1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Фантастические детали межзвёздного путешествия

Навеяло вот это картинкой

вот отсюда: retro_futurism

С детства любил фантастику, особенно книжки про межзвёздные путешествия. Поскольку таких книг в моём детстве было поменьше, чем сейчас, любую доступную буквально «проглатывал». Межзвёздное путешествие, понятное дело, просто невозможно осуществить без звездолёта.

Наибольше проблемой межзвёздных путешествий является расстояние от Солнца до звёзды. Например, в известном советском фильме «Отроки во вселенной», путешественники отправились в созвездие Альфа Кассиопеи, находящееся на расстоянии 20 световых лет от Солнца. По задумке авторов, звёздолёт летел со половинной скоростью от скорости света (если ничего не путаю), в связи с чем подростки должны были прилететь в пункт назначения в уже солидном возрасте. Для того, чтобы ускорить их доставку, авторы придумали ход с неожиданным ускорением скорости полёта звездолёта и перехода его на сверхсветовую скорость.

Не буду сейчас прикидывать, какой скорости должен был достигнуть звездолёт, чтобы вместо 40 лет их путешествие смогло занять не более недели и насколько реально достигнуть такой скорости. Я немного про другое.

Пока что земные технологии не позволяют создать межзвёздный корабль, движущийся со скоростями, близкими к скорости света. Максимум, что пока можно сделать – это достигнуть т.н. третьей космической скорости, т.е. порядка 20 км/сек. Но допустим, что в каком-нибудь не слишком отдалённом будущем можно будет построить корабль перемещающийся в пространстве с чётвёртой космической скоростью, т.е. со скоростью 550 км/сек. Можно ли предположить, что полёт на такой скорости позволит довести космический корабль за приемлемый квант времени хотя бы до ближайшей звезды? Давайте посчитаем.

Ближайшей к Солнцу являются звёзды из созвездия Альфа Центавра, почему это созвездие так любят фантасты. Расстояние до созвездия Альфа Центавра 4,36 световых года. 1 св.г. = 10^^13 степени километров (примерно, на самом деле один световой год равен 9460730472580,8 км, но это детали). Таким образом, расстояние до Альфа Центавра = 4,36x10^^13 км. За какой время преодолеет это расстояние звездолёт, летящий со скоростью 550 км/сек? Я прикинул на карманных счётах и у меня получилось, что для преодоления этого расстояния ему потребуется 79272727272,7 секунд. Много это или мало?

Давайте снова посчитаем. В одном часе 3600 секунд. В одних сутках, соответственно, 86400 секунд. Ну а в одном годе – 31536000 секунд. Теперь поделим 79272727272,7 секунд (время движения на четвёртой космической скорости звездолёта до Альфа Центавры) на 31536000 секунд (длину одного земного года, выраженную в секундах), и получим… 2513,7 лет. Мнда… многовато. То есть даже на четвёртой космической скорости надеяться на то, что звездолёт долетит до Альфа Центавры и вернётся на Земли в обозримое время не приходится. Для пути туда-обратно такому звездолёту понадобится 5000 лет (пять тысяч лет!).

Что такое пять тысяч лет в человеческой истории? Троя – не мифическая, а реальная, – была основана 5 тыс.лет тому назад. Примерно 5 тысяч лет тому назад в Южной Месопотамии появились шумеры, а в Северной – семитские племена. Пирамида Хеопса имеет возраст примерно 4,5 тысячи лет. Вавилон появился 4,3 тысячи лет тому назад. А Иерусалим был построен «всего лишь» 3,5 тысячи лет тому назад. Примерно тогда же человечество стало изготавливать изделия из железа. Ну а Рим, с его 2,7-тысячелетним возрастом – просто юноша. Вот что такое пять тысяч лет в истории человечества. То есть, если бы звездолёт на четвёртой космической скорости покинул Землю, когда в Месопотамии объявились шумеры, то вокруг не было бы ни пирамид, ни известных нам древнейших городов, а сам он, по совести говоря, должен был быть построен из бронзы или камня. А вернулся бы этот звездолёт от Альфа Центавры только в наши дни. То-то веселья было бы.

И всё же… И всё же, вдруг нашим потомкам (возможно, не таким уж и далёким), захочется отправить к Альфа Центавре звездолёт на четвёртой космической скорости. И допустим, они захотят, чтобы в этом звездолёте до звезд этого созвездия летели люди, а не роботы. Что будет тогда? И вот тут, собственно, я и подхожу к тем неявным деталям такого предприятия, которые фантастов обычно не интересуют.

Итак, всякий там «глубокий сон» и прочие фантастические штучки отметаем сразу – трудно поверить, чтобы человеческое существо проспало 2,5 тысячи лет, а потом как ни в чём не бывало начало функционировать. Полная заморозка организма? Вариант. Если можно предположить, что в ближайшем будущем можно будет построить звездолёт с четвёртой космической скоростью, то почему бы не предположить, что к этому моменту уже будут технологии заморозки и последующей разморозки человека? В принципе, такое предположить можно, следовательно, можно предположить, что люди в начале полёта будут заморожены, а перед прибытием на Альфа Центавру разморожены. Вроде бы всё хорошо. Однако есть одно но.

А кто будет управлять кораблём 2,5 тысячи лет полёта? Автоматика? Вот уж в это сложно поверить, чтобы 2,5 тысячи лет звездолёт шёл на полном автомате и с ним ничего не приключилось. А ведь какой-нибудь небольшой кусок метеорита, прошивший оболочку, поставит крест на всём путешествии. Однако внешняя опасность – это не самое страшно. Наибольшей опасности звездолёт подергается как раз изнутри. Можете вы представить, чтобы 2,5 тысячи лет ничего не случилось с внутренним электрооборудованием, с системами жизнеобеспечения и т.д. и т.п. Да и от обычной ржавчины, протечек, усталости металла и прочей беды за 2,5 тысячи лет невозможно застраховать корабль, который управляется исключительно автоматикой. Можно конечно нафантазировать роботов, которые ну вообще совсем как люди, но я всё же хочу оставаться в рамках, хотя и фантастики, но более или менее приближённой к реальностям.

Итак, как ни крути, а единственной возможностью доставить людям к Альфа Центавре на звездолёте, бороздящем космические просторы на четвёртой космической скорости – это организация на борту звездолёта колонии-поселения. То есть строится гигантский корабль, типа того, который изображён на рисунке, вдохновившем меня, в него загружаются тысяча добровольцев обоего пола и звездолёт отправляется в странствие. Почему тысяча? Это конечно условное число, однако же, речь ведь идёт об автономной колонии, которая должна за 2,5 тысячи лет не вымереть полностью, а худо бедно самовоспроизводиться. Поэтому все эти фантастические россказни про двух мальчиков и двух девочек – это ерунда полная. Тысяча – и не меньше. А вообще, по хорошему, надо бы тысяч десять.

И тут начинается самое интересное, то, ради чего, собственно, я всё это пишу.

Итак, тысяча человек на звездолёте должны не просто так слоняться без дела, а должна обслуживать звездолёт, как обслуживают город его жители. То есть звездолёт должен иметь условную тысячу рабочих мест. Соответственно, поскольку те, кто начнёт путешествие, умрут в отмерянный им срок, нового поколения на звездолёте должно быть не менее, чем требуется рабочих рук для обслуживания всех рабочих мест звездолёта. Соответственно, грубо говоря, за все 2,5 тысячи лет пути, на борту звездолёта должно находиться примерно тысяча взрослых работников самых разнообразных специальностей. Это, так сказать, ограничение численности населения звездолёта снизу.

С другой стороны, хотя мы запроектировали и гигантский по размерам звездолёт, всё же он не резиновый. Соответственно, запасы продуктов на 2,5 тысячи лет будут довольно ограниченными. Допустим, что на таком огромном звездолёте можно будет реализовать посевы злаков, фруктов, овощей, стада коров, а также курятники с бройлерами и наседками для того, чтобы обитатели звездолёта могли кушать на завтрак яичницу, пить кофе со свежим молоком и хотя бы изредка уплетать сочный бифштекс. Ну а что? Если мы строим звездолёт на тысячу человек, неужели мы не запроектируем отсеков, в которых будет помещаться скот, и произрастать пшеница какого-нибудь специально выведенного сорта, позволяющей ей обходиться светом специальных ламп. Нет, фантастика у нас или где? Да, строго говоря, ничего особо сверхфантастического в этом нет.

Однако же, сколько бы коров, свиней и коробок с сухим пайком мы в звездолёт ни набьём, всё равно продуктов будет довольно ограниченный объём. Следовательно, население звездолёта неминуемо должно будет сильно ограничивать свою рождаемость с тем, чтобы общая численность не достигла такого размера, который просто сожрёт все продукты питания, включая кур-несушек и племенных быков, а после этого начнёт вымирать голодной смертью. То есть детей на звездолёте должно быть примерно столько, сколько старых жителей звездолёта, которые скоро по возрасту не смогут уже выполнять своих обязанностей. Это, так сказать, ограничение численности популяции сверху. Причём это даже более жёсткое ограничение, чем ограничение снизу. Потому что, теоретически, даже если численность уменьшится вдвое, то оставшееся населения пусть и с напряжением, но может выполнять функции, требующиеся на всех рабочих местах, да потом и довольно скоро может подрасти. А вот при резком увеличении числа людей на звездолёте – им всем грозит голодная смерть.

Из всего этого плавно вытекает жёсткая регламентация рождаемости на звездолёте. Кто будет за это отвечать? Очевидно, командир корабля и его ближайшие помощники. То есть на звездолёте – ради выживания всей колонии – должны будут быть установлены такие как бы фашистские порядки.

Ну а теперь начнём социальное моделирование.

Итак, первые жители звездолёта без сомнения будут набран их сознательных граждан, которые будут прекрасно понимать высокую цель эксперимента и будут готовы на самоограничения. Поэтому, скорее всего, требованиям командования по поводу рождаемости, рациона питания, приёма воды и тому подобных базовых ценностей, они будут подчиняться сознательно, с чётким понимаем необходимости таких ограничений. Допустим также, что и своему потомству, и даже потомству потомства удастся внушить и объяснить, для чего необходимо выполнять такие ограничения.

Однако 2,5 тысячи лет полёта – это примерно сто поколений (считая, что каждое новое поколение нарождается примерно раз в 25 лет). Ну даже, если возраст, когда люди звездолёта будут получать право рожать людей увеличить, то всё равно количество поколений за 2,5 тысячи лет вряд ли можно уменьшить ниже 50-60.

Ну а теперь вопрос: кто-нибудь из читающих эти строки, принимает близко к сердцу наставления и регламентации, которые были даны кем-то не то что 50-50 поколений назад, но хотя бы даже поколений 20-30? Кто, например, в своей жизни принимает во внимания положения Домостроя – книги, которая в XV веке была главным регламентатором жизни русских семей? А если копнуть ещё вглубь веков? Христианство – вот тоже интересный пример. Можно ли сравнить жизнь современного христианина с жизнь христианина 500-летней давности? А с жизнью первохристиан, которые каждый день на литургии (каждый день, не по воскресеньям!) причащались и готовились к смерти. Да и само Евангелие – ведь не стихают разговоры о том, что нынешнее Евангелие – это отредактированные тексты, что настоящий Христос был другим и максимы, которые он дал людям, тоже были несколько другими. Ну а Ветхий Завет? Есть кто-нибудь на земле, кто до сих пор ведёт себя именно так, как вели себя те, кто фигурирует в нём? Я конечно не сильный специалист в этом вопросе, но всё же мне кажется, что правоверные иудеи руководствуются не столько Ветхим Заветом, сколько Торой, которая имеет куда как менее почтенный возраст.

Это я к чему? Это я к тому, что даже в базовых религиях из поколения в поколение происходит постепенное смещение если не смысла, то, во всяком случае, «веса» тех или иных положений. Что-то, что когда-то считалось важным, начинает казаться никчёмными пустыми ограничениями, а какие-то мелкие детали могут достичь гипертрофированных размером. Ну а теперь вернёмся на наш звездолёт, который, пока мы тут рассуждали про Тору и Домострой, отмахал уже никак не менее нескольких тысяч километров.

Как население звездолёта будет воспринимать ограничения по рождаемости, скажем через десять земных веков, от начала полёта?

Интересный момент – а как вообще будет осуществляться смена власти в звездолёте? Вариантов, собственно, два. Либо население звездолёта будет периодически выбирать нового командира звездолёта и его ближайших помощников из числа наиболее умных и опытных членов колонии, либо командир звездолёта будет сам назначать преемника, и, соответственно, помощников. Не сложно просчитать, чем чреват второй вариант. По закону больших чисел однажды один из тех тысяч командиров, которые должны смениться на этом посту за тысячи лет полёта, решит, что самым эффективным способом подготовки нового командира звездолёта будет его подготовка с раннего детства самим командиром. А кого лучше всего можно подготовить, как не своего родного сына? Отсюда плавно вытекает идея перехода власти по факту рождения.

Второй вариант – общие выборы, тоже чреват разными чудесами. Насколько вообще все жители колонии компетентны в выборе достойного нового командира? Ведь на звездолёте будут люди разных профессий: будут и звёздные штурманы, а будут и скотники и сельхозработники. Что они могут понимать в том, какие именно качества нужны командиру звездолёта? В итоге где гарантия, что командиром будет в самом деле наиболее достойный? Поэтому, скорее всего, развитие событий пойдёт по пути наследственной власти или, что тоже возможно, по пути выбора командира из узкого числа главных пилотов, звёздных штурманов и прочей элиты.

Но вернёмся к отношению «населения» к тем установкам, которые изначально были понятны, как остро необходимые – ограничение рождаемости, ограничение потребления ресурсов и прочее. Опять же вопрос интересный, а сама элита – главные члены экипажа, все 2, 5 тысячи лет будут ограничивать себя точно также, как и все остальные, или через пару десятков веко полёта появятся идеи о том, что раз они выполняют более сложную работу и именно от них зависит жизнь обитателей звездолёта, то и распределение житейских благ должно идти таким образом, чтобы они получали этих благ немного больше – в качестве компенсации за свою трудную работу.

И вот, посмотрим, что мы имеем, скажем, через полторы тысячи лет полёта.

Как будут воспринимать мир люди, которые родились на борту звездолёта через полторы тысячи лет после того, как он покинул Солнечную систему? На борту звездолёта будет, безусловно, полно артефактов, доказывающих то, что звездолёт был построен на Земле и отправился в путь с вполне конкретным заданием – достичь Альфа Центавру и вернуться на Землю. Но, говоря по совести, насколько через полторы тысячи лет полёта люди звездолёта будут понимать язык людей, которые этот звездолёт построили? Можно предположить, что в элите управленцев звездолёта этот язык – пусть и в несколько искажённом виде – сохранится и будет передаваться из поколения в поколение в узком кругу. Ну а среди остальных? За полторы тысячи дет любой язык претерпит такие изменения, что понять его будет невозможно. Например, вы хорошо понимаете, что написано в берестяных грамотах Древнего Новгорода или старославянский язык икон? А это ещё не полторы тысячи лет прошло.

Таким образом получится, что через какое-то время у основного населения звездолёта будет один язык, а у элиты – два: архаический земной (почти никому непонятный) и публичный «звездолётный». Насколько население звездолёта будет готов поверить в том, что их звездолёт в самом деле построен землянами и запущен в космос с определённой целью? А что если «элиты» их обманывает, и видеокадры, которые она демонстрирует в качестве доказательства – ловкий обман, чтобы удержать власть? Что видел житель звездолёта в иллюминатор с самого рождения? Искорки звёзд и более ничего. И его родители, и родители его родителей и вглубь веков люди тоже не видели ничего. Какая Земля? Какая Альфа Центавра?

Будет ли очень фантастичным предположение, что среди обычных членов колонии возникнет недоверие к элите? А вместе с недоверием – надо же рассказам элиты противопоставить собственное описание мира – возникнет и собственная мифология?

Ну а жизнь на звездолёте? Разве это справедливо, что командир звездолёта может есть курицу каждый день и меть троих детей, тогда как какая-нибудь несчастная доярка и её муж – скотник – вообще не имеют право заиметь детей? Это безусловно несправедливо. Так появятся идеи социальной справедливости, которые будут базироваться на примерно следующих максимах:

1. Никакой Земли нет.
2. Звездолёт появился сам собой в результате Большого Взрыва.
3. У звездолёта нет никакой цели и ни к какой Альфа Центавре он не летит.
4. Элита всё это – про Землю и Альфа Центавру – придумала, чтобы поддерживать свой высокий уровень жизни.
5. Все люди звездолёта равны и должны в равной степени пользоваться ресурсами звездолёта, а звездолёт будет лететь туда, куда решит большинство.

Далее, совершим ещё одно мысленное усилие, мы придём к идее восстания на звездолёте. В результате восстания погибнут те, кто знал архаичный язык Земли и являлся носителем земного знания о целях и назначении полёта звездолёта. Заодно будет утеряно и знание о космической навигации. А звездолёт начнёт носиться в межзвёздном пространстве по воле случая. Однако населения звездолёта об этом знать не будет и будет уверено, что всё происходит в соответствии с высшей целесообразностью.

Дале можно сколь угодно расширять эту космическую утопию вширь и ввысь. Мне это уже немного наскучило. Но общую идею, думаю, я передал. Самая главная проблема межзвёздных путешествий – это не проблема двигателя или материала. Главная проблема – как на протяжении довольно длительного отрезка времени заставить людей согласованно действовать в соответствии с первоначальной целью.

PS: Только не стоит проецировать это эссе на какие-либо земные реальные страны и сообщества. Всё это не более чем несколько идей, возникших в результате просмотра картинки, помещённой в заголовке эссе.

 
Tags: Футурология
Subscribe
promo germanych август 22, 2017 01:07 148
Buy for 100 tokens
На фото: кадр из фильма «Что такое Совок?» Итак, свершилось. Наконец я домонтировал его. И приглашаю в кинозал на просмотр фильма-размышления « Что такое Совок?» Это мой первый опыт такого масштабного видеопроекта. Так это и первый опыт использования…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 199 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →