Богачи бывают разные. Прошу прощения за избитую сентенцию. Меня извиняет только то, что это правда. За мою бурную биографию (которая, надеюсь, ещё далека от завершения) мне пришлось пообщаться с неимоверным количеством людей из самых разных слоёв общества и самых разных регионов. В том числе и с богатыми людьми. В том числе и очень богатыми.
Были богатые в прошлом; из тех, что неожиданно сказочно разбогатели в начале 90-х, а затем так же стремительно лишились своего богатства. Эти, насколько я заметил, налегали на водочку, Православие и воспоминание о том, что когда-то у них был правительственный ЗИЛ.
Знавал я и таких, которые не только не растеряли свои богатства, полученные в начале 90-х, но приумножили их, став весьма и весьма влиятельными людьми. Но исконную советскую простоту они не растеряли и решая важные дела – «давайте мы заработаем немного денег», любили говорить они – потягивали коньяк, закусывая простым яблоком. Добрейшей души люди. Кое-кто из них прошёл по трупам своих недавних компаньонов. И это как-то бросалось в глаза. Есть, знаете ли, во взгляде человека, закопавшего несколько трупов, что-то этакое.
Кстати, а откуда взялись все эти богатства? Ведь никто же не поверит, что какой-то кооператор конца 80-х, продавая на Арбате дурацкие пластиковые поделки, отлитые из переплавленных зубных щёток, вдруг стал миллионером. Ну вот расскажу такой пример. Рассказан мне одним бывшим генералом Министерства обороны СССР. Когда произошли события августа 1991 года – если кто помнит, там было нечто вроде государственного переворота, правда до сих пор так и не решили, кто был злодеем, а кто д’Артаньяном – так вот, образовалась несколько необычная картина чего-то вроде полного безвластия. И оказалось, что некоторые люди на короткий срок стали как бы владельцами многочисленной собственности СССР. В том числе военной. И могли в течении некоторого срока: несколько дней–неделя, делать с этой собственностью всё что душе угодно.
Как рассказывал мне этот генерал (уже покойный), министерство обороны в эти дни гудело. К нему периодически заходил то один, то другой знакомый и спрашивал что-нибудь вроде: «Будешь брать краткосрочный кредит, чтобы крутануть деньги? Миллионов десять рублей». Это в 1991 году очень большие деньги. Когда же мой знакомый робко спрашивал, кто же им даст такую уйму деньжищ, то его успокаивали: «Да ерунда, под склады ГСМ в Западной группе войск кредит возьмём. Всего на недельку. Есть знакомый в банке». О, в те дни очень многие люди сделали себе очень неплохие состояния. Многих, правда, потом отстреляли. Ну да я не об этом.
Хочу я рассказать об одном очень богатом человеке, который приобрёл богатство другим способом. Назову, его, скажем, Бакенщик. Этот Бакенщик ни в каких министерствах обороны не служил. Зато бог ему помог оказаться причастным к процессу приватизации собственности в одном аэропорту – назову его Бабушкино – одного очень крупного рукастого города, руку которого в недавнем прошлом боялись даже в Вашингтоне. Об этой истории лично я знаю не понаслышке. Впрочем, не суть.
Начинал Бакенщик с того, что гонял чартерные рейсы в Китай и обратно. Типа, торговые отношения и всё такое. И что характерно, брал он товаров, скажем, 300 тонн, а декларировал 200. В итоге экономил на топливе (ибо для 200 тонн груза топлива отпускалось меньше, чем для 300) и – вы угадали – на таможенных сборах. Этот милый пустячок – 100 тонн беспошлинного груза, помноженный на частоту рейсов, сделал господина Бакенщика весьма состоятельным человеком.
Вы можете сказать, что очень опасно лететь в дальнюю даль на самолёте с 300 тонн груза, имея на борту топлива только для 200. Согласен, очень опасно. Самолёты взлетали буквально, как говорят специалисты, «с последней плиты». А приходили в пункт назначения «на одних парах», т.е. с практически пустыми баками. Но это детали. Лётчики рисковали, ибо им надо было кормить семьи. А Бакенщик рисковал, ибо ему тоже надо было кормить семьи. Причём не только свою, но и семьи различных государственных служащих, в первую очередь – Государственного Комитета по имуществу.
Ибо у господина Бакенщика давно текли слюнки на аэропорт Бабушкино. И благодаря чемоданчикам с ровно нарезанной зелёной бумагой, регулярно заносимым в ГКИ, господин Бакенщик постепенно стал владельцем самых разнообразных наземных служб славного аэропорта Бабушкино. Суммы, которые он заносил в середине 90-х, были просто смешны. Самый важный чиновник за подмахивание сделок на собственность стоимостью в миллионы долларов, получал какие-то жалкие 30-50 тысяч долларов. А челядь помельче получала и вовсе крохи. Да, это не сказка, это быль. Такие тогда были расценки. Чиновники в те времена были смирными и покладистыми. Были благодарны любой копеечке, которую им приносил какой-нибудь очередной Бакенщик.
Но время шло. Аппетиты чиновников росли. На сумму в 10 тысяч долларов они уже стали смотреть, как солдат на вошь, кривить губы и вообще демонстрировать полное взаимонепонимание. Бакенщик и его идейные товарищи поняли, что ставки повысились и начали набавлять. Набавляли, набавляли и…
…И в один прекрасный день откормили монстра, называющегося «Российская бюрократическая система». Да-да, господин Бакенщик и его друзья были уверены, что чиновник и дальше будет с поклоном получать смешные деньги, которые он ему предлагает. А чиновник – он тоже человек, у него тоже есть гордость, причём в недавнем прошлом – советская гордость. И чиновник не собирается всю жизнь закрывать за какие-то жалкие 50 тысяч долларов глаза на то, что государственная собственность перекочевала в карман господина Бакенщика, мягко говоря, не совсем законно. Иначе говоря, чтобы сохранить собственность, господин Бакенщик должен был платить всё больше и больше. Сказывают, что недавно у господина Бакенщика начались какие-то проблемы. Сказывают, что его хотят из Бабушкино попросить, а собственность передать другим людям, которые понимают толк в делах и готовы входить в тонкости нежной душевной организации российского чиновника и членов его семьи. Так что, как говорится, ещё не вечер.
Мораль. А мораль-то, собственно, проста. Господин Бакенщик очень хотел регулярно кушать бутерброды с икрой, но о последствиях он думать не хотел. Это примерно как те неведомые далёкие люди, которые райское местечко – бассейн реки Амазонки – превратили в какую-то клоаку, в которой человеку жить небезопасно из-за обилия разных мутировавших тварей типа анаконд, пираний и прочих аллигаторов. В России получилось примерно так же. Господа Бакенщики так усилено кормили российских чиновников зелёной бумагой, что выросло нечто страшное, что сегодня грозит скушать самого господина Бакенщика и его друзей (а кое-кого уже скушало).
Увы. В мире всё устроено несколько сложнее, чем иной раз видится попервоначалу. И сегодня нередко от богатых людей – а порой и очень богатых – мне приходится слышать грустные сентенции: «российские чиновники уже взятки не берут». Да, докатились. То есть брать-то они конечно берут. Но только очень по хитрому и цены называются слишком уж нереальные. Хуже всего, конечно, пресловутому малому и среднему бизнесу. Ибо если господа Бакенщики ещё худо бедно деньги на взятки находят, то их менее богатые собраться с этим уже справляются с трудом. Но это уже другая история.
PS: Сходство персонажей фильмы с реальными людьми и событиями является случайным и налогом на добавленную стоимость не облагается.
Journal information