну и непосредственным результатом этого интереса после череды переговоров явился «Гражданин Кейн» (1941), которого, как я уже сказал, американские киноакадемики считают лучшим фильмом за всю историю кино. К своему стыду я этого фильма не смотрел, а посему мнение американских киноакадемиков не могу ни опровергнуть, ни поддержать. А надо бы наверное посмотреть. А вот посмотрел ли фильм «Гражданин Кейн» папаша Док, которому в 1941 году должно было бы стукнуть 79 лет, история умалчивает.

Вот о чём поведала (и о чём умолчала), найденная мною фотография.

Tags: фотоистория
Subscribe
promo germanych august 22, 01:07 146
Buy for 100 tokens
На фото: кадр из фильма «Что такое Совок?» Итак, свершилось. Наконец я домонтировал его. И приглашаю в кинозал на просмотр фильма-размышления « Что такое Совок?» Это мой первый опыт такого масштабного видеопроекта. Так это и первый опыт использования…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments