1965 (germanych) wrote,
1965
germanych

Кое что о правильной пропаганде


Пропаганда – одно из средств идеологической войны. Хорошо организованная пропаганда – это половина работы. А может и больше. Разумеется, качество материала, который отстаивает пропаганда, сильно влияете на эффективность пропаганды. Но даже при очень хороших исходных плохая пропагандистская подача может испортить всё дело. Зато умелая пропаганда может творить буквально чудеса.

На мой взгляд, одним из самых лучших пропагандистских проектов США против СССР был журнал «Америка». Это был просто высший класс работы пропагандиста. «Радиоголоса» тоже были серьёзным пропагандистским инструментом. Но всё-таки они работали в комфортных условиях для создателей радиопрограмм, ибо они могли говорить всё что думают об СССР, не мало не заботясь о советской цезуре.

Совсем иная была ситуация у тех, кто делал журнал «Америка». «Америка» распространялся в СССР по соглашению с советским правительством, то есть был легальным журналом. Это накладывало на этот журнал практически те же самые ограничения, что и на любое советское издание. Поэтому надо было быть воистину виртуозом правильной подачи материала, чтобы делать из этого журнала мощное пропагандистское оружие. Снимаю шляпу перед теми, кто делал этот журнал. Это высший пилотаж.

Чтобы не быть голословным, приведу сканы некоторых страниц журнала «Америка» с некоторыми комментариями.


Когда однажды в апреле 1981 года мать принесла с работы № 293 журнала «Америка», я буквально онемел. Ибо почти весь номер был посвящён рок-музыке. В этот день мы с другом на уроках почти не вынимали головы из под парты, разглядывая этот номер.


Цитата: «Элвис Пресли сочетал простые мелодии народных песен белой Америки с синкопированными ритмами негритянских блюзов»

Советских подростков конца 70-х – начала 80-х очень мало волновали проблемы дефицита продуктов и не очень сильно вопросы одежды (ибо «предки» всеми силами, а могли выложив не одну зарплату более или менее одеть своё чадо). Но никакой блат не мог дать доступ к информации о рок-музыке. Сегодня даже сложно представить, какой информационный вакуум был в этой области. Даже про советские тошнотворные ВИА писали в газетах довольно редко и слащаво-приторно. А что касается западной рок-музыки… Был журнал «Ровесник», выходящий раз в месяц, который иногда публиковал одну статью в рубрике «О музыке и не только». Но это был обычный советский поиск «плохого». Да и обычно писали там про не понятно какие группы. Редко там можно было прочитать про стоящую групп. Фотографий тоже не было, за исключением одной мутной (советская полиграфия не тянула нормально цветного изображения). А тут был полноценный американский журнал, на отличной мелованной бумаге (где-то 125 г для текста, если кто понимает о чём речь) с великолепной полиграфией. И настоящим рассказом о западной рок-музыке без всяких советских агитационных вставок. Не мудрено, что мы забыли всё вокруг.


Цитата: «…Справа: английские "Битлсы" – рок-группа, по популярности не имевшая себе равных.»

Элвис Пресли, Чак Бери, Дайна Росс, Рэй Чарлз, Джимми Хендрик, Эрик Клаптон, «Крим», Beatles, Rolling Stones, Боб Дилан, Вудстокский фестиваль… мы забыли всё на свете и впитывали, впитывали, впитывали в себя эту информацию, эти имена, эти события.


Кто помни 1981 год, представьте, что должны были испытывать мы с другом, разглядывая обложки Beatles, Beach Boys, Rolling Stones, Santana, Kiss (эта обложка в подборке на другой странице, которую я не отсканировал).





Сейчас этим обложками никого не удивишь. Сейчас есть Интернет. В 1981 года некоторые из этих обложек можно было увидеть только на мутных чёрно-белых десятых фотокопиях, которые кочевали по рукам. Журнал «Америка» бил просто прямой наводкой по простым советским старшеклассникам, кому удалось посмотреть этот журнал.


Некоторые имена и названия я впервые узнал только после просмотра этого журнала. Линда Ронстадт, «Флитвуд Мак», Били Джоэл, «Блондли»… Меня очень удивила цитата какого-то музыкального критика: «Я видел будущее рока; его зовут – Брюс Спрингстин». Брюс Спрингстин – мне это имя ничего не говорило. Там же была и строка одной его песни: «Я видел жизнь мою, летящую сияя, с заката на Восток…». Я тут же начал сочинять продолжение.

Но рок-музыка – это огон по подросткам. Но журнал «Америка» предназначался прежде всего для взрослых людей. И в этом смысле у него находились тяжёлые снаряды и для других групп населения.


Лусьен Аньел. «Супермаркету 50 лет».

Казалось бы, что может быть скучнее, чем статья про супермаркет. Но только не для советских читательниц этого номера журнала «Америка» 1980 года. Да, собственно, особо писать ничего не надо. Достаточно просто дать несколько разворотов витрин американских супермаркетов.





Чуть подробнее:

Цитата: «…рубленое мясо, куриные полуфабрикаты, жареные креветки, устрицы и рыбное филе. Сорт мяса, общая цена, вес и цена за фунт указаны на этикете пакета… Он [покупатель] может, нажав кнопку звонка, вызвать мясника, который отрежет ему мясо по заказу».

Жесть. Огонь прямой наводкой. В 1980 году советская женщина, которой достался такой номер журнала, смотрит на эти картинки и читает: «покупатель может, нажав кнопку звонка, вызвать мясника, который отрежет ему мясо по заказу». При этом она только что вернулась примерно вот из такого советского магазина:


Вот что такое высший пилотаж пропаганды. Настоящий пропагандист не истерит и не рвёт рубаху на груди. Он находит наиболее болевые места в обороне противника и наносит точечные удары мощной сто мегатонн. Но очень корректно и как бы отстранённо. Причём абсолютно объективно. Редакция «Америки» ничего не говорит про советские магазины. Она просто показывает американские супермаркеты. С советскими магазинами советский гражданин прекрасно знаком и без журнала «Америка». Это называется: использовать контекст, созданный противником. Не очень дорого, но очень-очень сердито.


Ну а в финале на разбитые и деморализованные части противника можно сбросить ядерную бомбу. Вот такую:


Простой такой американский холодильник. Но наносит удары посильнее авианосца «Нимиц». Это 1980 год, напомню.


Цитата: «Все шесть этажей выставочных залов, где модельеры и оптовики выставляют свои товары, выходят на крытый двор Атлантского рынка одежды»

Сегодня такой картинкой никого не удивишь. А тогда? Чудо. Чудо и есть.


Это уже не колбаса. Это уже внутренние интерьеры амеркианских магазинов одежды.





Цитата: «…среди прочего демонстрируются оригинальные образцы нарядов для дискотек и вечеринок».

Простая спокойная подача. Пропагандист вежлив и слегка улыбается. Главное ничего не навязывать явно. Советский человек найдёт, с чем сравнить эти картинки. Например, вот с этим:


Настоящая пропаганда – это стрельба по площадям. Ковровые бомбардировки – вот залог успеха. Но это ещё не весь успех. Совершит ошибку тот пропагандист, который забудет про точечную бомбардировку. Интеллектуалы! Если вы распропагандировали массу, но забыли перетянуть на свою сторону интеллектуалов, вы сделали полдела, а в итоге, скорее всего, всё вернётся на круги своя. Поэтому надо завоевать образованный слой, который думает не столько о колбасе, сколько о высших материях.


Вуаля! Никаких фокусов. Всё перед вами. Неторопливый рассказ не столько о том, как финансируются избирательные кампании в США, сколько рассказ о том, что в США есть настоящие избирательные кампании – с альтернативными кандидатами от различных партий, со свободой слова, публичными теледебатами. Да уж.


Цитата: «Повседневная деятельность партий на всех уровнях финансируется пожертвованиями отдельных лиц или частных организаций. Такой метод сбора средств считается надёжным способом против посягательств партии, стоящей у власти».

Пропагандисту очень важно правильно спрятать основной месседж. Итак, что прочитал здесь советский образованный человек? Правильно, он прочитал: «против посягательств партии, стоящей у власти». Выводы он сделает сам.

Вот что такое высший класс игры на рояле. Я очень многое постиг в пропаганде именно благодаря этому журналу.


Tags: Мысли вслух, Пропаганда
promo germanych март 5, 2013 04:20
Buy for 100 tokens
Настоящие правила приняты создателем, автором и владельцем блога germanych с целью упорядочивания и упрощения процесса общения с посетителями этого блога, которые по каким-либо причинам хотят участвовать в обсуждении предлагаемой автором повестки дня. Ничто из нижеописанных пунктов не…
  • 422 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 422 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author