Вчера снова возникла идея о том, что большую часть текстов о Совдепе имеет смысл издать в виде книги. В общем-то, я ничего против такой книги не имею. Но… Дело в том, что к книгам у меня довольно трепетное отношение. Уж не знаю что тому причиной, может быть гены – мой отец был типографским рабочим, – но всё, что связано с полиграфией, вызывает у меня повышенный интерес. О издательско-полиграфическом деле вообще и о книгах в частности я знаю конечно далеко не всё, но весьма не мало. Слова «линиатура», «интерлиньяж» или «кернинг» не вводят меня в ступор, а даже напротив, они для меня являются чем-то вроде тайного кода для посвящённых.
Как-то так получилось, что издательское дело проходит красной линией через всю мою биографию. Строго говоря, даже по комсомольской линии я всегда отвечал за «настенную печать». Ещё до краха Совдепа работал в двух крупнейших московских издательско-полиграфических комбинатах («Правда» и «Московская Правда»). В 90-е приложил руку к выпуску одного журнала и нескольких газет (в связи с чем освоил специальности от верстальщика и менеджера по дистрибуции до главного редактора и директора). Позже работал заведующим редакцией в одном крупном книжном издательстве. Ну и до кучи – начальником издательского отдела очень крупного холдинга, занимающегося дистрибуцией прессы и книг. Ну и не забуду две собственных книги, вышедших в 2001 и 2002 г.г.
В общем, я очень хорошо представляю себе, что такое Книга. Причём на всех этапах – от момента, когда автору только приходит в голову идея книги и вплоть до того момента, когда новенькая книга попадает на полку в магазине. В итоге у меня развилась крайняя степень идиосинкразии к книгам. Помните, как в «Семнадцати мгновениях весны»:
– Штирлиц, признайтесь, вы писали в юности стихи?
– Нет, не писал.
– Ай-яй-яй, Штирлиц, маленькая ложь рождает большое недоверие.
– Клянусь, бригадефюрер. Всё что угодно писал, кроме стихов – у меня идиосинкразия к рифме.
А у меня идиосинкразия к полиграфии. Как говорится, чтобы найти плохую книгу, далеко ходить не надо – достаточно взять первую попавшуюся с книжной полки в магазине. В самом деле, книг сейчас очень много, но большинство из них плохие. Я не содержание имею в виду – содержание, это вопрос десятый.
Приведу пример. Когда я работал завредакцией, то был у меня автор по учебнику для высшей школы (нечто из области физики). Вернее, это был коллектив авторов, но главный-то всё равно был один. Так вот он мне все мозги выел, пока эта книга готовилась. Во-первых, он категорически отказался от типографской бумаги и требовал офсетную – говорил, вы мне лучше гонорары урежьте, но пусть бумага будет офсетной. А что он сделал с группой вёрстки – это вообще Мама Мия. Он колдовал над каждым рисунком, устраивал скандал, если толщина какой-нибудь линии немного не соответствовала требуемой и т.п. В общем, мне уже становилось неуютно от тяжёлого взгляда верстаков, которым я доставил такого автора.
Но в итоге учебник получился на пять баллов. Отличный учебник, отличные чертежи. Почти как немецкие учебники 30-х годов. Что, вы не видели немецкие учебники 30-х годов? Очень рекомендую ознакомиться – вот где классика полиграфического искусства.
Или другой случай. Когда готовилась к печати моя собственная книга, то человек, ответственный за это дело, выел мозг дизайнерской фирме, которая взялась подготовить её к печати (финальный продукт – плёнки). Это была эпопея. Такой книги до этого в РФ никто не видывал. Когда она вышла в начале 2001 года, то всех причастных просто озноб прошибал. Во-первых, объём был просто устрашающий – 90,72 у.п.л. (формат 84x108 1/16) – это примерно как том энциклопедии. Во-вторых, она была двуцветной – black + Panton (а это был учебник). Да, полностью печаталась в два цвета. В-третьих, рисунки были выполнены в технике гарильяжной сетки (если я не путаю название). Это вообще был аут. Такая сетка наносится на банковские банкноты и ценные бумаги. Впрочем, не удивительно, ибо в качестве иллюстратора был привлечён один из гравёров, готовивших к выпуску тысячерублёвую купюру. В общем, книга была в самом деле диковинной. Да и цена у неё для 2001 года была изрядной. Но зато её не стыдно было показывать (правда, в неё, несмотря на тщательную работу редактора и корректора, вкралась одна досадная опечатка).
А вот вторая книга была никакая. То есть по содержательной части, как мне кажется, всё получилось неплохо, но вот оформление – обычная типовая никакая книженция. Мне за неё не стыдно. Но вот дарить её я никому не стал бы.
В чём была разница между первой и второй моими книгами? Первая финансировалась неким небедным спонсором, а вторую выпускало издательство на свои деньги.
К чему я это всё? А к тому, что в принципе написать книгу на основании всего того материала, который имеется в этом блоге – не сложно. Но у меня есть концепция такой книги, видение её. А вот с реализацией этого видения есть некая проблема. Ибо, скорее всего, ни одно издательство не согласится делать книгу такой, как я её хотел бы сделать. А я хочу, чтобы либо книга про Совдепию в самом деле была неким культурным явлением, либо ну её в задницу – уродскую книгу «а-ля Кара-Мурза» или «а-ля Проханов», только с другим знаком, мне не хочется видеть за своей подписью. Ибо я считаю, что книга – это такая вещь, которую должно быть не только интересно читать, но просто приятно держать в руках, перелистывая.
В общем итог размышлений следующий. Я буду готов приступить к работе над книгой, если найдётся человек (или группа лиц), которая готова будет добавить денег для издания в самом деле хорошей книги – в первую очередь полиграфически хорошей. Ибо издательство найти на выпуск книги про Совдепию можно. Но издательство выпустит типовую средненькую книжечку. А вот, чтобы она стала в самом деле качественной вещью, нужно добавить денег. Понятно, что при этом спонсор будет иметь право и на часть прибыли от продажи. Но штука в том, что деньги за изданную книгу возвращаются год-два. Так что неблагодарное это дело. Ну разве что получится супербестселлер.
Деньги нужны в первую очередь на следующее: покупку фотографий (ибо без фотоподборок такая книга потеряет значительную часть привлекательности), оплату дополнительной полноцветной печати и мелованной бумаги для фото (не всего объёма, понятно, но вкладки должны быть полноцветными и на мелованной бумаге). Качественная вёрстка и корректура тоже стоят денег. Не то чтобы в издательствах нет своих верстальщиков. Есть. Но фишка в том, что они смотрят на такого рода проекты, как на нечто второстепенное и хорошего дизайна от них ожидать сложно. Плюс ещё есть несколько фишек, которые я придумал, но которые сейчас обсуждать смысла нет. Если книгу начать делать сейчас, то где-нибудь в начале 2010 года она вполне может выйти.
Так что если есть заинтересовавшиеся в финансировании супрепроекта: «Ударим книгой совкам по голове» – милости прошу, пишите в комментариях или в личку.
PS: Да, всем, кто в прошлом посте оставил комментарии, что готов помочь в выпуске книге о Совдепе, я выражаю искреннюю признательность. И если в самом деле дойдёт до работы над книгой, я свяжусь со всеми, предложившими свою помощь.
Journal information