Посмотрел сегодня цветную серию «Семнадцати мгновений весны». Фильм стал похож на цветные картинки из немецких журналов времён войны. Там большинство цветных фотографий были раскрашенные от руки ч/б фото (ну примерно как вот эта, вынесенная в заголовок). В новой редакции фильм смотрится забавно в стиле: «Интересно, а как вот эта сцена раскрашена? Ухты, а когда Штирлиц стреляет в Клауса, у него синий плащ. А у Геринга и его штабных мундиры-то синие. И кафельная плитка в ванной Штирлица синяя…» Ну и т.п.
А вообще, конечно, как сказал кто-то из читателей в комментариях, непонятно из-за чего сыр-бор по поводу цвета разгорелся: ч/б копии фильма ведь никто не уничтожил. Так что кому хочется, запросто могут DVD в ч/б варианте смотреть.
Кстати, про разные нестыковки в фильме «Семнадцать мгновений весны» много всяких фишек ходило. Тут и странный повод зайти к гестаповцу под видом поиска снотворного – это когда все вокруг не спят сутками и валятся то усталости, и идиотская сцена встречи Штирлица с женой в пивной и т.п. Но вот по крайней мере одну фишку никто, насколько я знаю, не отмечал. Вернее две.
Первая – это постоянные посиделки Штирлица в пивных в феврале 1945 года, хотя согласно указания Геббельса о «тотальной войне» ни одно увеселительное заведение Германии с декабря 1944 года не работало.
Но это факт в принципе известный. Просто не все обращают внимание на эту деталь в фильме. А вот второй момент могут заметить только те, кто знает муниципальные реалии Германии того времени.
Когда по ходу фильма Мюллер с гестаповцами прибывает в роддом, откуда только что забрал ребёнка эсэсовец Гельмут (который, кстати, единственный из вех эсэсовцев верно одет в полевую форму, тогда как остальные одеты в форму СС, которая была отменена в 1940 году). Так вот, между Мюллером и его старым приятелем происходит примерно такой диалог. Приятель, вспоминая какое-то убийство прошлых лет, называет улицу и номер дома, возле которого произошло убийство. А Мюллер раздражённо отвечает: «Ты вечно путаешь чётную и нечётную стороны улицы».
Не знаю, как сейчас обстоят в Германии дела с нумерацией домов, но в 40-х годах нумерация домов на немецких улицах очень сильно отличалась от того, что привычно нам. Наши улица в самом деле нумеруются таким образом, что чётные и нечётные дома находятся по разную сторону – этакая шахматка. В Германии же дома нумеровались следующим образом: на одной стороне улицы начиналась сплошная нумерация: 1, 2, 3, 4, 5, 6,… и т.д. вплоть до конца улицы. После чего нумерация переходила на противоположную сторону и шла навстречу, тоже сплошняком. Получалось, что на одной стороне улицы шла нумерация, например: 12, 13, 14, 15, 16…, а на противоположной стороне в этом же месте могло быть нечто вроде: 47, 46, 45, 43, …. То есть никаких чётных и нечётных сторон улицы.
Так что Мюллер никак не мог произнести такую фразу. Но это, конечно, мелочи. Хотя, как говорится, именно на мелочах срезается разведчик. Может Мюллер тоже был, того – русский разведчик? )) Кстати, Шелленберг в своих мемуарах писал, что Мюллер начал сотрудничество с советской разведкой чуть ли не в 1943 году. И ещё, как известно, Мюллер последним оставался в бункере Гитлера, когда уже все его покинули (с группой Монка), а советские войска его ещё не захватили. Что породило массу спекуляций о том, куда делся Мюллер.
Между прочим, Мюллера считали исчадием ада, а его организацию – преддверием ада на земле. Но на самом деле гестапо было довольно малочисленной структурой, а сам Мюллер был разным в разных обстоятельствах. Например, известен случай, когда Гиммлер приказал приговорить к четырём неделям ареста в тёмном карцере эсэсовца, охранявшего поезд, за то, что тот заснул во время поездки. Но Мюллер достал свидетельство окулиста, в котором говорилось, что при долгом нахождении в темноте у солдата может развиться глазная болезнь. После вмешательства Мюллера наказание было заменено обычным арестом.
Но это со своими. А что касается «врагов Рейха»… Что касается пыток, то конечно же гестапо использовало пытки, чтобы добиваться показаний. Но, вообще-то, этот метод используют все спецслужбы всех государств – и в прошлом, и в настоящем. Так что ничего сверхнеобычного в методах гестапо никогда не было. Интересна характеристика Мюллера, данная Рудольфом Гессом: «С людьми Мюллер был корректен, предупредителен и дружелюбен, он никогда не выставлял на передний план должность и ранг, но с ним нельзя было найти личного контакта». Вообще, Генрих Мюллер был образцовым немецким бюрократом, который максимально эффективно и добросовестно выполнял порученные обязанности. Хотя, пожалуй, именно в этой обыденной рутинности и коренится то, что многим внушает такой ужас.
В НСДАП Мюллер вступил только в 1939 году – партийные функционеры его сильно недолюбливали и всячески чинили ему препятствия. Группенфюрером (генерал-лейтенантом) Мюллер стал только в 1941 году с годовым окладом 15212,80 рейхсмарок (для примера: средняя зарплата немецкого рабочего была около 4 тыс. рейхсмарок в год, а KdF-Wagen – пресловутый народный автомобиль окрещенный позднее «Жук», первоначально стоил 990 рейхсмарок).
И последнее. Советский актёр Леонид Броневой ни капли не похож на настоящего Генриха Мюллера.
Journal information