1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Некоторое пояснение по овощным базам

У некоторых читателей, даже тех, кто жил в СССР и активно посещал овощные базы, как выяснилось, имеется некоторое недопонимание, как именно и на каком основании происходили все эти «овощные базы». Что выявилось в комментариях к рассказу про овощную базу.

На самом деле, школа никого ни на какие овощные базы не посылала и не имела право посылать. Т.е. конечно могли быть нарушения такого рода, но это были именно нарушения, за которые администрацию школы могли изрядно взгреть. Посылкой на овощные базы и организацией всевозможных субботников занимались общественные организации, а не государственные структуры. Главные общественные организации СССР – это конечно же КПСС и ВЛКСМ. Рассмотрим немного детальнее, на каком же основании ВЛКСМ имел право посылать детей на овощную базу.

Итак, практически любой школьник по достижении 14-летнего возраста как правило вступал в ВЛКСМ. Я уже писал об этом довольно подробно (http://germanych.livejournal.com/17690.html). Вступление в ВЛКСМ было делом формально сугубо добровольным. Это значит, что по закону никто не имел право принудить юношу или девушку вступить в комсомол. Но конечно же вступали почти все. Почему? Разумеется, были и искренне верующие в идеалы марксизма-ленинизма, но таких идиотов находилось мало. Многие просто боялись, что в противном случае будут проблемы в дальнейшей учёбе, особенно при поступлении в институт. Да и соображения «все вступают и я вступаю» были не на последнем месте. Короче, каковы бы ни были мотивы вступления в комсомол, «добровольно» в него вступали почти все.

И тут вступало в действие следующее обстоятельство. Дело в том, что комсомолец должен был обязательно выполнять Устав ВКЛСМ, а в Уставе было записано, что ВКЛСМ строится на принципах «демократического централизма». Это означало следующее: все челны ВСКСМ имели право избирать и быть избранными в любые руководящие органы, они имели при выборах критиковать и обсуждать кандидатуры руководства, но после выборов должны были беспрекословно подчиняться решениям вышестоящих органов.

Каждый комсомолец должен был нести т.н. «общественную нагрузку», которая могла быть как постоянной, так и разовой. Вот как раз в рамках таких общественных нагрузок, райком ВКЛСМ имел право дать указание подчинённым низовым комсомольским организациям провести субботник или отработать какое-то время на овощной базе и т.п.

Следует также иметь в виду, что ВЛКСМ формировалась по т.н. территориально-производственному принципу, т.е. первичные комсомольские организации (первички) создавались по месту работы или учёбы комсомольцев. Понятное дело, что все старшие классы школы представляли из себя такие первички, которые подчинялись не администрации школы, а комитету комсомола школы, а тот, в свою очередь, подчинялся райкому. Как правило, за комитетом комсомола школы приглядывала партийная организация школы (КПСС – друг и наставник), а непосредственно от райкома комитет комсомола курировался кем-нибудь вроде «старшей пионервожатой», которая несмотря на такой титул, была одним из элементов райкомовской иерархии (пионерская организация, напомню, подчинялась ВЛКСМ).

С какой стати райком ВЛКСМ мог принять решение направить комсомольцев, скажем, на овощную базу? А на основании решения какого-нибудь партийного бюро райкома и т.п. Как тогда говорили: «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть». КПСС контролировала все предприятия СССР (возможно как-нибудь я дам подробную структуру этого контроля). Таким образом в райкоме КПСС могли принять решение, что вот на таком-то предприятии не хватает рабочих рук для выполнения каких-нибудь малооплачиваемых и неквалифицированных операций.

Райком КПСС мог дать поручение райкому ВЛКСМ бросить на этот «сложный участок» комсомольцев. После чего райком ВЛКСМ приказывал первичкам выйти на субботник/овощную базу и т.п. И всё это минуя администрацию школы или института. Ну то есть не совсем минуя – понятно, что администрация была в курсе. Но даже если бы директор школы сильно не хотел бы, чтобы его школьники ездили на овоебазу, то он всё равно не мог бы этому помешать, поскольку школьники ему подчинялись только в рамках учебного процесса, но не в свободное время. А в своё свободное время школьники, которые были членами ВКЛСМ, подчинялись руководящим органам ВКЛСМ. Вот такая хитрая конструкция.

Мне могут возразить: но у нас именно директор школы оправлял детей на субботники или на отработку на какой-нибудь завод. Тут другая хитрость. В рамках учебного процесса организовывалось т.н. трудовое воспитание учащихся, проще говоря, имелись в наличии уроки труда. Так вот в принципе, в рамках этих уроков труда или вместо них, школьников могли направить на субботник или прополку сельдерея. Но вот если вообще отменяли уроки, заменяя их картошкой или овощной базой, то это было прямое нарушение и в принципе администрация школы могла бы за такое самоуправство попасть под раздачу. Но, понятно дело, это вряд ли происходило, поскольку любая отмена уроков для школьников – радость и никто бы жаловаться не стал. А кроме того, директор школы мог воспользоваться услугами комсомольской организации школы, т.е. попросить тот же комитет комсомола направить комсомольцев на уборку пришкольной территории и т.п.

Понятно, что со временем все эти достаточно чётко регламентируемые зоны ответственностей всё больше и больше пересекались, происходило сращивание партийно-комсомольских органов и администраций. Да и советский человек, который с детства был приучен к тому, что его в любой момент могут кинуть на прополку огурцов, не задумываясь на основании чего с ним так поступают, в конечном итоге просто привык, что в любой момент его могут «послать на овощную базу» и практически не сопротивлялся любому административному произволу. И доходило до абсурда, когда на овощные базы и картошку посылали люде, давно уже вышедших их комсомольского возраста и ни разу не коммунистов, а люди эти безропотно ехали, даже не пытаясь оспорить законность такой барщины. Так был воспитан советский человек – если главный приказал, то лучше не спорить. На всякий случай, а то «мало ли чего». Последствия этого воспитания Россия долго ещё будет изживать.
Tags: Совдепия
Subscribe
promo germanych august 22, 01:07 146
Buy for 100 tokens
На фото: кадр из фильма «Что такое Совок?» Итак, свершилось. Наконец я домонтировал его. И приглашаю в кинозал на просмотр фильма-размышления « Что такое Совок?» Это мой первый опыт такого масштабного видеопроекта. Так это и первый опыт использования…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →