1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Categories:

О справедливости


Вообще-то, лично я считаю, что у справедливости руки по локоть в крови. Так уж обычно получается. Впрочем, это конечно вопрос дискуссионный. Я же, собственно, о другом хотел сказать.

Если взять классического совпата-неофита, свалившегося с Луны где-то лет пять тому назад, то одним из краеугольных камней его риторики является тезис о социальной справедливости. Вернее, о несправедливости. Несправедливости, допущенной в отношении целых групп некогда примерного равного населения. В первую очередь, конечно, речь идёт о пенсионерах. Вопрос очень спорный, насколько хорошо пенсионер жил в СССР и насколько высокой была его зарплата. Очень многие бабушки в 70-х получали пенсию рублей 40-50. Воля ваша, но на эти деньги прожить было затруднительно. И, фактически, они не жили, а кое как выживали, особенно одинокие. На этот счёт есть очень пронзительная сцена в фильме «Калина красная», где Егор Прокудин приезжает к своей матери в деревню.

Так что дружный вой совков: «Сволочи, что вы сделали с бабушками» – он неискренний. Ибо с бабушками и в СССР поступали тоже не ахти. Правда – с этим я соглашусь – из квартир их не выбрасывали. В этом смысле в СССР бабушкам жилось лучше.

Но дело не в том. На мой взгляд фундаментальная несправедливость по отношению к людям, примерно так 30-х годов рождения и более старых, была допущена в том, что никто, начиная реформы, не озаботился тем вопросом: а может ли 60-70-летний человек в принципе адаптироваться к резко изменившимся правилам игры? Может ли старый человек сменить свои стереотипы поведения? Советская пенсия была если и выше, то очень незначительно, чем нынешняя. Но советская пенсионерка очень хорошо знала правила игры Совдепии и потому в общем и целом была социально мобильной. Российский пенсионер в этом смысле в гораздо худших условиях – его болтает, словно щепку в шторм и он ничем не может себе помочь. Просто не умеет и переучиться не может.

Это конечно же несправедливо.

Но имеют ли право совки пылать праведным гневом по этому поводу? Я считаю, что никаких моральных прав, чтобы рассуждать о справедливости, у них нет. Почему? Да потому, что именно из их рядов слышатся постоянные радостные вопли: «Репрессировали в революцию и 30-х дворян и всяких попов? Ну так мало им». Или даже так: «мало расстреливали». Давайте посмотрим на те события через призму нынешних.

В СССР пели чудесные песни о том, что «молодым везде у нас дорого», но при этом в текст песни не включалось положение о детях врагов народа. А дети эти были самым серьёзным образом поражены в правах. Причём это «работало» не только при Сталине. Например, один из выдающихся советских конструкторов ЭВМ Б.И. Рамеев мало того, что «как сын врага народа» в 1938 году после ареста отца был отчислен из Московского энергетического института, так это затем преследовало его всю жизнь. Он не мог вступить в КПСС и, как следствие, не имел возможности занимать высокие руководящие должности. Даже в 70-х годах, когда пытавшиеся помочь ему люди выхлопотали для него должность начальника главного управления вычислительной техники при Государственного комитета по науке и технике при Совете Министров СССР, оказалось, что он её занять никак не может – «сын врага народа».

А сколько было таких сыновей, дочерей и жён? Я уже публиковал (http://germanych.livejournal.com/115800.html) документы, согласно которым репрессированных по 1954 год было 3,8 млн. человек. Стало быть, жёны и дёти этих людей автоматом становились членами семьи «врага народа» и существенно поражались в правах. То есть помимо 3,8 млн. репрессированных, можно прикинуть цифру где-то в 7-10 миллионов членов семей, которые не могли устроиться на очень многие виды работы (с хорошей зарплатой), не могли учиться в институтах. Весьма заметный процент. Это справедливо? С точки зрения совков – да, справедливо.

Или другая строчка песни: «старикам везде у нас почёт». Это пели в стране, которая всех стариков, рождённых до революции, делила на две группы: хорошие рабоче-крестьянские старики и плохие старики из дворян, буржуазии, священников, кулаков, да в общем-то и профессуры. И вот второй группе стариков не только не оказывали никакого почёта, а, напротив, периодически эта группа прореживалась, трамбовалась и искусственно уменьшалась. Это справедливо? С точки зрения совков – безусловно справедливо.

Или вот такой момент. Просто представьте, что должен чувствовать человек, который своей энергий создал собственное дело, открыл завод и вот однажды к нему приходят быдлоиды и говорят: «Всё, дядя, слазь, теперча ты гавно, а твоим заводом мы владеть будем и управлять. Кто был ничем и всё такое прочее». А в его шестикомнатную квартиру заселяют кучу непонятных персонажей с Хитровки. Так вот что должен чувствовать такой человек и члены его семьи? Это справедливо? Да, совки глотку порвут, доказывая, что это справедливо.

Так вот, если совки считают, что власть, которая миллионы людей поражала в правах, низводя их порой на уровень биологического выживания, поступала справедливо, что справедлива та власть, которая отбирала у людей просто так нажитое ими имущество, а их самих оставляла ютиться в одной комнате некогда их квартиры, то у таких совков нет никакого морального права сокрушаться и возмущаться нынешним положением пенсионеров, которые попали под раздачу в силу изменившегося политического строя. То есть конечно, совпаты будут и дальше завывать на этот счёт, но это выглядит в высшей степени лживо. И даже мерзко. Ибо когда один и тот же человек говорит, что Ивана Антоновича Минин (http://germanych.livejournal.com/115800.html) расстрелян в 1937 году правильно и этот же самый человек льёт крокодиловы слёзы о положении нынешних стариков, то такой человек исповедует двойную мораль и, как всякий человек двойной морали, неприятен.

А справедливость, мне кажется, если и бывает, то только высшая. Не человеческая.

Сейчас есть рассказчики, которые в развале СССР винят «советскую интеллигенцию», сочиняя всякий бред и думая, что никто уже не помнит, как на самом деле развивались события конца 80-х, начала 90-х. Так вот, ударным отрядом демократов и главными защитниками Ельцина Б.Н. были тогда вовсе не метущиеся интеллигенты, а все из себя такие крепкие и знающие себе цену шахтёры. Да-да – пролетарии. Это как-то уже забылось, но именно шахтёров в несметном количестве периодически завозили в Москву на время всяких там сложных политических событий вроде съездов народных депутатов конца 80-х, начала 90-х. И они, грозно стуча своими касками, угрожали всем несогласным со сменном курса: «Ельцина не трожь!». Так было на самом деле.

Но я немного о другом. Прошло некоторое время и эти же самые шахтёры оказались в этой же самой Москве, но только в других политических реалиях. Причём политические изменения произошли при их горячем одобрении и физической помощи. И снова они сидели на Горбатом мосту, и снова били касками о брусчатку. Только лозунги были уже несколько иные. Им, видишь ли, зарплату перестали платить. И они были этим очень недовольны.

Воля ваша, но я в этом видел какую-то высшую справедливость. И мне этих шахтёров нисколько не было жалко.

А бабок-пенсионерок нынешних, безусловно, жалко. И дедок-пенсионеров тоже. Но и тех бабок и дедок, а также молодых людей, которые в 20-30-х стали жертвами большевистской справедливости, мне тоже очень и очень жалко. А совпатам их почему-то не жалко. Не в силах я понять их логику. Непостижима она для меня.
Tags: Мысли вслух
Subscribe

promo germanych февраль 23, 2011 20:03 54
Buy for 50 tokens
Вот иной раз спрашивают: «Какой ваш любимый фильм?» Задумаешься тут. Вообще странно иметь какой-то один любимый фильм, любимую книгу, любимую пищу или, скажем, любимый цвет. Это похоже на детские анкеты в тетрадях, когда в на каждой странице задавался какой-нибудь вопрос (про любимый…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments