Реклама

Previous Entry | Next Entry

Детский труд в СССР

  • 3 Июн, 2009 at 11:41 PM
night

Источник фото: rusproject.org

Когда долго – в течении нескольких месяцев, а то и года – думаешь о какой-то теме, то начинаешь замечать какие-то нюансы, которые раньше не бросались в глаза, о которых как-то не задумывался.

Описывая пионерские лагеря я, отвечая на комментарий о том, до какого возраста дети ездили в п/л, вспомнил, что сам я после 9 класса уже поехал не в пионерлагерь, а в лагерь труда и отдыха.

Лагерь был расположен под Симферополем. Жили мы в общежитии, переделанном из под коровника. Кормили нас ужасно. Но это в принципе ерунда. Ибо какой же моральный человек едет в Крым, чтобы кушать суп и котлеты? А черешни и прочих фруктов мы там наелись до отвала. И вообще у меня об этом лагере самые позитивные воспоминания. Я про другое.

Работали мы на консервном заводе. И в принципе, все операции – от загрузки свежих огурцов в моечный чан и вплоть до снятия с конвейера готовых 3-литровых банок и отправка их в автоклав осуществлялась нами – школьниками 6-9 классов. На всём заводе, помимо директора и бухгалтеров, я видел только двух взрослых работников: тётушку, которая разливала из шланга в банки с огурцами рассол и другую тётушку, которая вела учёт кассетам с банками, отправляемым в автоклавы. И всё. Всё остальное делали дети.

Нет, я ничуть не жалею о том летнем рабочем отдыхе. Мы наелись фруктов, заработали по 100 с лишним рублей каждый (в 1981 году это было ого-го!), несколько раз нас возили на море, да и изначально мы знали, куда едем. Так что, так сказать, претензий у меня ни к кому нет. Но я про другое.

Официально в СССР труд детей был запрещён. Но если вдуматься, то на огромном количестве таких вот консервных заводиков, разных полей и т.п. использовался в полный рост детский труд. И не будь детей, скорее всего эти производства просто заглохли бы. То есть советская экономика в известной степени зависела от плохооплачиваемого детского труда. Ведь это цинизм – лить крокодиловы слёзы о том, что «при царе» деть работали на заводах и фабриках, но при этом каждое лето бросать клич: «пионеры всей страны, а ну быстро убрали часть урожая, который без вас убрать некому и быстро выполнить рутинные малооплачиваемые операции, которые без вас выполнить некому».

Нет, безусловно, если бы пионер явился в отдел кадров и попросил устроить его на работу, ему бы дали от ворот поворот – по Конституции СССР детский труд запрещён! Но при этом этого же пионера не считалось зазорным отэксплуатировать в летнее время. Причём это в советской терминологии называлось не эксплуатация детского труда, а гораздо красивее – воспитание трудом. Воспитание! Понятно? Ибо при социализме эксплуатации не существует. Существует только воспитание.

Кстати, зеки ведь тоже – перевоспитывались. Трудом. А вы думали, он отбывали наказания? Вот уж ничуть не бывало. Воспитывались. Ну и пионеры тоже.

Comments

( 197 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[info]zalizyaka wrote:
3 Июн, 2009 19:50 (UTC)
Это о городских детях. А ведь были и сельские, которые обязаны были трудится в колхозе (типа шефство, помощь, прочие благородные слова).
В Средней Азии это вообще было обязательным, после уроков все школьники выходили на поле собирать хлопок. А иногда и вместо уроков.
[info]germanych wrote:
3 Июн, 2009 20:00 (UTC)
Ну да, сельские дети вообще наверное пахали без продыху.
(без темы) - [info]_eihwaz_ - 4 Июн, 2009 04:43 (UTC)
(без темы) - [info]omega14z - 4 Июн, 2009 06:37 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 18:41 (UTC)
(без темы) - [info]flammar - 8 Июн, 2009 16:44 (UTC)
(без темы) - [info]_eihwaz_ - 4 Июн, 2009 04:44 (UTC)
[info]snus71 wrote:
3 Июн, 2009 19:54 (UTC)
Ну можно и о студенческой "картошке" вспомнить. Правда был такой труд хоть и бесплатным (студентам вообще нихрена не платили), но черезвычайно неэффективным
[info]alexcha wrote:
3 Июн, 2009 19:55 (UTC)
Параллельно мыслим ;)
(без темы) - [info]alexcha - 3 Июн, 2009 19:56 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 3 Июн, 2009 20:01 (UTC)
(без темы) - [info]snus71 - 3 Июн, 2009 20:04 (UTC)
(объясняет) - [info]phd_paul_lector - 7 Июн, 2009 02:20 (UTC)
(без темы) - [info]jm_1973 - 4 Июн, 2009 09:06 (UTC)
[info]alexcha wrote:
3 Июн, 2009 19:54 (UTC)
Хорошо еще не забывать про "картошку". Правда я встречал и более интереные разновидности, типа сбора томатов, турнепса или даже груш. Но суть не меняется, в основном это проистекало в осенний период с отрывом от основного обучения.
[info]boza_revenge wrote:
4 Июн, 2009 04:09 (UTC)
В Саратовской области студентов гоняли не на картошку, а "на подидорки". И вот вдогонку история http://lj.rossia.org/users/boza/64236.html
(без темы) - [info]phd_paul_lector - 4 Июн, 2009 05:40 (UTC)
[info]koscha wrote:
3 Июн, 2009 19:55 (UTC)
Мы ездили после 7 класса, и как раз после седьмого класса я был последний раз в Пионерском лагере. Кстати в пионерском лагере - танцы и кино, так же были неотъемлемым ритуалом. Младшие отряды дико завидовали старшим.

А в трудовом лагере нам не платили. Работали мы по 4 часа, но был и план. То есть автомобиль с какой нибудь свеклой вы в эти 4 часа должны были нагрузить для отправки в магазины.

Да и еще. Помню и в пионерском лагере нас несколько раз водили водили в плодопитомник, где мы по плану должны были собрать по ящику смородины.
[info]germanych wrote:
3 Июн, 2009 20:02 (UTC)
Даже не платили? Ну это просто вопиющая эксплуатация детского труда.
(без темы) - [info]snus71 - 3 Июн, 2009 20:06 (UTC)
(без темы) - [info]flammar - 8 Июн, 2009 16:41 (UTC)
(без темы) - [info]koscha - 3 Июн, 2009 20:20 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 19:27 (UTC)
(без темы) - [info]koscha - 5 Июн, 2009 09:44 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 6 Июн, 2009 10:18 (UTC)
(без темы) - [info]grihanm - 3 Июн, 2009 20:22 (UTC)
(без темы) - [info]fracorvus - 7 Июн, 2009 14:22 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 7 Июн, 2009 14:50 (UTC)
[info]todesser wrote:
3 Июн, 2009 20:10 (UTC)
По детскому труду в школе: тонкая грань между необходимыми работами по самообслуживанию и собственно эксплуатацией детского труда.
Расчистка снега и уборка двора - вроде бы самообслуживание. Но с другой стороны, к уборке двора можно приравнять уборку строительного мусора после школьного ремонта. Или сам школьный ремонт, который дети иногда делали вместе с родителями. Обычно в августе классные руководители начинали вызванивать "Вася дома? А зайди-ка в школу! А папа случайно не в отпуске? Во, и папу прихвати! И пусть папа побелку захватит!".
[info]_eihwaz_ wrote:
4 Июн, 2009 04:46 (UTC)
и все это мотивировалось тем, что "вы же для себя и своих детей этоделаете!" (с) Суки! А налоги для чего платились?!
(без темы) - [info]todesser - 4 Июн, 2009 06:15 (UTC)
[info]aunt_poger wrote:
3 Июн, 2009 20:15 (UTC)
В школе приходилось выезжать на сбор... розовых лепестков. Вот это была работка! Подъём в 6 утра (пока роса не сошла), крест-накрест два холщовых мешка и — вперёд. До полудня надо было собрать 20 кг лепестков (это норма). Конечно, ничего не платили. Работали там месяц. Руки были ободраны шипами в кровь, как будто со стаей кошек дрался, и заживать не успевали. После этого сбор томатов (хотя, какие томаты в сентябре могли быть под Киевом???) в студенческие годы казался наградой, а уж яблок — тем более. :-)
[info]germanych wrote:
4 Июн, 2009 19:27 (UTC)
Трындец просто. Розовые лепестки! Про такое я ещё не слышал.
(без темы) - [info]aunt_poger - 4 Июн, 2009 20:59 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 22:33 (UTC)
[info]alexeyshornikov wrote:
3 Июн, 2009 20:25 (UTC)
Детский труд в Совдепе был всегда
В Совдепе детей заставляли работать бесплатно.

Например, в школах были дежурства, когда было надо поливать цветы, мыть классы, облагораживать территорию, таскать парты и т.д.

В сельских школах вообще была работа на полях. Я уж не говорю о Средней Азии и Закавказье.

С сбор макулатуры и металлолома?

Так, что Совдеп - самое худшее, что было в истории.
[info]germanych wrote:
4 Июн, 2009 19:26 (UTC)
Re: Детский труд в Совдепе был всегда
Но всё равно, изрядное количество людей убеждено в обратном.
[info]pavel_slob wrote:
3 Июн, 2009 20:29 (UTC)
Вы таки не так долго работали, а я живя в Крыму работал с 4 класса и по 10 включительо. Со второго сентября и до конца ноября, пока не ударят действительно сильные морозы. Мы ездили в колхоз несколько раз в неделю, а иногда и по субботам. Собирали все, что вырастили, овощи, фрукты, все, но еще больше пропадало на полях.
Представьте себе поле на котором работают головастики четвероклассники, у которых норма собрать за 4- 5 часов несколько больших контейнеров помидор, несколько сотен ящиков огурцов или еще что нибудь. А когда виноград собираешь по морозу... Сок течет, руки немеют, через несколько часов работы валишься с ног.
[info]germanych wrote:
4 Июн, 2009 19:25 (UTC)
Мрачно. Да, у нас была прямо-таки синекура.
(без темы) - [info]pavel_slob - 4 Июн, 2009 19:30 (UTC)
[info]Арсений Фёдоров [apazhe.net] wrote:
3 Июн, 2009 20:33 (UTC)
Я с 14 лет работал. Вполне себе через отдел кадров и всё такое.
[info]boza_revenge wrote:
4 Июн, 2009 04:18 (UTC)
+1. Я в 14 лет забил на тогдашнюю отработку и устроился к тетке в институт химиком-лаборантом. Многому научился, много химикатов натырил ;) еще и денег заплатили - купил японский спиннинг и безынерционную катушку, а для 14летнего пацана это МЕЧТА ;).

Да, нельзя было работать больше 4 часов (кстати, сейчас тоже нельзя, хоть ТК и сильно изменился)

(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 19:24 (UTC)
[info]jackill wrote:
3 Июн, 2009 20:54 (UTC)
Помнится, на уроках труда делали всякую хрень. Обещали заплатить одну сумму, а в итоге заплатили меньше на три четверти...
[info]jackill wrote:
3 Июн, 2009 20:58 (UTC)
Кстати, о трудовых лагерях. Мой друг, помнится, записался. Убирали город, сажали деревья. Дали им денег в... октябре. Но дали все. И он смог купить себе двухкассетный магнитофон и какой-то спектрум.
(без темы) - [info]boza_revenge - 4 Июн, 2009 04:22 (UTC)
(без темы) - [info]nnagina - 4 Июн, 2009 14:12 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 18:27 (UTC)
[info]patt25 wrote:
3 Июн, 2009 20:59 (UTC)
germanych wrote:Кстати, зеки ведь тоже – перевоспитывались. Трудом.
Верно.
В позднем СССР тюряги так и назывались- ИТК.(Исправительно трудовая колония)А надзиратели носили гордое имя "воспитатель".По определению БСЭ "ИТК представляют наиболее целесообразную форму учреждения, исполняющего приговоры к этому виду наказания, так как в ИТК наряду с процессом наказания осуждённых наиболее эффективно достигается цель исправления и перевоспитания путём привлечения их к общественно полезному труду.
ИТК, в зависимости от установленного в них режима и категорий осуждённых, подразделяются на колонии общего, усиленного, строгого, особого режимов, а также колонии-поселения".
Так что детский труд был просто очень гуманной формой подготовки к тому,от чего в СССР никогда нельзя было зарекаться.
Именно поэтому на призыв "Будь готов!"любой советский подросток, прошедший трудовую подготовку в раннем детском возрасте,мог ответить-"Всегда готов!"
[info]skydm wrote:
3 Июн, 2009 21:51 (UTC)
А по сколько вы часов там работали?Я тоже был в летнем трудовом отряде(ЛТО).Мы под Домодедово в садах работали-фрукты/ягоды собирали,пропалывали и.т.п.Работа сдельная была,но больше 4-х часов работать не давали,как мы ни упрашивали.Сказали,что по закону больше нельзя и точка!
[info]rechnayaloshad wrote:
3 Июн, 2009 21:53 (UTC)
полная лажа. Труд детей имел исключительно воспитательное значение. Никакого толку от работы детей/подростков на уборке картошки, скажем, не было, морока одна. Надо привезти, надо кормить, надо предоставить помещения, спроса с них никакого.

Примерно как сбор металлолома пионерами.
[info]kochenkov wrote:
4 Июн, 2009 02:24 (UTC)
Если Вам хочется считать это "полной лажей" - Ваше право. Или, может быть, просто таков Ваш опыт.
У нас в Иркутске были такие же лагеря труда и отдыха. В 40 километрах от города - поля (а, скажите, кто отдаст школе сельхозугодья исключительно ради воспитательного значения?!), среди них наш лагерь. Картошка, морковь, свекла, капуста. Начало 80-х (83-й, по-моему). Ездили, начиная с 7-го класса. Три сезона. Один - обязательно, остальные по желанию. Сверхурочно оставались, если мне не изменяет память, в основном ребята из неблагополучных семей - в лагере неплохо кормили. Списки составлялись с начала весны. Чтобы не поехать нужны были веские основания - главным образом, медецинские противопоказания.
Работа - в поле. Представитель колхоза указывал фронт и все, остальное делали сами, под надзором наших педагогов.
В лагере нам обещали залить бассейн (была там грязная чаша), да в мой сезон так и не.
Это касательно сельскохозяйственной практики для более старших классов.

Младшие (с 4-го по 6-й) работали на пришкольных участках и в городском озеленении. Вполне массово и в приличных, как мне теперь представляется, объемах. Называлось это удовольствие "городской лагерь труда и отдыха" и функционировал он по типу групп продленного дня. Три сезона. Минимум 4 рабочих часа в день. Вскапывали клумбы, сажали всякую траву, поливали. Делали это, однако, не в гомеопатических дозах (ак, какой розовый куст: посажу и стану за ним ухаживать!), а вполне массово. Я в свои 11 лет копал землю как заведенный, до мозолей на руках. Помню про этот возраст, потому как именно в том 81-м летел в турпоездку с Латвию и родители бились за разрешение сократить мою повинность на несколько дней. Разрешение было получено только по предъявлении билета на самолет и турпутевки.

Ну и еще немного "полной лажи", уже для совсем старших классов.
В 85г., после 9-го класса нас в рамках все того же "труда и отдыха" послали горбатиться на ИЗТМ (Иркутский Завод Тяжелого Машиностроения). Естественно, никакими важными для производства драг специальностями мы не владели, поэтому впахивали на подсобных работах. Я с месяц сколачивал ящики. Большие. Тяжелые. Работа была нормированная - за невыполнение дневной нормы ну не расстреливали, но порицали, орали, стыдили. По-справедливости сказать, нормы все-таки не были взрослыми - раза в два меньше, однако, мастер (или как там была его должность) все время тыкал там в глаза нашей "интеллигентностью" и "белоручеством". По итогам июня я получил 60р.

Теперь, уже с высоты своего опыта и экономического образования я вижу, что толк-то как раз был и немалый. Низкоквалифицированный труд на малооплачиваемых работах. А то и вообще неоплачиваемых. Ну не хватало в сельском хозяйстве рабочих рук! В таком случае, выхода - два:
1. отдать это самое хозяйство со всеми его циклами (чуть ли не с правом реализации!) на откуп частному элементу, что было немыслимо.
2. по возможности привлекать принудительный труд, что было и реализовано не только в отношении школьников, но также студентов и прочего городского населения.
Другое дело, что такой труд неэффективен по сравнению с нормально оплачиваемым, ну да за не имением гербовой в нашем отечестве всегда писали на клозетной...
(без темы) - [info]_eihwaz_ - 4 Июн, 2009 04:52 (UTC)
(без темы) - [info]rechnayaloshad - 4 Июн, 2009 06:19 (UTC)
(без темы) - [info]kochenkov - 4 Июн, 2009 06:37 (UTC)
(без темы) - [info]rechnayaloshad - 4 Июн, 2009 06:49 (UTC)
(без темы) - [info]kochenkov - 4 Июн, 2009 06:50 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 10:08 (UTC)
(без темы) - [info]kochenkov - 4 Июн, 2009 13:06 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 10:13 (UTC)
(без темы) - [info]rechnayaloshad - 4 Июн, 2009 10:41 (UTC)
(без темы) - [info]nastalgya - 4 Июн, 2009 13:30 (UTC)
(без темы) - [info]rechnayaloshad - 4 Июн, 2009 13:35 (UTC)
(без темы) - [info]nastalgya - 4 Июн, 2009 14:22 (UTC)
(без темы) - [info]rechnayaloshad - 4 Июн, 2009 17:21 (UTC)
(без темы) - [info]nastalgya - 4 Июн, 2009 18:39 (UTC)
(без темы) - [info]flammar - 8 Июн, 2009 17:00 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 19:02 (UTC)
(без темы) - [info]rechnayaloshad - 4 Июн, 2009 20:26 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 22:31 (UTC)
(без темы) - [info]rechnayaloshad - 4 Июн, 2009 22:48 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 23:16 (UTC)
(без темы) - [info]flammar - 8 Июн, 2009 16:40 (UTC)
[info]megapasha wrote:
3 Июн, 2009 22:40 (UTC)
Я учился в сельской школе. В 5-7 классах (кстати, время было уже постсовковое, но некоторые совковые традиции все еще действовали) довелось потрудиться в местном совхозе на уборке помидоров. Что характерно - бесплатно и со своим ведром. Но все-таки не скажу, что мне это дело не нравилось - во-первых, там еще никто не перетрудился (т.к. всем школьникам на результат и т.н. "норму" было глубоко насрать, а реальных рычагов влияния со стороны совхоза на тот момент уже не было), во-вторых - тусоваться полдня на свежем воздухе было гораздо интереснее, чем сидеть за партой, в-третьих - так как дело происходило ранней осенью, сразу после летних каникул - можно было постепенно привыкнуть к мысли о школе.
[info]vanya_tsukerman wrote:
3 Июн, 2009 22:54 (UTC)
К той же теме - про самообслуживание в учебных заведениях: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=793a08c9-89ec-4485-8eab-1f44ecda9f4a&docsid=798328 Это дело благополучно пережило совок, хотя и в меньших масштабах
[info]new_ivalon wrote:
3 Июн, 2009 22:59 (UTC)
Про студентов и осенние работы с отрывом от учебы надобы писать отдельный пост.
Фото у меня где-то есть.

И про работу всех учереждений по уборке,
помните, в рязановском "Гараже" (в Киеве его несколько лет после выхода не показывали, я специально смотрела, когда была на Кавказе) академик в сетки с картошкой свои визитные карточки кидал, для контроля качества?

Это было соединение умственного труда с физическим.
[info]ihatehuman wrote:
4 Июн, 2009 00:02 (UTC)
ага, застал немножко трудовые лагеря.
работал, как ни странно, кочегаром в лагерной котельной, на пару с местным дебилом (ну натурально умственно отсталый чел), вобщем забавно было, уголь\топка\обшарпаные развалины, романтика какбе, первый стакан водки опятьже. Не платили правда ничего.
[info]germanych wrote:
4 Июн, 2009 00:21 (UTC)
А в каком возрасте такое счастье было?
(без темы) - [info]ihatehuman - 4 Июн, 2009 00:29 (UTC)
[info]terkat wrote:
4 Июн, 2009 00:50 (UTC)
В 10-11 лет я отдыхала у тётки в деревне в Киргизии. Так там все дети работали на табачных полях: собирали листья, а потом эти листья нанизывали на шнуры с помощью длинных шпажек, похожих на шампуры.
С какого возраста начинался этот труд сейчас я сказать затрудняюсь, во всяком случае мои ровесники работали уже не первый год. Я тоже поучаствовала в этом процессе - помогала тётке. Честно признаюсь, НЕ ПОНРАВИЛОСЬ!
[info]germanych wrote:
4 Июн, 2009 10:00 (UTC)
Не понравилось??? Вот странно. Радетели советского счастья давно уже доказали, что детям очень нравится горбатиться в полях на уборке сельхозпродукции. ))
(без темы) - [info]fracorvus - 7 Июн, 2009 14:26 (UTC)
[info]dgtex wrote:
4 Июн, 2009 01:53 (UTC)
а что все забыли?
или только у нас было? Летом надо было обязательно отработать 2 недели- называлась трудовая четверть, блин! В школе мы красили, ремонтировали парты и т.п. Классы помладше обычно пришкольной территорией занимались - там всякие цветы, уборка мусора.
В последних классах мы стали работать в плодово-ягодном питомнике - ну там дейссно до пуза наедались ягод, яблок. Да еще нам по окончании работ выдали по банке сгущеного молока ( нас в Челябе это был дефицит!), печенье какое-то , конфеты.
В студенчестве колхозы помнятся "позитивом" - пьянками и девчонками, иногда драками с местными или тоже приезжими...
[info]lkfglkjf wrote:
4 Июн, 2009 03:19 (UTC)
О, точно. Было дело.
ремонт школы - для более-менее взрослых, озеленение скальных пород вокруг нее для мелких. Причем такое впечатление, что конечный результат был не важен, важно было, чтобы как в армии - заебались. У одной девченки папан был водила зилА на заводе - смотались в обед в лес, привезли из лощины чернозем и "саженцы" - вполне уже сформировавшихся размеров деревья - воткнули - получился весьма кошерный паркчок. сразу. Какая была истерика у директорши. Это надо было видеть.

Заставляли ведрами таскать воду хуй знает откуда. Хотя был шланг и рядом кран. Когда мы "позаимствовали" этот шланг и полили и свою деляну и окресные - тоже была офигенная истерика руководящего состава.
Re: О, точно. Было дело. - [info]eternalduck - 4 Июн, 2009 06:45 (UTC)
Re: О, точно. Было дело. - [info]al_timin - 4 Июн, 2009 12:22 (UTC)
Re: О, точно. Было дело. - [info]germanych - 4 Июн, 2009 19:10 (UTC)
Re: а что все забыли? - [info]_eihwaz_ - 4 Июн, 2009 04:58 (UTC)
Re: а что все забыли? - [info]fishkas_mom - 4 Июн, 2009 08:00 (UTC)
Re: а что все забыли? - [info]germanych - 4 Июн, 2009 10:03 (UTC)
[info]lkfglkjf wrote:
4 Июн, 2009 02:48 (UTC)
Картошка-хуёшка (неделю осенью пахать НА холяву)

Всякие суботники-шмуботники.

Мытье полов и уборка в школе.

Так называемая "производственная практика" на заводе после 8 класса (месяц!) мне 14 не исполнилось тогда, стало быть - детски труд. Причем работали без дураков - токарили на полуавтоматах. Только неполный день (часов 6, помоему) Чото даже заплатили. Одному из наших на гильотине тогда палец отхуярило.

Сам я официально работал с 15 лет и у меня уже была трудовая книжка - все было официально. По-моему, с 14 лет уже по закону можно было работать.
[info]germanych wrote:
4 Июн, 2009 10:51 (UTC)
Вообще-то по закону при оформлении требовался паспорт. А паспорт выдавался с 16 лет. То есть на постоянную работу раньше 16 лет устроиться по КЗОТ было нельзя. Но наверное кадровики какие-то лазейки находили.
(без темы) - [info]flammar - 8 Июн, 2009 16:34 (UTC)
(без темы) - [info]flammar - 8 Июн, 2009 16:37 (UTC)
[info]zerthurd wrote:
4 Июн, 2009 03:01 (UTC)
Ничего плохого в детском труде не вижу. Хотя, подобное двоемыслие (официально говорить, что он запрещён, но повсеместно использовать) считаю ебанизмом.
[info]lkfglkjf wrote:
4 Июн, 2009 03:04 (UTC)
А детский травматизм при работе на вредном производст
тоже ничего плохого не видите? Я за месяц работы ребенком на машиностроительном заводе чуть три раза не отправился к праотцам. Потому что на ТБ на тутошних заводах все кладут с прибором.
ну очень раздутая. - [info]lkfglkjf - 4 Июн, 2009 03:44 (UTC)
Re: ну очень раздутая. - [info]zerthurd - 4 Июн, 2009 03:47 (UTC)
Re: ну очень раздутая. - [info]lkfglkjf - 4 Июн, 2009 04:08 (UTC)
Re: ну очень раздутая. - [info]zerthurd - 4 Июн, 2009 04:15 (UTC)
(без темы) - [info]germanych - 4 Июн, 2009 10:54 (UTC)
(без темы) - [info]zerthurd - 4 Июн, 2009 11:15 (UTC)
(без темы) - [info]fracorvus - 7 Июн, 2009 14:30 (UTC)
(без темы) - [info]zerthurd - 7 Июн, 2009 14:40 (UTC)
(без темы) - [info]fracorvus - 7 Июн, 2009 14:57 (UTC)
(без темы) - [info]flammar - 8 Июн, 2009 16:54 (UTC)
(без темы) - [info]flammar - 8 Июн, 2009 16:48 (UTC)
[info]lkfglkjf wrote:
4 Июн, 2009 03:02 (UTC)
Да, это сейчас пугающе выглядит.
И дибильно. А при лёньке это было даже не нормой, а типа развлечением. Родители-то военное время очень хорошо помнили. И послевоенное. Там то работа мало того что пиздец была (смены по 14 часов), так еще и без отпусков и продыха. Под страхом посадки. И это еще мои родители, опять же, считали, что легко отделались - им повезло жить в рабочих поселках, а не в колхозе. В колхозе был вобще пиздец.
[info]lkfglkjf wrote:
4 Июн, 2009 03:39 (UTC)
Во. И еще один момент.
при всех этих трудовых приступах наблюдался один любопытный момент: детишки из простых (я и мне подобное быдло) и детишки золотой молодежи - директоров, чиновников и прочей сволочи. (улус у нас был мелкий, поэтому илитных школ не было) У нас в силу того, что родители заставляли работать на огородах с зеленых соплей, руки были заточены правильно и все работы мы делали без особого напряга и с недетскими навыками. Другое дело "золотые детки"... Правда, с нами, быдлами они тусовались на общих работах только первое время. Потом пропали и безо всяких объяснений в них не участвовали. И что характерно, никто и не интересовался даже, отчего это они не работают. Т.е. даже в мелком детстве мы уже "все поняли".
[info]boza_revenge wrote:
4 Июн, 2009 04:25 (UTC)
Но иногда такие лагеря являлись местом вполне качественного отдыха - http://lj.rossia.org/users/boza/61538.html
[info]germanych wrote:
4 Июн, 2009 18:28 (UTC)
Да дети всюду изыщут способ качественно отдохнуть.)
[info]a_william wrote:
4 Июн, 2009 05:15 (UTC)
Детский труд, как помощь колхозникам меня коснулся лишь однажды, когда после окончания учебы у нас была трудовая практика. Нас, московских школьников, возили в Совхоз им В.И. Ленина, тот котрый рядом с Москвой на Каширском шоссе, на прополку клубники. Обещаных денег мы не увидели, на весь класс всего червонец дали)).

ЗЫ тут вот интересное продолжение темы вожатых восмедисятых годов http://community.livejournal.com/76_82/4218566.html
[info]germanych wrote:
4 Июн, 2009 18:30 (UTC)
Спасибо за ссылку.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 197 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Декабрь 2009
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow