Вот на каком моменте хочу ещё раз остановиться. В комментарии к предыдущей теме мне было сказано, что может быть красивый дизайн дореволюционных вещей связан с тем, что все вещи уродского качества просто не дожили до наших времён.
Нет, в принципе я могу представить, что до революции отнюдь далеко не всё, что выпускалось, особенно кустарно, было верхом совершенства. И очень даже может быть, что всякое промышленное уродство и убожество просто погибло в бурные времена XX века. Да, такое может быть. Но ведь то, что всё-таки дожило, в самом деле представляет из себя весьма симпатичные изделия – от рекламных плакатов до зданий.
Но штука-то вот в чем. Всё – абсолютно всё, что было произведено в СССР в брежневские времена – это убогий хлам. Нет, он выполняет основные функции, но он уныл и некрасив. Приведите пример хоть каких-нибудь изделий – без разницы каких – которые бы были выпущены или построены в 70-е годы и имели бытовое назначение. Я имею в виду прикладные вещи. Самолёт Ту-144 приводить в пример не надо. А вот то, с чем имел каждый человек каждый день: от карандашечистки до жилого дома – всё сплошь унылое и убогое.
По сути, это не вещи, а муляжи вещей, что-то вроде театральных яблок из воска – издалека похоже на настоящее яблоко, а возьми в руки – сразу обнаружишь подделку. Вот точно также и с подавляющим большинством предметов советской лёгкой промышленности: убогий дизайн, убогое исполнение, и выкрашено в какие-то серобуромалиновые оттенки.
Взять, например, пропагандистские плакаты 30-50-х годов – они в самом деле интересны. Но плакаты 70-х годов – это просто тушите свет. Игрушки, одежда, бытовые приборы, дома и автомобили – на всём лежит печать формализма, унылости и полной дизайнерской импотенции.
В от это загадка. Ведь что бы там не выдумали стукнутые на оба полушария коммунистические классики, красоту ведь они не отменяли. Не было ведь в марксистско-ленинском наследии положения о том, что в коммунистическом обществе вещи надо делать редкостно уродского вида и качества. И однако же вот подишты. Такое ощущение, что на предприятиях была специальная тайная инструкция – изготавливать продукцию как можно более уродски выполненной. А если изуродовать нельзя в принципе, то покрасить её во что-нибудь похоронно унылое. Ну а если вдруг каким-то немыслимым образом выпустят что-то более или мене приятное на глаз, то начнут штамповать его безостановочно так, что оно будет по всему Союзу в каждом доме и от него уже тошнить будет.
И если бы хотя бы в ограниченном количестве в СССР не поступали товары из ГДР, а то и Финляндии (не говорю уже про фарцовку), то всё было бы настолько уныло, что дальше некуда.
Кстати, да не покажется это кому-то, кто не жил в СССР, странным, но были в СССР некие «свободные экономические зоны», самой знаменитой из которых была Одесса. И дело даже не в том, что приходящие из загранки моряки продавали в Одессе массу импортных штуковин. Но в Одессе каким-то чудом существовали кустарные мастерские, в которых выпускалась подделка под западную продукцию. Например, захватившие почти весь Совдеп сумки из холстины, с грубыми верёвкам вместо ручек и трафаретом намалёванной какой-нибудь картинкой и надпись на английском языке. Это был стопроцентный кич. Но на фоне промышленной совдеповской унылости, этот кич расхватывался на ура. Точно также кустари-умельца изготавливали из обычных белых футболок футболки с рисунком – при помощи трафарета. Вся эта деятельность была на грани нелегальной и в какой-нибудь Москве была попросту невозможной, но в Одессе почему-то существовала.
Journal information