Реклама

Previous Entry | Next Entry

Шекспир отдыхает

  • 2 Окт, 2008 at 1:04 AM
night


Не знаю кого как, а мне что-то уже малость поднадоела тема про Совдеп. Не то чтобы она иссякла – отнюдь. Но надо сделать передышку. Хочется поговорить о чём-нибудь вечном, а любви, дружбе, благородстве и рыцарстве. Засим предлагаю вниманию небольшое историческое эссе из давешних времён. Эссе мною названо:

У остготского короля Теодориха Великого женой была некая Автофледа – то ли сестра, то ли дочь франкского короля Хлодвига. От этого брака родилась дочка. Дочка подросла и вместо того, чтобы стать настоящей принцессой, сбежала из дворца со слугой Трагвиланом. Королева отправила за беглецами отряд воинов. Преследователи нагнали беглецов, убили Трагвилана, а принцессу, избив как следует, вернули к матери. Дочка решили отомстить и однажды подсыпала Автофледе в чашу для причастия яд. Новый отсготский король Теододад решил примерно наказать юную отравительницу. Как-то раз, когда принцесса пошла со служанкой в баню, их заперли и сварили заживо горячим паром.

Большой энергией отличалась жена франкского короля Хильперика – Фредегонда, в прошлом служанка. Хильперик же однажды, по примеру брата Сигиберта, решил зять в жёны принцессу королевских кровей и отправил послов к королю испанских вестготов Атанагильду, свататься к его дочери Галсвинте. Атанагильд внял увещеваниям послов и отправил дочку в франкское королевство с дорогими дарами. Хильперик дал от ворот поворот Фредегонде и сделал королевой Галсвинту. Впрочем, Фредегонду тоже не отослал далеко, продолжая посещать и её кровать. Новая королева долго терпела, но в конце концов заявила, что с неё хватит и, попросила мужа отправить её домой. Причём приданое оставляла Хильперику. Хильперик изобразил раскаяние, уговорив Галсвинту остаться, но сам приказал слуге задушить её при первом удобном случае. Что слуга и выполнил. Так Фредегонда вновь стала королевой.

Тем временем любопытные события разворачивались на севере Италии – в королевстве лангобардов. У лангобардского короля Альбоина умерла жена и он взял новую – Розамунду. Выбор был не очень удачным, поскольку незадолго до женитьбы, Альбоин убил отца Розамунды. Нечего удивляться тому, что Розамунда ненавидела мужа, а любовь свою подарила оруженосцу короля Гельмигису. Гельмигис отвечал полной взаимностью, немало не беспокоясь на тот счёт, что наставил рога самому королю. Ясное дело, в этом треугольнике кое-кто был лишним, и Гельмигис с Розамундой точно знали, кто именно. Однажды они подослали к Альбоину убийцу, который без шума и пыли отправил Альбоина к лангобардским предкам.

Оставаться в королевстве возлюбленные сочли далее невозможным и, прихватив королевские сокровища, решили бежать в Равенну, которая тогда подчинялась византийцам. Говорят Розамунда была очень красивой женщиной, в противном случае как объяснить то обстоятельство, что в неё влюбился префект Равенны Лонгин. И что же умыслил этот малопочтенный муж (возможно даже коррупционер)? Он уговорил Розамунду умертвить своего любовника и выйти замуж за него. Розамунда была отчаянной девицей и, решив, что убийством больше или меньше – роли не играет, согласилась. Она подсыпала в вино Гельмигису яду в чашу. Но бывший королевский оруженосец, отхлебнув, почувствовал какой-то привкус и не очень доверяя любимой, заставил отпить из чаши и ей. В итоге – почти по Шекспиру – два трупа и безутешный префект, который лишился невесты и её сокровищ.

Тем временем в землях франков события развивались своим чередом. Фредегонда развлекалась тем, что подсылала убийц к сестре убитой Галсвинте – Брунгильде. Брунгильда была женой Сигиберта – брата Хильперика. А что вы хотите? У Фредегонды были вполне законные оправдания – гордячка Брунгильда на том основании, что в её жилах течёт королевская кровь, считала Фредегонду мужланкой и ни в грош не ставила, к тому же не любила за смерть сестры.

Однажды Фредегонда отправила к Брунгильде священника, который должен был втереться в доверие к ненавистной испанской гордячке и умертвить её. За что обещала священнику молочные реки, кисельные берега. Однако Брунгильда на раз-два расколола служителя культа и отправила его восвояси. Дома обиженная Фредегонда приказала отрубить клирику руки и ноги. После этого Фредегонда подослала к мужу Брунгильды – королю Сигиберту – убийц, которые на одной дипломатической вечеринке по случаю окончания очередной войнушки, пырнули его отравленными кинжалами.

Но долго радоваться Фредегонде не пришлось. Однажды её пасынок Меровей – сын Хильперика от первого брака, повстречался с Брунгильдой в Руане. И, что любопытно, влюбился в неё. Брачные дела тогда шли быстро и не успела Фредегонда оглянуться, как её пасынок уже был мужем ненавистной Брунгильды. Это был удар ниже пояса. Фредегонда мало того, что ненавидела Брунгильду, она также из принципа ненавидела всех детей Хильперика от предыдущего брака. Короче, надо было действовать и действовать незамедлительно.

Муж Фредегонды, король Хильперик, тоже не обрадовался такому браку и на том основании, что брак идёт против законов церкви (как ни крути, а Меровей и Брунгильда были родственниками), собрал большой отряд и нагрянул в Руан лично пообщаться с молодожёнами. Молодожёны ничего доброго от этого разговора не ожидали, а потому укрылись в базилике. Король разумеется клятвенно пообещал, что никогда не разлучит возлюбленных, но как только они вышли, силой увёз Меровея. Позднее Меровей был заключён под стражу. Правда он смог убежать и даже вернулся к супруге, но Брунгильда, похоже, уже охладела к своему новоиспечённому мужу и дала от ворот поворот. В итоге Меровей начал скитаться по разным франкским закоулкам, собрав ватагу удальцов. В конце-концов его изловили люди Хильперика, но Меровей, не ожидая от папаши душевной ласки, приказал слуге Гайдену заколоть себя. За это Гайдену отрубили руки и ноги и продолжали мучить, пока он не умер.

У Фреденгонды между тем от дизентерии умерли двое малолетних сыновей. Королева недолго ломала голову по этому поводу – ведь яснее ясного было, что это произошло из-за козней другого её пасынка – Хлодвига. Хлодвиг был влюблён в служанку королевы, мать которой была известной колдуньей. Колдунью подвергли пыткам и получили чистосердечное признание виновности Хлодвига. Королева сама допрашивала пасынка, а потом приказала отправить его в одну из резиденций на другом берегу Марны, где Хлодвига тихо и мирно прирезали королевские слуги. Заодно Фредегонда расправилась с сестрой и матерью Хлодвига (бывшей женой Хильперика). Вот что значит женская ревность. Хильперик, узнав о случившемся (ему сказали, что сын погиб сам в результате несчастного случая), не проронил ни слезинки.

Между прочим, Хильперик был вовсе не таким уж злодеем, как может показаться. Он был компетентен в богословии, строил церкви и сочинял латинские стихи. Даже произвёл реформу латинского алфавита, введя в него три новых буквы (так франкам было удобнее). Но к чиновникам был суров, инструктируя их: «Кто будет пренебрегать нашими распоряжениями, у того выколют глаза». А что такого? С чиновниками по другому тяжело.

Между прочим, от дизентерии умерла бургундская королева Австригильда по прозвищу «Бабилла». Уже на смертном одре она взяла с мужа клятву, что вслед за ней будут казнены два её лечащих врача. Вот это был стимул хорошо лечить, я понимаю.

Дети Фредегонды удались в маму. Например, её дочка Ригунта была ещё той гламурной дамой. За неё к королю Хильперику посватался король вестготов для своего младшего сына. Хильперик согласился и отправил Ригунту в Испанию вместе с 4-тысячным отрядом и дорогими дарами. Но по пути на отряд напал какой-то самозванец Балломер и сватовство расстроилось. Вернувшись в родные пенаты, Ригунта стала проповедовать свободные нравы. С мамашей Фредегондой любящая дочка не только постоянно ругалась, но нередко дралась на кулаках, обзывая Фредегонду служанкой. Фредегонда всё тщательно обмозговала и пошла на мировую. Для закрепления новых хороших отношений пригласила дочку в кладовую, посулив дорогих подарков. В кладовой любящая мама открыла самый большой сундук, предложив дочурке самой выбрать себе подарок по душе. Ригунта сунула жало в чрево сундука и – бац! – Фредегонда прихлопнула шею дочки тяжеленной крышкой и навалилась всем корпусом. Ригунта наверное была не слабой барышней, в связи с чем стала отчаянно орать. На её крики сбежались слуги и Фредегонде ничего не оставалось делать, как всё свести к невинной шутке.

Скоро у Фредегонды и Хильперика родился новый сын – Хлотарь, которые оказался более живучим. В связи с чем Фредегонда рассудила, что быть регентшей при молодом короле гораздо симпатичнее, чем королевой при настоящем короле и в 584 г. неизвестный убийца убил кинжалом Хильперкиа, охотившегося в окрестностях Парижа.

После смерти мужа, Фредегонда стала править самостоятельно. Отличалась беспристрастностью и справедливостью. Так, рассказывают об одном её судебном разбирательстве. Однажды между семействами двух франков вспыхнула ссора – один обвинял другого в измене своей сестре, которую второй взял в жёны. Дошло до пролития крови. Фредегонда вызвала участников вендетты к себе на пир для примирения. На пиру всех участников ссоры зарубили топорами. Чтобы никому обидно не было.

Умерла эта добрая женщина в 597 году. Больше всего она жалела, что уходит из жизни, а ненавистная Брунгильда остаётся жить.

Впрочем, кончина Брунгильды наверняка порадовала бы Фредегонду. В 610 году после длительного и весьма мрачного правления Брунгильды, которой стукнуло 70 лет и которая намеревалась уже править от имени своих правнуков, её собственные подчинённые выдали её Хлотарь II – сыну Фредегонды. Хлотарь II учинил над старой дамой суд, обвинив её в смерти десяти королей (скорее всего, Хлотарь приписал Брунгильде кое что из деяний своей мамочки). После суда, руки, ноги и волосы Брунгильды привязали к хвостам диких коней и погнали в разные стороны. После чего Хлотарь II истребил всё потомство Брунгильды, закончив славные деяния своей доброй матушки королевы Фредегонды.

Comments

( 32 комментария — Оставить комментарий )
[info]chevtv wrote:
1 Окт, 2008 21:23 (UTC)
дикие люди. хотя, я их прекрасно понимаю.
[info]germanych wrote:
1 Окт, 2008 21:41 (UTC)
Ну не такие уж и дикие - как никак VI век н.э. )
[info]chevtv wrote:
1 Окт, 2008 21:49 (UTC)
что-то мысль у меня мелькнула неэстетическая - я бы тоже порезвилась в этом 6 веке нашей эры... а что, в тихом омуте...
[info]germanych wrote:
1 Окт, 2008 21:56 (UTC)
Да, было где разгуляться. Однако же не каждой было суждено стать королевой. И не каждому - королём.
[info]chevtv wrote:
1 Окт, 2008 22:04 (UTC)
я не о короне... такая мелкая мышь со склянкой ядовитой... что, страшно?
[info]germanych wrote:
1 Окт, 2008 22:09 (UTC)
Аж мороз по коже.
[info]mamaykiev wrote:
2 Окт, 2008 16:51 (UTC)
Самые что ни на есть дикие. Только по сравнению не с реальностью, а с неким абсолютом, если угодно фантастическми произведениями или идеальным человеством. Лично у меня были стойкие ощущения при изучении истории в школе мол "ну дикиеее,(почти по Задорнову) уж в наше время такого быть не может просто никак потому что не может такого быть", а потом наступает непосредственное знакомство с реальностью и приходит понимание. Что у нас нифига не "уже цивилизованное общество", а поддерживается только видимость такого. Существование пиратов, рабства, ментов с их методами работы, гуантанамо, массовая резня, мышиной возни политиков, средневековые суды, войны типа Ю. Осетии, Чечни, Югославии, Ирака, уринотерапии и список можно продолжать до бесконечности или полного исступления. Меняется только обстановка да оружие в связи с технологическим прогрессом, но поведение людей и нравы увы, разве что травят реже
[info]germanych wrote:
2 Окт, 2008 17:20 (UTC)
Собственно, давно сказано: «времена всегда одинаковы». Меняется только мода. Да и та периодически возвращается.
[info]smelding wrote:
2 Окт, 2008 03:34 (UTC)
история про Брунгильду, Фредегонду и Сигиберта мне что-то смутно напоминает...
[info]germanych wrote:
2 Окт, 2008 07:54 (UTC)
А что именно?
[info]smelding wrote:
2 Окт, 2008 08:23 (UTC)
песнь о нибелунгах.
"спор королев", убийство мужа Брюнхильды Сгиберта (почти Зигфрида)...
[info]germanych wrote:
2 Окт, 2008 08:40 (UTC)
Так цикл Нибелунгов явно на фактическом материале основан. Например, погребение Алариха вместе с его сокровищами на дне реки (для чего сперва русло изменили, после погребения вновь восстановили, а всех рабов умертвили) могло стать протоосновой легенды о "золоте Рейна". Ну и другие элементы могли быть взяты из биографий реальных германских королей.
[info]emain_macha wrote:
2 Окт, 2008 05:17 (UTC)
Существует в Хрониках длинноволосых королей очаровательная история, почему именно Фредегонда приказала убить Хильперика. )) а вообще хроники и Церковная история Франков Григория Турского читаются просто как художественный роман.
А шестой век это все-таки варвары, переселение народов еще в процессе, Рим около столетия назад пал, даже меньше, Хлодвиг, помнится, в 511 помре, значит все действие уже после проистекало.
[info]germanych wrote:
2 Окт, 2008 08:00 (UTC)
Варвары? Ну как сказать. Несколько лет тому назад в музее им. Пушкина проходила выставка «Искусство Меровингов». Я туда пошёл в предчувствии окунуться в «мрачное раннее средневековье». В итоге я попал в светлое и нарядное постимперское искусство. Сама по себе римская культура в Галлии в 6 веке ещё не выветрилась и в общем-то продолжала цвести. И Меровинги сильно подпали под обаяние этой культуры. И то, что вытворяла Фредегонда вполне вписывается в поведенческий стереотип поздней Римской империи, которая в верхних эшелонах власти представляла из себя сплошной змеиный клубок с предательствами и прочими злодействами. Так что на мой взгляд, Фредегонда действовала скорее как жена какого-нибудь позднеримского императора, чем как жена варварского конунга.
[info]emain_macha wrote:
2 Окт, 2008 09:42 (UTC)
Аа, была, но мне не понравилось, кстати :) пожадничали французики, привезли массовичок всякий, массовые находки, ничего прямо супер интересного не было :) я ожидала хорошего оружия, честно говоря, и котелков всяких германских, а привезли вещи принадлежащие явно культуре римского типа. правда, организации выставок нам у них можно поучиться, таких замечательных информационных стендов я больше не видела.
В Галии, а точнее во франкских государствах (Австразии, Бургундии и иже с ними) существовало как бы две культуры, которые взаимодействовали друг с другом, но при этом были вполне обособлены и самостоятельны. У римлян и романизированных галлов были свои общины, законы, обычаи, не такие как у германцев (франков). Фредегонда, на мой взгляд, ведет себя как типичная германская, а возможно даже кельтская, женщина. Есть у меня подозрение, что у Фредегонды как раз таки были кельтские корни, и образ очень характерный, сравнимый с Боуддикой. Римские женщины такой политической и хозяйственной самостоятельностью не обладали, а вот германские и кельтские - пожалуйста (смотрим Тацита и радуемся).
[info]_devol_ wrote:
2 Окт, 2008 06:01 (UTC)
не дурственно для литературы Возрождения и Нового времени, когда она и была, собственно, сочинена. :)
[info]germanych wrote:
2 Окт, 2008 08:01 (UTC)
Боюсь, однозначно в ту или иную сторону это уж точно никто никогда не подтвердит и не опровергнет.
[info]emain_macha wrote:
2 Окт, 2008 09:45 (UTC)
Какое, пардон, Возрождение? Что именно вы относите к эпохе Возрождения и, уж тем более, Нового времени?
[info]janelight wrote:
2 Окт, 2008 06:24 (UTC)
Добрые, милые люди ))) Была тут только что в Праге, посетила музей пыток. Неизгладимое впечатление произодит человеческая изобретательность насчет нагадить ближнему своему...
[info]germanych wrote:
2 Окт, 2008 08:02 (UTC)
Да, человеческий разум неистощим. В том числе и в такого рода изобретениях.
[info]iz_pindemonti wrote:
2 Окт, 2008 14:52 (UTC)
Я тоже люблю историю средневековья. А вообще-то эти дамы - настоящие свиноты.
Мне нравится вся эпопея с крестовыми походами, которая, в сущности, определила историю Европы на много веков. Еще, были в те времена личности просто исключительные - Карл Великий, Блаженный Августин и многие другие.
В этой связи, что Вы можете сказать о феномене Фоменко?
[info]germanych wrote:
2 Окт, 2008 15:30 (UTC)
О феномене Фоменко сказать ничего не могу. Книг его не читал и не тянет. Интуитивно ощущаю, что не может такого быть, чтобы абсолютна вся хронология всех стран и народов была фальшивой и только один человек установил наконец точные датировки и места действий.
[info]iz_pindemonti wrote:
2 Окт, 2008 16:32 (UTC)
К слову о мифотворцах
Я просто удивляюсь, скольким людям Фоменко задурил голову. А мы тут разбираем вопрос о причинах советского мифа. Вот где фокусник и гений жанра! Он раскрыл всемирный заговор историков, которые зарыли в землю фальсификаты и одновременно во всём мире перетесали надписи на могильных плитах…
Просто роскошная бред!
[info]germanych wrote:
2 Окт, 2008 16:50 (UTC)
Re: К слову о мифотворцах
В переломные моменты истории крайне сильны мистические настроения и суеверия. Мне кажется, хронология Фоменко вполне подходит под определения суеверия. Только суеверия современного, суеверия эпохи математики и информатики.
[info]iz_pindemonti wrote:
2 Окт, 2008 16:53 (UTC)
Re: К слову о мифотворцах
Точно так.
[info]emain_macha wrote:
3 Окт, 2008 09:35 (UTC)
Re: К слову о мифотворцах
Фоменко - это отражение некоторой тенденции. Во время перестройки и так называемого "постмодернистского вызова истории" историкам вдруг оказалось необходимым доказывать состоятельность своей дисциплины как науки. Постмодернисты же, собственно, утверждали, что история не наука, так как не проверяема эмпирически. А Фоменко и иже с ним как раз внедряют, якобы, в историю методы точных наук, делающие ее проверяемой. %)
[info]avatarakali wrote:
10 Окт, 2008 07:05 (UTC)
дивное повествовани =) спасибо =)
всё прямо как в сказках: "и привязали они ее к лошади и пустили в чистое поле, и стали жить-поживать, да добра наживать " (с)
[info]germanych wrote:
10 Окт, 2008 08:17 (UTC)
Так почти все сказки и мифы имеют историческое основание. Сам по себе народ ничего не выдумывает. Он лишь пересказывает увиденное и услышанное, добавляя метафоры и гиперболы, то есть, так сказать, приукрашивая истории. А в случае с Меровингами и приукрашивать не надо было.
[info]chele_sta wrote:
10 Окт, 2008 07:25 (UTC)
Очень хорошо написано. Читаешь - не оторваться. :)
[info]germanych wrote:
10 Окт, 2008 08:18 (UTC)
Спасибо.)
[info]maya_yanush wrote:
10 Окт, 2008 09:00 (UTC)
прочитала с огромным интересом!
спасибо)
[info]xm_ad wrote:
10 Окт, 2008 19:33 (UTC)
0_0 сценаристы сериалов нервно курят по углам и перешептываюся...
( 32 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Декабрь 2009
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow