В комментариях к заметке, посвящённой фильму «Приключения Электроника», был упомянут другой советский фантастический фильм, снятый примерно в тоже время – «Через тернии к звёздам» (режиссёр Ричард Викторов, автор сценария Кир Булычёв, Киностудия им. Горького, 1981 год).
Поскольку фантастическими фильмами советский кинематограф не очень увлекался, фильм «Через тернии к звёздам» стал событием в моей подростковой жизни. Да и не только моей, как мне кажется. Единственно, что сильно обламывало – спецэффекты. Всё время мне думалось: «Ну почему они не могут снимать фантастические фильмы, как американцы?». На тот момент худо бедно, а в СССР уже видели такие фильмы, как «Козерог-1», да и журнал «Америка» с большой статьёй, посвящённой «Звёздным войнам» Джорджа Лукаса, с обилием цветных фотографий из фильма, в СССР хоть и ограниченно, но продавали (у меня был этот номер). В общем, хотя бы некоторое представление о качестве американских спецэффектов люди имели. Поэтому моделирование фантастической реальности в «Терниях», мягко говоря, не потрясло.
Прошло время и стали доступны разные документы. В том числе и дневник режиссёра фильма «Через тернии к звёздам» Ричарда Викторова (он также был режиссёром фильмов «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной»). Эти дневники приоткрывают завесу над тем, как создавалась советская кинофантастика и многое становится ясным. Предлагаю вашему вниманию несколько цитат.
Цитаты из дневников режиссёра фильма Ричарда Викторова:
17 августа 1972 года (Москва-Кассиопея): В 15:00 собрались у Бритикова. Мы вышли с предложением о пролонгации на 10-15 дней. Мотив. Во-первых, на студии нет пленки, а та, что есть – бракованная...
18 апреля 1979 года (Тернии): Съемка в бассейне прошла хорошо, но опять вышли из строя четыре лампы, погорев под водой две минуты... Первый отсек сделан плохо... Чернота сделана бездарно. Все мажется, пачкается. Лампы горят, выходят из строя одна за другой. Приходится на ходу в воде создавать ощущение разрушенной Гайи. Кино не мыслимо без техники. А НИКФИ (Научно-исследовательский Кино Фото Институт) нам по сути дела сорвал съемки невесомости. Великое свинство – безответственность... Считаю, что то, что сняли без ЧП этот бассейн – удивительно. Испорченные лампы, плохой бокс для камеры без аккумуляторов, плохая краска в декорации и т.д. и т.п.
2 сентября 1980 года: Просмотр, которого ждали с 9:30 утра, состоялся. Было и плохое и хорошее. Вызывает беспокойство у начальства – есть аллюзии по насущным проблемам (Афганистан)...
4 сентября 1980 года: Получил заключение от имени Госкино и студии с двенадцатью пунктами переделок. Кое-что из области белиберды. Богомолов: Все сцены сделаны опереточно: дед с Прулем и котом... – это за гранью. Что мы хотим? Все не эстетично и не привычно жанру.
30 октября 1980 года: В 15:00 были на ковре! Поправки!
Помни, Помни, Помни...! Помни: Человек, будучи порабощенным, не может быть счастлив!
29 января 1981 года: Кончена жизнь, жизнь кончена. Тяжело дышать. Давит.
Источник: http://ternii.film.ru/censorship.asp
Вот интересно, сегодня наверное кое-кто из бывших сотрудников Научно-исследовательского кино-фото института (НИИ, едрить его!), пившего кровь у режиссера любимых детских фантастических фильмов, предаётся воспоминаниям в стиле: «Тогда мы творили, мы были причастны к великим советским фильмам». Ага, причастны они были. Сопричастные. Но вот оценка деятельности этого НИИ советским режиссёром: «НИКФИ нам по сути дела сорвал съемки невесомости. Великое свинство – безответственность...».
Ну а это: «Первый отсек сделан плохо... Чернота сделана бездарно. Все мажется, пачкается. Лампы горят, выходят из строя одна за другой» – это просто песня. А вы как думали, чтобы в стране победившего социализма, да чернота была сделана как надо и ничего не пачкалось? Да ещё чтобы лампы не выходили из строя? И чтобы ещё советская цветная плёнка была не бракованная? Шутить изволите? Добро пожаловать в советскую реальность тотального брака и халтуры.
Кстати, я думаю, что кровь режиссёрам пили не столько чиновники из соответствующих отделов ЦК КПСС (хотя и они, конечно), сколько вот эти вот добрые осветители, оформители и прочие – сопричастные полёту Гагарина пролетарии. Да в самом деле советским режиссёрам надо памятники ставить за то, что они в этой обстановке развитого социализма умудрялись снимать хорошие фильмы. Но если для фильмов Шукшина и Тарковского, собственно, никаких особых спецэффектов не требовалось (требовалась только хорошая качественная плёнка), то фантастические фильмы – хошь ты плачь – без дорогих спецэффектов не сделать. А где взять деньги на хорошие спецэффекты в стране, в которой «экономика должна быть экономной»?
А самое главное – где взять хорошие материалы для декораций и ответственных работников. Ибо реально-то имели работников, которым дали «бесплатные квартиры» и они хрен с прибором на свои обязанности кладут, а уволить их практически невозможно – за них и советский КЗОТ, и советские профсоюзы. Заебатая жизнь была при совке – стабильная и социальнозащищённая. Мажь себе гуашевой краской декорации для подводных съёмок – тебе всё равно ничего не будет. Ну поорёт интеллигентишка очкастый, режиссёр какой-то, ну свалится в больницу с инфарктом – тебя-то из твоей законной квартиры никто не выкинет, и прогрессивку тебе заплатят вовремя. Ляпота. Вот по каким порядкам они сегодня тоскуют.
Ну и это, конечно, великолепно: «Помни, Помни, Помни...! Помни: Человек, будучи порабощенным, не может быть счастлив!».
Да трах его теребидох! Что такое?! Советский режиссёр ощущал себя порабощённым??! Да он же просто интеллигентская неблагодарная свинья! Ведь Мегагалактический Эксперт по киноискусству всей Солнечной системы и её окрестностей как дважды два доказал, что советские режиссёры жили припеваючи и благодаря советской власти и лично товарищу Сталину создавали мегахиты термоядерной силы. И ведь в самом деле создавали. Но они, вишь, неблагодарные, своим гнилым интеллигентским нутром желали непачкающейся краски, неперегарающих ламп и небракованной плёнки. Ну не наглость, а? Это ли не доказательство антисоветской сущности всех этих вшивых интеллигентишек?
А надо было, как настоящий советский человек. Напялил тельняшку, телогрейку, ватные штаны и кирзачи, жахнул 200 грамм из гранёного, ебанул пару раз кувалдой по тому месту, где что-то перекосило-перекособенило, вскочил на своего вездеходного всепогодного гусеничного друга – и айда на полной скорости в бескрайную туманную даль, в край вечных морозов и героических свершений. И чтобы повсюду танки и замаскированные позиции ракет. И чтобы прогрессивка точно в срок и бесплатное жильё в общежитии и водка по 3-62. Вот это жизнь! Есть об чём убиваться.
Кстати, сказывают, что Ричард Викторов фильм «Через тернии к звёздам» закончил вырезанной позднее цензорами фразой: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на территории СССР». А где же эдакую красоту ещё и снять, как не в СССР? Ибо СССР, кажется, и был создан лишь для того, чтобы однажды его использовать в качестве декораций для натурных съёмок «гибнущей планеты Десса». Другого разумного объяснения существования СССР я как-то даже и не нахожу.
PS: Ричард Николаевич Викторов, режиссер фильмов «Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии к звёздам», умер 8 сентября 1983 года, не дожив пару недель до 54 лет, во время съёмок фильма «Комета». Подростком он убежал на фронт, был ранен, прошёл всю войну и остался жив. Но вот в советской киноиндустрии выжить не смог.
Journal information